Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Глава III. Концепция психосинтеза Р. Ассаджоли





 

Итальянский психиатр Р. Ассаджоли разработал концепцию психосинтеза, которая является прикладной концепцией, не претендующей на собственную методологию других школ (глубинная, гуманистическая и трансперсональная психология). Его концептуальная система основана на предположении, что человек пребывает в постоянном процессе роста, актуализируя свой непроявленный потенциал. Структура личности, по Ассаджоли, сложна и складывается из семи динамических составляющих. Низшее бессознательное управляет базовыми психологическими активностями, примитивными инстинктивными потребностями и эмоциональными комплексами. Среднее бессознательное, ассимилирующее опыт, прежде чем он достигает сознания. Сфера сверхсознания - местонахождение высших чувств и способностей, таких например, как ситуация и вдохновение. Поле сознания включает анализируемые чувства, мысли, побуждения. О точке ясного осознавания говорится как о сознательной «самости», а высшая «самость» - это тот аспект индивидуальности, который существует отдельно от сознания, ума и тела. Все эти элементы входят в коллективное бессознательное: 1) низшее бессознательное (подавленные желания, комплексы, инстинкты, давно забытые воспоминания); 2) среднее бессознательное - это область, где пребывают все наши психологические навыки и состояния, которые могут быть произвольно перенесены в поле сознания; 3) высшее бессознательное, или сверхсознание - эволюционное будущее человека, все то, чего он может достичь в процессе развития: высшие парапсихологические способности, интуиция, творческое вдохновение, экстаз, духовность, влечения к любви, справедливости и т.п.; 4) поле сознания - непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний, доступных сознательному анализу; 5) сознательное личное «Я» - центр сознания, личности, но он исчезает, когда человек засыпает, находится под наркозом; 6) высшее надличное истинное «Я» (или «Свое»), которое пребывает над потоком мысли и состояниями тела и не подвержено их влиянию; «высшее Я» - совокупность возможностей человеческого развития, связующее звено между индивидуальными и всеобщими процессами, «высшее Я» - единое со Вселенной, а личное сознательное «Я» лишь частичное неполное отражение « высшего Я», его проекция на поле личности; 7) коллективное бессознательное - предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому, как море есть предпосылка каждой отдельной волны. Между человеком и другими людьми все время протекают процессы «психологического проникновения»; 8) воля; 9) ощущения; 10) эмоции-чувства; 11) импульсы-желания; 12) воображение; 13) мышление; 14) интуиция; 15) субличности - психологические образования, подобные живым существам, сосуществующими в общем пространстве личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни, имеет свои собственные движущие желания, мотивы, мысли, чувства, поступки, модель мира.



Пустые круги означают содержание сознания; чувства, ощущения, идеи и т.д. Точка означает «Я», которое на протяжении дня непроизвольно переходит от одного отождествления к другому: «Я счастлив», «Я устал».

«Я» может отождествиться с любым содержанием сознания, но может и разотождествиться с любым из них. Сознавая себя как «Я», человек имеет свободу выбора.

Важным элементом психосинтеза Ассаджоли является понятие субличностей - динамических энергетически-смысловых подструктур, которые облодают относительно независимым существованием. Субличность совокупность установок, поведенческих стереотипов, влечений, мнений, которые обретают целостную различимую форму в сознании человека. Каждая субличность обладает энергией, т.е. это не только смысловые образование. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни, имеет свои движущие мотивы, желания, мысли, чувства, формы поведения. Самые привычные субличности - те, что связаны с ролями, которые мы играем в жизни, например сына, отца, любимого, врача, учителя или служащего. Каждая субличность строится на основе какого-то желания целостной личности, выражает какие-то жизненно важные желания и цели человека. В каждом человеке есть большой набор субличностей других людей. Можно проанализировать, выделить эти субличности и дать каждой субличности «свое имя», которые из них могут походить на клички: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная крошка, Знаток, Одинокое сердце, Критик, Саботажник и пр. Игры, в которые играют эти субличности, их внутренние голоса для человека становятся деструктивными в том случае, если он не осознает их или не принимает мер для примирения конфликтных сторон внутри себя самого. Субличности становятся вредными только тогда, когда контролируют человека.

Одна из целей самонаблюдения - больше понять центр, сущность собственного «Я», усилить его, чтобы оно было способно разрешить конфликты между субличностями. Когда мы воспринимаем мир и самих себя мы отождествляем себя с той или иной субличностью. Субличностей много, и они могут сменять одна другую. Как только человек научится осознавать свои субличности, их голоса, он начинает по настоящему изучать себя, узнавать сущность своего «Я».

Не зная и не понимая себя, нельзя управлять собой. Чтобы постичь «Истинное Я», необходимо осуществить терапевтический процесс психосинтеза, который включает четыре стадии: 1) глубокое познание своей личности; 2) достижение контроля над различными элементами личности; 3) постижение своего «Истинного Я», выявление или создание объединяющего центра, в результате можно подняться от «личного Я» к «Высшему Я»; 4) психосинтез, формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

На первой стадии человек узнает о различных составляющих своей личности, познает свои субличности. Некоторые субличности могут быть близки к ее осознанию, некоторые более удалены от него, некоторые находятся в нижней бессознательной области, некоторые в области сверхсознания, многие в области среднего бессознательного. Не следует осуждать свои субличности (даже субличность Лентяй или Трус), ибо, осуждая личность, мы способствуем ее дальнейшему отпаданию от истока, способствуем ее ухудшению. Напротив, важно выяснить основное ценное качество каждой субличности, необходимое человеку в его жизни. Даже у трудных субличностей есть здоровое ядро, ее сущностное качество, например, субличность Лентяй первоначально несет здоровое качество сохранения - защиту здоровья и сохранения сил своего хозяина. Выявив сущностное качество субличности, можно интегрировать ее в свою жизнь, воссоединить с другими частями. Каждая субличность обладает энергией, а энергию уничтожить нельзя, ее можно лишь преобразовать. Можно отметить следующую пользу от работы с субличностями: 1) человек не только узнает разнообразные стороны своей личности, но признает, принимает свои части вместо того, чтобы изгонять их в бессознательное; 2) учится освобождать из-под контроля властвующих над ним сил субличностей, поднимает уровень своей внутренней интеграции, снимая противоречия субличностей; 3) может возвести свою субличность на высшую ступень раскрытия ее возможностей; 4) постепенно приближается к выявлению своего «истинного Я».

Следующим шагом будет отказ от отождествления себя с этими элементами (субличностями) и приобретение способности их контролировать. Эффективным методом для достижения контроля над различными элементами личности служит метод разотождествления, который базируется на следующем психологическом принципе: «Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем. Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя разотождествили». Например когда человек говорит «Я устал», «Я раздражен», «Я в унынии», он отождествляет себя с усталостью, эмоцией гнева, депрессией, и в этом случае человек не может бороться с этими негативными проявлениями своих субличностей. Но если человек разотождествит себя с указанными субличностями (например, «Меня пытается поглотить волна уныния, усталости или раздражения», «Мной пытается овладеть вспышка гнева»), в этом случае я не потерпит их вторжения. Человек должен осознать, что он не равняется эмоциям, не равняется мыслям, не равняется телу, не равняется ощущениям, что он есть центр чистого сознания и чистой воли, и поэтому он способен управлять и эмоциями, и мыслями и телом, и субличностями. После того как пациент постепенно открывает свой объединяющий психологический центр, можно достичь психосинтеза и интеграции всех «самостей» вокруг нового центра. Некоторые субличности в ходе самоисследования с использованием ребёфинга, методики контролируемого дыхания и музыки отражают подлинные древние, филогенетические, рассовые и реинкарнационные матрицы или опыт вхождения в сознание других людей, животных и пр. Таким образом, индивидуальная психика не только комбинирует человеческие, животные или природные символические формы, но, по-видимому, способна получать голографическую записанную информацию обо всем феноменальном мире - о его настоящем, прошлом и будущем.

Стадия собственно психосинтеза включает этапы: 1) определение своего представления о том, какой личностью хочет стать человек; 2) использование всех имеющихся в распоряжении энергией, развитие недостающих качеств или сторон личности через методы самовнушения и вызывания, через тренировку недоразвитых психических функций; 3) достижение согласия и взаимодействия между субличностями, достижение целостности личности. Взаимодействие субличностей можно достичь с помощью методов: заключение договора между противодействующими субличностями, либо снижение, уподобление субличностей друг другу, в результате достигается интеграция, целостность личности; 4) согласование и соподчинение различных психических функций, создание устойчивой структуры личности.

 


 

Заключение

 

Таким образом, в заключение своей работы мы пришли к следующим выводам.

Истинной отличительной чертой трансперсональной психологии является модель человеческой души, в которой признается значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания.

Почти во всех трансперсональных мировоззрениях выделяют следующие главные уровни: 1) физический уровень неживой материи, энергии; 2) биологический уровень живой, чувствующей материи/энергии; 3) психологический уровень ума, ЭГО, логики; 4) тонкий уровень парапсихологических и архетипических явлений; 5) причинный уровень, характеризующийся совершенной трансценденцией; 6) абсолютное сознание. Вселенная представляет собой интегральную и единую сеть этих взаимосвязанных, взаимопроникающих миров, поэтому не исключено, что при определенных обстоятельствах человек может восстановить свою тождественность с космической сетью и сознательно пережить любой аспект ее существования (телепатия, психодиагностика, видение на расстоянии, предвидение будущего и т. д.).

Трансперсональная психология наиболее глобально рассматривает человека, как космическое существо, связанное на уровне бессознательной психики со всем человечеством и всей Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировой космической информации, к информации человечества (коллективное бессознательное).

Согласно взглядам представителей этого направления, рождения проживание, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания (что часто может быть связано со страданием и его преодолением) ведет к высвобождению, выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в иные, более целостные отношения с миром.

Основными теоретическими источниками трансперсональной психологии, признаются, как правило, психоанализ.

Своеобразными основателями трансперсональных тенденций были К. Юнг, Р. Ассаджиоли, А. Маслоу, поскольку их идеи о коллективном бессознательном, о «высшем Я», о бессознательном взаимовлиянии людей друг на друга, о роли «пиковых переживаний» в развитии личности послужили основой для становления трансперсональной психологии.

сознание духовность трансперсональный подход психосинтез

 


 

Список литературы

 

. Психология личности / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 575 с.

. Психоанализ: учеб. пособие для студентов вузов / П.С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 479 с.

. Психология: учебник / В.В. Никандров. - М.: Волтерс Клувер, 2009. - 1008 с.

. Слотина Т.В. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.

. Психотерапия: учебное пособие / под ред. В.К. Шамрея, В.И. Курпатова. СПб.: СпецЛит, 2012. - 496 с.

. Основы клинической психологии: учебное пособие для студентов вузов / В.В. Нагаев, Л.А. Жолковская. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007 - 463 с.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.