Работа с беспокоящим воспоминанием. 5 глава
ПСИХОТЕХНОЛОГИИ УСПЕХА
Эта глава будет посвящена описанию различных способов достижения успеха. Речь пойдет о создании психологических предпосылок эффективной деятельности в наших многообразных жизненных начинаниях. Но прежде чем приступить к рассмотрению конкретных процедур, я хотел бы рассказать одну историю.
Около ста лет назад, в самом конце девятнадцатого века, моему прадеду было двадцать лет. Он хорошо играл на гитаре и любил петь романсы в домашнем кругу. Однажды, то ли случайно, то ли намеренно, он разбил корпус гитары на множество мелких частей. Прадед имел, что называется, "золотые руки" и сумел склеить из кусочков новый корпус инструмента. До сих пор в нашей семье вспоминают об изумительном звучании его старой-новой гитары.
Реорганизация человеческого опыта -- вот что лежит в основе всех используемых процедур. Разъединение опыта на составляющие, сортировка их по определенным принципам и новая сборка из этих составляющих некоторого целостного поведения. Причем поведение приобретает ряд новых, заранее заданных качеств. Вот, собственно, и вся работа, которую мы проделываем, изменяя самих себя. Все остальное -- это конкретика процедур и особенности внутренней организации того или иного человека.
Любая эффективная деятельность, ведущая к успеху, имеет целый ряд общих черт. Каждый из нас в своей жизни что-то умеет делать очень хорошо. В определенной области повседневного бытия человек является мастером. Причем мастерство -- это совсем не то, за что нас хвалят окружающие. Мастерство -- это деятельность, которую мы осуществляем настолько блестяще, что люди воспринимают ее, как нечто само собой разумеющееся, как некий естественный процесс. Когда вы наблюдаете, как работает мастер, то создается впечатление будто все это очень легко и просто. Иначе и делать-то вроде нельзя.
Например, каждый взрослый человек говорит свободно на своем родном языке. Это обычный процесс, не вызывающий особого удивления. В действительности язык -- одно из самых поразительных достижений человечества. Мы все в этом деле мастера. Таким же мастерством для современного человека является умение читать и писать. Есть люди, настолько естественные в общении, что мы даже не замечаем, как становимся друзьями. Есть гении доброты и сострадания. Они не ждут за свои дела никаких наград и никогда их не получат. За мастерство нет платы, оно само по себе величайшая ценность. Если вы ждете за что-то похвалы или вознаграждения, значит у вас есть еще возможность стать более эффективным, значит вы еще не достигли мастерства.
Успешная деятельность обладает некоторыми чертами мастерства. Каким бы ни было ее содержание, эффективность в значительной степени зависит от особенностей протекания, разворачивания деятельности. Содержание того, в чем мы проявляем активность, может быть очень различным. Но все, что мы делаем эффективно, имеет вполне определенное сходное внутреннее строение. Поэтому, когда человек собирается в чем-то стать мастером, то для этого ему необходимо придать соответствующей деятельности внутреннее строение мастерства.
Для демонстрации способа, как это можно осуществить, обратимся к фрагменту одного из наших семинаров.
Ведущий: В какой области, Михаил, вы решили добиться успеха?
Михаил: В ведения деловых переговоров.
Ведущий: Подумайте, что в общении с людьми у вас хорошо получается? Что вам дается легко, приносит удовлетворение, даже радость? Может вам с детьми очень просто общаться или с девушками свободно знакомитесь? Михаил, иногда люди очень эффективно решают проблемы с обменом некачественных товаров в магазине. Для кого-то большая трудность предъявить претензии, а кому-то и в голову не приходит, что ему могут отказать в его просьбе. Человек настолько естественен в своем желании обменять вещь, что никакого сопротивления у продавца даже не возникает.
Михаил: Пожалуй, я без труда могу произвести хорошее впечатление на человека при поверхностном знакомстве.
Ведущий: Вы уверены в этом?
Михаил: Да. Это для меня настолько привычно, что я не обращал раньше внимания. Вот сейчас, перебирая, заметил, что у меня много знакомых. Причем таких, с кем я встречаюсь в коридоре или на улице случайно. Такое пятиминутное знакомство. Хорошие отношения, но я к ним не стремился и не прикладывал каких-либо усилий.
Ведущий: У вас явно есть зрительный образ ситуации такого знакомства. (Реплика к аудитории.) Обратите внимание, Михаил смотрит как бы сквозь меня. У него расфокусированный взгляд, и смотрит он прямо перед собой. Это указывает на доступ к зрительным образам. Кроме того вы заметили, что он улыбается и кисть его правой руки двигается, как при рукопожатии. Действительно, для него данная ситуация очень приятна.
Михаил, сохраните этот зрительный образ. Он нам чуть позже понадобится. А теперь вы в ситуации деловых переговоров. Создайте зрительный образ. Есть?
Михаил: Да, у меня есть картинка.
Ведущий: Хорошо. Теперь поместите на заднем плане образ ситуации, в которой вы чувствуете себя совершенно естественно. А на переднем плане образ ситуации деловых переговоров. Сквозь ближнее к вам изображение смотрите на то, в чем вы мастер. Потратьте на это столько времени, сколько вам необходимо, чтобы заметить, как начинает меняться по своим параметрам образ ситуации деловых переговоров. Прежде чем Михаил нам расскажет о своем опыте, я хотел бы заметить следующее (обращается к аудиторам). За те минуты, пока Михаил работал со своими образами, его внешние реакции отчетливо показывали нам, как протекал процесс. Приблизительно секунд через десять после того, как он сосредоточился на двух изображениях, у Михаила закрылись глаза. Можно было наблюдать, как под закрытыми веками происходило интенсивное движение глазных яблок. Это говорит об определенных изменениях зрительных образов. Одновременно у него все время менялся рисунок морщин на лице и особенно вокруг глаз. Видно было, как менялся цвет кожи на щеках. Я бы еще отметил заметное подрагивание нижней губы. Это все указывает на наличие выраженных телесных ощущений.
Когда движение глазных яблок под закрытыми веками прекратилось, он открыл глаза, Взгляд был "остановившийся", -- глаза слегка расфокусированы. Он явно сосредоточен на определенном зрительном образе. Прекратился "танец" морщин, стабилизировался цвет кожи. Перестала подрагивать нижняя губа. Процесс закончился. Михаил, расскажите нам, что произошло.
Михаил: Первоначально оба зрительных образа были статичны и отчетливо отделены один от другого. Затем мне показалось, что возникло подергивание то ли первой картинки относительно второй, то ли наоборот. Я закрыл глаза, чтобы лучше разглядеть, и тут началось. Границы образов стали размыты, они как бы попали в одно пространство. Начал меняться цвет ближнего образа, и вдруг он ушел как бы целиком в середину второго. Как будто ближний образ стал маленьким круглым шариком и вдавился в центр дальнего образа. Этот шарик стал удаляться, вытягивая за собой пространство второго образа. Если надавить пальцем на середину детского воздушного шарика, то он начинает трансформироваться, повинуясь движению пальца. Взаимодействие образов выглядело приблизительно так. Далее оба образа трансформировались в самолет типа истребителя с треугольными крыльями и острым носом. Передняя часть с кабиной были как бы сделаны из материала ближнего образа, а крылья, двигатель и хвостовое оперение -- это результат трансформации дальнего образа. Истребитель быстро двигался на небольшой высоте над поверхностью земли. Я находился то ли в кабине, то ли над колпаком кабины. Отчетливо был виден острый нос самолета и ландшафт местности, проплывавший под ним. Затем истребитель уходит куда-то в космическое пространство. Вокруг стало значительно темнее, и мы двигались среди покачивающихся шариков планет и блестящих крапинок звезд. Однако вскоре появилась какая-то поверхность. Движение замедлилось. Я обнаружил, что стою перед неким сооружением, имеющим явно символическое значение. Более никаких изменений не происходило, и я открыл глаза.
Ведущий: Спасибо, Михаил (Обращается к аудитории). Я попросил его привести весь рассказ, чтобы у вас сложилось представление о том, что может произойти с человеком в ходе процедуры. Не всегда бывают такого рода путешествия, а уж тем более содержание образов у всех разное. Важно знать, что процесс изменения начинается, как только возникают трансформации образов, и заканчивается, когда изображение стабилизируется и перестает изменяться. Либо изменения становятся цикличными. Можно закончить процедуру и в случае, когда изменения еще продолжаются, но они уже незначительны и их темп довольно замедлен. Прерываться в момент бурных трансформаций нежелательно. Михаил, вернитесь мысленно к образу деловых переговоров.
Михаил: О, он сильно изменился! Появился цвет, образ как-то чуть удалился и сдвинулся вправо...
Ведущий: Хочу заметить, что не всегда результатом процедуры бывает трансформация
первоначального образа. Но это довольно частое явление.
Приведенный фрагмент семинара демонстрирует внешне очень простую процедуру изменения. Она состоит буквально из трех шагов.
1. Создать образ ситуации, в которой человек решил быть эффективным. Образ в данном случае выступает представителем некоторого класса жизненных ситуаций или определенного вида деятельности. Деятельности, в которой человек хочет стать мастером. Кстати, хотя мы и работаем в первую очередь со зрительными образами, но это не мешает присутствию в образах звуков, тактильных ощущений и вообще любых ощущений других модальностей.
2. Создать образ ситуации, в которой человек уже является мастером. Желательно, чтобы мастерство проявлялось в сфере, аналогичной той, с которой он имеет дело на первом шаге. В нашем примере и та и другая ситуации были из области общения. О том, как понимается мастерство, говорилось уже ранее. Хотелось бы лишь повториться, что человек является мастером во множестве сфер своей жизни. Тех, кто не умеет хоть что-то делать мастерски, просто не существует.
3. Последний шаг состоит в одновременном созерцании двух образов, расположенных пространственно прямо перед человеком на одной линии друг за другом. Передний план -- образ из первого шага, задний план -- картинка из шага второго. Это делается или с открытыми глазами или с закрытыми, как удобно.
Психологический образ выступает в роли регулятора человеческого поведения. При этом такие параметры образа, как: цвет, четкость, объемность и т. п. -- определяют различные особенности поведенческих реакций. Об этом подробнее говорилось в предыдущих разделах нашего повествования. Перечисленные характеристики образа можно перенести на любой другой психический образ человека. Например, черно-белое изображение сделать цветным, размытую и плоскую картинку трансформировать в четкую и объемную. В результате измененный образ будет по-иному регулировать человеческую активность, как внешнюю, так и внутреннюю. У людей появляются новые способы реагирования в проблемных ситуациях.
Подобные изменения вполне можно осуществлять целенаправленно, придавая поведению те или иные желательные качества. Если человек находит образ, регулирующий успешную деятельность, то именно параметры этого образа вызывают к жизни те процессы, которые определяют эффективность поведения. Остается только образы, управляющие малорезультативной деятельностью, трансформировать, придав им соответствующие характеристики. В этом случае в структуре неэффективной реакции появляются процессы, ранее обеспечивающие человеку успех в иных сферах жизни.
Описанная выше процедура как раз и позволяет осуществить целенаправленное изменение образа, как регулирующего звена в цепи целостного человеческого поведения. Человек ставит сам себе задачу -- стать эффективным в какой-то области жизни. Процедура создает условия, при которых, под углом зрения задачи, психика самостоятельно осуществляет необходимые изменения.
Несколько иной вариант изменения иллюстрирует следующая история.
Однажды на консультацию пришел человек с жалобой на неустойчивость своих устремлений. Он брался за какое-либо дело, но все время колебался, размышляя о целесообразности своего занятия и мучился сомнениями в успехе. В итоге обычно останавливался на полпути. Во время беседы выяснилось, что ему очень нравится гулять в лесу. Психолог предложил сходить на прогулку в хвойный лес. Выбрать любую понравившуюся ель и наблюдать за ней в течение полутора часов.
Мужчина выполнил рекомендацию. Он сходил в лес, нашел красивое пушистое дерево и просидел перед ним положенное время. Человек сидел и недоумевал, как созерцание ели поможет разрешить беспокоящую проблему. Лишь авторитет психолога побудил его на столь непривычный поступок. Наблюдая за деревом, он мысленно перебирал одну за другой ситуации колебаний, сомнения в успехе, вспоминал недоведенные до конца начинания. И все это происходило на фоне ели, которая в течение года остается постоянно зеленой.
В результате человек изменился. Его подсознание уловило суть метафоры, а поведение обрело необходимое качество -- постоянство.
Во многих мистических учениях существуют представления о вещах, которые помогают человеку в различных жизненных ситуациях. Да, и в быту люди пользуются подобного рода идеями. Мистики порой называют такие вещи "предметами силы". Действительно, человека окружает множество предметов, являющихся символами тех или иных качеств. Мы говорим: "Твердый, как камень; спокойный, как водная гладь; сильный, как ураган; большой, как слон; маленький, как мышка". Это перечисление можно продолжать до бесконечности.
Удерживая внимание на подобных предметах, человек получает доступ к переживанию их главного символического качества. В истории с елью таким качеством было постоянство. Человек перебирал свои неудачи и размышлял о трудностях на фоне символа постоянства. В итоге последний оказался встроенным во множество жизненных событий, где ему как раз и не хватало этого качества. Подсознание уловило смысл метафоры с елью, обобщило полученный опыт и сделало доступным умение быть постоянным в соответствующих проблемных ситуациях.
Надо заметить, что в приведенном примере изменение происходило в состоянии легкого транса. Человек совершил действие, абсурдное с точки зрения "здравого смысла". Такие вещи сопровождаются изменением состояния сознания в целом, чем и характеризуется транс. Кстати, чтобы получить подобный результат, совсем не обязательно куда-то далеко ходить. Все можно сделать, сидя на стуле. Вот короткий фрагмент семинара, иллюстрирующий эту психотехнологию.
Ведущий: У вас, Алексей, есть зрительный образ проблемной ситуации?
Алексей: Да, есть. Ведущий: Содержание пока оставьте при себе. Нас
оно только будет отвлекать от процедурных моментов. Теперь подумайте и найдите то природное явление, которое обладает качеством, необходимым вам в проблемной ситуации. Это может быть ураган с его силой, дождь, освежающий все вокруг, лед, сковавший реку или горячий источник с его теплом. Найдите что-то подобное и создайте зрительный образ явления.
Алексей: Я нашел.
Ведущий: Хорошо. Далее сделайте следующее. На
переднем плане перед своим взором поместите картину проблемной ситуации. За ней на заднем плане разместите изображение природного явления. Оба образа находятся на одной линии прямо перед вами. Теперь просмотрите от начала до конца, как развиваются события в проблемной ситуации. Все это происходит на фоне природного явления...
Судя по вашему внешнему виду, вы закончили. (Обращается к аудитории.) Вот собственно и вся процедура. В заключение можно попросить Алексея мысленно вернуться в беспокоящую его ситуацию. Это проверка: насколько радикально изменилось его восприятие событий и соответствующие переживания. А основная проверка произойдет в жизни, как только он столкнется вновь с аналогичной ситуацией. Еще важно отметить, что в данном варианте процедура используется лишь применительно к ситуациям, не связанным с сильными негативными переживаниями. Для последних случаев существует множество других, более щадящих способов. Кстати и данную психотехнологию можно сделать более мягкой. Для этого человека на первом шаге просят диссоциироваться от проблемной ситуации. В таком случае он просматривает все события с точки зрения стороннего наблюдателя, теряя прямой доступ к беспокоящим переживаниям.
Ведущий: Алексей, мысленно вернитесь в вашу проблемную ситуацию. Как вы там себя чувствуете теперь?
Алексей: Я уже все сделал, пока вы говорили. Мои переживания существенно изменились в лучшую сторону.
Ведущий: Алексей, вы можете рассказать нам содержание того, с чем работали. Конечно, если вы считаете это приемлемым...
Алексей: Да, могу. Мой ребенок пошел в этом году в школу. Когда я помогаю ему делать уроки, то порой возникает легкое раздражение. Он все делает медленно, пишет коряво, ну и так далее. Иногда я даже начинаю упрекать его. Правда, быстро останавливаюсь. Хотелось бы стать спокойным в подобных ситуациях.
В качестве образа природного явления я выбрал водную гладь озера. Она абсолютно спокойна. Это хорошо видно по лунной дорожке. Никакой ряби. Образ навеян почему-то вспомнившимся мне то ли китайским, то ли японским четверостишьем:
Тени бамбука пляшут на ступеньках лестницы, Но пыль не поднимается в воздух; Лунный свет погружается в глубины озера, Но вода остается невозмутимой.
После всего сделанного, когда я снова мысленно вернулся в проблемную ситуацию, мои ощущения здорово изменились. Как лунный свет не тревожит водной глади, так и приготовление уроков совершенно не колеблет моего внутреннего равновесия. Интересное переживание словами не трудно описать.
Ведущий: Спасибо, Алексей, за рассказ. (Обращается к аудитории). То, что сделал Алексей, помогает избавиться от раздражения по отношению к любимому человеку. Например, если вас раздражает начальник или какие-то действия близких людей, проделайте процедуру, и ваши переживания перестанут доставлять неудобства. А главное, в спокойном состоянии повышается эффективность и общения, и деятельности.
Дадим пошаговое описание рассмотренной процедуры изменения.
1. Воссоздать зрительный образ ситуации, связанной с малоэффективным поведением. Напомним, что в образе могут присутствовать не только элементы зрительной модальности, но и звуки, вкусовые и обонятельные ощущения, тактильные и т. д.
2. Найти природное явление, которое обладает необходимым для человека качеством. Имеется в виду качество, позволяющее стать эффективным в проблемной ситуации. В нашем примере Алексею не хватало спокойствия, уравновешенности при общении с ребенком. Образом же природного явления, где это качество ярко выражено, для него стала тихая гладь водной поверхности озера.
3. Поместить зрительный образ проблемной ситуации на первом плане, а образ природного явления за ним, на втором плане. Оба образа расположить на одной линии прямо перед человеком. Далее остается созерцать природное явление сквозь разворачивающиеся на первом плане события проблемной ситуации. Это делается три или пять раз подряд. Может возникнуть взаимодействие образов первого и второго планов. В данном случае шаг процедуры заканчивается, когда в результате трансформации образов возникает некоторое стабильное изображение. Возможен вариант, когда изменения образа приобретают циклический, повторяющийся характер. Либо скорость трансформации изображения становится значительно меньше, чем на этапе бурных преобразований. Это также указывает на завершение данного шага процедуры.
4. Проверка. Человек мысленно проигрывает проблемную ситуацию от начала до конца. В оценке изменений он ориентируется на свои переживания. Окончательная проверка результативности процедуры происходит в реальной жизни.
Хотелось бы отметить, что часто эффективность деятельности человека после использования той или иной психотехнологии возрастает не сразу, не резко, а постепенно. Как уже говорилось, проблемное поведение обычно объясняется стереотипностью наших реакций. Приводимые здесь процедуры позволяют расширить человеческий репертуар поведения в той или иной ситуации. Это, и приводит к повышению эффективности ваших действий. Однако требуется некоторое время, чтобы "подогнать" новые способы реагирования к конкретной жизненной ситуации.
Еще одно замечание: данная процедура не предполагает работы с тяжелыми негативными переживаниями. В ней не используется механизм диссоциации, который предохраняет от сильных отрицательных эмоций.
Продолжая разговор о мастерстве, обратим внимание на такой интересный факт. Давно замечено, что люди, талантливые в одной области, сравнительно легко достигают вершин и в других сферах человеческой деятельности. Есть даже выражение "разносторонний человек". В чем же секрет этой разносторонности?
У талантливых людей есть одно интересное качество. Они умеют использовать сильные стороны своего интеллекта, своей личности в различных видах деятельности. Другими словами, у них есть доступ к важным, с точки зрения достижения успеха, внутренним ресурсам во множестве жизненных ситуаций. В структуре таланта существует психологический механизм, позволяющий переносить эффективные способы деятельности из одной области в другую. Это механизм преодоления барьеров между разными сферами нашей жизни. Речь идет, в первую очередь, о внутренних, психологических барьерах.
Наблюдения показывают, что подобных механизмов существует довольно много. Они различаются между собой степенью эффективности. Мы расскажем об одном из таких механизмов. Для этого вновь обратимся к фрагменту семинара.
Ведущий: Располагайтесь, Ирина, удобнее. Сейчас вам предстоит приятное занятие. Вы научитесь использовать свои сильные стороны, когда, допустим, решите освоить какой-то новый вид деятельности. Ирина, вы собираетесь в ближайшее время заняться чем-либо новым?
Ирина: А, я уже взялась за одно дело. Месяца три, наверное, как пытаюсь его освоить.
Ведущий: Вот и хорошо. Сейчас мы сделаем одну процедуру, и вы получите результат. Ирина, что вы умеете делать в жизни очень хорошо? В чем вы являетесь мастером? Подумайте, а я скажу несколько слов о понимании мастерства. Мастерство -- это то, что мы делаем автоматически, даже не замечая своего блестящего результата. Например, есть учителя, которые отдельные темы программы считают простыми. У них дети всегда легко усваивают эти куски материала. Они обычно удивляются, если кто-то из коллег жалуется на неуспехи своих учеников по данным разделам программы. Весь секрет в том, что эти люди просто мастера в изложении соответствующих частей учебного курса.
Или возьмем такое занятие, как вязание. Обращали ли вы внимание, что человек, очень хорошо умеющий вязать, обычно удивляется, когда новички пыхтят над простеньким узором. Для него процесс вязания стал автоматическим действием, таким же естественным, как ходьба. Мы ведь не считаем большим достижением умение ходить. Наш личный опыт первых шагов уже забылся. И только наблюдение за малышами заставляет признать, что поначалу -- это непростое занятие.
Кстати, мастерство -- это не всегда что-то полезное с житейской точки зрения. Так, мастерством можно считать умение находить массу мелких необязательных занятий, которые мешают приступить к основному делу. Некоторые жалуются на то, что вечно куда-то опаздывают, что им всегда не хватает пяти минут. Эти люди очень умело организуют свою жизнь. Умело, в смысле подготовки к опозданию. Даже имея большое количество свободного времени, они его так распределяют, что в итоге начинают опаздывать. Все это делается естественно и не зависит от каких-то сознательных намерений человека.
В жизни такое поведение доставляет массу мелких, неприятных переживаний. Однако оно часто предохраняет людей от разрушительных негативных эмоций. Например, человек с повышенным уровнем личностной тревоги. Состояние беспокойства, тревоги -- это его естественное состояние. Оно связано с особенностями работы нервной системы. Но наше сознание устроено так, что оно всегда пытается рационально объяснить, почему мы себя чувствуем определенным образом. Сознание ищет причину во внешнем мире и, как правило, находит. Человек относит свое беспокойство на счет задержки зарплаты, сломанного телефона, ожидаемого повышения цен и, наконец, на счет опоздания. А вот если убрать все эти мелочи, то что же произойдет? Энергия беспокойства начнет фокусироваться на мыслях о здоровье, о благополучии детей, на будущем, где столько всяких проблем. В итоге может возникнуть тяжелый внутренний конфликт, сильные страхи, "зацикленность" на переживании негативных эмоций. Все это ведет к различным личностным деформациям. Способы, какими люди организуют свое поведение, всегда имеют определенный смысл в контексте их личностной истории. Этот смысл часто неизвестен нашему сознанию. Порой он настолько "экзотичен", что сознание просто не имеет возможности его понять. Именно поэтому, меняя что-то в человеке, важно не разрушать уже имеющиеся формы реагирования, а добавлять новые варианты поведения. У людей появляется выбор: то ли воспроизводить прежнюю форму поведения, то ли сделать что-то новое. И если этот новый способ реагирования оказывается более эффективным и с точки зрения результата, и с точки зрения сохранения целостности личности, то он будет использоваться человеком в повседневной жизни. Ирина, пока я тут говорил, вы наверняка уже обнаружили ту область, в которой являетесь мастером.
Ирина: Да, я нашла то, что мне очень хорошо удается делать.
Ведущий: Вот и замечательно. Вы помните, мы решили не раскрывать содержание вашего личного опыта. Нам важно четко обозначить процедуру. А содержание будет только отвлекать внимание.
Ирина, у вас есть зрительный образ той ситуации, где вы что-то делаете мастерски. (Она кивает головой). Это статичное изображение, или сюжет имеет какую- то динамику?
Ирина: Да, события развиваются в определенном порядке. (Ирина разводит руками вокруг себя).
Ведущий: Ирина, ваш жест руками указывает, что вы находитесь внутри ситуации. Вы смотрите на все происходящее своими собственными глазами. Другими словами, вы ассоциированы с ситуацией. (Она кивает головой в такт словам ведущего). Вернитесь в начало ситуации и обратите внимание, какие звуки или слова возникают по мере ее развертывания. Еще раз пусть все события протекут от начала и до конца. А вы обратите внимание на ваши ощущения, переживания, возникающие по мере продвижения действия к завершению... А теперь выйдите из ситуации, посмотрите на все происходящее с точки зрения наблюдателя. Представьте, что перед вами разворачивается некое действие, где вы что-то делаете очень хорошо, просто мастерски. Это может быть фильм о вас или сцена из спектакля о вашей жизни. Вы зритель. Вы видите себя на сцене или экране. Говоря иначе, диссоциируйтесь от ситуации. Просмотрите все происходящее от начала до конца.
Теперь у вас есть два динамичных образа одной и той же ситуации. Ситуации, в которой вы что-то делаете очень хорошо. В одном случае вы ассоциированы со всем происходящим, в другом вы от него диссоциированы.
Далее, Ирина, сделайте следующее. Поместите оба образа прямо перед собой. Допустим, на огромном экране вы видите фильм о себе. Смотрите вы этот фильм из зрительного зала, где делаете то же, что происходит на экране.
Ирина: У меня не получается. В зале темно, кресла мешают.
Ведущий: Ирина, представьте, что действие разворачивается около большого зеркала. Если это происходит в комнате, то пусть одна из стен будет зеркальной. В зеркале отражается все, что вы делаете.
Ирина: Вот с зеркалом у меня получилось. Необычное ощущение, все происходит синхронно.
Ведущий: События разворачиваются в комнате? (Ирина кивнет головой). Продолжая делать то, что вы делаете, подойдите к зеркалу и пройдите сквозь зеркальную поверхность. Вы сливаетесь со своим изображением в зеркале и проникаете в Зазеркалье. (Ирина закрывает глаза). Зеркальный образ ситуации трансформируется за зеркалом в комнату вашего мастерства. Осмотритесь в этой комнате. Что вы видите в ней? Как вы там себя чувствуете? Какими звуками она наполнена? Расскажите нам, Ирина, о своих впечатлениях.
Ирина: Это комната большого дворца. Стены украшены лепными орнаментами, покрытыми позолотой. Мраморный камин с ажурной металлической решеткой. Рельефный потолок, разбит на замысловатые сегменты. Везде позолота, огромная, красивейшая люстра, состоящая из множества хрустальных подвесок. Они слегка покачиваются и, соприкасаясь, создают удивительно мелодичный звук. Такой прозрачный и искрящийся звук. И, кажется, все пропитано этим звуком. Воздух в комнате свежий, пощипывающий, как на морозе. С каждым вздохом эта искрящаяся свежесть разбегается по всему телу. Ощущение подъема, силы, радостного возбуждения. В центре комнаты стоит деревянный круглый стол на одной ножке. Он сделан из темного с красным оттенком дерева. Вокруг стоят четыре стула с резными спинками. Вдоль стены расположились диван и два кресла. Они обиты тканью со своеобразным рисунком. Золотой ниткой вышиты крупные розы на фоне причудливого орнамента. На стенах висят картины в массивных золоченых рамах очень искусной работы. Картины разной величины: от маленьких до больших, с человеческий рост. Я не вижу четко того, что на них изображено, но это явно шедевры.
В комнате множество мелких предметов. Вот очень интересный подсвечник, а рядом шкатулка. На крышке выведен какой-то загадочный знак. Я вижу две массивные деревянные двери в углах комнаты. (Ирина замолкает и через некоторое время открывает глаза).
Ведущий: Спасибо, Ирина, за описание. Действительно, в вашей комнате любой предмет -- это воплощение мастерства. Даже воздух пропитан данным качеством. А теперь вернемся к тому занятию, которое вы осваивали в последние месяцы. Ирина, можно это сделать в той комнате? Ирина: Да, вполне... Возьмите все, что вам необходимо. Вернитесь в комнату вашего мастерства. Располагайтесь там, где вам будет удобно и займитесь своим делом. Если хотите, закройте глаза.
А пока Ирина обучается мастерству в новом виде деятельности, я расскажу, что еще можно сделать в комнате мастерства. Ну, во-первых, все великолепие комнаты, как, впрочем, и она сама, есть ни что иное, как оформившиеся в виде образов вещей и предметов разнообразные психические процессы. Я не берусь отстаивать истинность этого утверждения. Хочу лишь подчеркнуть, если вы решили использовать данную процедуру, то целесообразно придерживаться
приведенного убеждения. Каждая вещь в комнате -- это какой-либо психический процесс, обеспечивающий мастерство выполнения определенной деятельности. Мы уже говорили о том, что существуют "предметы силы". По аналогии можно назвать все, что находится в комнате "предметами мастерства". Психологическая подоплека воздействия на человека "предметов мастерства" та же самая, что и "предметов силы".
Как можно использовать все разнообразие вещей в комнате? Каждый предмет имеет свое практическое значение. Например, за круглым столом Ирина может мысленно посидеть с кем-либо из окружающих и найти решение возникших проблем. Кресло -- хорошее место для размышлений. Лежа на диване, можно увидеть "вещий сон". Так один из участников семинара использовал диван в своей "комнате мастерства" для поиска оригинальных решений возникающих задач. Размышляя над проблемой и чувствуя, что запутался в хитросплетениях мысли, он применял следующий прием. Ложился днем в своей квартире на диван, закрывал глаза и создавал зрительный образ "комнаты мастерства". В комнате он так же устраивался поудобнее на диване и "смотрел" сны о своей задаче. Вернее, о способах ее решения. Другой участник семинара, размышляя о некоем сложном вопросе, любил ходить по своему рабочему кабинету от стола к стене и обратно. Когда он воссоздал комнату личного мастерства, то обнаружил на полу красивую ковровую дорожку. Она тянулась от письменного стола до камина у противоположной стены. Мужчина стал использовать свою ковровую дорожку, мысленно путешествуя по ней в поисках важных решений. Он заметил, что приближение к камину сопровождается ощущением тепла. Через некоторое время вся цепочка реакций как бы выпрямилась и сократилась. Достаточно было вызвать ощущение тепла и интенсивность мыслительного процесса возрастала. Человек получил быстрый и эффективный способ доступа к своему ресурсному состоянию. В "комнате мастерства" можно посидеть за письменным столом, обдумывая очередную статью, курсовую работу или важное послание. Есть возможность воспользоваться ручкой с золотым пером. Она помогает найти подходящую форму изложения мысли.
Вы, конечно, заметили, Ирина часто упоминала о золоте и позолоченных предметах в своем рассказе. Дело в том, что в нашей культуре золоту приписывается качество абсолютной ценности. Именно этим качеством -- высшей ценности -- обладает мастерство. Практика показывает, что золотой цвет часто встречается в описаниях комнаты личного мастерства. Еще можно отметить изысканность всех предметов, находящихся в комнате. На каждой вещи как бы стоят клеймо высшей пробы. И неудивительно, ведь все предметы являются символами человеческого мастерства. Еще один интересный способ работы в комнате. Рассказывая, Ирина упомянула о множестве висящих на стенах картин, в красивых золоченых рамах. В любую из этих "рамок мастерства" вы можете вставить картинку своей проблемы. Для этого воссоздайте зрительный образ проблемы. Посмотрите на все происходящее с вами в этой ситуации с позиции стороннего наблюдателя. Другими словами, диссоциируйтесь от беспокоящих вас событий. Затем мысленно возьмите первый кадр проблемной ситуации и вставьте его в "рамку мастерства". И просто смотрите, что будет происходить с изображением в рамке. "Рамка мастерства" -- это своеобразный учитель, который позволяет научиться эффективным способам решения проблемы. Обычно первый кадр проблемной ситуации трансформируется в фильм. Этот фильм можно просмотреть несколько раз, пока вы не обнаружите, что произошли определенные позитивные изменения. В заключение ассоциируйтесь со своим собственным образом, т е. войдите внутрь проблемной ситуации. Ощутите, устраивают ли вас те изменения, которые произошли. Достаточно ли вам их, чтобы быть эффективными и добиваться успеха. Если недостаточно, то вы можете поработать с другой рамкой. Картины в комнате личного мастерства имеют определенное тематическое содержание. Желательно соответствие в самом общем плане проблемы и картины, рамку которой вы используете. Так, например, если картина посвящена взаимоотношениям между людьми, то и проблема берется из этой области. Если же проблема связана с решением технической задачи, то можно найти картину с изображением каких-то машин и механизмов.
Ирина, судя по вашему виду, вы с пользой провели время в своей комнате. Расскажите нам, что произошло?
Ирина: Я хотела бы рассказать о содержании того дела, в котором совершенствуюсь. Мне будет легче объяснить, что произошло в "комнате мастерства".
Ведущий: Хорошо. Раскройте нам ваш секрет.
Ирина: Уже несколько месяцев я учусь вязать. Простая вязка хорошо получается, а вот различные узоры -- нет. Все время сбиваюсь, делаю ошибки. Приходится распускать и все начинать сначала. В комнате я занялась вязанием в одном из кресел. С самого начала было чувство, что все получится очень хорошо. И действительно, из под моих спиц пряжа буквально выплывала сантиметр за сантиметром. Я видела, как связанная часть изделия ложится крупными складками ко мне на колени. Еще у меня появилось отчетливое ощущение некоего ритма д
Воспользуйтесь поиском по сайту: