Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа с беспокоящим воспоминанием. 6 глава




Ведущий: Расскажите, Юра, чем вы решили заняться?
Юра: Я хочу освоить рациональное чтение.
Ведущий: Вы хотите научиться быстро читать?
Юра: Не только быстро, мне важно освоить способы рациональной работы с информацией. Я часто вижу, что мне вполне достаточно сведений для принятия решения. А вот в нужный момент все эти сведения найти в своей памяти не всегда удается.
Ведущий: А еще, какой результат вы хотите получить от своих занятий рациональным чтением? Юра: Мой знакомый участвовал в прошлом году в семинаре по развитию интеллектуальных процессов. Одно из направлений семинара было посвящено формированию навыков работы с книгой. Он поделился со мной своими удивительными приобретениями в этой области.
Я наблюдал, как он читает. Это зрелище, конечно, поражает. Все чтение страницы сводится к короткому взгляду в середину текста. Поле зрения настолько широкое, что позволяет одновременно воспринимать всю страницу. Чтение книги внешне выглядит, как ее перелистывание. Но самое интересное, это то, как он воспринимает содержание. Мой знакомый рассказывает, что в момент чтения перед его внутренним взором все события книги выстраиваются в некий фильм. Причем это такое яркое, цветное изображение. Часто в этом своеобразном фильме присутствуют различные звуки.
Мой знакомый -- человек неэмоциональный, но когда он рассказывает о своем восприятии книг, то просто преображается. Видимо, настолько это необычно. Причем, он видит "фильмы" не только на какие-то художественные сюжеты. Мне запомнился его рассказ о закономерностях преобразований внутри атомного ядра. Я далек от физики и большую часть сказанного не понял. Но буквально был изумлен описанием цвета субатомных или элементарных частиц, не знаю, как точно сказать. По его словам, все частицы имеют различные цвета и оттенки. Когда какая-то частица вторгается в зону атомного ядра начинается настоящий фейерверк цвета. Получается, что в зрительном образе появляется дополнительная информация, которой нет в самой книге. Ведь нигде не упоминается о цвете элементарных частиц. Да их никто и не видел.
Ведущий: А вы знаете, Юра, довольно часто люди после семинара читают книги только для того, чтобы посмотреть, как все описанное выглядит. Интересно же увидеть Древнюю Грецию, Средневековую Европу или Россию прошлого столетия. Любители фантастики могут посетить экзотические миры, созданные воображением автора. Формируется еще один мотив, связанный с чтением литературы.
Юра: Да, теперь мой знакомый намного больше читает. Причем у него появилось множество новых интересов. И выбор книг стал определяться специфическими критериями текста. Он обнаружил, что существуют авторы, описания которых позволяют создать красочный, динамичный, объемный образ событий. Эти книги интересно читать, независимо от содержания текстов.
Ведущий: Кроме того, есть произведения, позволяющие воссоздать в форме образного ряда боковые сюжетные линии. Иногда просто начинаешь теряться в этих ответвлениях сюжета, возникающих из кратких отступлений автора. В этом случае как раз и возникает впечатление полифоничности текста.
Юра: А как вы считаете, все ли могут достигнуть таких же результатов, как и мой знакомый? Вдруг это удел лишь избранных?
Ведущий: В основе достижений вашего знакомого лежит способность органов чувств человека взаимодействовать между собой. Так мы порой говорим о "темных тонах" или о "светлой мелодии". Различные звуки вызывают ассоциации с определенными цветами. Все это примеры взаимодействия слухового и зрительного анализаторов. Точно также и слово, фраза, вообще текст порождают соответствующие зрительные образы. Обычно люди читают очень медленно, поэтому возникающие перед их внутренним взором картины статичны и напоминают фотографии. Кроме того, они находятся на периферии нашего сознания, т. к. внимание сосредоточено на чтении текста. Мы отчетливо воспринимаем слова, предложения, следим за тем, чтобы не потерять строчку. По этой причине зрительный образ представления оказывается нечетким, фрагментарным, очень неустойчивым. Этот образ постоянно разрушается накладывающимся на него образом текста.
Когда же наше внимание освобождается от необходимости следить за текстом, то в фокус ясного осознания попадают зрительные образы представления. Они становятся яркими, четкими, устойчивыми. Большая скорость чтения обеспечивает динамичность видимой картины. В результате и возникает своеобразный субъективный "фильм" по сюжету книги.
Практически любой человек может научиться разворачивать текст в соответствующий видеоряд. Просто, люди, склонные воспринимать мир, в первую очередь через зрительные образы, легче и быстрее овладевают этой способностью, чем все остальные. Вы, Юра, как раз относитесь к зрительному типу людей.
Юра: Значит, я вполне могу овладеть рациональным чтением.
Ведущий: Конечно. Вы четко сформулировали ожидаемый результат своих усилий. У вас интенсивная положительная мотивация. Первые два шага на пути к успеху уже сделаны.
Юра, а что вы можете уже сегодня сделать для продвижения к результату?
Юра: Сегодня я могу сформировать стратегию движения к цели.
Ведущий: Ну, да. Этим мы сейчас и занимаемся. Хорошо вы подметили! Обучение рациональному чтению предполагает цикл регулярных занятий. На каждом занятии используется определенный подручный материал.
Юра: а, у меня есть программа из двадцати четырех занятий. Ряд упражнений делается каждый день по пятнадцать -- двадцать минут. Сегодня вечером я могу изготовить приспособление для одного из этих упражнений.
Ведущий: Каждый вечер вы можете подготавливать необходимый материал для какого-либо из упражнений. Сколько времени для этого понадобится?
Юра: Ежедневных упражнений три, значит хватит трех вечеров.
Ведущий: Как часто вы будете заниматься, не считая ежедневных упражнений?
Юра: Три занятия в неделю по полтора-два часа.
Заниматься я буду через день, исключая выходной. Накануне дня занятия буду готовить необходимые приспособления.
Ведущий: Очень хорошо, Юрий. Заниматься вы будете по вечерам?
Юра: Да, вечером, после ужина. А одно из ежедневных упражнений делается перед самым сном.
Ведущий: Скажите, а что будет вам помогать приступить к занятию вечером? Ведь это требует некоторых усилий. Вместо телевизора, каких-то развлечений, вы садитесь за занятия. Что будет ресурсом в этом случае?
Юра: Вы знаете, я люблю вечером читать, сидя за своим письменным столом. Большой свет в комнате потушен, горит только настольная лампа. У меня это вызывает ощущение уюта. Я прочитал за своим столом много интересных книг.
Ведущий: Хорошо. Ваше рабочее место выступает в качестве стимула, вызывающего ресурсное состояние. А что еще?
Юра: На работе приходится много общаться, вокруг всегда народ, шумно. Устаешь. Вечером хочется побыть в тишине одному.
Ведущий: Ваше желание успешно реализуется в момент занятий за письменным столом. Это тоже ресурс. Что еще?
Юра: Я испытываю удовлетворение от выполнения какой-то заранее намеченной работы. Пусть даже это будет что- либо незначительное. Но если я заранее наметил и выполнил в срок, то получаю от этого своеобразное удовольствие.
Ведущий: Каждый вечер после выполнения намеченного задания вы будете испытывать приятные чувства.
Юра: А еще, когда я чем-то занимаюсь регулярно, то возникает ощущение устойчивости жизни. Это тоже значимо для меня.
Ведущий: Все перечисленные состояния, Юра, ваши внутренние ресурсы. Они будут помогать вам каждый вечер сделать еще один шаг к намеченному результату. Поищите самостоятельно и найдете внутри себя, возможно, более могущественных помощников чем те, что мы тут назвали. Обращайтесь к ним мысленно, если вдруг понадобится поддержка на пути к цели. Юра, а как вы будете контролировать успешность своего продвижения вперед?
Юра: Есть система контрольных заданий, которые позволяют проверять сформировалось ли то или иное необходимое качество. Можно всегда проконтролировать и в случае необходимости вернуться к соответствующему упражнению еще раз. Такие шаги предусмотрены.
Ведущий: Юра, какие чувства будут помогать вам в подобной ситуации? Ведь возврат назад и повторение упражнений могут вызвать ощущение неудачи.
Юра: Я испытываю положительные переживания от тщательного выполнения работы. Это будет меня поддерживать в случае возможных возвратов к уже пройденному. Тщательность -- одна из моих личностных ценностей.
Ведущий: В заключение несколько слов о тактике оценки результатов вашей ежедневной работы. Вечером, после окончания всех занятий, важно сравнить ваши успехи с достижениями предыдущего дня. Это даст возможность увидеть, насколько вы продвинулись вперед. Не пытайтесь сравнивать результат своей работы за одно занятие с большой целью, к которой стремитесь. Подобное сравнение ведет к тому, что называется "опусканием рук". Вместо радости пусть за небольшой, но все же шаг вперед, вы имеете шанс -- впасть в уныние от колоссальности предстоящего объема работы.
Конечную цель желательно раздробить на множество мелких шагов и более к ней не возвращаться. Это позволит сосредоточиться на ежедневной работе. Вы будете получать удовлетворение от сделанного сегодня. Именно это ощущение -- достигнутого результата -- становится внутренним ресурсом, источником энергии для следующего шага.
И последний штрих стратегии успеха. Каждый раз хвалите себя за проделанную работу. Вы заслужили эти похвалы. Пусть чувство удовлетворенности собой сопровождает вас в течение всего пути к цели. Именно тогда самая тяжелая работа будет в радость".
Перечислим основные моменты стратегии достижения успеха.
1. Начиная любое дело, важно сформулировать будущий результат. Так как результат, к которому мы стремимся, играет одну очень значимую роль в организации поведения. Он позволяет выстроить все многообразие человеческих действий в такой поведенческий рисунок, который становится в итоге картиной успеха. Влияние представления о будущем результате на наши повседневные дела можно сравнить с воздействием магнита на рассыпанные на бумаге железные опилки. Вероятно, все в школьные годы проделывали этот опыт и видели, как выстраиваются железные опилки на бумаге вдоль магнитных линий.
Четкая формулировка результата особенно важна при решении каких-то технических задач или в делах, связанных с бизнесом. Однако подобное не всегда возможно в очень сложных системах, например, социально-психологических, где действует огромное количество различных факторов. Порой однозначный результат просто нецелесообразно формулировать. Допустим в области межличностных отношений, которые всегда зависят не только от желаний и устремлений одного человека.
2. Формирование сильной мотивации достижения результата. Будущий результат должен вызывать интенсивные положительные переживания. Это становится возможным, если человек сумеет связать цель, к которой стремится с какой-либо из своих личностных ценностей. Причем, чем более значима эта ценность, чем сильнее она эмоционально насыщена, тем интенсивнее будет соответствующий мотив. Очень часто удается связать будущий результат сразу с несколькими личностными ценностями. Это позволяет мотиву получать энергию из двух-трех, а то и более внутренних источников. Данное положение является своеобразной страховкой от неожиданного угасания мотива в связи с обнаруженной по ходу дела невозможностью реализовать какую-либо одну из личностных ценностей.
В приведенном отрывке семинара достаточно отчетливо видна эмоциональная насыщенность будущего результата у Юры. Временами в его речи проскальзывают нотки восторга от открывающихся возможностей после овладения техникой рационального чтения. Задача ведущего в данном случае заключалась в поддержании и усилении этого положительного переживания и включении его в контекст поставленной цели.
Все что человек делает, он делает лишь при наличии соответствующего мотива. Обычно процесс мотивации протекает стихийно и не контролируется сознанием. Внешне это выглядит, как взвешивание положительных и отрицательных сторон того или иного поступка, выяснение необходимых усилий для достижения цели и так далее. В действительности в этот момент и происходит формирование мотива.
Если вам важно что-то сделать, а особого желания нет, потратьте немного времени и найдите все положительные стороны будущей ситуации, когда результат окажется достигнутым. После этого соединитесь мысленно с данным событием и переживите его положительные моменты. Чем интенсивнее окажется ваше переживание, чем больше соответствующих сторон вы найдете, тем сильнее будет ваша мотивация к действию.
Кстати, когда у человека уже сформирована мотивация, а он считает, что не нужно бы этого делать, то прямо противоположная процедура позволяет заблокировать действие соответствующего мотива. В данном случае важно найти как можно больше отрицательных последствий возможного поступка. Затем эмоционально пережить все неприятное, что с ним связано. Чем интенсивнее переживания, чем больше отрицательных последствий будет найдено, тем сильнее и надежнее окажется заблокирована нежелательная мотивация, а вместе с ней и соответствующее поведение.
3. Дробление цели до одного шага, осуществляемого сегодня. Особенно это важно, когда будущий результат предполагает большой объем работы. Процедура дробления цели позволяет, во-первых, начинать действовать прямо сегодня, а не откладывать это на неопределенный срок. Во-вторых, деление предстоящей работы на отдельные части дает возможность определить необходимые ежедневные усилия. В дальнейшем объем данных ежедневных усилий и становится критерием эффективности повседневных занятий? Что помогает избавиться от преследования неприятного ощущения колоссальности предстоящей работы. В-третьих, регулярная работа создает определенный ритм деятельности. Этот ритм, с одной стороны, выполняет роль своеобразной "инерции", позволяющей работать и тогда, когда все иные механизмы побуждения к действию по какой-либо причине ослаблены. С другой стороны, данный ритм, вернее его соблюдение, начинает выступать в качестве самостоятельной мотивирующей силы к продолжению деятельности. Регулярность усилий способна творить чудеса.
В приведенном фрагменте семинара отчетливо показано, как Юрий решает проблему дробления предстоящей работы. Кстати, впоследствии он составил своеобразный календарный план занятий и положил его у себя на письменном столе. Этот простой прием дает обычно хороший эффект.
4. Получение доступа к ресурсному состоянию. В данном случае ресурсом будут все те положительные переживания, которые как-либо связаны или могут быть связаны с выполняемой работой. Все, что помогает каждый день осуществить очередной шаг к намеченному результату. Любая работа имеет какие-то формы осуществления, протекает в определенных условиях. Вот эти детали и используются для получения доступа к ресурсному состоянию.
Например, Юра решил заниматься освоением рационального чтения по вечерам дома за своим письменным столом. Само место проведения занятий связано для него с множеством позитивных переживаний, вызванных прочитанными здесь интересными книгами. Садясь за стол, он получает доступ ко всем этим ресурсным состояниям. Другим ресурсом является вечернее время, которое обычно ассоциируется с какими-то приятными занятиями. Еще один "помощник" -- это ощущение отдыха от дневной суеты.
Хотелось бы отметить удачно найденное Юрой состояние для случаев необходимости возврата к повторению плохо усвоенных упражнений. Ведь подобное действие может восприниматься, как помеха движению вперед, указание на неспособность освоить новое дело или просто, как неудача. Любой из перечисленных способов восприятия ситуации ведет к разрушению деятельности, к разочарованию, неверию в успех. Юра же обозначил для себя повтор упражнений, как тщательную тренировку новых навыков чтения. Тем самым утилизировал помеху и обратил ее в ресурсное состояние.
Важно подчеркнуть, что всегда можно потратить немного времени и найти вариант утилизации неожиданно возникшего затруднения на пути к результату. Это очень ценная способность. Научите себя обращать препятствия в трамплины для новых прыжков к цели. Люди, которых затруднения мобилизуют и побуждают увеличить усилия в работе, как раз являются мастерами в утилизации препятствий. Однако подобный способ отношения к сложностям вполне доступен каждому человеку. Нужно лишь поискать и найти положительные моменты в возникшей ситуации, а затем подумать, как это можно использовать для продвижения вперед.
5. Установление качественной обратной связи. Речь идет об умении воспринимать результаты своей деятельности, о способности увидеть, услышать и почувствовать все, что происходит с нами и вокруг нас. К сожалению, люди часто пренебрегают обратной связью. И в этом причина неконструктивности, ригидности многих человеческих поступков. Без качественной обратной связи невозможен эффективный контроль за успешностью продвижения к намеченной цели. Качество обратной связи определяется наличием достаточного объема информации для оценки результатов деятельности и формирования необходимых дальнейших шагов. В приведенном фрагменте семинара обсуждается, в основном, процедура контроля за выполнением ежедневных заданий. Данная часть предстоящей работы Юры достаточно хорошо оформлена организационно и, что важно, включена в систему заданий, как их неотъемлемый элемент.
Однако обратная связь не сводится только к этому. Она включает, например, отслеживание наиболее эффективных приемов и способов работы, а также и малоэффективных форм. Так один из участников семинара поделился своим наблюдением, что интересные идеи посещают его, если приходится идти на работу пешком. Причем лишь в случае, если он слегка опаздывает и двигается в чуть ускоренном темпе. Такая двадцатиминутная утренняя прогулка порой дает лучший результат, чем многочасовые усилия в других условиях. Человек стал в дальнейшем сознательно пользоваться обнаруженным способом. А вот результаты вечерних размышлений утром обычно оказывались набором банальностей. Поэтому он отказался от работы поздно вечером и заполняет это время чтением газет и журналов.
Люди ответственные могут использовать это качество, беря какие-то обязательства или давая обещания что-либо сделать. В этом случае включается механизм ответственности, который становясь мощным источником энергии, продвигает работу вперед. Качественная обратная связь помогает найти приемы, позволяющие подключить к намеченному делу наиболее сильные стороны своей личности. Если это удается, то можно считать, что вы на полпути к успеху.
6. Оценка результатов сделанного за один день происходит на основе сравнения с достижениями предыдущего дня. Такой механизм сравнения позволяет подчеркнуть продвижение вперед к цели. Даже если сделанное сегодня -- это всего лишь одна написанная строка или единственный кирпич, уложенный в стену будущего дома. Любой шаг к цели связан с позитивными переживаниями. Важно не заглушать, а усиливать эти переживания. Предложенный механизм сравнения как раз и направлен на поддержание положительного отношения к работе.
Сравнение же результатов отдельного шага с конечной целью деятельности -- одна из наиболее распространенных тактических ошибок на пути к задуманному. Обычно устремления человека предполагают достаточно большой объем работы. На этом фоне, сделанное за один день, просто теряется и начинает казаться слишком незначительным. В итоге человек впадает в уныние, достигнутые результаты перестают приносить радость, снижается мотивация деятельности. В этом случае продолжение работы, как правило, требует дополнительных волевых усилий.
7. Хвалите себя за каждый сделанный шаг к цели. Вы чего-то достигли сегодня -- значит, есть причина порадоваться. Успех связан не только с конечным результатом, но и сделанное в течение дня -- это тоже успех. Вы приложили усилия, проявили свои способности, у вас что-то получилось и это хорошо.
Как часто мы ругаем себя за ошибки, лень, глупость. Но почему-то считается дурным тоном хвалить себя за пусть и небольшие, но достижения! Не принято хвалиться перед окружающими. А вот в душе никто не накладывал запрет на позитивные переживания. Нормы межличностных отношений далеко не всегда бывают ориентирами внутренней жизни человека. Мы свободны не только в своих мыслях, но и чувствах. Любые ограничения касаются лишь действий. Не берусь отстаивать истинность утверждения о свободе, а хочу лишь заметить, что часто оно помогает выйти из круга общепринятых мнений и избавиться от навязчивых, мешающих жить, переживаний. Когда-то один из известных персонажей сказал: "Хочешь быть счастливым? Будь им". А почему бы и нет?
Данный раздел книги посвящен разговору об успехе. Мы рассмотрели ряд способов, как можно изменить себя и стать более эффективным в жизни. В психологии, да и не только в ней, существует множество рассуждений о "неудачниках" и "победителях", о жертвах обстоятельств и о баловнях судьбы, наконец, о счастливых и несчастных людях. Хочется еще раз напомнить, что сам по себе человек не тот и не другой. "Всадником" или "лошадью" его делают способы, приемы, формы поведения, используемые в повседневной жизни. А раз так, значит, все можно изменить. Можно научиться эффективным видам деятельности и стать "победителем". Люди -- уникальные существа по своим способностям к обучению.
Успешность человека в жизни часто определяется не владением отдельными эффективными приемами, а свойствами более глубинного характера. Порой бывает совершенно непонятно, что это за свойства, какую роль они играют в восприятии мира, как регулируют наше поведение. В итоге путь к новому желательному состоянию, иному качеству жизни, оказывается скрыт от разума вуалью незнания. Иногда движение к цели происходит по законам, отличным от логики человеческого сознания. Часто инструменты разума, например, такие как наш язык, просто не позволяют вскрыть необходимые для изменения грани субъективной реальности. В этих случаях можно обратиться к мудрости человеческого бессознательного.
Люди обычно не задумываются над тем, что наше бессознательное непосредственно участвует в регуляции огромного числа внутренних процессов организма. Сюда относятся такие важнейшие физиологические функции, как дыхание, кровообращение, обмен веществ. Перечисление, конечно, можно продолжать. Результатом работы неосознаваемого являются различные психические состояния человека и сформировавшиеся у него свойства личности или характера.
Бессознательное содержит в себе очень большой объем информации. Оно определяет возникающие желания, устремления, интересы людей. Его механизмы определяют способы формирования симпатий и антипатий, включают детальные схемы способностей и ограничений человека. В отличие от разума, порой задающего вопросы, на которые он не в состоянии ответить, бессознательное всегда экологично. Оно не загоняет человека в тупик недостижимого. Бессознательное блестяще справляется с интеграцией и регуляцией сразу огромного числа различных процессов. Разум же в этом плане ограничен возможностью управления лишь несколькими объектами одновременно. Лучшей похвалой работе бессознательного является тот факт, что мы живем. А значит, все необходимые процессы регулируются с достаточной степенью эффективности.
Очевидно, для человека важно научиться пользоваться своими скрытыми возможностями. Но как это сделать, если их не удается ни обнаружить, ни описать на языке разума. Существует особый тип процедур изменения, которые позволяют использовать возможности бессознательного, даже если не известно, в чем они заключаются. Эти процедуры состоят в формулировке на уровне сознания параметров желаемого будущего состояния.
А весь процесс его достижения отдается во владение бессознательного. Расскажем здесь об одной из таких процедур. И вновь обратимся к записи фрагмента семинара.

Ведущий: Ваша задача, Леонид, достаточно отчетливо осознать свое проблемное состояние.
Леонид: Я представил себе то, что я хочу изменить.
Ведущий: Обозначьте это состояние каким-либо словосочетанием.
Леонид: Я хочу научиться общаться с людьми.
Ведущий: Леонид, это скорее формулировка желаемого состояния. К этому мы подойдем чуть позже. Сейчас назовите свое проблемное состояние. Оно у вас связано со сферой взаимоотношений между людьми. Я правильно понял? (Леонид кивком головы соглашается). Обратитесь к своему опыту взаимоотношений с окружающими и определите, что здесь является для вас проблемой. Проблема -- это стереотипно повторяющаяся реакция в определенной жизненной ситуации, хотя есть возможность поступать как-то иначе. То, чему вы отдаете предпочтение, и является вашим ограничением. Это глубокая колея, не позволяющая никуда свернуть. (Леонид водит машину).
Леонид: Скованность -- вот как я назову проблемное состояние. Практически всегда я чувствую скованность, общаясь с кем-нибудь. Иногда больше, иногда меньше.
Ведущий: "Скованность в общении" -- можно так обозначить вашу проблему?
Леонид: Да, можно.
Ведущий: Леонид, найдите в своем опыте две-три ситуации, когда проблема беспокоила больше всего. Переживите эти ситуации. Вы в данном случае участник событий, а не сторонний наблюдатель. Другими словами, вы ассоциированы с ситуацией. Получите доступ к негативным ощущениям во всех этих случаях.
Теперь диссоциируйтесь от ситуаций. Посмотрите со стороны на все происходящее. Вам неприятно смотреть. Оставаясь в диссоциированном состоянии, делайте образ все более и более негативным. Вы скованы вплоть до того, что не можете двинуть ни рукой, ни ногой. Ваш язык перестал вам подчиняться. Одновременно сжимайте левый кулак, чем неприятнее образ, тем сильнее сжимайте кулак. На пределе негативных впечатлений разожмите кулак. Леонид, давайте определимся с желаемым состоянием. Что это может быть?
Леонид: Я думаю, это может быть раскованность в общении или легкость. Нет, лучше назвать "непринужденность общения".
Ведущий: Леонид, во-первых, давайте избавимся в формулировках от частицы "не". Название желаемого состояния формулируем в позитивных терминах. Во-вторых, проблемное и желаемое состояния находятся как бы в разных весовых категориях. В желаемом состоянии проблеме просто нет места. Она решается мимоходом, так как достижение этого состояния возможно лишь в случае решения проблемы.
Скажите, Леонид, для чего вы решили избавиться от скованности в общении?
Леонид: Очевидно, для того, чтобы научиться эффективно общаться.
Ведущий: Умение эффективно общаться с людьми. Можно так сформулировать название вашего желаемого состояния?
Леонид: Да, вполне.
Ведущий: Леонид, создайте образ самого себя в будущем, эффективно общающегося с кем-либо. Вы можете сконструировать несколько подобных ситуаций. Смотрите на все происходящее с точки зрения стороннего наблюдателя. Другими словами, вы диссоциированы от ситуации.
Вы создали образы ситуации? (Леонид кивает головой в знак согласия). Теперь посмотрите и определите: нравитесь вы сами себе? Таким вы хотели бы быть?
Леонид: Да, мне нравится мое поведение и вообще все происходящее.
Ведущий: Ассоциируйтесь с ситуацией. Сделайте шаг внутрь образа. Вы теперь участник событий. Получите доступ к переживаниям. Как вы себя чувствуете? Удовлетворяет вас это состояние?
Леонид: Ощущения очень комфортные. И скованности я не чувствую.
Ведущий: Замечательно. Снова диссоциируйтесь от ситуации. Смотрите на себя, на происходящие события. Образ становится все более и более привлекательным, доставляет все больше и больше позитивных переживаний. Одновременно сжимайте правый кулак. Чем сильнее приятные переживания, тем сильнее сжатие. Когда испытаете самое сильное позитивное переживание, кулак разожмите. Леонид, теперь у вас есть два образа: проблемной ситуации и желаемого состояния. Оба образа находятся в поле вашего зрения. Протяните к ним свои руки. С удобной для вас скоростью сближайте образы. Одновременно и синхронно происходит сближение рук. Соединив руки, дождитесь, когда произойдет объединение образов. Обратите внимание, чтобы произошло соединение всех частей тела вашего образа из первой и второй картинки. Произошло объединение?
Леонид: Да, произошло.
Ведущий: Посмотрите, нравится ли вам новый образ? Если что-то не нравится, мы можем изменить.
Леонид: Мне нравится образ. Пусть все останется, как есть.
Ведущий: Тогда соединенными руками погрузите новый образ в себя. По мере объединения образа с вашим телом прижимайте руки к груди. Пальцы переплетены. Можно обнять себя руками. Проследите, чтобы все части образа соединились с соответствующими частями вашего тела. Переживите произошедшее объединение. Лишь когда переживания закончатся, можно будет опустить руки. Как вы ощущаете себя, Леонид?
Леонид: У меня своеобразное переживание. Я бы сказал, что это душевный подъем на фоне блаженного спокойствия.
Ведущий: Понаблюдайте за своим поведением в ситуациях общения. Изменения будут заметны недели через две-три. Возможно, чуть позже. Кстати, процедуру можно повторить через неделю еще один раз.

Опишем по шагам всю процедуру изменения. Эту процедуру можно назвать "Новый Я".
1. Осознать свою проблему. Назвать ее словом или словосочетанием. Это делается для фиксации соответствующего фрагмента поведения. Важно, чтобы изменения касались только проблемного аспекта деятельности человека, а не расплывались на другие области жизни. Удобным способом получения данного эффекта является обозначение поведения, подлежащего изменению, словом.
2. Пережить две-три жизненные ситуации, когда проблема беспокоила больше всего. Получить полный доступ к переживаниям мы можем, лишь находясь внутри ситуации. Поэтому на данном шаге процедуры все делается в ассоциированном состоянии. Здесь важно найти привязку к телесным ощущениям, то есть найти, какие телесные состояния соответствуют проблемной ситуации. В приведенном примере это была двигательная скованность, чувство онемения.
3. Диссоциируемся от ситуаций, связанных с проблемным поведением. Другими словами, смотрим на все происходящее с позиции стороннего наблюдателя. Перед нашим внутренним взором откроется неприятное зрелище. Хотя человек и диссоциирован от ситуации, но ощущение дискомфорта и негативные переживания, связанные с увиденным, будут присутствовать.
4. Изменяем образ самого себя в проблемной ситуации, делая его все более и более негативным. Если это скованность, то, буквально, неспособность сдвинуться с места, произнести слово. Если речь идет о раздражительности, то посмотрите на свое перекошенное злостью лицо, дрожащие и брызжущие слюной губы. Сделайте образ максимально неприятным. И в это время сжимайте левый кулак. Причем, чем неприятнее образ, тем сильнее сжимается кулак. На пике негативного переживания разжать пальцы.
Сжимание руки в данном случае выступает в качестве механизма обратной связи, позволяющего регулировать силу переживания. Непосредственно человек не умеет этого делать произвольно. А вот по своему желанию регулировать силу сжатия кулака не представляет никакой трудности. Установив же взаимосвязь между мышечным напряжением и психологическим переживанием, можно легко регулировать интенсивность последнего. Еще одна функция руки в процедуре -- это получение доступа к ощущениям тела. Ведь мышечное напряжение безусловно относится к таковым. Ранее уже отмечалось, что весь процесс изменений мы отдаем на откуп нашему бессознательному. На уровне сознания обрисовывается лишь исходное проблемное состояние и то, к чему мы стремимся, то есть желаемое состояние. Задача заключается в следующем -- продемонстрировать нашему бессознательному, что подлежит изменению и в каком направлении. Доступ же к самому бессознательному мы получаем через телесные ощущения. Наше тело -- это овеществленное бессознательное. Это бессознательное, которое можно увидеть и потрогать. Именно поэтому, связывая первое и второе состояния с мышечным напряжением, мы фактически предоставляем бессознательному возможность иметь доступ к главным ориентирам предстоящего изменения.
И еще одно замечание. Рекомендация использовать именно левую руку на данном шаге процедуры относится к тем, у кого правая рука является ведущей от рождения. Если же человек левша, то на этом этапе процедуры ему лучше использовать правую руку.
5. Моделирование желаемого состояния. Создайте образ самого себя в будущем. Посмотрите, как вы будете выглядеть после того, как проблема перестанет быть проблемой. Как изменятся ваши движения. Какие новые особенности обретет ваш голос. Повторим еще раз, что проблема и желаемое состояние занимают разные места в нашей жизни.
Проблема связана с одной из сторон многогранника, именуемого желаемым состоянием. Задайте себе вопрос: "Для чего я хочу избавиться от проблемы?". Ответ на него часто и является формулировкой названия состояния, к которому вы стремитесь. В желаемом состоянии просто нет места проблеме. Оно предполагает наличие у человека новых качеств, нивелирующих действие проблемы. Если вам понравился сконструированный образ себя в будущем, то ассоциируйтесь с ним. Другими словами, "шагните" внутрь этой ситуации и ощутите, как вы будете себя чувствовать после всех изменений. Если вас устраивают эти переживания, то переходите к следующему шагу процедуры. Если нет, то произведите необходимые изменения. Например, добавьте легкости в движении или твердости в голосе. Все зависит от вашей фантазии и контекста будущего состояния. Поскольку мы создаем образы, постольку можем с легкостью их изменять.
6. Вернитесь снова в позицию стороннего наблюдателя, то есть диссоциируйтесь от будущей ситуации. Посмотрите на себя, на все то, что происходит, на свои действия. Пусть образ становится все более и более привлекательным. Он вызывает массу позитивных переживаний. Одновременно сжимайте правый кулак. Чем сильнее переживания, тем сильнее мышечное напряжение. На пике позитивных ощущений разожмите пальцы.
7. Теперь у вас есть два образа: один слева, другой справа. Они оба находятся в поле вашего внутреннего зрения. Созерцание изображений вызывает положительные переживания, ведь это результат приложенных усилий и "строительный материал" будущих позитивных изменений. Вытянутыми руками как бы прикоснитесь к образам. Начинайте мысленно сближать картины проблемного и желаемого состояний. Одновременно и синхронно сближаются руки. В момент, когда произойдет объединение образов, соединятся и ваши руки. Довольно часто соприкосновение рук происходит чуть раньше, чем слияние образов. Это вполне допустимо, так как инициирует процесс объединения.
Хотелось бы сказать еще об одной функции рук в ходе процедуры. Они выполняют роль "якорей", удерживающих соответствующие состояния. Поэтому соединение рук приводит к объединению двух состояний. А поскольку одно относится к прошлому, а другое к будущему, то их встреча позволяет задать направление желаемых изменений. Соединив руки, дождитесь, пока ваши образы объединятся. Посмотрите нравится ли вам новый образ себя? Все ли в нем так, как хотелось бы? Если что-то не устраивает, например, слишком много негативных черт осталось от образа прошлого, проблемного состояния, то это можно легко исправить. Разводя руки, разводите и образы, а затем добавьте или усильте соответств

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...