Краткие теоретические сведения
Период колебаний (Т) – время, за которое совершается одно полное колебание (1) где t – время колебания, n – число колебаний. Амплитуда колебаний (А) – максимальное отклонение от положения равновесия. Теория показывает, что период колебаний математического маятника зависит только от его длины l и ускорения свободного падения g. Эта зависимость выражается следующим образом: (2) отсюда, ускорение свободного падения (3) Порядок выполнения работы Задание №1 Эксперимент №1 1.Установить штатив с держателем на край стола. 2.Укрепить нить длиной приблизительно l = 1 м с грузом в держателе на штативе. 3.Отклонить маятник с грузом массой m = 100г на небольшой угол α и отпустить. 4.По секундомеру определить время t, за которое маятник совершит n полных колебаний, например 30. 5.Повторить опыт, изменив массу груза на m = 200гр. 6.Записать полученные данные в таблицу 1. Таблица 1 – Экспериментальные данные №1
Задание №2 Эксперимент №2 1.Установить штатив с держателем на край стола. 2.Укрепить нить длиной приблизительно l = 1 м с грузом m = 100 г в держателе на штативе. 3.Меняя амплитуду колебаний А (2 раза) замерить время t тридцати полных колебаний. 4.Занести данные в таблицу 2. Таблица 2 – Экспериментальные данные №2
Задание №3 Эксперимент №3 1.Установить штатив с держателем на край стола. 2.Укрепить нить длиной приблизительно l = 1 м с грузом m = 100 г в держателе на штативе. 3.Меняя длину нити маятника два раза, замерить время тридцати полных колебаний.
4.Занести данные в таблицу 3. Таблица 3 – Экспериментальные данные
Обработка результатов измерения Задание №1 Эксперимент №1 1.Вычислить период Т колебания маятника для первого и второго опыта по формуле 1. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.Данные и расчеты занести в таблицу1. 3.Сравнить периоды T1 и Т2, сделать вывод. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание №2 Эксперимент №2 1.Вычислить период Т колебания маятника для первого и второго опыта по формуле 1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.Данные и расчеты занести в таблицу 2. 3.Сравнить периоды T1 и Т2, сделать вывод. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание №3 Эксперимент №3 1.Вычислить период Т колебания маятника для первого и второго опыта по формуле 1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.Данные и расчеты занести в таблицу 3. 3.Сравнить периоды T1 и Т2, сделать вывод. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №4: определение ускорения свободного падения маятника 1.По формуле 3 вычислите 4 раза ускорение свободного падения маятника, подставляя поочередно значения периодов Т из первого, второго эксперимента. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.Полученные данные внесите в таблицу 4. 3.Посчитать абсолютную и относительную погрешности методом среднего арифметического (Приложение А). ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4.Сделать вывод ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Таблица 4 – Расчетные данные
Контрольные вопросы 1. Из каких элементов состоит прибор для изучения колебаний математического маятника? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. От каких величин и как зависит период колебаний пружинного маятника? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Можно ли пользоваться маятниковыми часами в условиях невесомости? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Наблюдая за движением шарика в течение одного периода, ответьте на вопрос: будет ли оно равноускоренным? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отчет по лабораторной работе №__________ студента группы__________________ ФИО_______________________________________________________________ ТЕМА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИЧЕСКОЙ СИЛЫ ЛИНЗЫ Цель: определить главное фокусное расстояние и оптическую силу собирающих линз. Оборудование: двояковыпуклые собирающие линзы №1 и №2, свеча парафиновая, экран белый, линейка. Краткие теоретические сведения Формула тонкой линзы: (1) где d –расстояние от предмета до линзы, f – расстояние от изображения до центра линзы, отсюда (2) Величина обратная фокусному расстоянию линзы, называется оптической силой линзы (D) и измеряется в диоптриях. (3) Единица измерения оптической силы из формулы (3) Порядок выполнения работы
Задание №1 Эксперимент с линзой №1 1.Установить источник света, линзу №1 и экран так, как показано на рис.1 2.Перемещать источник света и линзу получить на экране уменьшенное четкое изображение источника света. 3.Измерить расстояние от источника света до линзы (d) и от экрана до линзы (f) с точностью до 1мм, данные записать в таблицу 1 4.Повторяя п.2, получить увеличенное изображение источника света на экране, данные (f) и (d) записать в таблицу1. 5.Получить равное изображение источника света на экране, данные (f) и (d) записать в таблицу 1.
Рисунок 1 – Схема опыта по определению фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы Задание №2 Эксперимент с линзой №2 1.Установить источник света, линзу №2 и экран так, как показано на рис.4.16 2.Перемещать источник света и линзу получить на экране уменьшенное четкое изображение источника света. 3.Измерить расстояние от источника света до линзы (d) и от экрана до линзы (f) с точностью до 1мм, данные записать в таблицу 1 4.Повторяя п.2, получить увеличенное изображение источника света на экране, данные (f) и (d) записать в таблицу 1. 5.Получить равное изображение источника света на экране, данные (f) и (d) записать в таблицу 1. Таблица1 – Экспериментальные данные
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|