Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды и классификация инноваций




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления.

Классификация инноваций:

1. По типу инновации выделяют материально-технические и социальные.

С точки зрения влияния на достижение экономических целей организации,материально-технические инновации и в зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

Продуктовые инновации позволяют обеспечивать рост прибыли как за счет высокой цены на новые продукты или модификацию прежних (на краткосрочную перспективу), так и за счет увеличения объема продаж (на долгосрочную перспективу).

Инновации-процессы позволяют улучшить экономические показатели за счет:

· совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса, что в конечном итоге приводит к снижению издержек производства, а также к повышению качества продукции;

· увеличения объема продаж вследствие эффективного использования имеющихся производственных мощностей;

· возможности освоения в производстве перспективных с коммерческой точки зрения новых продуктов, которые невозможно было получить в силу несовершенства производственного цикла старой технологии.

Технологические нововведения появляются либо в результате единого инновационного процесса, т.е. тесной взаимосвязи НИОКР по созданию изделия и технологии его изготовления, либо как продукт самостоятельных специальных технологических исследований. В первом случае, инновации зависят от конструктивных и технических особенностей нового изделия и последующих его модификаций. Во втором случае - объектом инновации служит не конкретное новое изделие, а базовая технология, которая подвергается в процессе технологических исследований эволюционным или революционным преобразованиям.

Развитие каждой базовой технологии характеризуется, как правило, S-образной логической кривой (рис.1.1). Наклон кривой и переломные точки развития в каждый период времени отражают эффективность технологии и степень использования технологического потенциала. По мере приближения к пределу дальнейшее совершенствование данной технологии становится экономически нецелесообразным.

 

 

Результат

           
 
   
   
 
 


Разрыв

 

Усилия/Инвестированные средства

Рис1.1. S-образная кривая развития технологии

Знание пределов используемой технологии позволяет избежать лишних затрат и своевременно подготовиться к новому технологическому решению. При переходе от базовой технологии к новой происходит технологический разрыв или сдвиг, который влечет за собой серьезную реорганизацию производства. Каждая организация разрабатывает собственную стратегию перехода к новой технологии.

Существует определенная закономерность в последовательности применения рассматриваемых типов инноваций при обеспечении прибыльности организации: сначала, как правило, наибольший эффект приносят инновации-продукты, затем - технологические инновации, и завершающий цикл - модификации продукции. Спустя некоторое время цикл повторяется с переходом на новое поколение продуктов.

Взаимосвязь продуктовых и технологических инноваций можно проследить по графикам Ансофф И. Он выделяет три возможных уровня изменчивости технологии относительно ЖЦ спроса: стабильная, плодотворная и изменчивая технологии (рия.1.2).

 

Объем продаж

Спрос

Технология

Продукция

Время

Стабильная технология

 

 

Объем продаж

Спрос

Технология


Продукция

Время

Плодотворная технология

 

Объем продаж Спрос

 

 
 


Технология

Время

Изменчивая технология

Рис.1.2. Виды технологий по Ансоффу

Стабильная технология остается в основном неизменной в течение всего ЖЦ спроса. Продукция, создаваемая на ее основе и предлагаемая на рынок многими конкурирующими организациями аналогична и отличается только по качеству и цене. По мере достижения насыщения рынка, организация осуществляет модификацию продукции путем улучшения отдельных параметров и конструкции изделия. При этом радикальных изменений в технологии не происходит.

Плодотворная технология тоже остается неизменной в течение длительного времени. Но прогресс в ее развитии обеспечивает создание широкого спектра сменяющих друг друга поколений продуктов с лучшими показателями и более широким диапазоном применения. Короткий ЖЦ продукта, необходимость удержания завоеванных рыночных позиций обуславливает постоянную нацеленность организации на освоения инноваций.

Изменчивая технология предполагает появление в течение ЖЦ спроса не только новых поколений продуктов, но и сменяющих друг друга базовых технологий. Смена технологии имеет более глубокие последствия, чем создание и освоение новой продукции, поскольку сводит на нет все предшествующие инвестиции в научные исследования и разработки, научно-технический и производственный персонал, оборудование.

Опыт показывает, что когда новая технология коренным образом отличается от старой, то организации часто вынуждены отказаться от той сферы деятельности, где они занимали лидирующее положение.

В настоящее время любая исторически стабильная отрасль способна мгновенно превратиться в изменчивую за счет диверсификации смежных технологий. Вероятность такого события на любом участке ЖЦ спроса повышает требования к принятию управленческого решения на основе реальной оценки последствий применения новой технологии.

Социальные инновации включают: экономические (новые методы оценки труда, стимулирование, мотивация и пр.), организационно-управленческие (формы организации труда, методы выработки решений и контроль за исполнением и пр.), правовые и педагогические инновации, инновации человеческой деятельности (изменение внутриколлективных отношений, разрешение конфликтов и пр.).

Особенности социальных нововведений по сравнению с материально-техническими заключается в том, что:

· они имеют более тесную связь с конкретными общественными отношениями и деловой средой;

· они имеют большую сферу применения, т.к. реализация технических новшеств часто сопровождается необходимыми управленческими и экономическими нововведениями, в то время как сами социальные нововведения не требуют нового технического оснащения;

· их реализация характеризуется меньшей наглядностью обеспечения преимуществ и сложностью расчета эффективности;

· при их реализации отсутствует стадия изготовления (она совмещена с проектированием), что ускоряет инновационный процесс;

· они вызывают особую авторскую активность, т.к. разрабатываются коллективно и со многими согласованиями.

2. По инновационному потенциалу выделяют радикальные (базовые), улучшающие (модифицированные) и комбинаторные (использующие различные сочетания) инновации.

Радикальные инновации включают создание принципиально новых видов продукции, технологий, новых методов управления. Потенциальными результатами радикального нововведения являются обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами и на этой основе существенное усиление рыночных позиций. В дальнейшем они являются источником всех последующих улучшений, усовершенствований, приспособлений к интересам отдельных групп потребителей и других модернизаций товара. Создание радикальных нововведений связано с высоким уровнем рисков и неопределенностей: технических и коммерческих. Эта группа нововведений не является распространенной, но отдача от них непропорционально значительная.

Улучшающие нововведения приводят к дополнению исходных конструкций, принципов, форм. Именно эти инновации (со сравнительно низкой степенью заключенной в них новизны) являются наиболее распространенным видом. Каждое из улучшений обещает безрисковое повышение потребительской ценности продукции, снижение издержек ее производства и поэтому обязательно реализуется.

Комбинаторные (инновации с предсказуемым риском) представляют собой идеи сравнительно высокой степени новизны, не носящие, как правило, радикального характера (например, разработка нового поколения товара). К таким относятся все значительные новинки, реакцию рынка, на которые легко предвидеть. Отличие от радикальных (принципиально непредсказуемых) инноваций заключается в том, что разработка нового поколения того или иного товара (в том числе путем использования различных сочетаний конструктивного исполнения элементов) за счет концентрации огромных ресурсов обязательно завершается успехом.

3. По принципу отношения к своему предшественнику инновации подразделяются на:

· замещающие (предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым и тем самым обеспечение более эффективного выполнения соответствующих функций);

· отменяющие (исключают выполнение какой-либо операции или выпуск какого-либо продукта, но не предлагает ничего взамен);

· возвратные (подразумевают возврат к некоторому исходному состоянию в случае обнаружения несостоятельности или несоответствия новшества новым условиям применения);

· открывающие (создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников);

· открывающие и закрывающие технологии – рождающие и ликвидирующие отрасли промышленности;

· ретровведения (воспроизводят на современном уровне давно уже исчерпавшие себя способы, формы и методы).

4. По механизму осуществления выделяются: единичные, реализуемые на одном объекте, и диффузные, распространяемые на множестве объектов, инновации; завершенные и незавершенные инновации; успешные и неуспешные инновации.

Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

5. По особенностям инновационного процесса выделяют инновации внутриорганизационные, когда разработчик, изготовитель, организатор инновации находятся в одной структуре, и межорганизационные, когда все эти роли распределены между организациями, специализирующимися на выполнении отдельных стадий процесса.

6. В зависимости от источника инициативы или происхождения идеи нововведения подразделяются на авторские (собственные, самостоятельные) и заказные (переносные, заимствованные).

7. По объему применения инновации бывают точечные, системные и стратегические.

Функции инноваций выражает внешнее проявление ее свойств в данной системе отношений. Выделяют следующие три функции инноваций:

1. Воспроизводственную, содержанием которой является получение прибыли от инновации и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов.

2. Инвестиционную, содержанием которой является использование прибыли от инноваций для инвестирования.

3. Стимулирующую, содержанием которой является побуждение предпринимателя к изучению спроса, применение более совершенных приемов управления, т.е. к внедрению новых инноваций.

Технология как товар

Рынок технологий сравнительно молод и принципиально отличается от всех других рынков. Даже беглый анализ показывает, что традиционные маркетинговые подходы на нем не работают. Причины этого в том, что технология как товар не имеет аналогов. С одной стороны, маркетинг технологий опирается на своего «старшего брата» - хорошо изучений маркетинг обычных товаров, так как, в конечном счете, технологии используются для товарного производства. С другой стороны, это совершенно самостоятельная дисциплина, пребывающая в стадии становления не только у нас, но и в развитых странах. Прежде всего, зададимся вопросом: кому может понадобиться маркетинг технологий?

Выделим четыре группы «нуждающихся»:

1. Владелец технологии. Маркетинг может понадобиться в двух случаях: если собственник хочет продать технологию или использовать ее в качестве нематериальных активов (для создания совместного предприятия, получения кредита и т.д.). Ключевой вопрос - цена технологии, а при продаже важно также определить наилучшего покупателя.

2. Разработчик технологии. Любая разработка требуют затрат, порой значительных. Маркетинг должен дать ответ на вопрос: какие затраты допустимы, возможно, существующие решения дешевле. Второй, более существенный вопрос - примет ли рынок новую технологию, есть ли у нее коммерческие перспективы.

3. Инвестор, работающий с новыми технологиями. Инвестора в первую очередь интересует оценка коммерческой эффективности инноваций, а также оценка специфических рисков и программы их снижения.

4. Потребитель технологий. Потребителем технологий является промышленность. Маркетинг необходим для выбора оптимальной технологии. Вопрос не только в цене, но и в совместимости технологии с существующей производственной базой. Важно также определить: не является ли покупаемая технология тупиковым направлением. Такая ситуация грозит значительными рыночными потерями в будущем.

Любая технология уникальна, для этого товара не применимы традиционные маркетинговые схемы, как в силу особенностей самой интеллектуальной собственности, так и в силу особенностей рынка технологий. Эти особенности легко выявить, попытавшись использовать методологию маркетинга к этому специфическому товару. Не вдаваясь в подробности анализа, приведем лишь результат - отличия технологии (как товара) от обычных товаров:

1. Потребителями технологий являются фирмы-производители, рациональные мотивы у них намного превосходят эмоциональные, следовательно, «продвижение товара на рынок» существенно дешевле. Впрочем, этой особенностью обладают все товары производственного назначения.

2. Технология не является товаром массового спроса - продать ее можно максимум нескольким покупателям.

3. Конкуренция технологий весьма специфична. С одной стороны, прямых конкурентов технология не имеет (если права ее обладателя каким-либо образом защищены) - нельзя изобрести колесо дважды. Кроме того, наличие патента устраняет конкуренцию на товарных рынках. С другой стороны, конкурирующие технологии, естественно, существуют, причем зачастую выявить их довольно сложно.

4. Модифицируемость технологии весьма ограничена. Поэтому подходы, основанные на стремлении удовлетворить потребности некого усредненного покупателя, неприменимы. Усилия необходимо направлять на удовлетворение нужд конкретной производственной фирмы. Альтернативный вариант - среди потенциальных покупателей выбрать того, кто получит наибольшие выгоды от использования продаваемой технологии.

5. Цена технологии зависит от покупателя. Эта особенность является уникальной и не наблюдается ни у каких других товаров. Причины такого положения в том, что материальная составляющая цены технологии существенно ниже, чем нематериальная, тогда как для обычных товаров ситуация прямо противоположная. Еще одна причина заключается в том, что продажная цена технологии является компенсацией за рыночные потери, связанные с появлением нового конкурента. Потери эти зависят от производственных и иных возможностей покупателя.


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7