Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Малый бизнес и инновационная деятельность




В условиях рыночной экономики парадоксальность ситуации заключается в том, что большую часть исследовательских работ и большие затраты в связи с их выполнением несут одни организации, а наиболее значимых результатов добиваются другие. Действительно, подавляющая часть научных исследований выполняется крупнейшими корпорациями, которые способны до 5-10 % средств, заработанных от продажи своей продукции, направлять на самофинансирование НИОКР. И, тем не менее, радикальные нововведения, меняющие направления развития отрасли с неизменной закономерностью становятся результатом деятельности мелких, ранее неизвестных организаций, действующих на острие научно-технического прогресса. При этом характерной чертой нововведенческой деятельности малых организаций является их преимущественная ориентация на создание продуктовых инноваций, а не новых технологий, хотя именно такая ориентация приносит наибольший коммерческий успех на начальном этапе функционирования на рынке.

В качестве факторов, обуславливающих важную роль малых инновационных организаций в области нововведений, можно выделить следующие:

1) мобильность и гибкость перехода к инновациям, высокая восприимчивость к принципиальным нововведениям;

2) сильный и многоплановый характер мотивации, обусловленный причинами, как внеэкономического плана, так и коммерческого плана, поскольку только успешная реализация такого проекта позволит его автору состояться в качестве предпринимателя;

3) узкая специализация их научных поисков или разработка небольшого круга технических идей;

4) малый управленческий персонал;

5) ориентация на конечный результат при широком использовании всех видов ресурсов и, прежде всего, интеллектуальных;

6) готовность нести огромные, абсолютно неприемлемые для крупных и средних организаций, риски в силу качеств, присущих пионеру-предпринимателю.

По характеру инновационной продукции малые организации проявляют следующие виды специализации:

· научно-исследовательская деятельность, разработка и проектирование нововведений (венчурное финансирование)

· оказание услуг в сфере научного обслуживания (инжиниринг, консалтинг, обучение кадров, обслуживание новой техники).

Можно выделить следующие группы малых предприятий по состоянию их развития и основным функциям:

1. Организации на начальной стадии становлении. Как правило, их продукт находится на уровне идей, макетного или опытного образца. Их оборот определяется получаемыми ими из государственных или негосударственных источников средствами на НИОКР. Часто в этих организациях один-два штатных сотрудника, остальные сотрудники привлекаются на конкретный заказ. Их затраты – в основном зарплата. Никаких отношений по собственности с ее обладателем они не имеют, хотя организации уже реализуют свою продукцию на отечественном или зарубежном рынке. Для них характерно то, что значительная часть оборота образуется за счет объема продаж проекта или предоставляемых услуг. Так как такой оборот недостаточен для самообеспечения, то организация «подзарабатывает» на коммерции, на «отверточных технологиях», пользуется площадями и оборудованием «материнской структуры». Однако она уже заключает договоры о совместной деятельности, оплачивает коммунальные расходы.

2. Инжиниринговые организации – это своего рода соединительное звено между научными исследованиями и разработками, с одной стороны, и между нововведениями и производством – с другой. Инжиниринговая деятельность связана с созданием объектов промышленной собственности, деятельностью по проектированию, производству и эксплуатации машин, оборудования, организации производственных процессов с учетом их функционального назначения, безопасности и экономичности. Инжиниринговые организации осуществляют оценку вероятной значимости, коммерческой конъюнктуры и техническое прогнозирование инновационной идеи, новой технологии, полезной модели, изобретения, выполняют доработку и доводят нововведения до промышленной реализации, оказывают услуги и консультации в процессе внедрения объекта разработки, производят пусконаладочные, испытательные работы по поручению промышленных предприятий.

Существуют четыре основных метода инжиниринга:

· обычный (консультирование при подготовке планов и технических условий проекта, получении предложений от подрядчиков и поставщиков и при осуществлении проекта, когда консультанту предоставляется право выступать в качестве полномочного представителя заказчика);

· внутрифирменный (использование собственного персонала заказчика. Он осуществляет руководство проектом, общее проектирование и иногда даже строительство. Роль консультантов ограничивается содействием по конкретным аспектам проекта, по которым персонал заказчика недостаточно квалифицирован или не имеет опыта);

· руководство проектом;

· «под ключ».

3. Внедренческие организации содействую развитию инновационного процесса и, как правило, специализируются на внедрении неиспользованных патентовладельцами технологий, на продвижении на рынок лицензий перспективных изобретений, разработанных отдельными изобретателями, доводке изобретений до промышленной стадии, на производстве небольших опытных партий объектов промышленной собственности с последующей продажей лицензии.

4. Технопарковые структуры организации инновационной деятельности.

Одним из характерных признаков нынешнего этапа технологической революции является создание и широкое распространение в индустриально развитых странах территориальных научно-производственных систем. Научные парки, инновационные технологические центры, инкубаторы нововведений и другие аналогичные структуры, ориентированные на ускоренное воплощение результатов научных исследований в новую технику, технологии и материалы, стали важным фактором усиления отдачи науки, интеграции ее основных звеньев с производством. По нарастанию степени сложности технопарковые структуры можно расположить следующим образом: инкубаторы, технологические парки, технополисы, регионы науки и технологий.

4.1. Инкубатор бизнеса – это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных организаций, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Инновационная организация в зависимости от ее технологического профиля покупает или арендует у инкубатора тот или иной набор инновационных услуг, куда обязательно входит аренда помещения. Инкубационный период организации-клиента длится обычно 2-3 года, реже 5 лет, по истечении этого срока инновационная организация покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

Свое предназначение инкубатор бизнеса осуществляет посредством выполнения следующих функций:

1) обеспечение систем поддержки организаций за счет оказания материальной (осязаемая) и нематериальной (неосязаемая) поддержки. Осязаемая – это предоставление на льготных условиях помещений, места в офисе, оборудования (лабораторного и офисного), опытного производства, рекламных, информационных, консультационных услуг и пр. Неосязаемая – это обеспечение доступа начинающих и неизвестных широкому кругу предпринимателей и малых организаций к интеллектуальному потенциалу университета, полезным связям с органами власти, крупными корпорациями, рекомендации и гарантии доступа к финансовым источникам;

2) достижение успешной стратегии коммерциализации рисковой технологии. Инкубатор, за счет создания тепличных условий на начальном этапе становления организации, должен подготовить эту организацию к действиям в рыночных условиях. За время пребывания организации в инкубаторе она должна стать успешной, т.е. построить свои каналы товародвижения, разместить производство, найти первых покупателей и получить первые заявки и контракты;

3) осуществление бизнес-образовательной функции в виде обучения в свободной обстановке или организации бесплатных семинаров, обеспечение условий для овладения практическими навыками бизнеса студентами и выпускниками университета. Высокотехнологичный бизнес ориентирован на квалифицированные кадры, вместе с тем он рискован и непредсказуем и требует от будущего предпринимателя особых личностных и психологических качеств.

Перечень потребностей (услуг), наиболее часто востребованных отечественными малыми организациями в порядке убывания их значимости, составляет:

1) бизнес-планирование, поиск инвесторов и предоставление финансирования;

2) доступ к средствам информации и связи, информационным источникам;

3) проведение маркетинговых исследований, изучение рынка и каналов товародвижения;

4) регистрация организации, создание команды и оказание других организационных услуг;

5) оказание юридических консультаций и правовой защиты;

6) предоставление помещений офисного и производственного характера;

7) доступ к научному потенциалу;

8) предоставление социально-бытовых услуг;

9) предоставление в аренду оборудования и технологических линий.

Инкубатор устанавливает критерии отбора для размещения в нем малых организаций, основу которых составляют:

1) технологически обоснованный продукт или услуга, под которые будет реализован в целом инновационный проект;

2) предпринимательские способности команды, претендующей на поддержку;

3) потенциал менеджмента организации – опыт и качество лидера организации;

4) наличие бизнес-плана инновационного проекта, в котором показываются условия успешной реализации проекта и возникающие проблемы;

5) потенциал роста на рынке для разрабатываемой продукции – наличие емкого и перспективного рынка;

6) создание рабочих мест в регионе – в какой степени инновационный проект позволит сохранить и создать новые места.

Инкубаторы бизнеса могут функционировать и вне технопарков как самостоятельно существующие организации. В этом случае между этими инновационными структурами можно выделить ряд отличительных особенностей:

· инкубаторы бизнеса поддерживают исключительно вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития организации;

· инкубаторы поддерживают не только организации высоких технологий, но и малый бизнес самого широкого спектра;

· инкубаторы не имеют земли, а, следовательно, и программ привлечения на нее филиалов и представительств крупных корпораций, сдачи в аренду участков под строительство офисов и других помещений самими клиентскими организациями;

· политика постоянного обновления клиентов в них соблюдается жестче, чем в технопарках.

Между инкубаторами существуют «национальные различия». Особенности европейских инкубаторов: широкое участие в их организации крупных корпораций, большой уровень специализации, сильная ориентация на наукоемкий бизнес, целенаправленно поддерживают безработных. Характерные черты американских инкубаторов: программы поддержки широкого круга предпринимательства, стремление обеспечить обязательный рост малой организации и превратить ее в среднюю, а затем и в крупную организацию. Отечественные инкубаторы, как правило, создаются в составе технопарков и являются первой фазой их развития. Такой подход в целом упрощает организационный проект создания технопарка в специфических условиях отечественной экономики.

При оценке деятельности бизнес-инкубаторов в международ­ной практике используются такие показатели:

· число фирм, действующих на площадях бизнес-инкубатора;

· размеры этих фирм;

· их возраст и происхождение;

· специализация фирм (наукоемкая или нет);

· процент фирм, прекращающих свою деятельность на раз­личных этапах существования вследствие: коммерческой несостоятельности; несостоятельности заложенных в ее основу идей или пред­посылок;

· темпы роста экономической деятельности клиентов;

· перепрофилирование фирм в процессе самостоятельного существования.

Деятельность бизнес-инкубаторов осуществляется в соответ­ствии с выбранной стратегией. Однако при любом варианте стратегии обязательно наличие в бизнес-инкубаторе следующих высокопрофессиональных структур:

· экспертного совета, осуществляющего оценку клиентов для «выдержки» в соответствии с выбранной специализа­цией бизнес-инкубатора;

· управляющего блока бизнес-инкубатора, в функции кото­рого помимо управления независимой хозяйственной струк­турой входят:

1) разработка и корректировка индивидуальной программы прохождения инкубируемой фирмой всех этапов ее жизнедея­тельности в бизнес-инкубаторе;

2) определение индивидуально для каждой инкубируемой фир­мы достаточного объема льгот;

3) выработка экономической и финансовой политики взаи­моотношений с вышедшими из инкубатора фирмами.

Существует два вида инкубаторов бизнеса: инкуба­торы наукоемкого бизнеса и инкубаторы низкотехнологичных фирм. Для Европы характерны инкубаторы первого типа, а для США — второго.

Изменение бизнес-среды в новой экономике привело к воз­никновению интернет-инкубаторов. Для новой экономики характерны: обучение как непрерывный процесс; готовность к риску; ориентация на создание новых ра­бочих мест; капитал как рабочий инструмент, фактор производ­ства; быстрота изменений; формирование новых альянсов.

Интернет-инкубаторы могут быть следующих типов:

· венчурные инкубаторы;

· венчурные акселераторы;

· венчурные порталы; «сетевые инкубаторы;

· вертикальные инкубаторы;

· инкубаторы, ориентированные на внутренние идеи.

Интернет-инкубаторы различаются набором и особенностя­ми оказываемых услуг. Наибольшее распространение получили венчурные инкубаторы, оказывающие следующие услуги:

1) офисную инфраструктуру (помещение, мебель, офисная тех­ника, компьютеры, внутренняя сеть, внешняя связь, доступ в Ин­тернет, конференц-залы и т.п.);

2) бэк-офис (квалифицированный персонал, техническая под­держка и т.п.);

3) технологическую поддержку (помощь экспертов, поста­новка системы управления, развитие интеллектуальной собст­венности);

4) консалтинговую поддержку (как собственными ресурсами инкубатора, так и путем привлечения отраслевых экспертов);

5) обучение (включая стажировку в других компаниях), по­вышение уровня компетенции менеджеров и специалистов;

6) юридические и бухгалтерские услуги;

7) управление человеческими ресурсами (поиск и наем тре­буемых ключевых специалистов);

8) зонтичный брэнд инкубатора и осуществление связей (взаи­модействие с венчурными инвесторами — органами государст­венной власти, аналогичными крупными компаниями из дру­гих стран).

Венчурный акселератор — сервисная компания, которая ока­зывает начинающим предпринимателям консультационные услу­ги по подготовке бизнес-плана, маркетингу и позиционирова­нию проекта, выведению на рынок, сервисные услуги, необхо­димые начинающей компании.

Сетевые инкубаторы представляют собой смесь собственно венчурных фондов и управляющих компаний, а также могут ра­ботать с компаниями, находящимися в разных городах.

Вертикальные инкубаторы специализируются на выращива­нии компаний, принадлежащих одному вертикальному рынку, например рынку мобильной коммерции. В таком инкубаторе могут находиться компании, занимающиеся инфраструктурными разработками (на уровне протоколов передачи данных, обеспе­чения безопасности и др.); компании, специализирующиеся на мобильном контенте и продаже через мобильные устройства доступа.

Инкубаторы, ориентированные на внутренние идеи, создаются при участии крупных транснациональных корпораций и зани­маются развитием компаний, родившихся внутри этих корпора­ций на базе внутренних идей. Такие инкубаторы организовыва­ются специалистами, являющимися экспертами в какой-либо офлайновой области бизнеса. Они могут оказать услуги бизнесу по упрощению и интенсификации обмена информацией; имеют возможность на базе собственных идей формировать команды разработчиков, привлекать квалифицированных менеджеров и осуществлять общий надзор за их работой.

4.2. Технопарк. Существуют различные подходы к определению технопарка. Сопоставление приведенных определений позволяет сделать вывод, что технологические парки — сетевая система, объединяющая малые научно-технические предприятия, инкубаторы (бизнес-инкубато­ры), информационные, консультативные и другие организации на­учно-технической инфраструктуры вокруг крупного научно-иссле­довательского института или высшего учебного заведения.

Основным условием для создания и эффективного функцио­нирования технопарков является наличие разветвленной сети научно-исследовательских организаций и наукоемких промыш­ленных производств как основных потребителей научно-техни­ческой продукции. В развитии технопарков могут помочь ре­гиональные органы власти, обеспечив организационную и фи­нансовую поддержку, выделив землю, предоставив в аренду по­мещения, экономические льготы.

Научно-технологический парк – это самостоятельная организационная структура, создаваемая в сфере науки и научного обслуживания с целью поддержки малого научно-технического предпринимательства и формирования среды для освоения производства и реализации на рынке высокотехнологичной продукции.

Основные задачи технопарков:

· превращение знаний и изобретений в технологии;

· превращение технологий в коммерческий продукт

· передача технологий в промышленность через сектор малого наукоемкого предпринимательства;

· формирование и рыночное становление наукоемких организаций;

· поддержка организаций в сфере наукоемкого предпринимательства.

Технопарки позволяют сформировать ту экономическую среду, которая обеспечивает устойчивое развитие научно-технологического и производственного предпринимательства, создание новых малых и средних организаций, разработки, производство и поставку на отечественный и зарубежный рынки конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Регион, способствуя созданию и развитию технопарков, получает возможность формирования и ускоренного развития научно-производственной и социальной инфраструктуры, привлечения в регионы высококвалифицированных специалистов, поддержки и развития сектора экономики и, в связи с этим, создания новых рабочих мест.

Промышленным организациям предоставляется возможность в полной мере использовать потенциал научно-технического комплекса региона для повышения конкурентоспособности своей продукции, ускоренного внедрения новых технологий, целевого отбора выпускников, прошедших школу работы в малых инновационных и рисковых организациях.

Технопарки можно классифицировать по следующим группам:

1) исследовательский парк осуществляет неприбыльный, как правило, фундаментльно-прикладной научный трансфер, действует от стадии завершения фундаментальных исследований. Его основным объектом являются новейшие, авангардные научные идеи и вытекающие из них проекты и разработки, могущие иметь или имеющие прикладное значение, нередко в долгосрочной перспективе (свыше 10 лет). Поэтому господдержка здесь должна быть определяющей;

2) научно-технологический парк осуществляет прибыльный или неприбыльный прикладной научно-экспериментальный трансфер, функционирует преимущественно от стадии прикладных НИОКР до стадии производства опытно-экспериментальной партии нового продукта (отработки новой технологии) нередко среднесрочной перспективы (свыше 5 лет). Организации технопарка тиражируют техническую документацию и готовят продукт (технологию) к освоению в производстве (выпуск первой промышленной партии). Здесь следует говорить о паритетной поддержки государством и бизнесом;

3) технологический парк осуществляет, как правило, прибыльный экспериментально-производственный трансфер, действует преимущественно со стадии опытно-конструкторских и экспериментальных работ до организации серийного производства новой продукции (освоения новой технологии), имеющей почти гарантированный спрос на рынке. Организации технопарка реализуют готовую документацию (ноу-хау), производят новый продукт (возможно малыми партиями) или участвуют в его серийном производстве. Здесь очевидна главная роль бизнес-поддержки;

4) промышленно-технологический парк осуществляет прибыльную деятельность, связанную с предоставлением во временное пользование площадей, помещений и оборудования для организации производства новой продукции по новой технологии. Такого рода парки могут полностью поддерживаться бизнесом.

Технопарки отличаются от традиционных производственных и внедренческих организаций тем, что:

· технопарк представляет собой своеобразную «фабрику» по производству и выпуску малых и средних инновационных организаций (непрерывное формирование нового наукоемкого бизнеса является основной функцией технопарка);

· так же как и организации, технопарки располагаются вблизи источника сырья, которым в данном случае выступает интеллект, но фундаментальное отличие состоит в том, что технопарки не столько потребляет интеллект, сколько способствует его развитию, работает на него;

· технопарк предоставляет комплекс услуг всем тем, чьи предложения и проекты признаются перспективными и направленными на существенное улучшение социально-экономической ситуации в регионе, где располагается технопарк;

· в технопарке организации не могут оставаться навсегда, должен соблюдаться закон «кругооборота, притока свежих сил», в этом состоит принципиальное отличие технопарков от других научных и производственных структур, в которых, как правило, состав подразделений постоянный;

· отличительным признаком является исключительно рыночная нацеленность деятельности технопарка, т.е. здесь занимаются не просто любыми технологиями и продуктами, а теми технологиями и продуктами, которые имеют спрос на рынке, нужны потребителю.

Нередко трудно провести грань, отличающую инкубатор от технопарка. Однако различия между ними есть:

· инкубаторы бизнеса поддерживают исключительно вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития фирмы;

· инкубаторы бизнеса поддерживают не только фирмы вы­соких технологий, но и малый бизнес самого широкого спектра деятельности (нетехнологический бизнес);

· инкубаторы, как правило, не имеют земли, а следователь­но, и программ привлечения на нее филиалов и предста­вительств крупных корпораций, сдачи в аренду участков клиентским фирмам под строительство офисов и других по­мещений;

· политика постоянного обновления клиентов в инкубаторах соблюдается жестче, чем в технопарках.

По набору же услуг, функциям, целям и задачам поддержки малого предпринимательства инкубаторы практически не отли­чаются от технопарков.

 

Обобщенная «классическая» внутренняя структура технопарка представлена на рис. 2.2.

Малые организации простого сервиса «Оболочка технопарка» Малые организации сложного сервиса
  ·   Ядро технопарка       ·
    Инкубатор бизнеса      
·           · · ·           ·
         
                 
  ·     Малые начинающие наукоемкие организации     ·
         
            · · ·            
·     Инновационные организации на территории технопарка   ·
     
                                         

Рис. 2.2. Внутренняя структура технопарка

4.3. Технополис. Технополис представляет собой целостную научно-производственную структуру, созданную на базе отдельного города, в экономике которого заметную роль играют технопарки и инкубаторы. Новые товары и технологии, разработанные в научных центрах, используются для решения всего комплекса социально-экономических проблем города. Технополисы могут быть образованы как на основе новых городов, так и на основе реконструирующихся. Существуют также технополисы «размытого» типа, обычно они возникают на базе больших городов, которые при отсутствии четко очерченных высокотехнологичных зон, тем не менее, располагают развитыми инновационными структурами.

4.4. Регион науки и технологий охватывает значительную территорию, границы которой могут совпадать с границами целого административного района. В экономике такого района большую роль играет инновационная деятельность, поддерживаемая технопарковыми структурами. Научно-производственный комплекс представляет здесь единое целое, поскольку новые технологии, создаваемые в научных центрах, сразу же внедряются в производственном секторе. В регионе науки и технологий функционируют крупные научные учреждения и промышленные предприятия, специализирующиеся на производстве наукоемкой продукции. в этот комплекс входят также производственная и бытовая инфраструктуры, малый и средний бизнес, фонды и финансовые институты, зоны отдыха и культурные учреждения и др. На перспективность такого региона большое влияние оказывают природные условия. Регион науки и технологий может включать в себя технополисы, технопарки и инкубаторы, а также широкую инфраструктуру, поддерживающую научную и производственную деятельность.

4.5. Инновационные организации, действующие на основе венчурного финансировании. Особое место среди малых инновационных организаций занимают организации, имеющие венчурный механизм финансирования. Такие организации представляют собой небольшие, но очень гибкие и эффективные предприятия, которые создаются с целью апробации, доработки и доведения до промышленной реализации «рисковых» инноваций и характеризуются высокой активностью, которая объясняется прямой личной заинтересованностью работников организации и партнеров по венчурному бизнесу в успешной коммерческой реализации разработанных идей, технологий, изобретений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...