Дата проведения_________________________
Сущность и принципы социальной политики
Социальная политика — это деятельность государства, общественных организаций и благотворительных фондов, которая направлена на удовлетворение потребностей населения и реализуется через социальную сферу.
Объектами социальной политики являются: положение классов и социальных групп, наций и народностей, отдельной семьи, положение человека в обществе и все аспекты народного благосостояния.
Социальная сфера — область жизнедеятельности человеческого общества, в которой реализуется социальная деятельность, прежде всего государства, а также общественных и религиозных организаций, благотворительных и общественных фондов в распределении материальных, духовных благ и услуг. Одним словом, все, что связано с благосостоянием людей, относится к социальной области экономики. Непосредственно к социальной экономике относят все виды социального обеспечения, т. е. денежного содержания, материальной помощи, оказываемых отдельным, чаще всего нетрудоспособным слоям и категориям, которые не имеют собственных доходов и источников существования, либо обладают ими в ограниченной, недостаточной степени.
Все отрасли экономики имеют то или иное отношение к социальной сфере, обслуживают и удовлетворяют не только материальные потребности, но также — духовные и социальные потребности людей.
Главная цель социальной политики — это повышение уровня и качества жизни граждан России на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставление каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих своим трудом и предприимчивостью обеспечивать благосостояние семьи. При этом государство полностью сохраняет свои социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными гражданами.
Содержание и направленность социальной политики раскрываются через систему определенных принципов. Наиболее важные:
- Социальная справедливость, которая означает меру равенства (или неравенства) в жизненном положении людей, обусловленная уровнем материального и духовного развития общества.
- Социальные гарантии, которые означают гарантированное обществом право на обеспеченность работой, доступность образования, культуры, медицинского обслуживания и жилья, заботы о престарелых, материнстве и детстве.
- Повышение материального и культурного уровня жизни всех членов общества, в т.ч. молодежи, улучшение условий труда и быта, охрана окружающей среды.
- Социальная реабилитация, которая означает восстановление нарушенной социальной справедливости.
- Развитие социальной активности всех членов общества, раскрытие, обогащение и использование всех созидательных способностей человека, сочетание потребления материальных благ с духовной жизнью. Наука, новая технология, экономический рост никогда не заменят духовность, хотя последнее без первого и невозможно осуществить.
- Более полный учет специфики жизни и деятельности таких групп населения, как молодежь, женщины, престарелые люди с целью максимально возможного удовлетворения их нужд и интересов.
- И, наконец, сплоченность всех составляющих общество классов и социальных групп: совершенствование национальных отношений, расцвет наций и народностей, укрепление их всестороннего сотрудничества в области экономики, культуры, искусства и т.п.
Важнейшими приоритетами социальной политики государства в современных условиях являются: повышение экономического благосостояния молодежи, создание оптимальной социальной инфраструктуры и ее развитие; проблемы охраны и защиты окружающей среды; политика распределения доходов общества; социально-демографическая политика; проблемы занятости и социальной защиты населения и т.п.
Социальная защита и поддержка молодежи
Развитие рыночных отношений невозможно без создания надежной системы социальной защиты молодежи, способной обеспечить максимально возможную нейтрализацию негативных явлений в экономике. То есть должен быть создан механизм защиты населения от таких факторов социального риска, как безработица и инфляция.
Социальная защита — система мер, направленных на создание условий, которые обеспечивают экономическое и моральное благополучие уязвимых, незащищенных слоев населения, а также на предоставление им дополнительных прав и льгот:
- по налогообложению и выплате пособий;
- по строительству и содержанию жилья, а также его получению и приобретению;
- по коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию;
- по медицинскому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарственными средствами;
- по обеспечению транспортными средствами и оплате проезда;
- по трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;
- по пользованию услугами учреждений связи и спортивно-оздоровительных учреждений;
- по получению услуг социального обслуживания, социальной и юридической помощи.
Основные принципы, на которых должно происходить формирование новой системы социальной защиты, в том числе и молодежи, отвечающей требованиям современной экономики:
1. Дифференцированный подход к различным слоям и группам населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности.
2. Механизм социальной защиты должен формироваться не на основе государственной благотворительности, а как совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий.
3. Система социальной защиты должна быть интегрированной, действовать на всех уровнях: федеральном, республиканском, областном, региональном, даже на уровне предприятия (фирмы), АО с четким определением прав, ответственности и функций каждого из них.
Система социальной защиты (защищенности) населения существует в единстве и комплексности с системой социальных гарантий.
Социальные гарантии государства являются основой, базисом для реализации системы социальной защиты населения.
Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых условий для поддержания его достоинства и для свободного полного развития его личности.
В самом общем виде социальные гарантии государства — это защита прав человека на свободный труд, обеспечение личной безопасности граждан в обществе, создание системы жизнеобеспечения, соответствующей жизненным стандартам, сформированным к настоящему моменту.
К наиболее важным элементам, например, жизнеобеспечения относятся:
1) материальная обеспеченность и создание условий, при которых доходы всех членов общества могут быть реализованы;
2) возможность получения образования, медицинской помощи и т.д.;
3) обеспечение безопасности окружающей среды и поддержание экологии на необходимом уровне;
4) улучшение материального положения пенсионеров, сокращение численности малообеспеченных семей и граждан;
5) расширение льгот работающим женщинам; создание необходимых условий для воспитания подрастающего поколения.
Система гарантий защиты от возможных негативных последствий рынка труда должна быть подкреплена созданием правовых, финансовых, организационных условий их обеспечения. В целом эта система должна интегрировать такие гарантии:
1) полная занятость или право на получение рабочего места;
2) доступность профессиональной подготовки и переподготовки, а также квалификационного роста;
3) поддержание определенного уровня материальной обеспеченности на период переподготовки или временной незанятости;
4) защита основных прав работника в сфере труда и т.д.
Система социальных гарантий должна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение возможных факторов социального риска, а не на устранение уже возникших очагов социальной напряженности. Ресурсные и финансовые основы системы социальных гарантий должны формироваться не по остаточному принципу, а из действительных потребностей общества. Поэтому система социальных гарантий должна быть построена таким образом, чтобы автоматически поддерживать планку социальной защиты на должном уровне. Основой для этого будет создание объективной, научно-обоснованной базы социальных гарантий в виде системы государственных социальных стандартов: минимальные размеры зарплаты и социальных выплат (пособия, пенсии, стипендии); рациональные нормы питания и семейный бюджет; прожиточный минимум и индексация личных доходов и т.п.
Поскольку полная социальная защита всего населения нереальна, постольку следует более правильно и обоснованно говорить о социальной поддержке отдельных слоев и групп населения, например, молодежи. Такие категории населения принято называть слабо защищенными, а более точно социально уязвимыми слоями населения. К социально уязвимым следует относить тех, кто лишен возможности самостоятельно, собственными усилиями улучшить свое благосостояние, поддерживать необходимые условия жизни и существования. Это, как правило, многодетные и малообеспеченные молодые семьи, а также безработные люди.
В сложившейся практике социально уязвимыми считаются семьи с низким денежным доходом на члена семьи; семьи, потерявшие кормильца; матери, воспитывающие детей в одиночку; лица, пострадавшие от репрессий и от стихийных бедствий. Студентов также можно отнести к слабо защищенных категориям населения.
Все перечисленные слои и группы населения нуждаются в социальной поддержке со стороны общества, государства, правительства, крупных предпринимателей, общественных, частных и благотворительных организаций.
В период перехода к рыночной экономике наиболее остро проявляется проблема социальной защиты населения от роста цен, инфляции и безработицы. Для того, чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению личного потребления и жизненного уровня должна меняться индексация доходов. То есть, зарплата, пенсии, стипендии и другие виды доходов и выплат должны увеличиваться по мере роста розничных цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
Главные цели и приоритеты социальных реформ в России относительно молодежи
Современная экономическая ситуация диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении более острых социальных проблем, выработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.
Предстоит переориентировать социальную политику на активизацию факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд молодых людей, повышение на этой основе личной ответственности молодых граждан за свое материальное благополучие.
Стратегическими целями социальной политики в области экономического благополучия молодежи являются:
— достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни;
— обеспечение эффективной занятости, повышение качества и конкурентоспособности на рынке труда;
— гарантия конституционных прав в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
— переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям;
— нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и молодых граждан трудоспособного возраста;
— существенное улучшение социальной инфраструктуры.
Для достижения этих целей потребуется:
- восстановить роль доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников;
- обеспечить справедливое распределение доходов на основе совершенствования системы индивидуального налогообложения доходов и собственности граждан, увеличения ставок налогов для лиц с высокими личными доходами и снижения налоговой нагрузки на низкодоходные группы населения;
- стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования;
- обеспечить взвешенность в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой — не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики;
- усилить адресность социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий;
- создать полноценные условия жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи, улучшить условия жизнеобеспечения детей;
- повысить роль социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков;
- обеспечить стабильное финансирование отраслей социальной сферы и социальных программ, гарантировать всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и отдыха.
Государственная политика обеспечения полной занятости
Лучшей гарантией от риска безработицы является государственная политика занятости населения, особенно молодежи. Успех политики полной занятости в народнохозяйственном аспекте означает производство общественного продукта в большем объеме, что значительно расширяет базу для достижения результативности социальной политики государства. С точки зрения работающих по найму эта политика оказывает положительное влияние на их текущие доходы. Такая гарантия доходов имеет многократный эффект:
- она снимает необходимость предоставления пособий по безработице, социальной помощи и других видов вспомоществования;
- постоянная забота о трудовом доходе вынуждает прежде всего лично заботиться о собственных жизненных благах, а также членов своей семьи;
- уменьшается экономическая зависимость от государства.
Все это в совокупности порождает веру в жизнь и надежду на реализацию своих потребностей за счет участия в экономической сфере. Полная занятость оказывает к тому же длительное воздействие на рынок труда (рабочей силы) и на условия занятости:
- для полной занятости, как правило, характерно состояние всеобщего быстрого роста трудовых доходов (на рынках труда сокращается предложение на большинство профессий и видов деятельности; создаются благоприятные условия для переговоров с работодателями при участии профсоюза и т.д.);
- полная занятость повышает взаимозависимость рынка труда (исчерпание резервов рабочей силы на региональном и профессиональном рынке труда), воздействует на спрос рабочей силы на других рынках труда.
В целях привлечения рабочей силы с других рынков работодатели должны (вынуждены) улучшать условия труда. Местные работодатели из-за опасности оттока рабочей силы также вынуждены идти на дополнительное улучшение условий труда и повышение заработной платы.
| |