Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и принципы профессионального ориентирования в молодежной среде




 

Дата проведения_______________2011 г.

Текст Примечания
1. Понятие и функции профессиональной ориентации   Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.   Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.   Профессиональная ориентация включает в себя:   1) Профессиональное просвещение — ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.   2) Профессиональное консультирование — оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.   3) Психологическую поддержку — методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.   Функции профессиональной ориентации: · социальная – усвоение человеком ценностей, норм, определённой системы знаний, которые позволяют ему быть полноценным и полноправным членом общества; · экономическая – улучшение качественного состава работников, повышение профессиональной активности, квалификации и производительности труда; · психолого-педагогическая – выявление, формирование и учет индивидуальных способностей молодёжи; · медико-физиологическая – учёт требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения профессиональной деятельности.   Профессиональная ориентация представляет собой систему государственных мероприятий. Она предназначена для того, чтобы решать задачи, связанные с рациональным использованием кадров, оптимальной их расстановкой. Учёт условий, позволяющих обеспечить эффективность профессиональной ориентации: а) потребностно-мотивационной сферы личности при выборе профессии (интересов, стремлений, установок и т. д.); б) способностей и других личностных характеристик человека; в) потребностей производства в специалистах определённого профиля на каждом этапе исторического развития общества.   Таким образом, профессиональная ориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.   Теория профориентации – это форма научного знания, дающего представление о закономерностях и существенных связях двух процессов – профессионального самоопределения молодежи в соответствии с личными интересами и склонностями и ориентирования ее на те профессии, по которым ощущается нехватка в кадрах.   Два принципиальных отличия между профессиональным и личностным самоопределением: 1. Професиональное самоопределение более конкретно, оно направлено на ориентацию личности в мире профессии. 2. Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних воздействий, а личностное - в основном обусловлено внутренними факторами. Рассмотрим основные части теории профессиональной ориентации: факты, закономерности, принципы. Достоверных фактов, полученных с помощью научных методов, в профориентации мало. Следовательно одной из самых важных задач является сбор новых фактов и правильная их интерпретация. Так, для каждого региона можно определить свои особенные факторы, влияющие на окончательный выбор профессии. Предположение о таких возможных факторах способствует созданию эмпирических методов исследования, которые в свою очередь позволяют оценить интересующее явление и на их основе создать практические рекомендации по улучшению профориентационной работы с молодежью. Так как объектом профессионального ориентирования служит процесс социально-профессионального самоопределения человека, то важно в первую очередь сформулировать набор принципов, которыми должны руководствоваться представители молодежи при выборе своей будущей профессии. У каждого человека есть доминирующие склонности к той или иной разновидности деятельности. Так что при выборе профессии необходимо учитывать как этот факт, так и существующие условия на рынке труда. Определить, в каких специалистах сейчас наиболее заинтересованы работодатели. В профессиональном ориентировании есть ряд принципов, тесно связанных с общепедагогическими принципами. В их числе: · связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах. · связь профориентации с трудовой подготовкой школьников – это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профессиональная ориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности. Взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности, и это происходит с учетом того, что: · воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового. Экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания; · взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы - принцип, предполагающий недопустимость противопоставления одного подхода другому. · дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Дифференциация учащихся по группам позволяет точнее определять их средства воздействия, которые будучи эффективными в одной группе могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода; · оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями, утверждающих необходимость использования разных форм, работы; · соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям в кадрах определенных профессий. Таким образом, в теории профориентации существуют и общепедагогические принципы, и специфические принципы, характеризующие профориентационную деятельность как общественное явление.  
 
2. Составляющие профессиональной ориентации 2.1. Профессиональное просвещение   Целью профессионального просвещения является ознакомление молодежи с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями, предъявляемыми к личностным характеристикам человека. Профессиональное просвещение условно делится на две формы: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду. Может осуществляться в виде бесед о профессии. Целью профессиональной информации служит ознакомление с основными профессиями и их специальностями. Молодым людям предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалифицированного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, личностным качествам, уровню общеобразовательной и социальной подготовки. Профессиональная пропаганда формирует положительное отношение к проблемам выбора профессий и стремления у молодежи к освоению профессий современного производства. Профессиональная пропаганда имеет дело, прежде всего, с теми профессиями, по которым ощущается дефицит в рабочих кадрах либо ожидается расширение приема на них в связи с увеличением объема производства. На практике часто пропагандой занимаются как крупные организации, так и местные службы занятости. В практике работы учебных заведений широкое распространение получили выступления специалистов, целевые экскурсии для школьников, оформление стендов, выставок, витрин, обучение в учебно-производственных комбинатах. Большую роль в профпропаганде играют средства массовой информации (кино, радио, телевидение).   Для повышения эффективности профессионального просвещения требуется соблюдать следующие принципы описания профессии: · необходимо точное описание положительных и отрицательных сторон профессии, что позволяет уменьшить риск ошибки и последующего отсева учащихся из училища или вуза. · общественная значимость профессии, которую определяют из ее особенностей с точки зрения истории, экономики, общественных отношений. · показ возможностей удовлетворения интересов личности в данной профессии. необходимо показать, что в каждой профессии есть простор для проявления творчества и смекалки. · раскрытие психологических и психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Возросшая сложность техники привела к повышению требований к быстроте реакции, распределению и переключению внимания, памяти, мышлению, точности координации движений и к другим психофизиологическим качествам и свойствам. соответствие способностей рабочего психологическим требованиям профессии положительно сказывается на безопасности труда, качестве результатов труда, удовлетворенности самого рабочего. · системность и последовательность раскрытия способностей профессиональной деятельности. рассказ о профессии должен строится по определенному плану с учетом различных сторон и особенностей данной профессии.  
2.2. Профессиональное консультирование   Целью профессиональной консультации является сообщение молодежи рекомендаций о выборе рода деятельности на основе всестороннего изучения личности, её склонностей, способностей, черт характера и т. д. Профконсультация предполагает ориентацию на большие сферы профессиональной деятельности, внутри которой ему предлагается разветвлённый перечень профессий. Этому как раз служит профессиональный подбор (профподбор) и профессиональный отбор (профотбор). Цель - рекомендовать человеку конкретную профессию в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и требованиями деятельности – с другой стороны.      

 


 

Службы занятости как форма социальной работы с безработной молодежью

Дата проведения____________2011г.

Текст лекции Примечания
  Основным нормативно-правовым актом в сфере труда и занятости является Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Данный документ определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. В данном Законе занятость понимается как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи были созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Задачи службы занятости в нашей стране очень велики, она занимается не только решением проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйствующих субъектов (работодателей и работников). Оказание помощи в трудоустройстве молодежи – одно из приоритетных направлений деятельности центра занятости населения.   Для эффективной работы в системе занятости во многих регионах были открыты молодежные биржи труда (МВТ), которые оказывают содействие подросткам и молодежи в постоянном или временном трудоустройстве. Широко развита сеть молодежных агентств по труду и занятости, ведущих активную профориентационную работу и обучение наиболее востребованным на рынке труда специальностям. Функционируют молодежные центры трудоустройства и информации (МЦТИ), которые являются многопрофильными социальными учреждениями, осуществляющими психологическую, профконсультационную, юридическую и информационную помощь. Основной целью деятельности данных организаций является создание благоприятных условий для интеграции молодежи на рынке труда, адаптации ее к современным требованиям профессиональной подготовки и квалификации, снижение социальной напряженности в молодежной среде региона и обществе в целом. Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач: · создание правовых и организационных условий для предотвращения значительного роста безработицы среди молодежи; · социально-психологическая адаптация молодых людей к рыночным условиям; · обеспечение занятости с ориентацией на интересы и способности человека; · создание системы информации, способствующей принятию решения о трудоустройстве, обучении и переквалификации; · правовое просвещение молодежи; · профилактика правонарушений среди подростков и молодежи; · содействие системе поддержки молодой семьи. Поставленные задачи реализуются на основе соответствующих региональных социальных программ. Эффективным средством социальной защиты молодежи в условиях рыночной экономики является страхование от безработицы. В России в соответствии с действующим законодательством государство гарантирует:
  • свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом труда;
  • охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;
  • бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве огранив службы занятости.
Безработным гражданам в возрасте от 18 лет гарантируются:
  • бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, психологической поддержке по направлению органов службы занятости;
  • обеспечение социальной поддержки;
  • компенсация в соответствии с законодательством Российской Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
  • бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение;
  • возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.
Важной составляющей государственной социальной поддержки для молодежи является выплата пособий и компенсаций вследствие безработицы. Государство гарантирует безработным: · выплату пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; · выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости; · возможность участия в оплачиваемых общественных работах; · возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям органов службы занятости. Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно. Работающие молодые люди, желающие сменить место работы, также могут обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы. Служба занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний - одни из основных направлений деятельности службы занятости по работе с молодежью. Содействие занятости и трудоустройству молодежи может быть организовано по нескольким направлениям: 1. Образование молодежи - проблема комплексная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи. Одним из направлений деятельности является содействие дополнительному образованию молодежи через организацию и функционирование профильных клубов и центров дополнительного образования. Соотнесение образовательного и трудового рынков должно стать одним из основных направлений государственной политики. Чтобы предотвратить появление новых безработных, необходимо вести целенаправленную, систематическую профориентационную работу с абитуриентами, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и ситуации на рынке труда.   2. Содействие профессиональной подготовке молодежи. Службой занятости ведется активная работа, базирующаяся на организационной и финансовой поддержке реализации соответствующих социальных программ для молодежи, их методического обеспечения, на различных формах повышения квалификации кадров. В числе перспективных направлений, обеспечивающих развитие молодежи, – содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке молодежи и содействие занятости. В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право молодежи на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости. Профессиональное образование молодых безработных граждан решает следующие задачи:
  • повышение конкурентоспособности конкретного человека на рынке труда;
  • сокращение уровня безработицы;
  • изменение профессионально-квалификационного состава трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики;
  • минимизация финансовых издержек государства.
Данный вид деятельности службы занятости является одним из главных элементов в системе социальной защиты молодежи, так как способствует преодолению основной причины безработицы – несоответствия качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных. В соответствии с законодательством данная форма работы ведется с молодыми безработными, если:
  • гражданин не имеет профессии (специальности);
  • невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
  • необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
  • гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработной молодежи осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами. Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют молодые инвалиды, длительно не работающие граждане (по истечении шестимесячного периода безработицы), уволенные с военной службы, выпускники образовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности), и др. При этом профессиональное обучение молодежи должно решать следующие задачи:
  • предоставление гражданам широкого сектора услуг в области профессиональной ориентации, в выборе форм и методов обучения;
  • формирование социального заказа на профессиональное обучение с учетом региональных особенностей;
  • содействие трудовой активности молодежи, развитие предпринимательства и самозанятости;
  • повышение конкурентоспособности определенных категорий молодежи.
Все это в полной мере говорит о необходимости создания целостной концепции профессионального образования безработной молодежи. Профессиональная пригодность работника с учетом уровня его профессиональной подготовки определяется в соответствии с документами об образовании, документами, удостоверяющими профессиональную квалификацию, записями в трудовой книжке. Эффективность системы профессионального образования молодежи подтверждается высокой долей трудоустройства по окончании обучения граждан. В России число молодых людей, стоящих на учете в службе занятости длительное время, достаточно велико. При оказании помощи данной категории безработных граждан необходимо вести работу по следующим направлениям:
  • комплексная психологическая поддержка для снятия напряженности от временной потери работы;
  • меры, направленные на активный поиск работы (формирование новой активной позиции).
Сдвиги в системе профессиональной подготовки нельзя однозначно трактовать как кризисные. Происходит адаптация к объективным условиям социально-демографической и экономической ситуации. Показатели, свидетельствующие о сокращении выпуска рабочих и специалистов, в большей степени подвержены влиянию социально-демографических факторов. А данные, характеризующие изменение типов подготовки, структуру учебных заведений, технологию образования, перечень профессий, по которым ведется подготовка, тесно связаны с экономическими факторами, в том числе с состоянием рынка труда. Что касается качественных изменений в системе профессионального образования, то следует отметить, что учебные заведения пытаются адаптировать свои программы к потребностям рынка труда. Вводятся дополнительные к основному курсу дисциплины, расширяющие кругозор учащихся, или так называемые интегрированные программы, зачастую осуществляемые совместными усилиями профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений. Однако, несмотря на перестройку системы образования, спрос работодателей на подготовленных рабочих и специалистов продолжает оставаться низким, они предпочитают опытных работников. Профессиональные учебные заведения до сих пор слабо ориентируются на потребности рынка труда, не изучают положение на нем своих выпускников. 3. Изменение порядка приема молодежи на работу.   Работодатели сегодня предъявляют завышенные требования к молодым специалистам. Многие компании не видят перспектив применения труда подростков и молодежи и относятся к их способностям и возможностям с большим неуважением, не видят для них условий карьерного роста в рамках своего предприятия. Следовательно, основной мерой по социальной поддержке молодежи может стать смягчение критериев приема на работу, трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения и др. Сегодня есть возможность совместить вторичную занятость несовершеннолетних с ориентацией на будущую профессию. При разумной организации данная форма занятости молодежи может быть экономически выгодна компаниям и предприятиям, и ориентирована на выполнение социальных функций. Социальный эффект от реализации программы вторичной занятости подростков может полностью оправдать экономические затраты на ее реализацию, поскольку приобщение подростков к трудовой деятельности, безусловно, оказывает позитивное влияние. Квотирование мест для молодежи. Для усиления социальной защищенности молодых людей в некоторых муниципальных образованиях уже приняты постановления о квотировании рабочих мест для молодежи. Однако вследствие отсутствия закона о квотировании рабочих мест для молодежи социально незащищенным категориям молодых людей не гарантируется получение рабочих мест.   Развитие предпринимательской деятельности. В системе занятости молодежи характерной является частичная или скрытая безработица, когда работодатель дает возможность трудиться неполный рабочий день, неделю или официально не регистрирует работника. По мнению многих специалистов, для нормализации ситуации в области занятости населения требуется развитие предпринимательства, особенно в малых городах и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, способствует деловой активности граждан, в том числе и тех, кто менее конкурентоспособен на рынке труда. В стратегическом плане речь идет о подготовке поколения людей, способных наращивать финансово-экономические, научные, образовательные, социально-политические, культурные и духовные ресурсы страны. В силу специфики и стратегической важности для будущего страны предпринимательскую подготовку следует рассматривать как самостоятельную образовательную область и развивать по двум направлениям. Первое касается всех без исключения молодых людей и направлено на развитие их способностей, знаний, умений и навыков в проектно-практической деятельности, на формирование предпринимательского образа. Второе является линией подготовки специалистов, профессионально занимающихся предпринимательской деятельностью в области промышленного производства, сфере услуг, торговли, рекламы, массмедиа, банковского дела и т. д. и формирующих новые источники ресурсов с целью получения прибыли. 6. Привлечение молодежи к оплачиваемым общественным работам. Элементом поддержки безработной молодежи является финансирование государством общественных работ и привлечение к ним молодежи.   Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки. Право на участие в общественных работах имеют молодые люди, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и безработные. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются молодые безработные, не получающие пособие, и граждане, состоящие на учете длительное время (свыше 6 месяцев). Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При этом учитывается состояние здоровья, возрастные и профессиональные особенности человека. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, считается подходящей для следующих категорий молодых граждан:
  • впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности);
  • уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего безработице, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
  • прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
  • отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
  • состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работающих;
  • обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
Общественная работа позволяет снизить социальную напряженность, при этом часть молодых безработных обеспечивается рабочими местами с оплатой труда. 7. Организация ярмарок вакансий.   В целях оказания гражданам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве в ходе сотрудничества с работодателями служба занятости организует ярмарки вакансий. Данная форма работы дает возможность любому желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в ходе непосредственного общения с работодателем выяснить варианты и условия трудоустройства. В последнее время широкое распространение получили мини-ярмарки, специализированные ярмарки для определенных групп населения (молодежи, инвалидов, специалистов в определенной сфере трудовой деятельности, высококвалифицированных работников и т. д.).   8. Создание специальных молодежных организаций для решения проблемы занятости. Сегодня социальные предприятия для молодых людей -- реальное явление на молодежном рынке труда. Несмотря на то, что действуют они в различных секторах и отраслях экономики, решаемые ими задачи дают основание выделить данные предприятия в отдельную категорию. При создании социальных предприятий приходится преодолевать целый ряд проблем, связанных с неопределенностью их правового статуса. Вместе с тем одной из задач создания данных организаций является выполнение важнейших социальных функций (увести подростков с улиц, снизить напряженность в молодежной среде и др.). Создание рабочих мест для подростков и молодежи дает им возможность сочетать работу с учебой, определиться с выбором профессии, приобрести опыт трудовой деятельности. Организуя подготовку и обучение молодых работников, предприятие как бы включается в реализацию социальной молодежной политики. Поэтому важно создавать и развивать такие механизмы, которые позволили бы молодежи не только зарабатывать, но и учиться новой, интересной профессии, приобретать знания и опыт. Когда подросток приобретет необходимые навыки, сформируется и профессионально, и психологически, он может стать полноценным участником рынка труда. Применяются разнообразные формы организации рабочих мест для учащихся, такие как создание некоммерческих предприятий и организация социальных производств на базе учебных заведений. Государство предоставляет дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы. Разрабатываются и реализуются социальные целевые программы по содействию занятости молодежи, в т.ч. несовершеннолетних граждан. Главными направлениями в работе с данной категорией являются: · введение в общеобразовательных учреждениях курса по профессиональной ориентации, включая обучение молодежи навыкам поиска работы; · информирование молодежи о ситуации на рынке труда и рынке образовательных услуг; · проведение активной политики по профориентационной работе; · психологическая подготовка к конкурентной борьбе за рабочие места; · организация временной занятости безработной молодежи; · активное содействие молодежи в организации профессиональной деятельности; · обучение типовым моделям трудоустройства. Для эффективной социальной работы по данным направлениям необходим качественный анализ профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка молодежи в профессиональных образовательных учреждениях, и количества выпускаемых молодых специалистов с учетом спроса на рынке труда. 9. Создание средств массовой информации для молодежи. Это позволит непосредственно стимулировать молодежные проекты и позитивно окрасит информационное пространство. Молодежь сегодня не получает знаний о современной экономической ситуации в стране, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда. Поэтому этот проект ведет к непосредственному развитию конструктивной активности в молодежной среде.   10. Правовое регулирование молодежной политики. Необходимость формирования современной законодательной базы в области государственной молодежной политики определяется сохранением, а нередко и нарастанием целого ряда социальных проблем молодежи, что негативно отражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах ее жизнедеятельности и перспективах ее развития. Предпринимаемые меры по повышению образовательного уровня молодежи, ее трудоустройству, решению жилищных проблем, развитию разносторонних способностей молодых людей недостаточно эффективны в силу слабой координации этих мер, их частичного характера и недостаточной правовой обеспеченности. Вышеперечисленные мероприятия являются дополняющими друг друга, и для наиболее оптимального решения проблемы занятости молодежи целесообразно их совместное комплексное и целенаправленное применение. Основными направлениями по повышению социально-экономической защищенности молодежи на рынке труда должны быть следующие:
  • ориентация молодежи на достижение собственного благосостояния посредством реализации своих трудовых мотиваций. Основным является не государственная социальная защита молодежи и не достижение высокого уровня жизни путем занятости в коммерческой сфере, а создание механизма реализации профессионального трудового потенциала молодежи в тесной связи с возможностями динамического роста благосостояния;
  • ориентация на формирование среднего класса в нашей стране, т. е. прежде всего - на работников-профессионалов с высоким материальным достатком. Стратегия мотивации будет эффективной только тогда, когда в ней будут учтены исторически сложившиеся условия, национальный характер народов конкретных регионов и республик. Нельзя допустить, чтобы прекратились воспроизводство и поддержка интеллектуального потенциала общества и началась массовая безработица среди молодежи.
Государственные и федеральные социальные программы должны стимулировать создание и преобразование рабочих мест в более перспективных и развитых отрасл
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...