Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение понятия «этнокультурные ценности» в научно-теоретической литературе

Содержание

Введение

Для России - с её многообразием языков, традиций, этносов и культур - национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер.

Колоссальные миграционные потоки - а есть все основания полагать, что они будут усиливаться, - уже называют новым «великим переселением народов», способным изменить привычный уклад и облик целых континентов. Миллионы людей в поисках лучшей жизни покидают регионы, страдающие от голода и хронических конфликтов, бедности и социальной неустроенности.

Пришло время национальный вопрос использовать не для поднятия рейтинга, а для укрепления единства и сплоченности нашего многонационального Отечества. Пора научиться жить друг с другом как гражданам единой страны. Нас много, а Россия - одна. [ Текст]//Этносфера. 2012.- № 5-6 (164). - с. 2-3

Среди первых документов, подписанных Владимиром Путиным сразу после инаугурации, - указ «Об обеспечении межнационального согласия». По сути, это план по воплощению в жизнь идей, озвученных Путиным в известной статье «Россия: национальный вопрос». Столь чётко обоснованной позиции российской власти в проведении политики межнационального согласия ждали давно - более 10 лет…

«Ценности межнационального согласия - это не подарок наших предков на все времена. Такие традиции необходимо постоянно поддерживать. Это требует от государства кропотливой ежедневной работы». Заседание Совета по межнациональным отношениям. - 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/news/16292 (дата обращения 27.03.2013). «Поддержание межнациональной гармонии, оперативное и грамотное урегулирование потенциально конфликтных ситуаций и пропаганда толерантности должны стать приоритетными в работе всех уровней власти»- отрывок из речи В.В. Путина.

Исходя из вышесказанного, можно смело утверждать, что в условиях Российской Федерации данная проблема приобретает особую актуальность в связи с интенсивными миграционными перемещениями населения, связанными с распадом СССР и ухудшением социально-экономической обстановки на всем его пространстве.

Актуальность исследования.

В связи с этим приоритетом выступает творческое взаимодействие людей разных национальностей, ориентированное в будущее.. В контексте этих тенденций общественного развития становится чрезвычайно важным приобщать молодое поколение к культурным особенностям народов, научить взаимному пониманию.

Национальная культура, представляющая собой результат интеллектуальной творческой деятельности народа, придает самобытный колорит среде, в которой у подрастающего поколения формируется готовность к межкультурному диалогу, позволяющему выйти на уровень «принятия» общечеловеческих ценностей.

Правительство РФ акцентирует внимание на необходимости формирования и развития этнокультурной компетенции молодежи. Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 г. от 4 октября 2000 г. № 751 стратегические цели образования тесно связаны с проблемой преодоления духовного кризиса в обществе, сохранением, распространением и развитием национальной культуры, развитием у подрастающего поколения культуры межэтнического общения. В этом документе особое внимание уделено воспитанию граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы народов России.

В федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)», в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы (Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 702) подчеркивается, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России и т.д. Для настоящего исследования особый интерес представляют Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования (письмо Минобразования России от 20.03.2002 № 30-55-181/16).

Объектом исследования является этнокультурное воспитание молодежи в системе культурно-досугового учреждения.

Предметом исследования - процесс этнокультурного воспитания молодежи в системе культурного - досугового учреждения (на примере Тверской области)

Цель исследования - разработать модель этнокультурного воспитания молодежи в условиях культурно-досугового учреждения.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования сформулированы следующие задачи:

1) уточнить понятие «этнокультура» и «этнокультурное воспитание»;

2) выявить специфику этнокультурного воспитания молодежи в культурно-досуговых учреждениях;

3) разработать модель этнокультурного воспитания молодежи в культурно-досуговых учреждениях;

4) провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности модели этнокультурного воспитания молодежи в культурно-досуговых учреждениях;

5) проанализировать деятельность культурно-досуговых учреждений культуры Тверской области по этнокультурному воспитания молодежи.

Методы исследования: непосредственное наблюдение, беседа, изучение документов; подробное описание опыта, анализ, обобщение, выводы; выработка методических рекомендаций для распространения и внедрения изученного передового опыта.

Методологическую основу дипломной работы составляют системно-структурный, деятельный подход, с позиций которых рассматривается этнокультурное воспитание молодежи, как одно из важнейших направлений социально-культурной деятельности в культурно-досуговых учреждениях.

 

Определение понятия «этнокультурные ценности» в научно-теоретической литературе

 

ландшафте, вырабатывает присущий только ей быт, мироощущение, миропонимание (Л. Н. Гумилев). Условия существования формируют определенные качества и черты характера личности.

На ее формирование влияет единый этнокультурный опыт. Этническая культура формирует определенный тип личности, а личность привносит свою уникальность в этнические традиции, формирует себя в процессе деятельности как этнокультурное существо.

На наш взгляд, этнокультура – это особая система, эволюция которой определяется потребностью адаптации к специфическим для каждой культуры природным условиям, она сплачивает людей воедино, выступает как результат и как стимул общественного развития. Она включает в себя совокупность ценностей всех областей материальной и духовной жизни: особенности ландшафта, флоры и фауны, мест проживания этноса, архитектуру, систему охраны здоровья, образования и воспитания, жилищного уклада, особенности исторических событий, религии, этнографии, ритуалов и обрядов, народно-прикладного творчества, фольклора, музыки, изобразительного искусства, культуры межличностного общения, чувств, этикета, использование графических, моторных, цветовых, вербальных символов и пр.

Академик Ю.В. Бромлей считал, что «этнос в узком смысле слова» - это «исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований, т. е. самосознанием».

В научный оборот в России термин «этнос» ввел ученый, оказавшийся после Октябрьской революции в эмиграции, Сергей Михайлович Широкогоров Дугин А.Г. Социология этноса (Структурная социология). Лекция № 7//Центр консервативных исследований. - 2009. [Электронный ресурс]/

URL:http://konservatizm.org/konservatizm/sociology/220409204809.xhtml (дата обращения 21.09.2012) (1887-1939). Ему и принадлежит ставшее классическим определение «этноса».

«Этнос» есть группа людей

- говорящих на одном языке

- признающих свое единое происхождение

- обладающих комплексом обычаев укладом жизни хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп».

В этом определении подчеркивается языковая общность (вынесенная на первое место не случайно), общность происхождения, наличие обычаев и традиций (то есть культура), а также способность к четкому различию этих традиций и обычаев от обычаев и традиций других этносов (дифференциация).

Сходное определение «этноса» (точнее, «этничности» - Ethnizitat) дает Макс Вебер - «этничность есть принадлежность к этнической группе, объединенной культурной однородностью и верой в общее происхождение». Определение Широкогорова более полное, так как подчеркивает общность языка.

Самое важное в понятии этноса - это утверждение его базовой данности в основе всей структуры общества. Язык, культура, знание об истоках и обычаях есть у каждого человека. И этот комплекс существенно варьируется от общества к обществу. Основополагающей матрицей такого комплекса (то есть сочетания всех элементов - иногда собирательно называемых «культурой») и является этнос.

По мнению А.Г. Куца, этнос - это устойчивое, естественно сложившееся сообщество людей, противопоставляющее себя другим аналогичным сообществам, что определяется ощущением комплиментарности (свой - чужой), и отличающееся своеобразным стереотипом поведения. Куц А.К. Глобальная этносоциология: Учебное пособие/А.К. Куц. - Омск: ОмГУ. - 1997. - 212 с.

Исходя из определения понятий "этнос", "этнокультура", которые были даны нами вначале параграфа 1.1 настоящего исследования, мы сочли необходимым дать определение основополагающего для нашего исследования понятия "этнокультурное воспитание» в культурно-досуговых учреждениях.

В определении понятия «этнокультурное воспитание» мы следуем за Г.И. Губой, который понимает его «как деятельность, направленную на повышение этнической осведомленности, формирование основ национального самосознания и положительной этнической идентичности через усвоение ценностных ориентаций своего народа и обеспечивающую успешное вхождение ребенка в контекст мировой культуры».

Согласно В.Ю. Хотинец [5, c. 62], в отношениях человека с окружающим миром обнаруживается культурно-ценностный потенциал человеческой общности. иными словами, этнокультурное развитие в онтогенезе развертывается в континууме освоения культуры, которая не перестает предъявлять человеку определенного рода предписания санкций и ограничения. Центральным в этнокультурном развитии человека является усвоение способов взаимоотношений и взаимодействия с миром, сформированных в ходе овладения культурным опытом. Этнокультурный мир служит для человека средством развития его этнической индивидуальности, сущность которого определяется индивидуальностью этнокультуры

Рассмотрение дефиниции «этнокультура как ценностно-нормативное образование личности дало нам возможность выделить следующие особенности:

• ценности, связанные с разнообразными потребностями интересами представителей этнических групп, влияющие на социализацию и культурную самореализацию личности;

• этнокультурные ценности как структурные компоненты культуры (языковой, соционормативный, этнопсихологический, компонент материальной культуры) характеризуют качественную системную определенность этноса и выполняют этноинтегрирующую и этнодифференцирующую функции этнической культуры;

• ценности и нормы этнической культуры находятся в тесной взаимосвязи, являясь своего рода защитным механизмом, поскольку этническая культура способствует выживанию этнических групп;

• этническая культурная традиция представляет собой один из важнейших

механизмов поддержания, сохранения устойчивости норм, ценностей, образцов поведения, а также специфики этнокультурного опыта нации в целом.

Этническое самосознание есть чувство принадлежности к данному этносу. Важным его компонентом выступает представление об общности происхождения его членов, т.е. совместная историческая практика предков.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...