В образовательных учреждениях
Среда, которая формируется в культурно-досуговых учреждениях, представляет собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей иноэтнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей. Это и национальные праздники, и обряды, тематические вечера, информационно-просветительские программы и т.д. На основании изложенного мы приходим к выводу о необходимости создания системы этнокультурного воспитания молодежи в культурно-досуговых учреждениях. Система этнокультурного воспитания молодежи в культурно-досуговых учреждениях мы предлагаем организовать в двух направлениях: 1. С одной стороны через деятельность самих учреждений культуры, общественных организаций, местных средств массовой информации. 2. С другой стороны, значительное влияние на этнокультурный воспитательный процесс оказывают особенности социального своеобразия данного региона, семья, сфера свободного общения и другие факторы. Исходя из вышесказанного, организация этнокультурной воспитательной работы с молодежью в культурно-досуговых учреждениях должна вестись по двум направлениям: Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях народов, населяющих Тверскую область, специфике их культуры и ценностей) Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе молодого человека, «расшевелить» его чувства) и поведенческие нормы (знания, полученные молодым человеком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Практически ценностные ориентации как личностно образующая система складываются лишь к подростковому периоду онтогенеза, что обусловлено определенным уровнем развития самосознания детей, именно в этом периоде осознающих свое «я» в системе общества. установлено, что именно подростковый возраст является ключевым моментом формирования этнической идентичности. В психологической литературе отмечается, что «реализованной» этнической идентичности ребенок достигает в подростковом возрасте. однако некоторые исследователи отмечают наличие несформированной, или диффузной, этнической идентичности у подростков [3, 4]. Выявление характера и особенностей ценностных ориентаций позволяет прогнозировать общую направленность развития растущего человека как личности. Характеризуя уровень сформированности личности, ценностные ориентации одновременно являются базовым образованием, обеспечивающим ее дальнейшее развитие, поэтому очень важно установить характер изменений ценностных ориентаций, их особенности и закономерности, присущие представителям различных этнических групп, что необходимо как для более глубокого проникновения в механизм формирования личности, так и для научно обоснованного совершенствования процесса воспитания подростков. Ж. Пиаже выделяет три этапа в развитии этнических характеристик. Ребенок 6–7 лет приобретает первые фрагментарные и систематические знания о своей этнической принадлежности и о существовании иных этносов. Ребенок 8–9 лет уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой. В нем просыпаются национальные чувства и формируется отношение к представителям инонациональных культур. Ребенок подросткового возраста (10–14 лет) формирует этническую
идентичность в полном объеме. В качестве особенностей разных народов он отмечает уникальность истории каждого из них, специфику традиционной бытовой культуры этноса и общность духовных ценностей многих народов. Подростковый возраст имеет большое значение в становлении взрослею- щей личности. Именно в этот период закладываются базовые ценности, которые на долгие годы определяют социально нравственный облик человека. В этот период идет освоение норм и правил поведения, принятых в обществе. Современная школа должна выявлять и активно реализовывать воспита- тельный потенциал всех образовательных областей и предметов. Гуманитарное образование обладает особым потенциалом в духовно- нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Предметы этого цикла предоставляют школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт детей и подростков. Многолетний опыт работы в качестве классного руководителя и учителя балкарского языка и литературы в национальной школе позволяют нам вы- делить следующие особенности, при которых процесс формирования этнокультурных ценностей у учащихся будет наиболее эффективным: • развитие в ребенке гордости за ту этническую культуру, которую он унаследовал (традиции, язык, фольклор и др.); • включение мультикультурного материала во все аспекты обучения и воспитания; • развитие принятия и уважения этнических форм и отличий; • проведение идеи равенства всех этнических групп, не выделяя ни один из этносов; • обеспечение открытого взаимодействия или диалога с окружающим миром в системе различных влияний; • отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе все качества вида разумного «человек».
Так как невозможно в поликультурном регионе полно изучить все аспекты национальной культуры, знакомство с различными народными традициями и ценностями эффективнее проводить по следующим параллелям: • народная философия как основа существования этнокультуры; • человек в природе: отношения с космосом, природой, правила поведения в природе; • семья: отношение к родству и его значимость, идеалы, взаимоотношения между членами семьи и т. д.; • народное искусство: игрушка, фольклор, костюм, жилище и т. д.; Известно, что система ценностей каждого человека как общественного индивида, выполняя регулятивные и прогностические функции, определяет направленность его развития как личности в системе социальных отношений. Человеческим взаимоотношениям свойственна пристрастность, выступающая в мотивах поведения, в сложном взаимоотношении доминирующих и подчиненных ценностей, структура которых вырабатывается в сознании субъекта в процессе присвоения им всего смыслозначимого пространства человеческого опыта. Задачи, стоящие перед культурно-досуговыми учреждениями: — Средствами народоведения приобщать молодежь к общечеловеческим ценностям (к нравственным, моральным, этическим правилам и нормам, эстетическим чувствам и отношениям), объединяющим всех людей Земли, страны, региона. — Создавать благоприятные условия в культурно-досуговом учреждении для одновременного восприятия молодежью общечеловеческих ценностей и культур нескольких народов, сосуществующих продолжительное время в едином культурном пространстве региона, формируя в них чувство эмпатии, приятия и толерантности (терпимости) к общности и разности культур, понимание равнозначности и равноправия существования их в современном мире. Также для успешного осуществления межкультурного общения представители молодежной группы должны иметь высокий уровень общей культуры, хорошо знать культуру своей страны. Этнокультурные помехи могут возникать не только в условиях непосредственного, но и опосредованного межкультурного общения, когда отсутствие необходимых знаний может привести к случаям этнолингвистической функциональной неграмотности.
Способствуя формированию определенного образа жизни через изучение отечественных и мировых этнических культур, полиэтническая образовательная среда способствует распространению чувства общности с другими народами с целью сохранения культурного разнообразия мира. При этом необходимо учитывать, что любой этнос сегодня развивается в двух направлениях: во-первых, идет процесс постепенной универсализации человечества и понимание того, что мир един, и планета - наш общий дом, во-вторых - идет процесс сохранения национальной самобытности. Подводя итог из вышесказанного можно определить основные положения системы этнокультурного воспитания молодёжи в культурно-досуговых учреждениях как, ? признание системы воспитания необходимым механизмом преодоления нарастающих негативных тенденций в обществе, гармонизации межэтнических отношений в условиях роста полиэтничности и поликультурности населения Тверской области; ? необходимость включения в систему воспитания национально-регионального компонента, опирающегося на идеи полилога культур, современные ценностные ориентации личности и общества, позволяющие в случае их реализации жить и развивать свою культуру представителям разных этнических сообществ; ? обоснование особого содержания этнокультурного воспитания, в котором наиболее полно должны быть представлены компоненты, обеспечивающие личности возможность самоидентифицироваться как представителю той или иной этнической культуры и традиции; ? определение вариативности этнокультурного компонента воспитания, который может реализовываться в форме народных праздников, познавательных и игровых программ, с использованием всего разнообразия современных социокультурных технологий; ? признание необходимости разработки методических рекомендаций по этнокультурному воспитанию, как перспективного направления достижения реального разнообразия и вариативности содержания досуга молодежи в культурно-досуговых учреждениях. Ценностные представления, приобретаемые подрастающими людьми в процессе социализации их обществом через систему воспитания, чрезвычайно варьируются. Вместе с тем структура ценностных ориентаций, даже в том случае, если она очень «пластична» для отдельных индивидов, сохраняет преемственность с устойчивыми («базальными») ценностями, которые вырабатываются всем развитием отдельных социальных общностей, этнических групп, вносящих разный по своему потенциалу вклад в общий процесс развития общества на каждом из конкретных исторических этапов. именно с этим обстоятельством связан тот факт, что каждый из народов обладает и вырабатывает систему ценностей, представленную категориями общечеловеческой значимости, например «добро» и «зло», и теми ценностями, в которых запечатлена социальная и культурная специфика, традиции и обычаи, нормы, образующие систему ценностных ориентаций.
С психологической точки зрения именно ценностная ориентация является материалом, на основании которого кристаллизуется этническая культура, причем замер ценностной ориентации – это исследование сегодняшнего состояния этноса. Наибольший интерес представляют переломные периоды в жизни народа, когда можно наблюдать изменения в его сознании, поведении и отмечать, что остается неизменным, что отбрасывается, что видоизменяется и как [2].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|