Понятие и признаки судебной власти. Органы, осуществляющие судебную власть.
Стр 1 из 12Следующая ⇒ Понятие, система и общая характеристика правоохранительных и судебных органов в РФ Правоохранительные органы - специально созданные государством структуры, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их предупреждение. Признаки ПО: 1.созданы законом или на их основе; 2.созданы для выполнения конкретных правоохранительных функций; 3.осуществляют свою деятельность только на основании закона, в соответствии с ним, с соблюдением прописанных в законе процедур; 4.вправе применять от имени государства меры принуждения. Правоохранительные органы: 1. судебные органы (Конституционный суд РФ, Конституционные и Уставные суды субъектов, Федеральные суды общей юрисдикции, Федеральные Арбитражные суды, Мировые судьи); 2. органы, осуществляющие организацию, материальное и финансовое обеспечение судов (Верховный суд, Суд. Департамент при Верховном суде); 3. органы прокуратуры; 4. органы предварительного расследования (Органы Дознания и Предварительного Следствия); 5. органы внутренних дел (полиция); 6. органы исполнительной власти в сфере юстиций (Фед. служба судеб. приставов, Фед. служба исполн. наказаний, Фед. регистрационная служба); 7. органы обеспечения безопасности страны (Совет безопасности РФ, ФСБ, ФСКН, Органы службы внеш. разведки, Органы федерал. службы охраны, Таможня, Налоговая служба); 8. уполномоченные по правам человека; 9. органы, оказывающие юридическую помощь (адвокатура, нотариат, частные детективные охранные службы).
Общая характеристика и классификация НПА о ПО и их деятельности Деятельность ПО основывается на НПА, которые регламентируют структуру ПО, их полномочия, принципы и порядок деятельности.
Правовые источники: 1.Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права; 2.ФКЗ, ФЗ; 3.НПА субъектов РФ; 4.Подзаконные нормативные акты; 5.Акты министерств и ведомств, Постановления Правительства; 6.Официальные акты высших судебных органов. Классификация НПА: 1. по содержанию: · Акты общего действия(международно-правовые акты и Конституция) · НПА о судебной власти, судоустройстве, правосудии и судах, органах, обеспечивающих деятельность судов(ФКЗ: «О судебной системе РФ», «О военных судах/арбитражных судах/судах общей юрисдикции РФ» и т.д.) · НПА, регламентирующие деятельность органов прокуратуры(ФЗ «О прокуратуре РФ») · НПА, регулирующие организацию и деятельность органов, осуществляющих охрану безопасности и правопорядка в РФ(ФЗ «О полиции», «О фед. службе безопасности» и т.д.) · НПА, регламентирующие деятельность органов, осуществляющих организацию выявления и расследования преступлений(УПК РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и др.) · НПА об организации юридической помощи в РФ(ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», «О бесплатной юридической помощи в РФ» и др.) 2. по юридической силе: · Конституция РФ · Международно-правовые акты · Законы(Федеральное законодательство(ФКЗ И ФЗ), Законодательство субъектов РФ) · Подзаконные акты(указы и распоряжения Президента РФ, Постановления Правительства РФ, ведомственные НПА)
Понятие и признаки судебной власти. Органы, осуществляющие судебную власть. Судебная власть- это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Признаки судебной власти: 1. Вид государственной власти 2. Принадлежит только судам 3. Исключительность(только суд уполномочен принимать решения) 4. Независимость и самостоятельность 5. Осуществление правосудия(путём рассмотрения конкретных дел в процессуальном порядке) Судебная система- установленная Конституцией и ФЗ, совокупность судов всех видов, с учётом их компетенции и административно-территориального деления РФ. Судебная система состоит(в соответствии с ФЗ «О судебной системе»): 1. Федеральные суды: · Конституционный суд · Верховные суды(республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов) · Районные суды 2. Суды субъектов РФ: · Конституционные(Уставные) суды республик · Мировые судьи 5. Правосудие – это высшая юрисдикционная деятельность, осуществляемая непосредственно судами от имени государства, на основании Конституции и действующего законодательства РФ. Для определения понятия правосудия надо прежде всего установить отличительные черты, характерные для данного вида государственной деятельности. Первым отличительным свойством правосудия является его осуществление только судом. Правосудие вправе осуществлять только указанные в Конституции и федеральных конституционных законах суды, что должно исключить возможность присвоения его функций иными государственными органами и общественными объединениями. А воплощать в жизнь правосудие вправе только судьи, наделенные в законном порядке полномочиями и выполняющие свои обязанности на профессиональной основе, а также, как отмечалось, в установленных законом случаях представители населения. Вторым отличительным свойством правосудия является рассмотрение дел в определенной форме, в соответствии с установленными законом правилами. Оно происходит в форме судебных заседаний непрерывно, устно и открыто. В нем участвуют стороны, наделенные равными правами для защиты своих интересов. Третьим отличительным свойством правосудия является то, что оно может осуществляться только определенными законом способами, а именно путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном законом порядке юридическихдел.
Порядок рассмотрения различных дел в судах именуется судопроизводством. Конституция РФ предусматривает четыре вида судопроизводства (ч. 2 ст. 118): конституционное, гражданское, административное и уголовное. Федеральное законодательство знает также арбитражное судопроизводство. Следующим отличительным признаком правосудия является то, что этот вид государственной деятельности может осуществляться только с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально определен процессуальным законодательством. Процессуальный порядок судебного разбирательства призван создать оптимальные условия для установления истины, обеспечивать обоснованность и законность, объективность и справедливость судебных решений, недопущение и устранение ошибок (система обжалования, пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам, в порядке надзора и др.), является важной гарантией защиты прав и интересов участников процесса. При осуществлении правосудия судьи обязаны быть беспристрастными и справедливыми (ст. 8 Закона о статусе судей). Судопроизводство не совпадает с правосудием, являющимся основной формой осуществления судебной власти, ибо первое может закончиться и без осуществления правосудия. Правосудие не исчерпывает всего объема судебной деятельности. Таким образом, правосудие – это совершаемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, подведомственных судам административных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства. Отправление правосудия осуществляется на основе принципов независимости судей и подчинения их только закону, несменяемости судей, их неприкосновенности, открытости судопроизводства, состязательности и равноправия сторон.
6. Принципы правосудия – это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности, отражающие взгляды общества на справедливый судебный процесс и выраженные в нормах Конституции РФ и федеральных законов.
В совокупности принципы образуют тот "каркас", который служит опорой для всех конкретных законодательных предписаний, регулирующих правосудие. Предписания такого рода не могут противоречить принципам, поскольку последние в большинстве своем закреплены в законах, имеющих высшую юридическую силу, – Конституции РФ и федеральных законах (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). В отличие от конкретных предписаний специфика принципов состоит в том, что содержащиеся в них правила являются обязательными не только для граждан, должностных лиц и органов, призванных соблюдать и исполнять законы, но и для законодательных органов, которые, создавая новые законы или корректируя их, должны считаться с существующими требованиями или традициями в той или иной сфере организации и деятельности правосудия. Принципы проявляются по-разному в различных видах судопроизводства (конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного). При этом, если в первых четырех случаях принципы судопроизводства действуют только в судебных заседаниях, то в уголовном процессе некоторые принципы действуют не только в судебном разбирательстве, но и на стадиях, ему предшествующих, – возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Специфика реализации принципов в стадиях уголовного процесса не означает их разобщенности. Напротив, принципы взаимосвязаны. Например, принципы гласности и состязательности, направленные на установление объективной истины в уголовном процессе, не могли бы быть реализованы, если бы уголовный процесс не был построен одновременно на таких демократических началах, как равенство граждан перед законом и судом, обеспечение пользования родным языком в ходе судопроизводства. В свою очередь, принципы независимости судей и подчинение их только закону, обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту представляют собой те основополагающие начала, без которых нельзя обеспечить достижение объективной истины и, следовательно, обеспечить осуществление правосудия. В то же время необходимо подчеркнуть, что независимость судей в значительной степени зависит от того, как формируются суды, от кого судьи, присяжные и народные заседатели получают полномочия. Сказанное позволяет сделать вывод, что принципы находятся между собой в органической связи и взаимной обусловленности, то есть составляют систему принципов правосудия.
К системе принципов относят: законность; осуществление правосудия только судом; независимость судей и подчинение их только закону; осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом; обеспечение прав граждан на судебную защиту; презумпция невиновности; обеспечение обвиняемому (подозреваемому) права на защиту; состязательность и равноправие сторон; гласность разбирательства дела в суде; национальный язык судопроизводства; участие граждан в осуществлении правосудия; охрана чести и достоинства личности; непосредственность и устность судебного разбирательства.
Билет 7. Cудебная система - совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями. Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 которой, в частности, сказано: Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы важное значение имеют также положения ст. 125-127 Конституции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов. В ст. 125 определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конституционность законов и иных правовых актов. Этот суд занимает особое место. Ему напрямую не подчиняются никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную практику, а равно практику других правоохранительных органов. Что касается Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ (упразднен, в настоящее время - Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации), о которых говорится в ст. 126 и 127 (исключена поправкой к Конституции Российской Федерации - Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"), то им отведено несколько иное место. У них есть свои подсистемы судов. В отношении судов, входящих в соответствующие подсистемы, они осуществляют судебный надзор за их деятельностью и дают им разъяснения по вопросам судебной практики. Структура судебной системы в целом определяется предписаниями не только Конституции РФ, но и Закона о судебной системе, а также ряда других законодательных актов: · Закона о судоустройстве; · Закона об арбитражных судах; · Закона о военных судах; · Закона о мировых судьях. Из приведенных конституционных положений и положений названных законодательных актов можно сделать по крайней мере три вывода: 1. правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными на это. На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования — даже те, в наименовании которых присутствуют слова “суд” или “судебный” (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд, Экономический суд СНГ, Судебный департамент при Верховном Суде PФ, суд чести, товарищеский суд) — не относятся к числу органов судебной власти, реализующих полномочия судебной власти (правосудие, конституционный контроль, обеспечение исполнения судебных и других решений и т. д.). Они не являются и не могут быть составной частью судебной системы, в частности, потому, что это противоречило бы ч. 2 ст. 4 Закона о судебной системе, где сказано, что “в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации”; 2. суды в Российской Федерации подразделяются на два вида — суды федеральные и суды субъектов Российской Федерации; 3. всю совокупность федеральных судов следовало бы сгруппировать в три подсистемы (блока): · Конституционный Суд РФ; · Верховный Суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор; · Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды. Наибольшее количество федеральных судов входит во второй из названных блоков. В ст. 126Конституции РФ они именуются судами общей юрисдикции. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. Часто их называют “гражданскими”, “гражданскими (общими) ” или “общими (гражданскими)” судами. Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из: · гарнизонных военных судов; · окружных (флотских) военных судов; · Военной коллегии — одного из основных подразделений Верховного Суда РФ. Конституция РФ и иное действующее законодательство допускают возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов. Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов но делам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий. В третий блок федеральных судов включены арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ (упразднен, в настоящее время - Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации), федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ (арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов). Конституционный Суд РФ занимает обособленное положение среди федеральных судов. По сказанному в ст. 125 Конституции РФ видно, что у этого суда свои специфические задачи и что он не осуществляет надзора ни за какими федеральными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Законом о судебной системе предусмотрена возможность образования судов субъектов РФ: · конституционных (уставных) судов субъектов РФ; · мировых судей. Вся судебная система Российской Федерации — единое целое. По этому поводу в ст. 3 Закона о судебной системе сказано следующее: · установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом; · соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; · применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации; · признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; · законодательного закрепления единства статуса судей; · финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета”. Для обеспечения единства судебной системы принципиальное значение имеет порядок создания и упразднения конкретных судов. В соответствии со ст. 17 Закона о судебной системе этот порядок предполагает, что создание и упразднение судов должно происходить не произвольно, по усмотрению местных или каких-то иных государственных органов или должностных лиц, а путем принятия федеральных законов или законов субъектов РФ: · высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ), созданные на основании предписаний Конституции РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в нее; · другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами; · суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъектов РФ и должности мировых судей) создаются и упраздняются с соблюдением требований федеральных законов и законов соответствующих субъектов РФ.
Билет 8. Суды, которые наделены однородными полномочиями, составляют звенья судебной системы. Судебная инстанция - суд или его структурное подразделение, выполняющий (выполняющее) конкретную судебную функцию. В зависимости от принадлежности суда к той или иной инстанции суд принимает решение по существу дела, проверяет законность и справедливость судебного акта, вступившего или не вступившего в законную силу, в том числе отменяет судебное решение ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Вся подсистема судебной власти имеет трехзвенную структуру – основное, среднее и высшее звено. Система федеральных судов общей юрисдикции включает: основное звено – районные, городские (в городах без районного деления) суды среднее звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, городские (в Москве и Санкт-Петербурге), суды автономной области и автономных округов; высшее звено – Верховный Суд РФ. Военные суды подразделяются на: основное звено – гарнизонные военные суды; среднее звено – окружные (флотские) военные суды; высшее звено – Военная коллегия Верховного Суда РФ. Система федеральных арбитражных судов включает: основное звено – арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов; среднее звено – арбитражные апелляционные суды, федеральные арбитражные суды округов; высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ. Так же суды разделяются по их процессуальной компетенции, то есть правам и обязанностям, предоставленным законом. Стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией – судебная инстанция. В гражданском и уголовном судопроизводстве различают суды первой инстанции, суды второй (кассационной) инстанции и суды надзорной инстанций. Также выделяется самостоятельная апелляционная инстанция. К судам первой инстанции относятся те суды, которые уполномочены непосредственно исследовать и установить в судебном заседании обстоятельства дела и вынести по нему соответствующий судебный акт – решение или приговор. Суд второй инстанции (кассационной) инстанции проверяет законность, обоснованность и справедливость актов суда первой инстанции, по имеющимся в деле или дополнительно предоставленным материалам. Суды надзорной инстанции проверяют по протестам управомоченных лиц законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений судов первой инстанции, а также решения суда кассационной или нижестоящей надзорной инстанции, делая это в двух процессуальных формах: судебного надзора и возобновления производства по уголовным и гражданским делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Рассмотрим далее систему судов наиболее подробно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|