Методические рекомендации по подготовке к семинарам
Рекомендации: закрепление теоретического материала происходит на семинарах и практических занятиях, где закрепляются и уточняются знания, полученные на лекциях и во время самостоятельной подготовки. На семинарах и в процессе подготовки к ним студенты закрепляют полученные ранее теоретические знания, овладевают основными методами и приемами анализа историко-правовых явлений, приобретают навыки практического применения теоретических знаний, опыт рациональной организации учебной работы. Важной задачей является развитие навыков самостоятельного изложения студентами своих мыслей по основным научным проблемам как в устном, так и письменном виде. Для каждой темы, изучаемой в курсе предусмотрено проведение групповых занятий в форме семинаров. На семинарах акцент сделан на изучение студентами памятников права. В целях реализации компетентностного подхода предусматривается использование не менее 20 процентов аудиторного времени на активные и интерактивные формы проведения занятий (составление и решение задач на основе памятников права, разбор конкретных ситуаций). При проведении групповых занятий практикуется постановка проблемных вопросов, вытекающих из содержания рассматриваемой темы и с учетом степени усвоения учебного материала. При подготовке к семинару изучить в соответствии с программой материал темы. Выполнить указания преподавателя к занятию. Прочитать и уяснить методические рекомендации, изложенные в рабочей программе. На семинаре активно участвовать в обсуждении поставленных вопросов. В ходе ответа стремиться к тому, чтобы максимально полно раскрыть содержание вопроса. Если имеются дискуссионные аспекты, то их выделить и сделать ссылки на соответствующую литературу и памятники права.
В ходе изучения дисциплины студентам на семинаре может быть предложена письменная работа в форме «словарного диктанта», в ходе которого они должны будут в краткой форме дать определение основных понятий из пройденных тем. Для этого в ходе изучения учебного курса, опираясь на содержание рабочей программы, при работе с памятниками права необходимо осваивать терминологию необходимую для характеристики того или иного исторического периода. На семинаре могут использоваться элементы деловой игры. К игре надлежит разработать сценарный план и сценарий, в котором содержится информация об игровых ролях, их описание, правила игры. Сценарием должно быть обеспечено взаимодействие игроков. По существу, деловая игра – это своеобразный спектакль, в котором должны быть расписаны роли, отдельно подготовлены объекты анализа – научного спора. Ввод в игру осуществляется посредством постановки проблемы, цели, знакомства с правилами, регламентом, распределением ролей, формированием групп, консультации. Студенты делятся на несколько малых групп. Количество групп определяется числом заданий (кейсов), которые будут обсуждаться в процессе занятия и количеством ролей. Малые группы формируются либо по желанию студентов, либо по указанию преподавателя. Малые группы занимают определенное пространство, удобное для обсуждения на уровне группы. Каждая малая группа обсуждает практическое задание в течение отведенного времени. Задача данного этапа – сформулировать групповую позицию по практическому заданию. Организуется межгрупповая дискуссия. Планами семинаров предусмотрены доклады, они указаны в методических рекомендациях к семинару. Выступление с докладом позволяет определить уровень формирования компетенций студента и является средством индивидуального контроля уровня их развития. Тематика доклада может корректироваться по согласованию с преподавателем. Подготовка доклада для выступления на семинаре по избранной теме требует творческой самостоятельной работы, изучения научных публикаций, источников, логичного построения материала и его лаконичного изложения. Возможно использование мультимедийных средств и информационных технологий. В тексте требуется обязательные ссылки на исследованный источник, а также на научную литературу и статьи из периодических изданий.
Предварительный этап работы над докладом – составление плана. Он должен предусматривать вводную часть, перечень основных вопросов и заключительную часть. Во вводной части обосновывается актуальность темы, указывается цель доклада, дается обзор информационных источников, которые использует автор в своем докладе. В основной части доклада должна присутствовать логически стройная, исчерпывающая аргументация по обоснованию тех тезисов, которые автор выдвигает в качестве главной идеи доклада. Это могут быть 2–3 положения, сформулированные в форме утверждения по поводу рассматриваемой проблемы. Каждому положению целесообразно посвятить отдельный вопрос (раздел) доклада. Аргументация, выдвигаемая автором, должна иметь научный характер. Это значит, что студенту следует работать лишь с той информацией, которая имеет объективный характер и возможность проверки (правовые акты, официальные документы, статистические данные авторитетных организаций, материалы из публикаций в научных изданиях и т.д.). Такую информацию необходимо тщательно систематизировать и выявить в ней главное, сущностное, а уже на этой основе строить рациональную, логически непротиворечивую цепь аргументов, доказывающих истинность выдвигаемых докладчиком тезисов. Заключительная часть доклада должна содержать обоснованные выводы, которые вытекают из рассмотренных докладчиком положений. Продолжительность доклада на семинаре до 10 мин. Тематика докладов уточняется на каждый учебный год. Текст доклада объемом 5 -10 страниц, оформленный по образцу реферата, сдается преподавателю после выступления на семинаре. Требования к рефератам и презентациям изложены в разделе 2, а их примерная тематика содержатся в Фонде оценочных средств. Рекомендации по темам:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|