Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государства Шумера и Аккада.




Возникновение социального неравенства и государства в результате распада родового строя.

Развитие ремесел. Самые простые и грубые горшки из глины мог вылепить каждый. Но изготовление прочной и красивой посуды разнообразных форм требовало особого мастерства. Горшечник должен был долгие годы овладевать своим ремеслом, не отвлекаясь на иные занятия — земледелие или скотоводство. Он становился ремесленником. Обычно лепили сосуды уже не вручную, а на вращающемся гончарном круге, обжигали их не на обычном очаге, а в специальной печи. Один гончар мог обеспечить посудой целое по-селение земледельцев.
Некоторые блюда и кубки перед обжигом были покрыты особыми красками, не боящимися ни огня, ни влаги. Художники расписывали посуду всевозможными узорами и фигурками животных и людей. Они
изображали солнце и звезды, все, что считали особенно важным, чему поклонялись. Иногда в очаг попадали кусочки самородков меди, которые в огне размягчались и плавились. Люди заметили, что можно расплавленную медь залить в форму и получить медное изделие нужного вида. Так, около 7 тысяч лет назад в Передней Азии было изобретено новое ремесло — обработка металлов.
Мастера научились работать и с драгоценными металлами — золотом и серебром, изготавливать из них украшения. Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Однако медная руда встречается в природе довольно редко, и далеко не в каждом доме в древности были изделия из меди.
Изобретение плуга. Легкой мотыгой твердую землю рыхлить очень утомительно и долго. Можно взять суковатое бревно или сделать большую «мотыгу», чтобы тащить ее по полю, проводя таким образом неглубокую борозду. Так дело идет быстрее, но слишком много сил требуется для подобной пахоты. И тогда человек стал использовать тягловых животных, чтобы они тащили тяжелую «мотыгу». Так возник плуг. В плуг запрягали быков. Пахали обычно вдвоем: один вел быков, а другой нажимал на плуг, чтобы борозда получалась глубокой и ровной.
Плуг рыхлит и такую твердую землю, которую не возьмет мотыга. Люди стали расселяться там, где мотыжное земледелие было Невозможно. Теперь с помощью плуга они распахивали свои
участки земли. Крупнее стали поселения, обильнее урожаи.
Земледельцы стали зажиточнее, они делали запасы, ведь каждый по-прежнему должен был делиться с многочисленными сородичами. Так стоит ли стараться, если полученный урожай все равно поделят поровну?
Каждой семьи — свое хозяйство. Понемногу в семьях земледельцев складывался новый порядок. Община теперь состояла из больших семей. Каждая имела скот, орудия труда и вела собственное хозяйство на своем участке земли. Урожай уже не шел в "общий котел" — им целиком распоряжался глава семьи. Люди понимали, что они могут рассчитывать только на себя, и старательнее работали, конечно, это не значило, что семьи жили совсем независимы друг от друга. Напротив, они нуждались взаимной помощи и поддержке. Соседи могли, например, договориться и выкопать общий пруд, из кого они брали воду для полива. Но при этом уже неважно, сородичи они между собой или нет. Главное — то, что они соседи и потому должны держаться вместе. И в случае какой-нибудь беды скорее но было надеяться на соседа, чем на родственника. В больших поселениях людей объяло не столько родство, сколько жизнь на одной территории. На смену родовой общине пришла соседская община.
Развитие ремесел приводило к разделению труда: гончары и кузнецы не работали в поле, они получали хлеб, овощи, молоко от своих односельчан. Развивался обмен.
Выделение знати. Если каждая семья самостоятельно ведет хозяйство и распоряжается своим имуществом, то некоторые из них со временем становятся богаче, а другие беднее. Появляется неравенство.
Легко возникал соблазн увеличить свое богатство не изнурительным трудом, а грабежом. В общине кража каралась самым строгим образом. Но отнять у чужаков считалось не позором, а доблестью. Племя шло войной на племя, чтобы ограбить его. Поэтому поселения стали ограждать земляными валами и стенами, чтобы уберечь себя от внезапных набегов.
Для ведения военных действий избирался глава племени — вождь. Он регулярно собирал своих друзей и сородичей для походов на соседние племена. Часть добычи вождь брал себе, а остальное раздавал воинам- соплеменникам. Он устраивал пышные празднества и жертвоприношения богам в благодарность за помощь. Вождь племени, его друзья и соратники приобретали известность — их прославляли как


знаменитых, знатных людей. Знатность передавалась по наследству — дети вождей и старейшин пользовались почетом, даже если сами не отличались особой доблестью и умом. Из их числа стали выбирать


вождя.
А знатных людей работали лучшие ремесленники, не могло быть тогда у каждого оружия из меди, их одежд и золотых украшений. Все это принадлежит только знати. Захваченных на войне пленников людей знатные люди делали своими рабами. Крупные поселения понемногу превращались в города, окруженные крепостными стенами. В городах жила знать, которую обслуживали ремесленники. Здесь находились святилища — места, где их идолы. Вожди имели власть над всей территория расселения племени. Они становились царями — правителями государств.

 

Общая характеристика древневосточных цивилизаций.

Государства Шумера и Аккада.

Первые жители Месопотамии, их занятия. Значительную часть территории Месопотамии занимают болота, образовавшиеся из-за селей и наводнений. Эти условия были неблагоприятны для обитания.
Однако в предгорьях и Загросских горах первые поселения появились еще в эпоху палеолита. В долинах Верхнего и Нижнего Заба — притоков Тигра —
археологи нашли стоянки людей, живших здесь 70— 80 тысяч лет назад. Древние люди, жившие в горах, спускались в поисках пищи в долину, затем возвращались в горы.
С переходом кочевой жизни к оседлой, возникновением новых форм хозяйства — земледелия, скотоводства, ремесел, первые поселенцы на протяжении VII—VI тыс. до н. э. все шире осваивали долину Тигра и Евфрата.
В начале III тыс. до н. э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения.
В северной части Месопотамии в этот же период жили аккадцы. Они были скотоводческими племенами. В течение нескольких веков они были соседями шумеров, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тыс. до н. э. заняли всю Месопотамию. В результате аккадский язык постепенно вытеснил шумерский.
Шумеры были широколицы, низкорослы, толсты и коренасты, с редкой растительностью на лице. Аккадцы же были высокого роста, стройны, волосаты, большеглазы.
Население Месопотамии не было однородным. В течение длительного периода ее населяли племена разного происхождения: кутии, касситы, ассуры, луллубеи, халдеи, арамеи, аморейцы, хурриты, греческие и другие народности.
Таким образом, народ Месопотамии образовался в результате смешения многих племен и народностей, которые перенимали друг у друга образ жизни и различные достижения в ведении хозяйства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...