Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образуется Гиро-Сидонское царство.




При Хираме I (965—936 гг. до н. э.) оно достигает могущества.
В X—IX вв. до н. э. возвышается Финикия. Фини- кийцы достигают берегов Утики в Северной Африке, Милой Азии, Сицилии, Мальты, Испании. Они доплы- ипли до британских берегов и там строили свои поселения (колонии).
Финикийские мореплаватели по предложению египетского фараона Нехо совершили плавание вокруг африканского материка. Проплыв вдоль берегов Красного моря, за 3 года они обогнули Африку и, выйдя к Средиземному морю, вернулись на родину. В местах причалов они строили свои стоянки. Позднее Финикия и Сирия, потеряв свое могущество, входили в состав Ассирии, Македонии и государства Селевкидов.
Государство Ямхад и гиксосское объединение. В XVIII в. до н.э. одна из племенных групп амореев, проникших в Северную Сирию, сделала попытку создать крупное государство. Их вождь Сумуэпах создает государство, получившее название Ямхад Он правил обширной территорией от Кархемиша на севере до Катны на юге. Преемник Сумуэпаха Яримлим, современник и союзник вавилонского царя Хаммурапи и царя Мари Зимрилима, принял царский титул и сделал своей столицей Халап.
Государство Ямхад вело обширную торговлю с Мари и Вавилоном, снабжая их пшеницей, оливковым маслом, виноградными винами, а также гончарными изделиями и тканями. Взамен получало олово, ювелирные изделия и оружие.
В конце XVIII в. до н. э. Ямхад ослабевает и утрачивает свою независимость.
Южнее Ямхада образуется на рубеже XVIII—XVII вв. до н.э. могущественное гиксосское военное объединение. Оно совершает захватнические походы в Палестину, Южную Сирию, покоряет там несколько городов-государств. Мощная армия, ударную силу которой составляли конные колесницы, позволила гиксосам распространить свою власть на Египет. Обосновавшись в дельте Нила, их цари правили в Египте 120 лет. Освободительная борьба египтян закончилась изгнанием в 1580 году до н. э. гиксосов из Египта. Гиксосы отступили в Палестину и Сирию и держались здесь почти столетие. В начале XV в. до н. э. египетский фараон Тутмос III окончательно разгромил гиксосский военный союз и установил в Палестине, Финикии, Сирии египетское правление. Таким образом, образованное в XVIII в. до н. э. гиксосское военное объединение к XV в. до н. э. прекратило свое существование.
Земледелие и скотоводство. Территория государств Восточного Средиземноморья представляла степи, горы и небольшие участки плодородной земли. В VI- IV тысячелетиях до н.э. посевные площади увеличились за счет искусственного орошения, кроме пшеницы и ячменя стали сеять лен, просо.

Здешние жители разводили овец, коз, крупный рогатый скот. Чтобы сохранить зерновые запасы от грызунов, они приручили кошку. Сирийские и финикийские крестьяне были искусными садоводами, виноградарями. Для этого использовали предгорья, склоны гор, появилось так нанимаемое террасное земледелие.
Развитие ремесел, торговли. С конца IV тысячелетия до н.э. становится особенно заметен прогресс ремесел в Финикии и Сирии. В горах Ливан и Антиливан здешние жители добывали руду, научились ее обрабатывать. Металл шел на изготовление орудий труда, военных доспехов, а также на выделку глиняных сосудов.
Сирийские и финикийские ремесленники преуспели в текстильном промысле. В специальных красильных мастерских шерсть окрашивалась пурпурной краской, добываемой из моллюсков, вылавливаемых и в самой Финикии, и в других местах Восточного Средиземноморья. Из нее ткали тончайшие ткани, которые высоко ценились на Востоке.
Царь Митанни, отдавая свою дочь замуж за египетского фараона, вместе с приданым подарил дочери пурпурную краску и такого же цвета ткани и наряды, привезенные в Митанни из Финикии.
Прекрасный сбыт имели также стеклянные изделия финикийских мастеров.
Высоко ценились ювелирные изделия финикийских и сирийских мастеров (золотые и серебряные чаши, ожерелья, рельефы на пластинах из слоновой кости). Они восхищали местных жителей и приезжих купцов. Заметно продвинулись они и в обработке железа, кузнечном деле, гончарном.
Высокого уровня развития достигло в Сирии, и в особенности в Финикии, судостроение. В финикийских городах Угарит, Арвад, Библ, Сидон, Тир имелись мастерские, где изготавливались и ремонтировались суда. В составе древнеегипетских судов было финикийское судно „Библ". А греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., писал, что среди судов персидского флота отличаются быстротой хода финикийские мореплаватели бороздили не только Средиземное море, но заплывали в Красное, Аравийское моря, Индийский и Атлантический океаны.
Мореплавание и торговля. Развитие судоходства возвысило Финикию среди других государств. Уже в XVI в. до н.э. финикийские мореплаватели выселяются на острове Кипр, усиленно заселяют южное побережье Малой Азии, острова в Эгейском море. Затем они заселяют западное побережье Средиземного моря — Западную Сицилию, Сардинию, Мальту и Балеарские острова.
Финикийские мореплаватели через Гибралтарский пролив по Атлантическому океану достигали берегов Испании и Галлии и далее на север, где строили свои колонии.
Около IX в. до н. э. финикийские моряки выселились в Северную Африку, где основали крупный город У тику. Через Мраморное море по Черному морю финикийцы добирались до северных берегов полуострова Малая Азия и заселяли их, проникали в глубь Балканского полуострова. Однако из всех финикийских колоний наибольшего экономического процветания и политического могущества достиг Карфаген (Новый город), основанный в конце IX в. до н. э.
Торговля у финикийцев часто сопровождалась пиратством. Случаи похищения и продажи свободных людей упоминаются в источниках неоднократно. Часть рабов доставлялась в Финикию: их направляли в мастерские в качестве чернорабочих, в гавани, где они
работали грузчиками, и на корабли, где их использовали как гребцов. Финикийские купцы везли из
Испании серебро, из Британии олово, с берегов Балтии —янтарь, из Аравии и Восточных стран — пряности, золото,серебро.
Сухопутными путями Финикия и Сирия были связаны с Аравией, Малой Азией, Египтом, Арменией, Месопотамией.
Культура Сирии и Финикии. Сирил и Финикия были крупными культурными центрами. Им и другим государствам Восточного Средиземноморья принадлежит особая роль в создании алфавита. В начале 2 тысячелетия до н. э. в Сирии была изобретена алфавитная система, содержавшая 29 знаков. В основу ее, как предполагают, были положены видоизмененные египетские иероглифы.
На рубеже IX — в начале VIII вв. до н. э. в Финикии были разработана клинописная алфавитная системе, содержавшая 24 знака. Финикийский алфавит оказался наиболее совершенной системой. Его восприняли впоследствии многие народы.
Так как в Финикии было сильно развито мореходцу в истории географических открытий заслуги финикийцев были исключительно велики. Немало открытий было сделано и в области математики, астрономии, физики Первый эллинский математик, физик, астроном, филосов Фалес из Милета (IV в. до н. э.), по словам Геродота, был по происхождению финикийцем. Сидонянин Мох еще задолго до греческих философов- математиков создал учение об атомах.
Религия народов Сирии и Финикии носила своеобразные черты. Такого значительного количества богов, как в Египте или Месопотамии, здесь, не сложилось. В каждом городе почитался местный бог: Ваал („владыка") или Мелек („царь", вариант — Молох), или Мель-
карт („царь города"), иногда Эл („бог"). Жена такого бога именовалась Астарта (соответствует аккадской Иштар) и почиталась как богиня Луны.
Финикийский миф повествует о юном и прекрасном боге Ваале. Он погибает от рук бога смерти Мота и за него жестоко мстит его божественная подруга Анат, терзающая убийцу. Затем юный бог, подобно египетскому Осирису, воскресает.
Финикийский культ характеризуется ужасными жертвоприношениями, которые в других странах были рано отменены. Даже в III в. до н.э. в Карфагене, колонии Финикии, происходило сожжение детей перед идолом бога Молоха.

Природа и население Палестины. Палестина расположена на юге Восточного Средиземноморья. Территория представляет собой равнины и плоскогорья. Крупных рек здесь не было, наиболее значительная — река Иордан — впадает в Мертвое море. Почва равнин Сарон, Иерихон очень плодородна, Сарон даже называли „Райским садом". Равнины орошались водами реки Кельт, других мелких речушек, берущих начало в горах. Климат восточной части Палестины жаркий и сухой, западной части — близок к морскому климату. Особенно ценными сырьевыми ресурсами, если не считать залежи меди и железной руды в Ливанских горах и Эдаме, страна не располагает. Растительный и животный мир не столь богат. Территорию Палестины пересекали караванные пути в Малую Азию, Месопотамию и Египет.
По сведениям ученых-археологов Палестина была населена людьми 80—90 тысячелетий назад. В период мезолита и неолита здесь занимались охотой и собирательством. Истребление диких животных относительно густым населением обусловило ранний переход к земледелию, скотоводству, развитию кустарных промыслов.
Уже в III тысячелетии до н. э. здесь жили ханааней, считавшиеся коренным населением. В XII в. до н. э. побережье Палестины было завоевано филистим-лянами. Слово Палестина произошло от еврейского пелиштим — филистимляне. Здесь жили также аморейцы, евреи, хабирийцы. Позднее сюда пришли египтяне, иранцы, ассирийцы, греки, вавилоняне, римляне. Удобным расположением Палестины на перекрестке путей из Африки, Европы, Азии объясняется пестрота ее населения.
Палестина в III—II тысячелетиях до н. э. Характерной особенностью Палестины в этот период было отсутствие крупного государства. Здесь складываются многочисленные города-государства, независимые друг от друга: Гезер, Мегиддо, Лахши, Куддус. Они были окружены высокими крепостными стенами. Города имели своего правителя, войско, судей, органы, управляющие хозяйством.
Хозяйство Палестины. Древние жители Палестины обрабатывали землю мотыгами, сделанными из камня, позднее — из железа, занимались орошаемым и богарным земледелием. Они сажали пшеницу, ячмень, овес, просо. Здешние сады изобиловали фруктами, ягодами. С помощью специальных приспособлений жители Палестины выдавливали из винограда сок, из олив делали оливковое масло. На горных пастбищах и степях пасли стада овец, коз, крупный рогатый скот.
В середине II тысячелетия до н. э. палестинцы научились обрабатывать железо, теперь на смену деревянным и каменным орудиям труда пришли железные сохи и мотыги, ножи, копья, наконечники стрел, посуда. Это дало новый толчок развитию хозяйства.
В городах Палестины рядом со скромными строениями появляются роскошные, поражающие пышностью и великолепием дворцы и храмы. Развиваются текстильное и ювелирное ремесла: местные ткани из шерсти и льна, ювелирные украшения славились далеко за пределами страны.
Палестинцы вели оживленную торговлю с Египтом, Грецией, Месопотамией, Хеттским государством, Финикией. Торговля велась по сухопутным и водным путям.


Захват Палестины соседними государствами.


Богатство и красота палестинских городов привлекали внимание соседей. На протяжении многих веков она становилась добычей то Египта и Ассирии, то Вавилона и Аккада. Захватчики грабили страну, жгли и разрушали города, угоняли скот, брали в плен людей.
В ХIII в. до н. э. кочевые еврейские племена, жившие на противоположном берегу Евфрата, заняли территорию Палестины. Они подчинили себе несколько местных городов-государств. Царем был избран Саул. Он основал государство Израиль, вел продолжительную войну с филистимлянами. В сражениях погибли три его сына, сам же Саул, услышав эту страшную весть, бросился на меч. После его смерти царем стал его зять Давид (около 1000—965 гг. до н. э.), проводивший политику создания централизованного государства. При нем был присоединен Иерусалим, ставший столицей нового Израильско-Иудейского государства. В период правления Давида государство достигло могущества и процветало.
Израильско-Иудейское царство. Преемником Давида стал его младший сын Соломон (965—935 гг. до н.э.). В период его правления Израильско-Иудейское царство достигает наибольшего могущества, развиваются сельское хозяйство, ремесла и торговля.
Много внимания уделял Соломон строительной деятельности. Восстанавливались запустевшие ханаанейские города, основывались новые, строились дворцы.
В честь бога Ягве(Еврейский народ был единственным народом Древнего мира, обладавшим понятием об истинном Боге (Ягве) — создателе Вселенной и человека. Эта религия, возникшая на пророческих Бого откровениях, называется иудаизм. Сейчас это официальная религия государства Израиль) Соломон воздвиг в Иерусалиме роскошно украшенный храм. К строительным работам привлекались лучшие мастера-ремесленники: кузнецы из Тира, столяры, плотники из Библа. Широкий размах строительной деятельности требовал больших средств, в связи с чем правительство прибегло к усилению налогообложения. Со всего региона сюда свозились строительный лес, камень, золото, драгоценности — для покрытия расходов на содержание двора и армии. Это вызвало недовольство среди народных масс. Израильтяне во главе с Иеровоамом подняли восстание. Войско царя жестоко подавило восстание, расправившись с бунтарями. Сам предводитель восстания Иеровоам бежал в Египет, где ему дал приют египетский фараон Шешонк I.
В 935 году до н.э. умер Соломон, и на престол вступил его сын Ровоам. Израильские старейшины просили Ровоама уменьшить подати и повинности. Но новый царь ответил резким отказом. Это вызвало восстание и большинство племен отпало от Иудеи, выбрав царем вернувшегося из Египта Иеровоама, образовав новое Израильское царство. Династия Давида продолжала править в южной части страны — Иудейском царстве.
В 930 году до н.э. египетский фараон Шешонк совершил опустошительный поход в Палестину. С востока в страну вошли ассирийские войска. Военные походы ассирийских царей Саламнасара III и Саргона II в Израиль закончились разгромом израильских войск. В 722 г. до н. э. Саргон II захватил город Самарию, столицу Израильского царства, пленив правителя города Осияна и еще 27 290 израильтян, он поселяет их в Мидии и Месопотамии. А в Израиль переселяет арамеев. Израильское царство прекратило свое существование.
Впоследствии Иудейское царство ненадолго восстанавливает утраченные позиции, но в конце VII в. до н. э. Палестину подчинил себе Египет.
В 597—586 гг. до н. э. Палестину захватил царь Вавилона Навуходоносор II. Полностью разрушил город Куддус, многих местных жителей прогнал в Месoпотамию. Впоследствии Палестину попеременно захватывают персы, греко-македонские войска, селевкиды, римляне.
Литература и искусство Древней Палестины.
Израильско-Иудейская литература дошла до нас в составе Пятикнижия и Библии. Эти книги включали в себя речи пророков, летописные своды, сборники изречений, повести, псалмы (гимны), песни и пр.
Многие из этих произведений имеют высокую художественную ценность. Например, „Песнь песней", написанная царем Соломоном, является образцом лирической поэзии: замечательные описания природы и чувственные переживания написаны высоким поэтическим слогом.
В общем в искусстве Древней Палестины прослеживаются египетские, месопотамские и микенские сюжеты и художественные приемы.
В условиях сильного политического дробления не могли возникнуть грандиозные монументальные памятники, подобные египетским или месопотамским. Крупные здания обнаружены лишь на севере. Так, в Угарите (Финикия) был раскопан огромный дворец (9000 м2) с мощными башнями, обширными дворцами, бассейном и садом. В Израильско-Иудейском царстве даже дворцы и храм Соломона были гораздо более скромными по размерам. Построены и украшены они были финикийскими мастерами, подражавшими в первую очередь египетским и месопотамским образцам. Позднее развитию скульптуры и живописи сильно препятствовал религиозный запрет изображать живые существа из Опасения, что это приведет к идолопоклонству. Этот запрет позже перешел от иудейских богословов к мусульманским.

 

Древний Египет: природа, население, периодизация истории.

Египет эпохи Нового царства.

(1584—1085 гг. до н.э.)
Образование Нового царства в Египте. После изгнания гиксосов в Египте начался период Нового царства. Он длился с 1584 до 1085 года до н. э. В этот период страной правили XVIII—XX династии правителей. К этому времени границы царства значительно раздвинулись. Границы Египта простирались на юге до Нубии, на северо-востоке — до берегов Средиземного моря.
С усилением Нового царства возрождалось земледелие. Осваивались земли, ремонтировались старые, строились новые ирригационные системы, совершен-ствовались орудия труда. В земледелии стали широко применять труд рабов.
Ремесленничество и торговля. В эпоху Нового царства стали усиленно развиваться ремесла: гончарное, текстильное, ювелирное, кузнечное, деревообрабатывающее, народные промыслы.


По Нилу от его истоков до самого устья ходили торговые суда; караваны, груженные товарами, шли от берегов Средиземного до берегов Красного морей. Из Египта везли золото, серебро, бивни слонов, ювелирные изделия с лазуритом, ткани, оружие. Из Сирии в Египет везли зерно, вино, сухофрукты, мед, скот, кожу. С острова Кипр, Синайского полуострова, Месопотамии —- медь, бронзу, бадахшанский лазурит, ткани, одежду, боевые колесницы.
Таким образом, в эпоху Нового царства, благодаря развитию земледелия, ремесел, торговли Египет стал самым богатым государством на Древнем Востоке.
Египетское войско. Для защиты своего государства от внешних врагов, ведения захватнических войн, подавления восстаний внутри страны фараонам нужно было сильное войско. Основной силой войска были пехотные воины. В войске были также боевые колесницы — двухколесные повозки, запряженные лошадьми. к уже говорилось, египтяне заимствовали использование военных колесниц у гиксосов.
Теперь правители государства стали думать о пополнении своих табунов, увеличении поголовья лошадей. Вооружение пеших и конных воинов, наездников колесниц составляли копья, сабли, лук и стрелы.
Египетский воин шел в бой облаченным в военные доспехи со щитом и саблей в руках. Военные колесницы было рассчитаны на двух седоков. Один управлял лошадьми, другой в это время стрелял из лука, наносил по врагам удары копьем, саблей. Военные колесницы намного увеличивали скорость нанесения ударов, позволяли настигать врагов в случае их бегства с поля боя. Для ведения военных действии на море Пыли организованы части военного морского флота.
Таким образом, в период Нового царства фараоны Египта обладали самой мощной на всем Востоке военной армией.
Захватнические походы египетских фараонов.
В период Нового царства фараоны часто совершали походы в соседние страны. Около 1500 года до н. э. фараон Тутмос III двинулся с войсками в Азию. Тутмос III наступал на Сирию и Палестину, со своими воинами доходил до берегов Евфрата. Тутмос III, человек богатырской силы, искусный полководец 15 раз вторгался на территорию государств, расположенных на Восточном побережье Средиземного моря. По его приказу вновь были захвачены Сирия и Палестина, город Кархемиш на берегу Евфрата.
Испугавшись несокрушимости и мощи египетских войск, правители древних государств Ассирии, Хетта, Вавилона и Митанни сами объявили себя союзниками фараона и, тем самым, сохранили свою независимость. Сломив упорное сопротивление, Тутмос III захватил расположенные на юге Куш, Нубию, Пунт. Египтяне увозили отсюда награбленные золото, серебро, драгоценности, слоновую кость.
В период правления фараона Аменхотепа из соседних Сирии, Палестины, Митанни и Нубии везли в Египет золото, добычу, пленных.
При Тутмосе III и Аменхотепе II Египет продолжал оставаться самым могущественным государством Ближнего Востока.
Время правления Аменхотепа III характеризуется относительным спокойствием, отсутствием захватнических войн. Он был сторонником миролюбивой политики, укрепления дружественных, торговых и культурных связей с соседними государствами. Во время его царствования власть, установленная над покоренными государствами, начала ослабевать. Финикия и Палестина вовсе перестали подчиняться Египту. При Аменхотепе IV могущество Египта ослабело еще больше, подчиненные государства стали выходить из-под его влияния. Этим воспользовались воинственные кочевые племена соседних государств и стали совершать набеги на Египет. ч
Реформы Эхнатона. В период правления Аменхотепа IV страну раздирали интриги и распри. Он восстал против власти жрецов бога Амона, которые пытались диктовать свою волю даже самим фараонам. Аменхотеп IV запретил поклоняться богу Амону и другим богам и объявил единственным богом сол-нечный диск (по-древнегречески Атон). Он построил целый город и назвал его Эхнатон, что означало „да живет ликующий на небосклоне Атон". Аменхотеп IV повелел и себя называть именем нового божества — Эхнатоном. Однако сторонники прежней религии были против нововведений Эхнатона. Против была настроена и аристократия Египта. После смерти Эхнатона его наследники и приближенные были вынуждены признать старую религию. Аристократия и духовенство возвели на царский престол зятя Эхнатона Тутпанха- мона. В стране полностью утвердилась старая религия, жречеству были предоставлены большие привилегии. Тутанхамон прожил не долго — 19 лет. Жрецы похоро-нили его в богатом убранстве, с большими почестями. Вдова Тутанхамона царица Нефертити вышла замуж за хеттского царевича, но аристократия Египта не хотела, чтобы их страной правил иноземец. Царевич был предательски убит. С периода правления XVIII династии фараонов страна стала терять былую мощь" и славу.

 

Культура Древнего Егитпта.

Письменность в Древнем Египте.

Египет — один из древнейших центров культуры человечества. Письменность является неотъемлемой частью духовной культуры. В IV тысячелетии до н. э. древние египтяне создали письменность из примитивных узоров и рисунков — иероглифов. Она состояла из 750 таких знаков-узоров.
С помощью письменности люди смогли передавать свои мысли, описывать различные события. Например слово вода обозначалось тремя волнистыми чертами, слово
горы прямой, выпуклой и вогнутой линиями. Изображение человека с оружием в руках означало воина; человека с серпом — жатву.
Со временем система письма стала упрощаться, и впоследствии появились алфавитные знаки. В период Древнего царства в письменности египтян появилась система алфавитных знаков, передающая 24 основных звука.
Древние египтяне начинали писать на камне, дереве, коре деревьев, коже. Впоследствии стали использовать листья растущего вдоль берегов Нила папируса. Это был очень удобный материал для письма. Стебли папируса, достигающие высотой 4—5 метров, египтяне разрезали на тонкие полоски и склеивали их в листки, похожие на бумагу. Писали камышовой тростиной, обмакивая ее в краску.
В разных местах Египта при раскопках археологи находили папирусные свитки — своего рода книги, в которые записывали важные события.
Принципы дешифровки древнеегипетских иероглифов разработал французский ученый-египтолог Франсуа Шампольон.


Школа и просвещение в Древнем Египте.

 

Древний Египет имел сложную государственную систему и обширное хозяйство. Для управления страной нужны были грамотные, образованные люди. Поэтому и фараон, и знать уделяли большое внимание образованию. Знания накапливались и передавались от старших к младшим в специальных школах. В ни учились дети фараонов, аристократии и всех, кто хотел выучить своих детей.
Школы были начальные, средние, высшие. Учеба начиналась с 5—6 летнего возраста. В школах придворных писцов обучались грамоте, каллиграфии. Существовали особые школы, находившиеся при центральных ведомствах. Здесь преподавали математику, астрономию, геометрию, историю, медицину, литературу, религиозные и светские знания.
Дисциплина в школах была строгая, применялись телесные наказания. В поучениях школьникам было сказано. Пиши рукой своей, читай ртом своим, советуйся с теми, кто знает больше тебя, не будь ленивым, иначе будут бить тебя. Уши ребенка на его спине, он слышит только тогда, когда его бьют.
Появление и развитие письменности, научных и практических знаний способствовало развитию хозяйства страны, ремесел, строительного дела.


Литература Древнего Египта.

Древнеегипетская литература возникла VI—VII тысячелетий назад. В период Среднего царства она уже была на очень высоком уровне. У древних египтян уже существовала художественная литература. Известны различные ее жанры: народные пословицы, поговорки, сказки, легенды, мифы, сказания, сказывается о жизни землепашца, скотовода, воина, знатного вельможи и даже фараона, ярко отражается быт и мировоззрение простых людей. Таковы „Сказка о двух братьях". „Рассказ египтянина Синухета", знатного вельможи, бежавшего в Сирию от придворных интриг. Древний автор красноречиво изображает невзгоды, которые претерпевает Синухет в пути.
Древнеегипетская литература была богата и по форме, и по содержанию, Дошедшие до нас произведения вошли в сокровищницу мировой литературы.
Сказка о правде и кривде", мифах „ Об Исиде и Осирисе ", „Рассказ египтянина Синухет а".
Экономические и культурные связи с соседними странами находят отражение в новом жанре художественной литературы Древнего Египта — описаниях путешествий. В „Сказке о потерпевшем кораблекрушение" герой повествует о своих странствиях. Буря разбивает его корабль и выбрасывает на таинственный „остров духа". Владыка острова в образе громадного змея утешает своего гостя, щедро одаривает его богатством: золотом, серебром, слоновыми клыками, обезьянами и собаками и отпускает в Египет.
Большими художественными достоинствами обладает Искусство Древнего Египта. Архитектура, скульптура, роспись, музыка, песни, танцы возникли и развивались в Египте с древних времен.
С возникновением классового общества искусство становится мощным средством идеологического воздействия, главным образом возвеличивания власти фараона, знатных вельмож. Грандиозность, монументальность становятся отличительной чертой египетской архитектуры. Таковы громадные царские усыпальницы — пирамиды, дворцы, храмы. Они строились из огромных, весом в несколько тонн, камней. Главными исполнителями этой трудоемкой работы были рабы, пленные.
Ступенчатая пирамида Джосера в Саккара, самая большая пирамида Хеопса в Гизе и сейчас высятся среди пустыни как немые свидетели неограниченной и жестокой власти фараонов.
Вблизи от пирамид высечен из целой скалы сфинкс — огромная статуя льва с головой человека. Высота статуи более 20 метров. Каменный великан внушал населению такой страх, что его называли „ отец ужаса ".
Отличительные черты египетской скульптуры — фронтальность и статичность. Изображая бога, царя, вельможу, древний художник старался идеализировать образ сильного человека в торжественно-спокойной позе. Таковы статуи Рамзеса II, Аменхотепа III, Тутан- хамона, Эхнатона, Нефертити, вельможи Рахотена.
В то же время в рисунках древнеегипетских художников, которыми разрисованы стены дворцов, храмов, запечатлены в движении сцены из повседневной жизни, охоты, сюжеты из легенд и мифов, танцы, игра на музыкальных инструментах — духовых, струнных: систре, кастаньетах, арфе, лире и других.

 

Хеттское царство и его культура.

Минойская цивилизация Крита

Эгейская цивилизация — общее название цивилизаций бронзового века в 3000—1000 гг. до н. э. на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии (Анатолия). Ранее использовавшийся термин Крито-микенская цивилизация не вполне точен, так как хронологически и территориально охватывает лишь часть данной культуры.
Открытие эгейской цивилизации
Первые центры культуры открыты раскопками Генриха Шлимана в Микенах (1876), Артура Эванса на острове Крит (с 1899). С XIX в. исследовано несколько сотен памятников: могильники, поселения, большие города типа Полиохны на острове Лемнос с каменною стеной высотой 5 м, Филакопи на острове Милос; царские резиденции — Троя, дворцы Крита (Кносс, Маллия, Фест), акрополь в Микенах.
Самые известные археологические культуры этого периода — минойская, или критская, и микенская, по которым он и получил свое название, но есть также несколько локальных культур, в частности кикладская и эллинская.
Периодизация
1. Крито-микенский период (конец III—II тыс. до н. э.). Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев.
1. Минойская цивилизация (Крит):
1. Раннеминойский период (XXX—XXIII вв. до н. э.). Господство родовых отношений, начало освоения металлов, зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений.
2. Среднеминойский период (XXII—XVIII вв. до н. э.). Известен также как период «старых», или «ранних», дворцов. Появление раннегосударственных образований в разных уголках острова. Строительство монументальных дворцовых комплексов. Ранние формы письменности.
3. Позднеминойский период (XVII—XII вв. до н. э.). Расцвет Минойской цивилизации, объединение Крита, создание морской державы царя Миноса, широкий размах торговой деятельности Крита в бассейне Эгейского моря, расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте). Активные контакты с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами.
2. Элладская цивилизация (Балканская Греция):
1. Раннеэлладский период (XXX—XXI вв до н. э.). Господство в Балканской Греции родоплеменных отношений в среде догреческого населения. Появление первых крупных поселений и протодворцовых комплексов.
2. Среднеэлладский период (XX—XVII вв. до н. э.). Расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка — ахейцев, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. Начало разложения родоплеменных отношений у ахейцев.
3. Позднеэлладский период (XVI—XII вв. до н. э.) или Микенская цивилизация. Возникновение раннеклассового общества у ахейцев, формирование производящей экономики в сельском хозяйстве, появление ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др., формирование оригинальной письменности, расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют Крит и уничтожают Минойскую цивилизацию. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа — дорийцы, гибель микенской государственности, начало греческих тёмных веков и следующего исторического периода.

 

Большая часть вошедших в научный обиход положений о критском обществе и критской культуре принадлежит Эвансу. Некоторые из них сохраняют свою силу и в настоящее время, другие уже не соотнесет ну ют сов ременному уровню науки и нуждаются в исправлениях.

Однако, как ни важны данные археологии сами по себе, полную значимость они приобретают лишь в свете других научных дисциплин и знакомства с литературной традицией.Наряду с археологией первостепенное значение имеет упоминание о Крите и других центрах Эгейского мира в гомеровских поэмах и в сочинениях античных историков (Геродота, Фукидида и др.) и затем греческие мифы, содержащие в себе зерно исторической правды.

Сюда относятся мифы о царе Миносе и его брате Радаманте, афинском царе Эгее, афинском герое Тезее, о трандиозном сооружении Лабиринте, страшном чудовище Минотавре, Ариадне, искусном художнике Дедале и др.

На прочном фундаменте материальной культуры, воздвигаемом археологией, прежде малопонятные мифы и легенды приобретают ценность первостепенного исторического документа. Памятники эгейской культуры рассеяны по всему средиземноморскому бассейну. Ценный материал дали раскопки в Фессалии и прилегающих к ней местностях.

К памятникам древнейшей культуры кроме оружия и орудий труда принадлежит глиняная посуда, в большом количестве открываемая в местах поселений людей новокаменного века. Наиболее древняя посуда окрашена в чёрный цвет. Чёрная окраска постепенно сменялась светло-коричневой, розовато-жёлтой и красной.

Керамика, найденная здесь, в современной фессалийской деревне Сескло, имеет красный линейный орнамент - зубчатые полосы, зигзаги и ромбы. Разновидность керамики Сескло представляет керамика другой фессалийской деревни, Димини, неподалёку от Сескло. Она имеет иную форму и окраску, спиралевый орнамент на жёлтой и красной облицовке.Польше всего памятников раннесредиземноморской культуры Открыто на острове Крите и в Целопоннесе, в частности в Микенах; на этом основании Эгейский период средиземноморской истории называют крито-микенским.

В дальнейшем изложении термины «Эгейский мир» и «крито - микенский» употребляются как синонимы.
Археологи находят предметы неолитической эпохи в материковой Греции, на островах, на южном берегу Крита, в пещере Миаму, в Фесте, в Кноссе и в других местах. В недрах Кносского холма, под развалинами кносского «дворца царя Миноса», залегает мощный слой неолита, достигающий 7 метров в глубину. Как и всюду, памятниками культуры неолита на Крите служит главным образом глиняная посуда, выкрашенная в разные цвета: чёрный, коричневый, жёлтый и красный. Наряду с сосудами без украшений на Крите встречаются орнаментированные чёрные сосуды. Поверхность сосуда представляет линейный узор с полосками и треугольниками, заполненными краской.
На основании археологических памятников, дополненных данными других наук, можно установить, что главными занятиями людей новокаменного века были скотоводство, рыболовство и охота. эпоху неолита существовало и примитивное земледелие. Жилищем служили пещеры или сплетённые из хвороста и обмазанные глиной хижины, расположенные по склонам холмов. Встречаются и сравнительно благоустроенные посе-ния с улицами и домами из саманных кирпичей на камен ном фундаменте.
Период неолита на Крите исчисляется приблизительно в три тысячи лет, от начала VI до III тысячелетия до н. э.
В III тысячелетии камень сменяется металлом, проходя ряд промежуточных этапов медно-каменного, медно-бронзовог о и других веков. Переход к металлу знаменовал целую революцию как в истории человечества вообще, так и в истории средиземноморской культуры в частности.
С III тысячелетия собственно и начинается история критской, или минойской, культуры, в общей сложности продолжавшаяся восемнадцать столетий. Артур Эванс разделил историю Крита на три больших периода, назвав их по имени прославленного в греческих мифах критского царя Миноса минойскими.

Каждый период в свою очередь подразделяется на три под периода. Графически схему Эванса можно представить в следующем виде: Заслуга археологической периодизации Эванса неоспорима. Он первый установил, что критская культура прошла длинный этап развития, переживая периоды подъёма и падения.

Периодизация Эванса, несмотря на некоторые её недостатки, излишнюю, схематичность в установлении периодов, в настоящее время является основой для всех исследователей, занимающихся критской историей. Эванс и продолжавшие его работу другие исследователи приходят к заключению, что расцвет культуры на Крите совпадает с концом третьего Среднеминойскую и с первым Поздне-минойским периодом. Эванс установил,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...