Предмет изучения, задачи экологии и классификация экологических дисциплин
Стр 1 из 45Следующая ⇒ Мирзадинов Р.А. Экология и устойчивое развитие Учебник Алматы - 2011 Мирзадинов Р.А. Экология и устойчивое развитие Учебник Алматы - 2014 УДК 574.504 (075.8) ББК 26.23я73 М 63 Рецензенты: Саданов А.С. – д.б.н., профессор, директор Института микробиологии и вирусологии; Колумбаева С.Ж.- д.б.н., доцент Казахского национального универсетета им. аль-Фараби; Мусаева Г.С. – д.т.н., профессор Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М Тынышпаева
Мирзадинов Р.А. М63 Экология и устойчивое развитие: Учебник. Р.А.Мирзадинов – Алматы: КазАТК, 2014. c. Издание второе, дополненное.
ISBN 978-601-207-701-8
В учебнике освещаются все шесть уровней экологии: организменный (аутэкологический), популяционный (демэкологический), видовой (эйдэкологический), биогеоценотический (синэкологический), ландшафтный (геоэкологический) и биосферный (мегаэкологический). Охарактеризованы основные проблемы охраны окружающей человека среды, прикладного раздела экологии человека (одного из видов эйдэкологии). Рассмотрены аспекты воздействия человека на ландшафты, трансформация их компонентов и социальные последствия на здоровье населения. Экологизация законов и минимизация антропогенного воздействия на среду обитания, понятые обществом и инициированные международным органом – организацией объединенных наций (ООН) - рассмотрены как главные составляющие устойчивого развития.
УДК 574.504(075.8) ББК 26.23я73
Рекомендовано УМС академии к изданию в открытой печати и использованию в учебном процессе в качестве учебника для обучающихся по всем специальностям бакалавриата.
ISBN 978-601-207-701-8 © Мирзадинов Р.А.
РАЗДЕЛ I ЭКОЛОГИЯ
ГЛАВА 1. СОТНОШЕНИЕ ЭКОЛОГИИ, ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Предмет изучения, задачи экологии и классификация экологических дисциплин Слово “экология” происходит от греческих слов oicos — среда, место обитания, дом и logos — наука. Этот термин был впервые использован в 1866 г. Эрнестом Геккелем в работе “Generelle Morphologia”. С самого начала и по сей день, под экологией понимается биогеографический раздел науки, изучающий условия существования живых организмов, их взаимосвязь и взаимовлияние между собой и средой, в которой они обитают. Экологию как науку небходимо четко отличать от дисциплины «Охрана окружающей среды». Само понятие «окружающая среда» является сокращением более полного «окружающая человека среда». Охрана окружающей среды является прикладной частью научной дисциплины «экология человека». Принципы, методология, методы и способы охраны окружающей человека среды зависит от вида деятельности человека. Так, например, на сегодняшний день имеется более 16000 (шестнадцати тысяч) видов деятельности человека. И в каждом виде деятельности имеются свои особенности охраны окружающей среды. Рассмотрим, сколько несхожих друг с другом видов охраны окружающей среды можно насчитать только на транспорте. 1. Гужевой транспорт. Обратите внимание на телевизионные передачи из Лондона, где показывают конную полицию. Под хвостами лошадей вы увидите привязанные мешки для сбора конного навоза. 2. Мотоциклетный транспорт. Шумовые характеристики мотоциклетного транспорта резко отличаются от характеристик легкового и большегрузного автомобильного транспорта. 3. Автомобильный легковой транспорт. 4. Автомобильный большегрузный транспорт 5. Электропроводный городской транспорт. 6. Железнодорожный наземный (электровозный и дизельный) транспорт.
7. Железнодорожный подземный транспорт (метро) 8. Монорельсовый транспорт 9. Фуникулерный транспорт 10. Речной транспорт 11. Морской транспорт. 12. Подводный транспорт. 13. Воздушный транспорт (винтокрылый, дозвуковой, сверхзвуковой). 14. Космический транспорт 15. Трубопроводный транспорт. Если же рассмотреть подробно все аспекты влияния на окружающую среду самих видов транспорта, а также строительства автомобильных и железных дорог, речных и морских портов, аэропортов, космодромов, пунктов обслуживания и эксплуатации всех транспортных средств, то сразу станет понятным отличие вышеперечисленного понимания экологии как науки от понимания сути прикладных направлений охраны окружающей человека среды. Современную экологию принято разграничивать на шесть крупных разделов: экологию особей (аутэкологию, факторальную экологию), популяционную экологию (демэкологию), экологию видов (эйдэкологию, спишесэкологию), экологию сообществ (синэкологию, биогеоценологию), ландшафтную экологию (геоэкологию), биосферную экологию (глобальную экологию, мегаэкологию). Такая структура экологии наиболее полно отражает современные требования, предъявляемые к этой науке как к фундаментальной научной дисциплине, являющейся основой природоохранной прикладной деятельности. Данное разделение отражает усложнение характера взаимовлияний и взаимоотношений как организмов (особь → популяция → вид → сообщество = элементарная экосистема → закономерный комплекс сообществ = ландшафт → биосфера = глобальная экосистема) и окружающей среды в зависимости от иерархии факторов (фактор → совокупность факторов → ограничивающие факторы → совокупность ограничивающих факторов = биогеоценоз → комплекс ограничивающих факторов = ландшафт → система ограничивающих факторов = биосфера). Таким образом, основу современной экологии составляют организмы и экосистемы. Количество видов организмов, составляющих современное биоразнообразие, оценивается разными авторами от 2 до 10 млн видов, что составляет примерно 3% от числа видов, существовавших на протяжении 3,5 – 4 млрд лет истории биосферы Земли. При этом следует отметить, что каждая особь любого вида уникальна и имеет свою собственную устойчивость к воздействующим на нее факторам.
Рассмотрим в очень сокращенно-упрощенном виде структуру современной экологии. Аутоэкология. Иногда ее называют факторальная экология, экология организмов или экология особи. Она изучает взаимоотношения отдельных представителей вида с окружающей его средой. Иначе говоря, факторальная экология исследует воздействие экологических факторов на изолированную особь, ответные реакции особи на их действие, устойчивость конкретной особи к внешним факторам. Аутэкология довольно тесно связана с физиологией (экофизиология) и морфологией (экоморфология) организма. Например, каждый из нас, людей, представляет изолированную особь с индивидуальной устойчивостью к внешним факторам. Индивидуальная устойчивость определяет, сколько каждый из людей проживет: 30 лет как великий казахский ученый Чокан Валиханов, 65-70 лет как среднестатистический человек, или 99 лет как казахский поэт Жамбыл Жабаев. Популяционная экология. Для примера возьмем тех же людей. Для жителей северных регионов Казахстана климат города Алматы кажется жарким, тогда как для жителей Сарыагашского, Махтаральского, Шардаринского районов Южно-Казахстанской области климат Алматы кажется прохладным. Ну, а если взять жителей тропических широт, где у людей в языке нет даже понятия «снег», то климат Алматы покажется для них климатом Заполярья, потому что климат это совокупность различных факторов. К этой совокупности факторов организмы адаптируются. Процесс адаптации к факторам приводит к формированию группы особей со сходными ответными реакциями. Таким образом, популяционная экология изучает условия формирования структуры и динамики естественных группировок особей одного вида — популяции. Термин “популяция” заимствован биологами из социологии и происходит от латинского “популюс” — народ, население. Экологическую популяцию, следовательно, можно представить как совокупность особей одного вида данной территории. Популяционная экология изучает колебания численности популяции и устанавливает причины этого явления. По мнению большинства экологов, популяции служат основной формой существования вида. Популяционная экология рассматривает отдельные особи не изолированно, а в составе популяции таких же особей, относящихся к одному виду.
Экология видов, эйдэкология или спишесэкология изучает условия обитания и ареалы распространениявида как основной таксономической единицы биологии. Для вида характерны общность происхождения, сходство облика (фенотипа), единство экологических реакций на внешние воздействия. Мы, люди — казахи, русские, чукчи, эфиопы, американские индейцы, полинезийцы и другие народы относимся к одному виду — Homo sapiens. Мужчины и женщины всех рас и национальностей женятся друг на друге и производят плодовитое потомство. Если же взять лошадь и осла, то это два разных вида. Разошлись они от общего предка около 800000 лет тому назад. За этот период у них накопилось около 0,8% генетической разницы. Это незначительное количество генетического несоответствия позволяет им производить потомство: конь+ослица = лошак, осел+кобыла = мул. Однако, лошак + лошачка = 0, мул + мулица = 0, то есть не дают потомства. Гибриды двух видов — лошадей и ослов — стерильны, не дают потомства. Эти генетические изменения происходят в наших половых клетках постоянно, как и у всех живых организмов на Земле, в том числе у млекопитающих, со скоростью около 1% в миллион лет. Наиболее близкий к человеку примат - шимпанзе генетически отличается от человека примерно на 2,7%. То есть, мы разошлись от общего предка около 2,7 миллионов лет назад. Кровь шимпанзе имеет те же четыре группы с теми же положительными и отрицательными резусами. Ее можно переливать человеку. Так же, как и пересаживать внутренние органы. Однако гибрида человека и обезьяны не получится – слишком большая генетическая разница — 2,7%. Поэтому, если, теоретически, взять любого молодого человека, находящегося в репродуктивном возрасте, заморозить и через полтора миллиона лет разморозить, то он окажетесь стерильным для потомков нынешних людей. Они, потомки людей, при естественном развитии накопят за полтора миллиона лет 1,5% генетической разницы. Они потихонечку превратятся в другой вид. Скорость этих генетических изменений постоянна и называются она, эта скорость — молекулярными, генетическими или биологическими часами. Если же мы возьмем собаку — Canis familiaris и волка — Canis lupus тут закономерности такие же. Вроде это как два вида – но систематические. Потому что всего лишь 12-13 тысяч лет назад из волчат человек начал отбирать наиболее послушных ему особей и к настоящему времени вывел более 450 пород собак - от крошечного чихуа-хуа массой не более 2 кг, до гигантского сенбернара до метра высотой в холке, масса которого 70 кг и больше. Причем, все эти породы собак спокойно скрещиваются как между собой, так и с волком, и дают плодовитое потомство. Плодовитое потомство получается потому, что генетическая разница между волком и любой породой собак не более 0,012 – 0,013 %.
Такая же закономерность наблюдается с дикими кабанами и домашними свиньями, которых человек приручил около 5 тысяч лет назад. Разница между ними не более 0,005%. То есть в данных случаях мы применяем к определению и называнию вида не биологический, а систематический подход. Разные биологические виды в естественных условиях не скрещиваются друг с другом, тогда как систематические виды могут скрещиваться. Именно поэтому биологи говорят о генетической определенности биологического вида. Именно поэтому ученые утверждают, что эти эволюционные изменения приводят к ежедневному вымиранию более 10 видов и ежедневному зарождению более 10 видов. Наиболее показательны в отношении экологии вида медведи. Белый медведь живет только на севере, питается, в основном, мясной пищей, стройный и грациозный. Бурый медведь живет в лесах умеренной зоны, питается наряду с мясной пищей и растительной. Большая панда живет в теплых лесах Китая, питается, в основном, листьями бамбука и лишь иногда собирает птичьи яйца и насекомых. Как было сказано выше, всего описанных и живущих в настоящее время видов организмов на Земле насчитывается более 2 миллионов. Поэтому, можно написать такое же количество экологий. В том числе и экологию человека, и как было сказано выше, прикладной раздел «охрана окружающей человека среды». Если же взять дисциплину «экология волка» то прикладной раздел экологии волка может звучать как «охрана окружающей волка среды». При этом, в первую очередь, нужно было бы уничтожить человека, который охотится и уничтожает волка, так как волк наносит значительный ущерб хозяйствованию человека, нападая на домашний скот. Экология сообществ, биогеоценология или синэкология изучает более сложные формы существования материи в природе — биогеоценозы. Виды не живут изолированно. Они живут в сообществах: питаясь друг другом, паразитируя друг на друге, получая выгоду от совместного проживания и т.д. Основу любой экосистемы составляют организмы которые формируют первичную продукцию. Первичную продукцию, как мы знаем из школьной биологии, производят растения, в результате фотосинтеза. В процессе фотосинтеза при участии минеральных веществ, углекислого газа, солнечная энергия превращается в биологическую. Эти растения потребляют микроорганизмы, грибы, насекомые, животные. Растения из-за неоднородности земной поверхности формируют на земле относительно однородные участки называемые биогеоценозами = сообшествами = экосистемами. Биогеоценозы, или сообщества, занимают небольшие площади от нескольких квадратных метров до десятков гектар. В них исследуются взаимоотношения между особями, относящимися к разным популяциям данного сообщества, а также между ними и окружающей средой. В ее задачу входят установление границ сообщества (экосистемы), анализ существующих в ней пищевых цепей, изучение видового состава, ее плотности, взаимоотношений между видами и др. Очень хорошо иллюстрируются сообщества в урочище Медео. Многие ездили на этот высокогорный каток. Стоя лицом к плотине, справа, на северо-восточном крутом склоне вы видите еловый лес или еловое сообщество = экосистему. Если приглядеться внимательней можно увидеть отдельные прогалины в еловом лесу по ложбинам. Ели здесь нет. Растут различные редкие растения и редкие кустарники. Вся ложбина состоит из осыпающихся камней. Выше, поближе к вершине, высота и густота ели уменьшается, появляется стелющийся кустарник — можжевельник, который к вершине переходит можжевелово-разнотравную экосистему. У подножия склона еловый лес постепенно сменяется березово-ивовым лесом узкой долины речки Кимасар, галечниково-каменисто-валунной поймой. На левой стороне, на склонах южной и юго-западной ориентации, Вы видите травянисто-злаковую экосистему. По ложбинам, где накопления влаги побольше, вы видите барбарисово-разнотравно-злаковое сообщество. Сразу за перегибом вершины вы видите березовый лесок, который к нижней, более затененной части склона переходит в березово-еловый. Все перечисленные горные экосистемы имеют свой набор растений, животных, насекомых и, отличающиеся от других, продуктивность. Геоэкология или ландшафтная экология исследует характер функционирования совокупности сообшеств, объединяемых единым происхождением в определенных зонально-климатических условиях (круговорот веществ, продукционно-деструкционные процессы, естественная динамика и устойчивость к внешним воздействиям, передача энергии и информации и т.д.), а также закономерности трансформации природных экосистем в антропогенные (техногенные). Ландшафт, по классическому пониманию состоит из 8 составляющих: 1) подстилающих пород или геологического фундамента; 2) рельефа; 3) поверхностных и грунтовых вод; 4) климата; 5) почв; 6) растительности; 7) животного мира и 8) следов человеческой деятельности. Характер взаимовлияния и взаимоотношений этих перечисленных компонентов ландшафта изучает геоэкология. Примером непохожести совокупности экосистем разных ландшафтов может служить переход от перечисленных горных экосистем к экосистемам предгорий. Экосистемы предгорий практически резко сменяются экосистемами песков Сары Ишик Атырау. Экосистемы дельты реки Или — пример резкого отличия очередного ландшафта. Река Или впадает в озеро Балхаш — отличающееся от дельтовых экосистемы ландшафтное образование. Бетпак дала, Сары арка, степи, лесостепи, лесная зона, лесотундра и т.д. примеры различных ландшафтных образований, которые имеют свою совокупность экосистем и свои закономерности функционирования и динамики, которые изучает ландшафтная экология или геоэкология. Все эти перечисленные ландшафты, или биомы, формируют на Земле самую крупную экосистему, которую Зюсс назвал биосферой. Глобальная экология или биосферная экология изучаетпроцессы и явления, характеризующие глобальный круговорот веществ и химических элементов в природе, содержание озона в озоновом слое, кислорода и двуокиси углерода в атмосфере, общее состояние Мирового океана, глобальной циркуляции воды и атмосферы, глобальной биопродуктивности, геофизические и космические факторы, влияющие на состояние биосферы, глобальные эффекты стихийных бедствий. Биосфера является наиболее крупной экосистемой Земли. Другие виды «экологий». Развитие исследований по охране окружающей человека среды привело к тому, что практически все природоохранные и средоохранные исследования стали, не совсем правомерно, называться экологическими и «экологиями». Примеры возможности выделения различных видов экологий приведены в таблице. Жизнь — это самое сложное явление в окружающем нас мире. Она изучается целой системой биологических и географических наук, каждая из которых исследует определенные стороны жизни. Систематика, анатомия и морфология разных групп организмов, ботаника, зоология, микробиология, цитология, гистология, генетика, физиология, палеонтология, эволюционное учение, биогеография, землеведение, ландшафтоведение и многие другие. В центре внимания экологии тоже живые объекты в совокупности с окружающей их средой. Ее задачи — изучить, как выживают различные виды в постоянно изменяющихся на Земле условиях, что объединяет их с внешним миром, какие законы позволяют жизни сохранять устойчивость при колебаниях и нарушениях внешней среды. Таким образом, экология тесно связана и с теми науками, которые изучают законы неживой природы.
Таблица 1 Классификация видов экологии
Все виды «экологий» по видам деятельности (промысловая, транспортная, градостроительственная и др.) в принципе можно объединить под названием «промышленная экология». Однако, правильнее было бы их все называть так же, как и прежде «охрана окружающей среды….» при том или ином виде деятельности. Предмет и объект промышленной «экологии» или охраны окружающей среды. Природная среда является средой обитания человека и источником нужных ему ресурсов. Под воздействием человека происходят огромные изменения окружающей человека среды. Эффект человеческой деятельности возрастает очень быстро и вполне может быть поставлен в один ряд с планетарными природными процессами. С помощью направленных взрывов и современной техники человек изменяет рельеф, когда прокладывает каналы, профилирует дороги, террасирует склоны, нивелирует стройплощадки и пашни. Только за один год при перепашке полей, строительных и вскрышных работах перемещается 4 тыс куб км почвы и грунта, извлекается из недр земли около 100 млрд тонн руд, горючих ископаемых и стройматериалов, забирается на хозяйственно-бытовые нужды 13% речного стока, сжигается около 20 млрд тонн условного топлива, выплавляется 800 млн тонн различных металлов, производит более 60 млн тонн неизвеcтных в природе синтетических материалов, рассеивается на полях свыше 500 млн тонн удобрений и 3 млн тонн различных пестицидов, из которых 1/3 смывается в водоемы дождями. Техногенное поступление в среду широко используемых в производстве и быту химических соединений (свыше 500 тысяч химических веществ) порой в десятки раз превышает их естественное поступление при извержениях вулканов и выветривании горных пород. Загрязнение морей нефтепродуктами (более 5 млн тонн в год) значительно превышает поступление нефти в гидросферу через естественные разломы и трещины в литосфере. За 10 тысяч лет, начиная с неолита, когда стали развиваться экстенсивное животноводство и подсечно — огневая система земледелия, человечество сократило площадь лесов более чем в два раза, причем, особенно бурно этот процесс шел в последние 200 лет. В настоящее время площадь освоенных человеком земель (промышленные, сельскохозяйственные, лесозаготовительные, транспортные предприятия, горные разработки и пр.) достигла 60% поверхности суши. Глубокие изменения природной среды под влиянием хозяйственной деятельности ставят под угрозу условия существования живых организмов, и, прежде всего, человека Нарастающая деятельность человеческого общества по использованию природных ресурсов вызывает необходимость рационального использования и охраны природных ресурсов. Многие ресурсы планеты являются, по существу, достоянием людей всего мира. Так, например, не знают государственных границ атмосферный воздух, воды Мирового океана, ряд животных. Отрицательные экологические последствия научно-технического прогресса обусловлены часто ошибками в экономической, технической и экологической политике, связанными с недооценкой экологических последствий и экономического ущерба от антропогенных воздействий. Антропоцентрическая система в социологическом аспекте подчеркивает ответственность человека за охрану окружающей среды. Ответственность за решение проблемы гармонических взаимоотношений между природой и обществом ложится, прежде всего, на специалистов с высшим образованием. Несомненно, чем выше интеллектуальный уровень всех членов общества в области окружающей среды, тем легче решать и предотвращать экологические проблемы современности. Исследование среды обитания с биологических позиций и одновременное исследование средств, нормализующих среду обитания, предположительно может быть названо промышленной экологией. Иначе, под промышленной экологией понимается область исследований на стыке естественных и технических наук, объектом которой является изучение технико-биологических средств, снижающих и предотвращающих загрязнение, способствующих охране окружающей человека среды, а предметом - оценка степени вреда, наносимого природе индустриализацией производства. Каким вопросам охраны окружающей среды уделить больше внимания, каким меньше, зависит от специфики специальности и структуры курса, но основная сумма знаний по дисциплине “Промышленная экология”, должна быть в основе единой, в том числе и проблемы взаимоотношений человека, общества и производства с окружающей средой. Цель дисциплины рассмотреть влияние загрязнения на человека и на общество и методологические возможности оценки степени этого загрязнения окружающей среды. Имея подобные оценки, можно попытаться планировать инженерные средства, нормализующие среду обитания. Наиболее универсальной можно было бы посчитать оценку степени загрязнения окружающей среды с позиций существования жизни на Земле в целом (с биоцентрической позиции). Человека при этом следовало бы рассматривать как один из многих элементов биоценоза, существенным образом зависящего от массы других элементов. Но сейчас, например, трудно предвидеть, сколь сильный вред существованию на земле человека нанесла бы гибель некоторых компонентов океанического планктона, фундамента трофических связей морских биоценозов. К сожалению, такой фундаментальный подход на современном уровне развития наших знаний практически невозможен: наука не располагает достаточно полными данными о естественных связях множества организмов и не умеет оценивать эти связи в количественном отношении. В антропоцентрической системе различают ближайшие и более удаленные взаимодействия человека с различными биологическими объектами, что позволяет развить идею ранжирования и нормирования экологических объектов.
1 .2 Устойчивое развитие – концепция и решения
Человек разумный (Homo sapiens), в отличие от всех прочих видов, населяющих нашу планету, — вид не просто биологический, а биосоциальный. Он не столько адаптируется к условиям окружающей среды, сколько адаптирует среду под себя. В результате адаптации «под себя» прогресс цивилизации в XX столетии происходил столь бурно, что на Земле практически не осталось неизмененных ландшафтов. Стремительно нарастали энерговооруженность человека и уровни потребления всех видов ресурсов — энергетических, минеральных, водных, биологических. Произошло сильнейшее загрязнение окружающей человека среды и разрушение естественных экосистем на значительной части планеты. Человечество стало искать выход из экологически кризисной ситуации, в которую оно попало. Так родилась концепция оптимизации использования природы, которая постепенно переросла в концепцию перехода на устойчивое развитие. В концепции устойчивого развития научно-технический прогресс сочетается с сохранением окружающей человека среды. Этот комплекс идей стал главным стимулом консолидации мирового сообщества, осознавшего, что его общий дом — биосфера — находится в опасности. 2005 год был объявлен ООН началом десятилетия образования для устойчивого развития. Тем самым была подчеркнута важность основных положений упомянутой выше концепции для формирования нового природоохранного менталитета населения Предпосылки появления концепции устойчивого развития: предкризисное состояние природного комплекса биосферы и глубокие противоречия мирового сообщества, порожденные бурным развитием цивилизации. Отношения человека и природы обострились: быстро истощаются все виды ресурсов, достигло опасной черты загрязнение окружающей среды. Процесс глобализации, т.е. интеграции мирового сообщества в единую информационно-экономическую систему, усиливает расслоение на богатые и бедные страны и ведет к унификации культур. Составляющие концепции устойчивого развития, т.е. основные проблемы, которые предстоит решить человечеству: стабилизация численности народонаселения на уровне, который может выдержать биосфера, обеспечение энергией и ресурсами, снижение уровня загрязнения всех сред, продовольственная безопасность, сохранение биологического разнообразия, преодоление потребительства, повышение эффективности международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды. По каждой из обсуждаемых проблем вопросов пока больше, чем ответов, а примеры их решения единичны. Однако выбор сделан, и иного пути кроме устойчивого развития, у человечества нет отдельных стран и человечества в целом. Переход к устойчивому развитию — главная составляющая XXI века, определяющий саму возможность выживания человечества. Ключевые проблемы развития по этому пути — демографическая, энергетическая, продовольственная, ресурсная. На сегодняшний день концепция устойчивого развития, четкая по постановке задачи, не имеет однозначного толкования и находится в стадии становления. Разные ученые видят «наше общее будущее» по-разному. По существу, идея устойчивого развития — это скорее идеология, чем теоретико-концептуальная система, что сближает ее с такими понятиями прошлого, как «философский камень» и «вечный двигатель». В истории научной мысли поиск философского камня и вечного двигателя был стимулом научно-технического прогресса. Философский камень не нашли, но в процессе его поисков алхимия переросла в химию, а несостоявшееся изобретение вечного двигателя способствовало развитию механики. Можно полагать, что в процессе становления концепции устойчивого развития, человечество научится экологическому укладу жизни, противовесом которому является экологический апокалипсис.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|