Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса




При работе с настоящим учебно-методическим комплексом особое внимание следует уделить ознакомлению с рабочей программой курса, обращая особое внимание на цели и задачи курса, требования к уровню освоения курса, тематический план курса, содержание его тем, рекомендуемых тем рефератов и курсовых работ, список вопросов для подготовки к тесту (экзамену).

Кроме того, следует обратить внимание на рекомендуемый словарь терминов (глоссарий) и хрестоматийные издания курса (аннотированный список литературы), а также на рекомендации к изучению отдельных тем курса, по работе с литературой.

Рабочая программа курса позволяет составить полное представление о структуре и тематическом содержании курса.

Рекомендуется изучить изложенный краткий конспект лекций до их начала. Это позволит слушателям подготовиться к обсуждению вопросов курса на лекции.

Самопроверка усвоения материала лекции может быть выполнена с использованием вопросов семинаров для самостоятельного контроля, приведенных в учебно-методическом комплекте.

После лекции рекомендуется изучить основную и дополнительную литературу, приведенную и рекомендуемую к изучению курса.

Также следует самостоятельно подготовиться к семинару, а также защите письменных работ на котором необходимо быть готовым к выказыванию и защите своей личной позиции.

Рекомендации к изучению отдельных тем курса.

При изучении курса следует иметь в виду, что некоторые темы выносятся на дополнительное самостоятельное изучение с привлечением дополнительной литературы.

Так, требует большего освещение места и роли конституционного права в правовой системе Российской Федерации. При изучении данной темы следует акцентировать внимание на том, что конституционное право - ведущая отрасль права. Ведущая роль, прежде всего, определяется предметом конституционного права, т.е. теми общественными отношениями, которые этой отраслью права регулируются. Конституционное право – единственная отрасль российского права, которая дает общее, цельное представление о российском обществе и государстве, обусловленная ее предметом, находит свое выражение и в методе правового регулирования, т.е. в способе воздействия данной отрасли права на общественные отношения. Важно показать, что ведущая роль конституционного права определяется и тем, что главным правовым источником этой отрасли является Конституция – Основной Закон государства. При этом необходимо подчеркнуть, что конституционное право не сводится только к конституции. Его источниками являются и иные федеральные законы, а также законы субъектов Федерации, указы президента и постановления правительства, содержащие нормы конституционного права.

Характеристика конституционного права как отрасли права должна быть дополнена изучением конституционно-правовых норм и правоотношений. При этом с одной стороны, конституционные нормы и правоотношения обладают общими признаками норм и правоотношений, а с другой – характеризуются значительным своеобразием. Например, только конституционные правоотношения имеют такой круг субъектов, как народ, коллективы граждан по месту жительства, избирательные комиссии и др.

Рассматривая структуру Конституции России 1993 года, целесообразно обратить внимание на ее особенности по сравнению с ранее действующим конституционным законодательством. Конституция России 1993 года более компактна, точнее определяет предмет правового регулирования. Из ее текста изъяты политизированные и идеализированные нормы. Сокращение объема Конституции (со 185 до 137 статей) связано и с устранением излишней централизации, передачей большого круга вопросов для урегулирования в конституциях республик, уставах других субъектов Федерации.

Крайне важная роль в усвоении основ конституционного права принадлежит изучению темы «Основы конституционного строя Российской Федерации». Они представляют собой органическую взаимосвязь закрепленных в Конституции основных начал, принципов, определяющих качественную характеристику конституционного строя.

В ходе самоподготовки целесообразно детально проанализировать каждую из основ конституционного строя, раскрыть содержание, показать, в каких конституционных нормах соответствующий принцип детализируется, развивается, каков механизм его реализации.

Одной из ключевых тем курса является тема «Конституционный статус личности в Российской Федерации». Для эффективного усвоения ее содержания крайне важно внести ясность в категориальный, понятийный аппарат. Употребляемый в ст. 64 Конституции термин «личность» является максимально широким, собирательным понятием. Конституционный статус личности включает: а) конституционный статус гражданина Российской Федерации; б) конституционный статус иностранцев; в) конституционный статус лиц без гражданства. Конституция России, с одной стороны, закрепляет то общее, что присуще положению личности, человека в России независимо от его правового состояния. Основным объектом конституционного регулирования являются граждане России. Конституционный статус гражданина – сложное явление. Эта юридическая конструкция включает гражданство, конституционную правосубъектность, основные права и свободы человека и гражданина. Главным же элементом конституционного статуса гражданина являются конституционные (основные) права, свободы и обязанности человека и гражданина Российской Федерации. Именно их объем, содержание определяет правовое и во многом реальное положение личности в Российской Федерации. При характеристике конституционного статуса гражданина следует обратить внимание на его экономические, политические, правовые и организационные гарантии. Их включение в само содержание конституционного статуса вряд ли оправдано, поскольку эта юридическая конструкция потеряет свою определенность, но они имеют важное значение для обеспечения реализации прав и свобод,

При изучении темы «Государственное устройство Российской Федерации» следует обратить внимание на то, что федеративная форма государственного устройства России согласно ст. 5 Конституции является одной из основ ее конституционного строя. Это значит, что отказ от нее невозможен путем внесения обычных поправок в Конституцию, а требует пересмотра Конституции. Одним из основных предметов изучения этой темы должны стать принципы, на которых основывается Российская Федерация. Они отражают и ее особенности, поскольку Российская Федерация во многом своеобразна. Эти принципы закреплены в ст. 5 и главе 3 Основного Закона.

Российская Федерация построена на основе сочетания национального и территориального начал. Следует раскрыть и другие принципы российского федерализма: обеспечение государственной целостности России и единство системы государственной власти; разнообразие субъектного состава; равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами власти; использование договорной формы для регулирования взаимоотношений между федерацией и ее субъектами. В связи с последним принципом следует иметь в виду, что заключение договоров между федерацией и субъектами не влечет изменения самой природы российского федерализма, не означает превращения Российской Федерации из конституционной в договорную, поскольку само создание федерации не было результатом договора. Следует особо рассмотреть крупный вопрос об административно-территориальном устройстве субъектов Российской Федерации. Административно-территориальное деление является основой для формирования органов государственной власти и местного самоуправления. В рекомендованной литературе и законодательстве следует изучить требования, предъявляемые законодательством к основным административно-территориальным единицам (городам краевого, областного, окружного, районного подчинения, городским, рабочим, курортным и дачным поселкам). Следует иметь в виду, что в настоящее время органами власти Российской Федерации прорабатывается вопрос о реформе административного деления России, приведении его в соответствие с изменившимися экономическими и политическими условиями.

Необходимо дополнительно изучить тему «Избирательное право и избирательная система Российской Федерации». Крайне важно определиться с основными, ключевыми понятиями: выборы, избирательное право, избирательная система.Избирательная система Российской Федерации основана на определенных принципах, изучение которых должно составить основную задачу при усвоении материала. Принципы могут быть подразделены на две большие группы: а) принципы избирательного права: всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании: б) принципы организации и проведения выборов (территориальный принцип; проведение выборов избирательными комиссиями; выдвижение кандидатов в депутаты избирательными объединениями и непосредственно избирателями, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства; использование многообразных способов определения результатов выборов). Следует разъяснить понятие мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

Весьма объемной является тема «Государственные органы Российской Федерации». Необходимо дополнительноисследовать вопрос о месте Президента в государственной системе России, сочетание его статуса с принципом разделения властей. Анализируя эту ситуацию, следует иметь в виду, что провозглашенный Конституцией России принцип разделения властей реализуется в государстве, не имеющем устойчивых традиций и процедур его осуществления. Сказанное относится не только к советскому периоду страны, но и дооктябрьской (1917 г.) отечественной истории. Известно, что теория Ш. Монтескье весьма сдержанно была встречена русскими учеными-юристами. Нельзя не отметить и некоторую противоречивость норм Конституции России 1993 года. С одной стороны, содержание ст. 10 Конституции, общепринятая конституционная практика дает основание говорить об универсальном характере принципа разделения властей, охвате им всего механизма государственной власти. С другой стороны, объем функций и полномочий Президента, закрепленных в главе 4 Конституции, а также то обстоятельство, что он напрямую не отнесен ни к одной из ветвей власти, дают основания утверждать о выведении института Президента из системы разделения властей, вести речь о формировании особой «президентской» ветви власти». Эти обстоятельства наложили свой отпечаток на организацию иных ветвей власти (исполнительную, законодательную и судебную, своеобразие в организации и функционировании которых следует дополнительно изучить при самостоятельной подготовке к семинарам и письменным работам..

При изучении заключительной темы курса «Местное самоуправление в Российской Федерации» следует иметь в виду, что изучение этой темы осложняется, в основном, двумя обстоятельствами: а) нерешенностью ряда теоретических проблем; б) отсутствием необходимого законодательного обеспечения о местном самоуправлении

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...