Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наука в структуре эволюционного процесса

Жизнь и эволюция

Что такое жизнь

Организм активен: решатель проблем, исследователь cреды и искатель проблем в ней, построитель теорий и инструментальных приспособлений. Организм-догматик испытывает страх перед новизной и предпочитает не рисковать, а организм-пионер идет на риск.

Жизнь — поток проблем, ценностей и деятельности — есть процесс познания. Эволюция знания совпадает с эволюцией жизни. Экспорт энтропии и импорт негэнтропии — одна из метафор эволюции. В жизни как эволюционном процессе работает не обучение, а отбор.

Может ли компьютер мыслить? Задать вопрос? Изобрести проблему?

Что такое эволюция

Эволюция – это процесс существования Вселенной. "В первые три минуты" существования Вселенной бурно эволюционировали элементарные частицы. Синтез водорода положил начало эволюции химических элементов: водород? гелий? углерод? азот? … Направление и характер эволюции элементов предопределены эволюцией элементарных частиц. С образованием химических элементов начался процесс эволюции минералов – в жестком канале 7 кристаллографических систем и 230 групп симметрии возникли разнообразные формы. Минералы – участники геологической эволюции и эволюции органических веществ. Биологическая эволюция продолжила процесс, унаследовав сложившиеся структуры и механизмы развития. Эволюционная самосборка продолжилась в формировании сообществ животных и людей. Эволюция науки – одна из составляющих Эволюции и прекрасный вход в ее понимание.

Структурные результаты эволюции человечества

Элита (5%) в волновом процессе эволюции «общего котла» социума, доставляет пропитание плебсу (95%), но одновременно превращает их (и часть элиты) в лишних вплоть до достижения ими критической массы, и – происходит плебейский взрыв. Первой жертвой становится элита, следующей жертвой становятся сами плебеи, утратившие источник пропитания, их численность падает ниже критической; уцелевшие лишние и уцелевшая часть элиты вступают в следующий цикл.

Закон иерархических компенсаций (Седов, 1993)

Рост разнообразия на некотором верхнем уровне системы обеспечивается ограничением разнообразия на предыдущих уровнях.

Рост разнообразия на нижнем уровне разрушает верхний уровень системы.

Глобализация и глуполизация. Вектор экспансии из упрощенных и уплощенных слоев направлен преимущественно «вверх». Кто – кого?

Homo profanus versus Homo argumentorum: традиция и новаторство, самодовольство и самокритичность, вера в авторитет и критический подход, наглядность и абстракция, фундаментализм и индивидуализация.

Наука в структуре эволюционного процесса

Следуя Бертрану Расселу, можно наглядно представить себе этапы и результаты интересующего нас эволюционного процесса в виде диаграммы.

Каждый слой чему-то соответствует. Чему именно? —

На дочеловеческом этапе существуют и действуют только врожденные генетические механизмы, производящие знание.

Впрочем, имеются примеры, заставляющие в этом усомниться (кладбище слонов, школа обезьян).

На человеческом этапе избыточный мозг порождает механизм трансляции знаний и язык, а затем и первобытийный миф, находящий себе исход в мифологии. Мифовоззрение и мифология отвоевывают территорию у врожденных механизмов, оттесняя их на периферию и вместе с тем превращая их в свой фундамент.

Человек обладает раздвоенным сознанием и двумя сигнальными системами. Творчество – единственное средство преодоления раздвоенности сознания.

Первичен ли труд? Чоппер как концепция: сначала мысль.

Мифологии эволюционируют и порождают религии, которые частично ассимилируют мифы, а частично оттесняют их на периферию и вместе с тем превращают их в свой фундамент. Столкновение развитых мифологий и религий порождает их противника — философию. Философия отвоевывает территорию у своих предков, оттесняя их на периферию и вместе с тем превращая их в свой консолидированный фундамент. Судьба философии повторяет судьбу ее предшественниц: внутри философии возникает наука, и все повторяется.

А что в науке?

Сварливые родственницы воюют друг с другом, продолжая вместе с тем взаимопроникновение и взаимную поддержку, эволюционируя как самостоятельно, так и совместно. С кем из них Вы в ближайшем родстве?

Диаграмма Рассела

(Врождённое (Мифология (Религия (Философия (Наука (?))))))

Миф = кентавр силы и слабости. Миф равнодушен к опыту (человеческий мозг непроницаем для опыта), миф = истина. Более того, истина = миф. Миф есть смысл, а смысл важнее знания. Миф удовлетворяет потребность не в знаниях, а в смысле, высвобождает из тисков свободы.

Почему древние греки создали науку

Оторванные от родных мест и родной культуры, греки не смогли сохранить веру в родных богов, а принять веру в чужих — и подавно не смогли.

Малоазийские греческие авантюристы отвернулись от своих и от чужих богов. Творческая потенция нашла выход в создании философии и основ науки в натурфилософской форме.

Культ логоса возник среди пиратов: без понимания слова и подчинения слову они погибали.

Почему первые христиане уничтожили науку

Плебс отвернулся от чуждой ему элиты, сжег ненужные ему библиотеки и растерзал ученых. Творческая потенция плебса нашла адекватный выход в повторении молитв, исполнении обрядов и в массовых действах — и увидел плебс, что это хорошо.

Почему мусульмане сохранили античную науку

Античную науку сохраняли не все мусульмане, а периферийные, наиболее энергичные, наименее фанатичные и наиболее элитные: они отвернулись от родного плебса и родных верблюдов, основали университеты и принялись переводить тексты уцелевших свитков (пока, за неимением своих текстов). Средняя Азия и Иберия, а не Аравия и не Ближний Восток доставили арабам славу просветителей (в европейской истории). Исламскую интеллектуальную элиту уничтожили тюрки, принявшие ислам.

Почему в эпоху Ренессанса возродилась наука

Европейская элита отвернулась от католической церкви, отвернулась от христианства вообще — XV век стал первым веком атеизма. Творческая потенция элиты, отвергнутая свирепыми ортодоксами Реформации, нашла выход в науке.

Почему наступил расцвет науки в Новое время

Кризис западной цивилизации заставил элиту окончательно отвернуться от религии, а философия и гуманитарная культура, сохранившие внутреннее сродство с религией, не смогли привлечь и поглотить всю элиту.

Концепции химической и биологической эволюции сложились сразу же после 1789 года.

Почему в СССР было так много выдающихся артистов и ученых

Плебс захватил политику и экономику. Талантливые и самодеятельные люди нашли особые зоны жизни, многим удалось в них уцелеть. Медикам, например, удалось защитить преподавание латыни (для написания рецептов), в результате среди врачей в начале советской эпохи было всего 5% пролетариев, успешно штурмовавших даже физику и математику.

Сегодня кризис открывает талантливым людям возможности нового поворота.

Почему в наше время все слышнее голос антиинтеллектуалов

Интеллектуальный барьер на входе в науку все время повышается: каждый новый шаг в науке существенно затрудняет следующий шаг. Недовольных эпигонов всегда больше, нежели тех, кто готов принять вызов. Трудности в финансировании науки отражают трудности в головах тех, кому "и так хорошо": им всегда хорошо, пока элита обеспечивает работу их желудочного тракта, не подвергая их интеллект непосильным нагрузкам.

Все большее число людей живет на государственное социальное пособие, все большее число людей живет на государственное интеллектуальное пособие — государственное бесплатное образование. Образование они и считают наукой.

Эволюция идеи эволюции

Эволюция разворачивается во времени. Понятие «время» ввели: Галилей (в физику), Ламарк (в биологию), Лайель (в геологию), Лаплас и Кант (в астрономию).

Об эволюции идеи эволюции в биологии

Началось с идеи статического усложнения.

Аристотель Природа постепенно переходит от предметов неодушевленных к животным, так что вследствие непрерывности скрывается их граница. Неодушевленные? растения? животные.

Бонне

Лестница существ (1764): неодушевленные? живые? ангелы? архангелы? херувимы? Бог. Лестница живых имеет ступени: растения? актинии? … насекомые? … змеи? рыбы ползающие? рыбы летающие? птицы? … четвероногие? орангутанг? человек.

Концепция Бонне опирается на идею Лейбница о развертывании предсуществующего.

Трансформисты: Гук, Э. Дарвин, Бюффон, Ламарк

Бог заложил в живое внутреннее стремление к прогрессу: развитие нервной системы и приближение к человеку.

Чарлз Дарвин

Превращение трансформации в эволюцию. Естественный отбор как фактор эволюции. (Возместил ли Дарвин урон, нанесенный катастрофизмом Кювье?).

Синтетическая теория эволюции

Творческий процесс, ведущийся методом академика Тыка. Микроэволюция (филогенез) и макроэволюция (эволюция таксонов более высокого порядка, чем вид).

Концепция коэволюции живого и окружающей среды.

Новые концепции: биосфера, биогеоценоз, ноосфера.

Вопросы: дарвинизм – теория или учение? изменчивость и отбор – ведущие факторы эволюции?

Самоорганизация

Источник эволюции найден (?).

Новые проблемы:

Генетическая и культурная деградация человека. Эволюция под управлением человека.

Некоторые подробности

Концепция вида предложена в XVII веке. В следующем веке Линней ввел понятие рода: роды созданы, виды — варианты родов. Номенклатура видов животных первоначально насчитывала 4235 единиц, сейчас - около 2 млн. Некоторые виды произошли в результате вырождения: осел от лошади, обезьяна от плохого человека (идея Аристотеля — Бюффона), женщина — от плохого мужчины (славные древние греки). Термин эволюция ввел в XVII веке Хейл, а через 100 лет использовал Бонне. Термин биология ввел в 1802 году Ламарк.

Три кита ламаркизма:

врожденная способность прогрессивного развития;

среда вызывает потребность в изменении (необходимом сейчас или даже в будущем),

реализуемом внутренним стремлением (накопленными флюидами);

потребляемое передается, неупотребляемое утрачивается.

Научное представление об эволюции ввели Чарлз Дарвин и Альфред Уоллес: механизм эволюции — не флюиды, не направленная изменчивость, а случайные изменения и отбор – доклад в 1858 году в Линнеевском обществе. Дарвин не доказал существование эволюции, а показал, как она может происходить, ее механизм.

1250 экз. книги "Происхождение видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь" проданы за 1 день (последнее русское издание - 1991, 12 тыс. экз.).

Вопросы: отбор — через выживание? через уничтожение конкурентов?

Три кита дарвинизма:

изменчивость,

наследственность,

ограниченность ресурсов.

Отбор по Дарвину имел объектом отдельный организм: "выживает наиболее приспособленный".

В чем проявляется приспособленность и можно ли ее измерить? Кто выживает?

Дженкин в 1867 году подсчитал, что новые признаки непрерывно усредняются в последующих поколениях до полного растворения ("кошмар Дженкина"), а на следующий год Мендель показал в эксперименте, что наследование имеет дискретный характер, так что аргумент Дженкина против Дарвина стал аргументом в пользу Дарвина-Менделя. В ХХ веке появились мутагенная теория происхождения видов и хромосомная (информационная) теория наследственности (Морган). Гамов (1946) высказал идею о наличии наследственного кода, а Уотсон и Крик (1953) создали модель ДНК и механизма репликации. Жакоб и Моно (1961) открыли регуляцию генной активности.

К концу века мы обрели новые концепции: симбиогенеза органелл эукариотов (еще в прокариотах) и происхождения ядра от нового эндосимбионта.

Ген побуждает среду реплицировать его. Репликатором гена является ген: он воспроизводит среду, которая будет его реплицировать. Организм (и наш тоже!) — часть среды обитания генов. Единицей выживания (и отбора, а в итоге — и эволюции) стал организм вместе со средой: концепцию эволюции (организма) сменила концепция коэволюции (гена и среды).

Например, научная теория является репликатором. Другой пример: школа реплицирует себя в социуме.

А как же Ламарк? А как же мы? – Мы учимся, изобретаем, приспосабливаем среду обитания и себя к ней — и все это ради эволюционного шанса для своих генов (а не ради себя).

Почему же среда приспособлена к нам, начиная от родителей и кончая Вселенной? Слабый антропный принцип: мы являемся свидетелями этих процессов, потому что другие процессы протекают без свидетелей. Сильная форма: Вселенная и ее фундаментальные константы обеспечивают появление наблюдателя.

Эволюция не есть обязательно прогресс. Прогрессу и усложняющейся специализации бросает вызов регресс: регрессные эндопаразиты процветают в простой среде.

Примеры: ХХ век в России (и не только); шведский социализм; школа в США; фауна в желудке.

Тупики: инадаптивная эволюция (динозавры в животном мире и в политическом).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...