Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распространение концепции эволюции

Социология

Вопрос: Ограждает ли человека изобретенная им культура от давления естественного отбора? – Отбор — а что означает «естественный»? — продолжает действовать. Результат: стратификация и рост численности («закон компенсации»: вытесняемый ищет выход во вспышке размножения и в агрессии).

Пример 1: Россия с 1861 года. Пример 2: "лишние" люди (и популяции).

Геология

Вопреки шестидневке Библии геологический масштаб времени (и концепцию развития во времени) ввели в научный оборот Лайель и Мурчисон. Анализируя разрез в сланцах и зная период (лето + зима) отложения минимально различимых слоев, они успешно справились со всем, чему их учили.

Лайель уговорил студента Чарлза стать геологом, и именно книгу о геологической эволюции

Лайеля взял с собой в кругосветное путешествие этот студент — Дарвин.

Астрономия

Факт эволюции открыл Хаббл, а концепцию эволюции предложили Леметр (президент Ватиканской Академии наук) и Гамов (эмигрант из СССР). Линде, один из авторов современной концепции «раздувающейся» Вселенной, живет в США (его первая книга вышла в СССР). Диаграмма Герцшпрунга-Рессела ввела эволюционную историю звездного населения.

Химия

Самопроизвольный синтез химических соединений, самосовершенствование катализаторов (вместо дезактивации) — так появилась концепция эволюции в химии. Один из результатов — включение эры химической эволюции в современную модель процесса генеза жизни на Земле.

Физика

Процессы эволюции вошли в физику в исследованиях микромира элементарных частиц и в космологических исследованиях Вселенной.

История

Эволюционный подход к истории наиболее оследовательно реализуется в теоретической истории, сформировавшейся в последнем десятилетии ХХ века.

Экономическая теория

Эволюция экономики и социума до середины ХХ века рассматривалась с финалистских позиций и с позиций теорий динамического равновесия. С конца ХХ века эволюционные теории, особенно исследующие нелинейные и неравновесные процессы, образуют новый main stream.

Для популяции российских политэкономов, имевшей стойкий иммунитет к синергетическим интеллектуальным вирусам,? организован "Центр эволюционной экономики".

Теория познания

Эволюционная (и генетическая) эпистемология — от Конрада Лоренца (1941) (и Жана Пиаже) до Карла Поппера и Дональда Кэмпбелла, которые в 1974 фактически ввели в научный оборот понятия эволюции науки и эволюционной эпистемологии. Развитие знания – фрагмент эволюции жизни от клетки до культуры. Структуры нашего когнитивного аппарата так удачно соответствуют структурам мира по той простой причине, что они — результат отбора на соответствие: те из нас, кто «не такой», не оставляет шансов своим генам. Мы опираемся на врожденные механизмы (само)обучения — hardware, а в ходе обучения — на средства software.

Ребенок — объект или субъект обучения? На каком языке Вас учили? А если бы учили на другом? А (адекватный) перевод? Объемы лексики (в развитых и примитивных языках). Диалог культур – на каком языке?

Что такое слово? А смысл? А как насчет tabula rasa? А как насчет Маугли?

Что это такое — эволюция науки?

"Кванты" эволюции науки

Наиболее жестокие кризисы в истории имели следствием квантовые скачки в эволюции науки: всякий раз вследствие распада старых структур насильственного поддержания традиций молодая элита начинала новую эпоху в науке.

История науки и эволюция науки — разные вещи.

Дерево эволюции жизни ветвится от корня. Дерево эволюции материальной культуры (и прикладных знаний) ветвится так же. Дерево эволюции науки не раскидывает ветви, а объединяет их (интегрирует). Интеграция знаний происходит на основе глобальной (в науке) идее эволюции.

Груз неудачи – перст отбора – может пасть на человека и/или на идею. Сообщества исследователей и исследовательские программы и есть результаты и среда эволюции. Новая парадигма подобна новому виду, а то и роду или даже классу в биосфере.

Как возникает теория? – В результате накопления фактов? Для объяснения фактов? Для

открытия фактов? Как результат озарения?

Схема деятельности исследователя:

Проблема --> Гипотеза ---> Теория --> Новая проблема

|__________________Аномалия_|_Факт

Теории сменяют друг друга. Имеется ли в этом процессе внутренняя закономерность? Цепочка сменяющих друг друга теорий = исследовательская программа (=парадигма). Теории можно объединять во фреймы (квантовая механика, классическая механика). Смена программ = смена парадигмы = научная революция = возникновение новой картины мира.

Теории и программы могут быть несравнимыми и несоизмеримыми: новое зачастую невозможно интерпретировать в предыдущем, то есть невозможно понять.

Что делать непонимающему?

"Утечка мозгов" есть один из инструментов эволюции: владельцы проблем перемещаются не из одной социально-экономической системы в другую, а из одного научного сообщества в другое — из того, в котором они становятся жертвой отбора, в то, в котором они надеются выжить. Термин "утечка мозгов" – плебейский, он заслоняет куда более существенный процесс – утечку проблем. Интеллектуал стремится туда, где есть интерес к интересующим его проб7лемам.

"Рыба ищет, где глубже, плебей ищет, где рыба".

Что движет эволюцию? — Синергетическая парадигма отвечает: самоорганизация в открытых системах.

А что движет самоорганизацию?..

Что движет науку? — Творчество. Именно творчество компенсирует эволюционно присущую нам раздвоенность сознания и удовлетворяет потребность мыслить.

Что побуждает человека мыслить?

Что день грядущий нам готовит? — Движение науки определяется не прошлым, а будущим. Поэтому не надейтесь на знание прошлого, стремитесь понимать тенденции, идущие из будущего.

Умейте жить в тисках свободы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...