Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обоснование выбора технологии и средств механизации реконструкции дорог




3.1. Оценка эффективности технологии и средств механизации

С переходом от плановой системы хозяйства к рыночной в России произошли значительные изменения в оценке эффективности принимаемых технических и технологических решений.

В настоящее время для строительных организаций, участвующих в тендерах на реконструкцию и производящих работы по реконструкции автомобильных дорог, есть широкая возможность выбора технологических решений и средств механизации для их выполнения. Применение новых, более эффективных и ресурсосберегающих технологий и машин, позволяет выиграть у других конкурентов торги и получить новые заказы.

В плановой экономике комплексным критерием экономической эффективности считался показатель - удельные приведенные затраты (УДП) [17, 14]:

(15)

где - удельные приведенные затраты [руб./м3 (м2)/км];

Суд - удельные текущие затраты;

Д - амортизация на реновацию, разная для разного типа оборудования;

Ен = 0,12 - нормативный коэффициент эффективности капиталовложений, принимавшийся постоянным;

Куд - удельные капитальные затраты.

Д = , где Тсл - срок службы данной технологии, равный сроку службы ведущей машины.

Вторым важнейшим показателем считался срок окупаемости, который определялся отношением

(16)

где Зин - размер инвестированного капитала,

П - прибыль, засчитываемая на возврат инвестиционного капитала [7].

С развитием рыночных отношений необходим учет реальных экономических явлений (инфляция, изменение нормы прибыли, степень риска, разновременность затрат инвестиционного капитала и возвратных сумм прибыли) с корректировкой разновременных затрат к уровню цен на «сегодня» - «дисконтируемая» уценка (ДУ):

ДУ(t) = (1 + RД)t, (17)

где RД = I + Рн + RS - норма дисконта,

I - темп инфляции;

Рн - реальная норма прибыли;

RS - коэффициент учета степени риска.

Темп инфляции в России в 1996 г. составлял по разным оценкам 0,18 - 0,28 (18 - 28 % в год).

Для сравнения в США в 1994 - 1996 гг. средний темп инфляции составил 0,1 (10 % в год). Для более точной и достоверной оценки лучше рассчитывать темп инфляции помесячно, т.е. годовой темп делить на 12. Реальная норма прибыли определяется по наименьшему гарантированному уровню доходности. Для США обобщенный показатель по облигациям 30-летнего займа составляет 0,04 - 0,05 (4 - 5 % в год).

Для России реальную норму прибыли следует принимать с учетом уровня банковской ставки кредита Центробанка РФ (октябрь 1996 - май 1997 - 36 % годовых, а с июня 1997 г - 24 % годовых).

Оценка степени риска предполагает учет самых разных явлений и случайностей. Например, существует мировая ранжированная система, учитывающая политические риски, уровень развития макроэкономики, процент увеличения ВВП (валового внутреннего продукта) и другие. Для отечественных инвесторов важно прежде всего иметь полную информацию об организации, вариантах технологических решений, их перспективности, условиях торгов и особенностях объектов, прежде всего финансовом обеспечении производства работ.

Следует принимать степень риска с учетом длительности разработки новой технологии (создание новой техники) и сезонности ее применения. Для примеров, рассчитанных по реальным объектам, МКАД и автомобильная дорога Нарофоминск - Новоселки, принимался % риска от 8 до 16 в месяц (96 - 192 % в год).

Новая методика оценки эффективности инвестиций [9, 7, 14] вводит новые критерии:

· чистый дисконтный доход (ЧДД);

· индекс доходности (ИД);

· внутренняя норма доходности (ВНД);

· отношение выгод и затрат (ОВЗ);

· срок окупаемости с учетом временного фактора (Твр.ок.)

ЧДД определяется по формуле

(18)

где Р(t) - стоимостная оценка внедрения новой техники за период t;

З(t) - стоимостная оценка затрат на внедрение новой техники за период t;

RД - норма дисконта имеет разные значения в расчетный период t;

t - срок службы, осуществления проекта.

Часто не учитывают капиталовложения и исключают их из затрат на внедрение, тогда получим:

(19)

где З ' (t) - затраты на внедрение без учета капвложений.

Чем выше ЧДД, тем предпочтительнее вариант.

ИД определяется как отношение суммы приведенных эффектов (ЧДД) к сумме дисконтированных капвложений:

(20)

Чем выше ИД, тем более эффективно вложены инвестиции.

ВИД определяется при ЧДД = 0 и представляет собой максимальную плату за инвестиции, когда проект самоокупаем и неубыточен, т.е. определяется условием

(21)

ВНД = RД и определяется пробным расчетом. Полученные значения ВНД сопоставляются со ставками за кредит. При этом ставки за кредит должны быть «очищены» от инфляции, для чего используют формулу

(22)

где Nе - номинальная эффективная ставка;

R - реальная банковская ставка (коммерческих банков);

I - темпы инфляции.

(23)

где Nв - номинальная банковская ставка (ЦБ РФ);

t - период начисления процентов.

В США ежемесячно публикуется индекс потребительских цен, в России также ежемесячно публикуется в «Строительной газете» коэффициент пересчета цен на «сегодня» к уровню цен 1984 года.

ОВЗ - критерий, по которому определяется как бы текущая эффективность вариантов, когда принимается во внимание и себестоимость З(t), и эффект от внедрения Р(t):

(24)

Чем больше ОВЗ, тем более эффективен вариант. Срок окупаемости с учетом временного фактора определяется по отношению

(25)

или (26)

Расчет производится методом подбора и с учетом разных интересов: инвестора (быстрая отдача инвестиций) и государства или производителя работ (лучшее использование природных ресурсов, прирост рабочих мест, максимальная прибыль).

Пример 1.

Базовый вариант.

Технология устройства основания дорожной одежды на МКАД включает (снизу вверх):

· устройство морозозащитного слоя из песка, h = 0,6 м;

· устройство щебеночного слоя, h = 0,15 м;

· устройство 1-го слоя из тощего бетона, h = 0,15 м;

· устройство прослойки из битумной эмульсии, h = 0,01 м;

· устройство 2-го слоя из тощего бетона, h = 0,18 м;

· устройство щебеночного основания на остановочной полосе, h = 0,3 м;

Новый вариант.

Технология устройства равнопрочного основания дорожной одежды на МКАД включает (снизу вверх):

· устройство морозозащитного слоя из песка, h = 0,6 м;

· устройство основания за один проход из песка, обработанного цементом, на h = 0,15 м, в том числе совместно с битумной эмульсией на h = 0,05 м;

· устройство 1-го слоя из тощего бетона, h = 0,15 м, обработанного битумной эмульсией, за один проход на полотне дороги на h = 0,05 м;

· устройство 2-го слоя так же, как и первого;

· устройство основания на остановочной полосе за один проход из песка, обработанного цементом, на h = 0,15 м, в том числе с битумной эмульсией на h = 0,05 м.

Расчеты показывают, что новый вариант технологии позволяет уменьшить приведенные удельные затраты на 2320 млн. руб. на 1 км, срок окупаемости капвложений (2500 млн. руб. - стоимость двух однопроходных грунтосмесительных машин) - 3,5 месяца, ЧДД составляет 9480 млн. руб.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...