Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 5. Проблемы бытия в классической античной философии.

1. Начало античной диалектики.

2. Античный атомизм и основные этапы его развития.

3. Понятия материи и формы. Платон и Аристотель о бытии.

 

Формирующаяся античная онтология пришла к идее различия явлений, т.е. непосредственно наблюдаемого в опыте и сущности. Основы наблюдаемых процессов постигаемы разумом. То, что мы видим и то, что происходит на самом деле различно.

Эту проблему впервые обнаружила элейская школа (6-5 в. до н.э., город Элея). Ее представители: Парменид, Зенон Элейский, Ксенофан, Мелис – элеаты. Они поставили вопросы:

1. Едино ли бытие? По-видимому, вещи множественны.

2. Присущи ли бытию движение? По-видимому, вещи движутся.

Парменид: ”Бытие едино и неподвижно”.

Апории Зенона – рассуждения, которые приводят в тупик – “Стрела”, “Стадий”, “Дихтомия”, “Ахиллес и черепаха”. Из последней апории следует, что попытка мыслить движениеведет к противоречию, следовательно, движение – это только видимость. Субстанция неподвижна. Именно поэтому элеатов называли “неподвижниками”.Они положили начало познавательному подходу, основанному на принципе неизменности мира. Этот подход называется метафизическим. В Древней Греции идеи элеатов все хотели опровергнуть, но никто не мог.

Противоположгый метод познания – диалектика. Ее основоположник Гераклит. “Космос и планеты – это куски застывшей лавы, на них возникла жизнь. Этот космос возник полсе очередной катастрофы. Когда-нибудь огонь вернется к самомму себе. Этот ксмос, единый для всех, не создан никем из богов и никем из людей, но был, есть и будет живым огнем, мерами возгорающимся и мерами потухающим”. Таким образом, сущность субсианции (огонь) – это вечное движение. “Нельзя дважды войти в одну и ту же реку”, т.к. новые воды набегают на тебя. Один из его учеников утверждал, что и однажды нельзя войти в одну и ту же воду.

Попыткой создать непротиворечивую модель подвижной субстанции на теоретическом уровне был античный атомизм. Атом – неделимый, самая малая частица вещества. Демокрит (460-370 г. до н.э.): ”Атомы вечны, неизменны, внутри них нет пустотоы, но пустота их разделяет”.Главыные свойства атомов – велмчина м форма. Между атомами тела человека находятся “шарики” души. Атомы отличаются порядком и положением (поворотом). Число атомов и разнообразие их бесконечно. Вечное свойство атомов – движение. Атомы парят в пустоте, сталкиваясь, они изменяют направление, соединяясь, образуют тела.

Свойства тел зависят от вида и соединения атомов.

Т.к. движение атомов происходит по строгим законам, все в мире предопределяется необходимостью, случайностей не существует. Боги не вмешиваются в конкретный ход событий. Все многообразие событий сводится к единому процессу – движению атомов в пустоте. “Людям кажется, что существует сладкое и горькое, тепло и холод… рождение и гибель, в действительности же есть только атомы и пустота”.

В период элинизма атомизм получил развитие в учении Эпикура (340-270 г. до н.э.) В 306г. он основал в Афинах школу “Сад Эпикура”. Эпикур определил атомы, как предел деления всякого существующего. Число атомов бесконечно, но чилсло их форм не бесконечно, хотя и велико. В начале времен происходило свободное падение атомов в пустоте. При отклонения их от вертикального падения они сталкиваются, в результате чего возникаети мир, и все, что существует. Эпикур вводит понятие “клинамен” – самопроизвольное отклонение атомов от первоначальной таректории в неопределенном месте и в неопределенное время. Следовательно, в мире существует случайность, а для человека – свобода и возможность выбора. Боги пребывают в межзвездном пространстве и не вмешиваются в дела людей. Древнеримский атомист – Лукреций Тит Кар (99-55 гг.до н.э.) Из его трактата “О природе вещей”: “Атомы – первоначало, они сравнимы с буквами, а вещи со словами”. Он был согласен с понятием “клинамен”.

Доказательство существования атомов – высыхание и истирание. Мы не видим, как приосходят эти процессы, но их легко объяснить движением атомов.

Античный атомизм лежит в основе формирования классической науки.

“Как из самопроизвольного движения атомов возник организованный, упорядоченный, гармоничный мир?” – это самая сложная проблема античного атомизма и основание его критики.

-

 

 

Общее направление критики: для возникновения мира недостаточно вещественной телесной субстанции. Необходима еще организующая деятельность, а, следовательно, разумное духовное первоначало.

Онтология Платона (427-437гг. до н.э.). Философская школа Платона в Афинах и называлась «Академия», т.к. находилась около храма Акадэма.

 Его концепция: существует два мира – чувственный мир вещей и умопостигаемый мир идей – эйдосов - который находится в занебесной области. В земной реальности мы видим эйдосы только воплощенными в вещах. В идеальном мире они существуют в чистом виде. Высшая идея – идея блага. Существование вещей вторично по отношению к эйдосу. Вещь образуется соединением эйдоса с некоторым количеством вещества. Вещественное первоначало Платон называл «хора» - материя. Это пассивное мертвое вещество, которому не присуща внутренняя организация.

Таким образом, определяется теоретическое расхождение материализма и идеализма. Материализм рассматривает субстанцию как вещественное первоначало, а идеализм – как духовное первоначало.

 

Лекция 6. Аристотель.

Аристотель родился в 384 г. до н. э. В Стагире, в семье врача. В 15 лет он ушел из Стагиры в Афины к Платону. Поступил в платоновскую «Академию» и пробыл в ней 20 лет. Умер в 322 г. до н. э.

Аристотель – самая известная и глубокая натура. Он создал и сформулировал классическую философию.

Аристотель пытался создать целостную и единую систему наук, т.е. он не только говорил о разных проблемах, но и связал их воедино: физика, математика, учение о природе, этика, эстетика. Учение о природе и разуме человека. Только в XVIII веке возобладал иной подход, и сложилась классическая немецкая философия.

Аристотель впервые выделил философию, как метафизику. Он выделил ей специальную роль: в ее ведении вопросы истоков бытия, движения, времени и пространства, вопросы, связанные с человеком и его целями, проблема познания и различения истинного и ложного знания. Сегодня многие направления философии вышли из нее, как самостоятельные области знания: этика, эстетика, история.

Конец IV в. до н. э. – период расцвета греческого общества, как государства и одновременно период создания империи Александра Македонского, воспитателем которого был Аристотель.

Аристотель делил науки на теоретические, практические и творческие. Теоретические науки – философия, математика, физика. Именно они и в первую очередь философия обнаруживают неизменные начала сущего. Аристотель не сомневался в реальности мира. Аристотель: «Платон мне друг, а истина дороже». «Мир един и сомнения в его реальности не имеют оснований».

Все истолкования действительного мира можно охватить с помощью 10 понятий – категорий - сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, действие, страдание, обладание. Они выступают как характеристики, описывающие реальные тела.

Аристотель разделил первые и вторые сущности. Первые сущности – это то, что лежит в основе всех вещей, это индивидуальное, единичное, неделимое бытие. Вторую сущность выражает не индивидуальное бытие, а роды и виды.

В «Рассуждении о бытии» Аристотель придавал решающее значение категориям движения, места, материи, формы, душе. По Аристотелю, место – это то, что существует наряду с телами, т.е. тело находится в определенном месте и, когда оно удаляется, то место остается. Однако, невозможно, чтобы место было телом. Что можно считать местом? Предположим, что место есть форма каждого тела, но форма и материя неотделимы от предмета, а место отделимо. Аристотель предложил такое объяснение: «Место – это сосуд, который не имеет никакого отношения к предметам, которые находятся в нем». Таким образом, место существует объективно вне зависимости от познания человека. Место – это граница, и Вселенная в целом есть первое место. Тела возникают, превращаются, исчезают и уничтожаются, и при этом изменяются и границы тела. Аристотель считал, что эти изменения можно обнаружить в категориях время и движение. Время, по Аристотелю, - это движение в изменении, но при этом время равномерно везде и во всем. Изменения могут убыстряться и замедляться, а время равномерно. Время не связано с человеком, это характеристика движения. Но время не есть само движение, хотя оно и не может существовать без него. Во времени есть всегда предыдущее и последующее, и мы распознаем время, когда разграничиваем движение, определяя предыдущее и последующее. И это возможно сделать, т.к. движение заключает в себе число, и важным фактором при этом является категория «теперь». Время - это число перемещения, а «теперь», как и перемещение, есть как бы единица числа.

Материализм Аристотеля проявляется в том, что для него не существует движения, помимо вещей, и оно всегда было и во всякое время будет.

Что является источником движения? Аристотель не отрицал, что существуют источники, как действие, одного тела на другое, но все тела обладают самопроизвольностью, в том числе и многие неодушевленные предметы. Самопроизвольность была определена Аристотелем, через существование первого движения, которое осуществил «неподвижный двигатель» - Бог. Для человека источником его движения выступают его потребности и интересы, как необходимость внешнего предмета. Принципиальное место философии Аристотеля заключено в учении о материи и форме. «Я называю материей то, из чего возникает какая-нибудь вещь, т.е. материя – это материал вещи». Материя неуничтожима и не исчезает, но она только материал. До принятия определенной формы она находится в состоянии небытия, она без формы лишена жизни, целостности, энергии. Без формы материя – это возможность, с формой она становится действительностью. Аристотель учил, что возможен и обратный переход формы в материю. Аристотель пришел к выводу, что существует и первая форма - форма форм -, и ею является Бог.

 

Учение о душе.

Душа не может быть без тела, но она не есть тело. Душа – это нечто, присущее телу. Аристотель считал, что она находится в сердце.

Существует три типа души: растительная, чувственная и разумная. Первая является причиной роста и питания, вторая ощущает, а третья познает и думает.

 

Познание по Аристотелю.

Он уловил реальный процесс познания, который лежит в основе современной гносеологии. Животные и человек обладают восприятием, но человек вещи, тела, движение и т.п. через понятия и категории, в этом и есть сущность разумной души.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...