Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование социальной философии, как науки.

1. Проблема существования законов истории.

2. Философия истории Гегеля.

3. Материалистическое и идеалистическое понимание истории.

 

Натуралистическая социальная философия базировалась на идеях:

1. Существует природа человека, т.е. устойчивые, неизменные, общечеловеческие качества.

2. Индивидуальные особенности человека – это результат воздействия социальной среды.

С этих позиций оказалось невозможно объяснить, почему существуют различные состояния общества, как перейти к рациональному общественному устройству, как возможно появление реформатора, человека, который противостоит социальной среде.

Таким образом, с позиций натуралистической социальной философии оказалось невозможным рассмотреть динамику общественной жизни. В этой философии рассматривались две группы факторов: люди и исторические события.

Сформулировать!!!

Альтернативный подход – это рассмотрение общества, как системы в целом, в которой принципиальное значение имеют не только элементы и их свойства, но и характер связи между ними и в этих связях возникают системные качества. Только на этой основе социальная философия может стать научной, т.к. только здесь можно вести речь о законах существования и развития общества.

В XIX веке вопрос о существовании и статусе законов общественной жизни становятся предметом дискуссии. Возникают три альтернативных позиции:

1. Позитивизм – законы общественной жизни также строги, как законы природы, и мы подошли к их открытию. Социология может и должна быть такой же строгой, доказательной и предсказательной наукой, как естествознание. Проблема позитивизма состоит в том, что доказать это не удалось, т.к. законы природы вытекают из повторяемости однотипных явлений, а в истории нет строгой повторяемости, каждое событие обладает своеобразием.

2. Неокантианство – исторические события уникальны, следовательно, мы должны оставаться на уровне их рассмотрения, как индивидуальных действий. Метод наук о природе – генерализующий (обобщающий). Метод наук о культуре – индивидуализирующий. Это две группы исследований противоположны. Главный способ объяснения фактов в естествознании – соотнесение с законом. Главный способ осмысления исторических явлений – соотнесение с ценностями. Любое описание исторического процесса неизбежно носит оценочный характер. Недостаток: принципиально ограничивается возможность исторического познания. Оно оказывается обращенным в прошлое, не имеет познавательного значения для настоящего и будущего. Использовать знание об одном событии невозможно для другого исторического события.

3. Это направление не имеет особого названия, развивается в немецкой классической философии. Метод социальной теории должен отличаться от метода естествознания, учитывая специфику объекта. Но основная задача научного исследования совпадает: обнаружение сущности за явлениями, теоретическая конструкция закономерностей которых проявляется через совокупность конкретных событий. (Никакой буквальной повторяемости событий нет и в естествознании.) Предпосылки: Л. Фейербах трактует природу человека в основном натуралистически, но рассматривает ее не просто как совокупность свойств, а как отношение человека к другому человеку, «Я к ТЫ». Только в этом отношении раскрывается сущность человека. На первое место впервые поставили не свойства, а отношения. Кант сказал, что природа человека существует лишь потенциально. Полностью она осуществляется не в индивиде, а в роде (человеческом), поэтому определяется взгляд на историю, как на направленный процесс.

 

Философия истории Гегеля. По Гегелю в основе развития мира в целом и общества в частности лежит деятельность мирового духа, т.е. абсолютного духовного первоначала, которое стремится к наиболее полному самоосуществлению. В истории обнаруживается необходимость, независящая от субъективных целей участников исторических событий. Хотя основная масса людей руководствуется в своих действиях стремлением осуществить только свои интересы, в результате их действий осуществляется еще нечто более далекое, что хотя и заключено внутренне в этом интересе, однако, не заключено в их сознании и в их намерении. «Мировой дух столь же хитер, сколь могуществен: он дает людям действовать, как им угодно, не стесняя игру их страстей и интересов, а получается из этого осуществление его целей, руководивших теми, которыми он пользуется». Вывод Гегеля: существует историческая закономерность, которая реализуется не только через ряд отдельных событий, но и через ряд сознательно выдвигаемых целей и мотивов поступков, не вполне соответствующих объективному направлению движения. Великие люди – это те, чьи частные цели совпадают с волей абсолютного духа. Периоды в истории – это стадии, в которых абсолютный дух становится духом того или иного народа.

Аналогичную идею в 40-х годах XIX в. выдвинул К. Маркс с одним существенным отличием: фактором, развертыванием которого определяется ход истории является не внешняя духовная сущность, а часть самой общественной жизни – «производство материальных благ». В отличие от лозунгов и теорий материальное производство имеет внутреннюю логику развития. Логика развития производства определяет ход истории в целом.

Обоснование определяющей роли производства: это сфера, развитие которой обеспечивает саму возможность существования общества. Концепция Маркса называется «Материалистическое понимание истории», т.к. материальную сторону общественной жизни (общественное бытие) он считает определяющим по отношению к духовной деятельности (общественное сознание).

Соответственно идеалистическим пониманием истории будет любая концепция, в которой определяющими общественную жизнь признаются духовные факторы.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...