Андрагогика как учебный предмет
Апробация в современной практике ведущих идей и моделей андрагогической деятельности свидетельствует о практикоориентированности андрагогического знания, его способности влиять на качество подготовки кадров, служить основой разработки содержания и технологии деятельности таких важных социальных институтов, как центры занятости, центры профессиональной реабилитации, институты повышения квалификации, экстернат, вечерние (сменные) школы. Очевидно, что существуют категории специалистов и типы образовательных учреждений, в подготовке которых андрагогика должна присутствовать нормативным блоком. В Украине такой специальности пока еще нет, а в 1995 — 2000 гг. в педагогических вузах России осуществлялось обучение по специальности 031400 — андрагогика, обеспечивающее третий уровень профессиональной подготовки. В системе высшего и дополнительного педагогического образования были открыты соответствующие кафедры, разработаны образовательные программы. При подготовке специалистов гуманитарного профиля андрагогика как учебный предмет необходима, поскольку она содержит: 1) профессиональное знание, формирующее культуру информационно-образовательного взаимодействия со взрослыми людьми (коллегами, клиентами, обучающимися); 2) личностно необходимое каждому знание, обеспечивающее информационную и методическую поддержку профессионального, культурного, духовного развития на протяжении всей жизни. Этот предмет нужен непосредственно тем, кто готовится стать преподавателем среднего или высшего учебного заведения, учреждения повышения квалификации; тем, кто намерен заниматься социальной работой, просветительской деятельностью, менеджментом, работой в средствах массовой информации. Профессии журналиста, медика, библиотекаря, актера, политика, социального психолога и многие другие, относящиеся к профессиям типа «человек—человек», также включают андрагогический компонент. Социологи отмечают, что успешность практической деятельности выпускника вуза лишь на 15 — 20 % зависит от приобретенных профессиональных знаний. Все остальное определяется умением работать с людьми.
Принципы построения андрагогики как учебной дисциплины предполагают: междисциплинарность; индивидуально-личностную ориентацию содержания курса; прогностичность по отношению к будущей образовательной «судьбе» слушателей; пропедевтичность. При изучении андрагогики может быть использовано все многообразие педагогических методов работы с информацией. Полезно сопровождать процесс изучения материала осмыслением механизмов действия этих методов для себя как учащегося человека. Ведь позиция андрагога предполагает постоянное использование различных видов самоанализа, таких, как самотестирование, рефлексия, самооценка, самопроектирование, самокоррекция. Фактически человек, освоивший начала теории образования взрослых, становится «сам себе андрагогом». Современный этап развития андрагогики как области научного знания и учебной дисциплины обусловлен: — атрибутивностью (т.е. обязательностью, неотъемлемостью) образования для взрослого человека в изменяющемся мире; — педагогизацией многих сфер профессиональной деятельности, связанной с необходимостью освоения педагогических функций людьми, учреждениями, организациями, для которых это ранее было несвойственно (предприятия, центры повышения квалификации, государственные службы и сфера обслуживания, государственные и негосударственные образовательные учреждения, осваивающие подготовку по социально-педагогическим профессиям и др.);
— увеличением степени самосознания современного человека, его стремлением к осознанному самосовершенствованию и самореализации; — стихийным развитием в социуме инновационного опыта обучения взрослых. Как наука, познающая и обобщающая практику обучения взрослых, андрагогика позволяет обоснованно формулировать и реализовывать образовательные цели взрослых людей. Разрабатывая теоретические и методологические основы деятельности, помогающей приобретать общие и профессиональные знания, осваивать достижения культуры, формировать нравственные ориентиры, андрагогика рассматривает образование в контексте жизненного пути человека. Она раскрывает принципы, методы и средства, с помощью которых в жизни взрослых обеспечивается развивающая, социализирующая и адаптирующая роль образования. За счет синтеза информации о взрослости как качестве, определяющем структуру и содержание образовательных потребностей, андрагогическое знание позволяет формировать уровень научно-методической оснащенности, более обобщенный по сравнению с дидактикой высшей школы, педагогикой профессионального обучения и повышения квалификации. Андрагогическая подготовка делает реальным решение проблемы образования в течение жизни. Задания для самоконтроля 1. На основании материалов главы составьте развернутое определение: «Андрагогика — это...» 2. Напишите краткое педагогическое эссе на тему «Мои ожидания от изучения нового предмета "Андрагогика"». Рекомендуемая литература Змеев С. И. Андрагогика: Становление и пути развития // Педагогика. — 1995. -№ 2. Змеев С. И. Технология обучения взрослых. — М., 2002. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова. - М., 1993-1999. Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии. — СПб.; Воронеж, 1995. Рабочая книга андрагога / Под ред. С. Г. Вершловского. — СПб., 1998.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|