Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель и задачи музыкального образования

Тема 3. Цель, задачи и принципы музыкального образования.

Если ранее мы говорили о теории преподавания музыки как области научного знания, то теперь мы переходим к теории преподавания музыки как вузовскому учебному предмету. Дисциплина «Теория преподавания музыки» предвосхищает курс «Методики преподавания музыки», а последняя, в опоре на усвоение «теории», направлена на познание и творческое, практическое применение будущим учителем музыки основных методов, средств и форм организации процесса музыкального образования, на изучение школьных программ по музыке.

Известно, что музыкальное образование, как и любое образование вообще, может быть представлено в виде определенной структуры, состоящей из следующих компонентов: цель, задачи, принципы, содержание, методы и средства, формы.

Цель и задачи музыкального образования

В современной педагогике целью общего музыкального образования принято считать становление и развитие музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры.

Понятие «музыкальная культура учащихся» чрезвычайно объемное и может иметь разную трактовку. Вот что в содержание этого понятия ставит на первое место Д.Б. Кабалевский:... способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное, это «особое чувство» музыки, заставляющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, это способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения, это способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы...» (Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. — М.,2001. - С. 23.). Тем самым Д.Б. Кабалевский подчеркивает значение музыкальной грамотности в широком смысле этого слова как основы, без которой музыкальная культура не может сформироваться. Важным в его представлении о музыкальной культуре учащихся является и развитие у детей исполнительского, творческого начала.

Такой подход к целевым установкам общего музыкального образования признается практически всеми отечественными педагогами-музыкантами. Однако, каждый из авторов концепций общего музыкального образования по-своему раскрывает это понятие, акцентируя в нем те или иные стороны.

Так, сам Д.Б. Кабалевский выстраивает целостную систему становления и развития музыкальной культуры учащихся на основе все более полного раскрытия ими таких сущностных свойств музыкального искусства, как интонация, жанр, стиль, музыкальный образ и музыкальная драматургия в их

связи с жизнью, с другими искусствами. При этом процесс познания музыкального искусства предлагается начинать в опоре на три жанра - песню, танец, марш, поскольку уже имеющийся ранее опыт общения с данными жанрами позволяет детям приходить к обобщениям, способствующим формированию умений осознанно слышать, исполнять, сочинять музыку и размышлять о ней.

Интерпретация цели музыкального образования — формирование музыкальной культуры учащегося- осуществляется Д.Б. Кабалевским в его концепции сквозь призму следующих основных целевых установок:

-ярко выраженная воспитательная направленность, ориентирующаяся на
развитие прежде всего, художественно-эстетического отношения к музыке,
музыкально-эстетического вкуса;

-опора на мировое музыкальное наследие - «золотой фонд» музыкальных
произведений разнообразных форм, жанров, стилей;

-вера в преобразующую силу музыки, в возможность с помощью мудрого педагогического руководства осуществлять благотворное воздействие искусства прежде всего на эмоционально-ценностную сферу личности учащихся/;

-развитие музыкального мышления детей, их творческого потенциала в процессе слушания, в процессе исполнения музыки и в процессе ее сочинения.

В.В. Медушевский в своей концепции «Духовно-нравственное воспитание

средствами музыкального искусства» утверждает необходимость возрождения

музыкального воспитания детей на религиозной основе и даже «изъяснение

светской музыки» предлагает осуществлять «в духовных категориях»

(Преподаватель, 2001, № 6 /спецвыпуск «Музыкант-педагог»/).

В концепции Л.В. Шаминой музыка также признается «действенным
средством воспитания Духа» (Шамина Л.В. Этнографическая парадигма
школьного музыкального образования: от «этнографии слуха» к музыке мира //
Преподаватель, 2001, № 6. /Спецвыпуск «Музыкант-педагог»/). Но, в отличие
от В.В. Медушевского, автор выдвигает этнографическую парадигму
школьного музыкального образования, предлагая идти по путей постижения
этнографической культуры своего народа к «музыке мира».

Согласно концепции Л.А. Венгрус, средством приобщения школьников к музыкальной культуре является пение. Автор призывает осуществить реформу музыкального образования, введя музыкальный всеобуч, предполагающий осуществление музыкального образования и воспитания на основе метода «начального интенсивного хорового пения» (Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». - Великий Новгород, 2000.).

Л.В. Школяр, характеризуя музыкальную культуру школьников, особо подчеркивает, что «становление ребенка, школьника как творца, как художника (а это и есть развитие духовной культуры) невозможно без развития фундаментальных способностей - искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать...» (Школяр Л.В. Изучение музыкальной культуры младших школьников // Теория и методика музыкального образования детей /Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. - М.,1998. ). При этом автор выделяет три компонента музыкальной культуры: музыкальный опыт школьников, музыкальную грамотность школьников и их музыкально-творческое развитие.

Литовский педагог-музыкант А.А. Пиличяускас, исследуя проблему музыкальной культуры учащихся предлагает рассматривать ее как потребность в музыкальной деятельности на основе соответствующих музыкальных знаний, умений и навыков. При этом ученый подчеркивает, что учащиеся, усваивая ту или иную учебную программу по музыке, часто отворачиваются от предлагаемых в ней культурных ценностей и находят свои. Происходит противопоставление академической музыки, на которую ориентирует учитель, и «альтернативной музыки» (термин А.А. Пиличяускаса), которая, как правило на уроке не звучит. Устранение этого противоречия является, по мнению А.А. Пиличяускаса необходимым условием успешного формирования музыкальной культуры учащихся.

Существующая в нашей стране система музыкального образования
создает следующие необходимые условия для развития музыкальной
культуры учащихся:

-обязательность уроков музыки в учреждениях общеобразовательного
типа;

-создание развернутой системы дополнительного музыкального образования, реализуемого во внеклассной и внешкольной музыкальной работе, в которой могут принять участие все желающие;

-подготовка учителей музыки в системе высшего и среднего специального образования;

-предоставление возможности учителям музыки повышать свой
профессиональный уровень в системе послевузовского образования;

-создание учебно-методической базы.

Цель музыкального образования, заложенная в той или иной концепции, определяет направленность всех компонентов музыкального образования: задач, принципов, содержания, методов и форм.

Основные задачи музыкального образования выступают как ближайшая педагогическая интерпретация его цели и в своей совокупности направлены на музыкальное воспитание, обучение и развитие ребенка.

К основным задачам музыкального образования могут быть отнесены:

-воспитание музыкально-эстетического сознания, музыкального чувства, музыкального вкуса у учащихся;

-воспитание потребности в общении с высокохудожественной музыкой;

-знакомство учащихся с народной, классической, современной музыкой, прежде всего - шедеврами музыкального искусства во всем богатстве его форм и жанров;

-целенаправленная подготовка учащихся к осуществлению музыкального самообразования;

-развитие в детях: культуры чувств, художественной эмпатии, творческого по характеру, эмоционально-эстетического отклика на произведения искусства;

-развитие музыкальных и музыкально-творческих способностей учащихся в слушательской, исполнительской и «композиторской» деятельности.

В зависимости от того, какие из задач оказываются приоритетными в той или иной концепции музыкального образования, или конкретной учебной программе - цель музыкального образования приобретает ту или иную направленность. Именно этим в первую очередь характеризуется состояние современного отечественного музыкального образования, для которого характерна вариативность решения его исходной цели.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...