Принципы музыкального образования.
Важнейшим компонентом музыкального образования являются принципы, которые рассматриваются в качестве исходных положений, раскрывающих сущность цели и задач музыкального образования, характер его содержания и процесса. Принципы музыкального образования утверждают позицию учителя музыки в следующих направлениях: 1.Гуманистическая, эстетическая, нравственная направленность -выявление многообразных связей музыкального искусства с духовной -раскрытие эстетической ценности музыки; -признание уникальных возможностей музыки в эстетическом, нравственном, художественном развитии ребенка; -изучение музыкального искусства в общеисторическом контексте и во взаимосвязи с другими искусствами; -ориентация на высокохудожественные образцы (шедевры) музыкального искусства; -признание самоценности личности ребенка в его общении с искусством. 2.Музыковедческая направленность музыкального образования реализуется в таких принципах, как: -изучение учащимися музыкального искусства в опоре на единство народной, академической (классической и современной), духовной (религиозной) музыки; -опора на интонационный, жанровый, стилевой подходы в изучении музыки; -понимание процесса слушания, исполнения и сочинения музыки детьми 3.Музыкально-психологическая направленность музыкального образования проявляется в таких принципах, как: -нацеленность процесса музыкального образования на развитие личности учащегося; -опора на единство развития интуитивного и осознанного начал в музыкальном образовании;
-направленность на овладение учащимися различными видами -признание музыкального творчества в его различных проявлениях как 4.Педагогическая направленность музыкального образования проявляется в таких принципах, как: -единство музыкального воспитания, обучения и развития учащихся; -последовательность, систематичность, научность в организации музыкальных занятий; -диалектическая взаимосвязь музыкально-педагогической цели и средств; -«уподобление» характера музыкальных занятий музыкально-творческому Совокупность и взаимодополнение обозначенных выше принципов музыкального образования, рассмотренных в указанных направлениях, обеспечивают целостный подход к построению его содержания и организации. В последние десятилетия проблема выявления и разработки принципов музыкального образования приобретает особую значимость. К этой проблеме обращаются многие как отечественные, так и зарубежные педагоги-музыканты. В музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского -ориентация на развитие интереса детей к музыкальным занятиям, согласно которой основа музыкальных занятий - эмоциональное восприятие школьниками музыки, развитие личностного отношения к явлениям музыкального искусства, включение учащихся в процесс художественно-образного музицирования и стимулирование их музыкально-творческого самовыражения; -направленность музыкальных занятий на духовное развитие учащихся, -связь музыки и жизни в процессе музыкального образования, осуществляемая, прежде всего, в раскрытии учебных тем, в отборе музыкального материала и методах его преподнесения;
-введение учащихся в мир большого музыкального искусства — классического, народного, современного, охватывающий многообразие его форм, жанров и стилей; -тематическое построение программы, предполагающее целенаправленное и последовательное раскрытие жанровых, интонационных, стилевых особенностей музыки, ее связи с другими искусствами и жизнью; -выявление сходства и различия как на всех уровнях организации музыкального материала, так и во всех видах музыкальной деятельности; -трактовка музыкальной грамотности в широком смысле этого слова включающая в содержание этого понятия не только элементарную нотную грамоту, но и, в сущности, всю музыкальную культуру; -понимание восприятия музыки как основы всех видов музыкальной деятельности и музыкального образования в целом; -направленность музыкальных занятий на развитие творческого начала в ребенке, которое необходимо осуществлять в композиторской, исполнительской и слушательской деятельности. В настоящее время не существует единой позиции среди исследователей в определении принципов музыкального образования. Каждый автор или авторский коллектив педагогов-музыкантов, работающих над определением содержания общего музыкального образования, предлагает свой комплекс принципов. Так, в работах Л.В. Горюновой предложено введение в педагогику -принципа целостности, который проявляется на разных уровнях: в соотношении части и целого в музыке и в педагогическом процессе; в соотношении сознательного и подсознательного, эмоционального и рационального в процессе формирования духовной культуры ребенка и т.д.; -принципа образности, опирающегося на целостное конкретно- Коллективом авторов, под руководством Л.В. Школяр, работающим над созданием учебной программы по музыке предлагаются следующие принципы (вспомним, что именно на примере этой программы мы говорили о принципах развивающего музыкального образования):
-преподавание музыки в школе как живого образного искусства; -возвышение ребенка до философско-эстетической сущности искусства (проблематизация содержания музыкального образования); -проникновение в природу искусства и его закономерности; -моделирование художественно-творческого процесса; -деятельностное освоение искусства (Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыкальное искусство // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. /Сост. Н.О. Яременко. - М., 2001.). В программе по музыке, разработанной под руководством Г.П. Сергеевой, сформулированы такие принципы, как: -увлеченность; -триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя; -«тождество — и контраст»; - интонационность; -опора на отечественную музыкальную культуру (Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е.О. Яременко. М., 2001.). Концепция музыкального воспитания детей, разработанная Ю.Е. Алиевым, опирается на следующие принципы: -воспитывающее обучение; -связь музыкальных занятий с жизнью; -единство эмоционального и сознательного в музыкальном образовании; -единство художественного и технического в музыкальном образовании; -опора на основные дидактические принципы (Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада — к начальной школе)..— Воронеж, 1998.). В заключение приведем слова двух известных американских музыкантов-педагогов-исследователей Чарльза Леонхарда и Роберта Хауза, обращенные к учителям музыки по поводу необходимости рассмотрения принципов музыкального образования в их эволюции и соотнесении с собственным практическим опытом: «Чтобы избежать ошибок, основы принципов должны подвергаться перепроверке, исходя из того, что не надо принимать на веру данные, которые противоречат собственному опыту, даже если они исходят из авторитетного источника».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|