Андрагогические задачи системы последипломного образования
В системе повышения квалификации перед преподавателем встают следующие основные андрагогические задачи: — осуществить диагностику типовых и индивидуальных проблем аудитории (степень мотивированности на продолжение образования, информационный запрос, актуальный уровень профессиональной компетентности и притязаний, готовность обучаться в предлагаемой форме, психофизиологические и социально-психологические особенности, предпосылочный образовательный и профессиональный опыт и др.); — помочь в самоопределении и выборе необходимого развивающего в профессионально-личностном отношении образовательного маршрута и режима обучения; — оказать помощь в адаптации к условиям обучения (состав слушателей, содержание, способы работы с информацией); — создать условия для позитивного настроя и понимания перспектив профессионального и личностного роста; — сформировать ситуацию межсубъектного взаимодействия в ходе обучения; — предоставить каждому слушателю возможность самовыражения и самоутверждения в среде коллег за счет презентации своего позитивного опыта; — обеспечить реальное развивающее продвижение в освоении образовательного содержания в логике «динамического треугольника» отношение — сознание—деятельность; — гарантировать получение конкретного образовательного продукта, который можно «перенести» в ситуацию профессиональной деятельности (проект, программа действий, технология и др.); — психологически помочь слушателям выйти из ситуации обучения, т. е. без конфликтов возвратиться внутренне измененными в не изменившийся за это время рабочий контекст; расстаться с сокурсниками; наметить перспективы дальнейшего продвижения в профессиональном поле.
В ситуациях переподготовки, направленной на получение новой специальности, параллельно с решением сугубо профессионально-образовательных задач андрагог призван оказать социально-психологическую поддержку, необходимую при смене или освоении принципиально иного профессионального контекста. В этом случае происходят глубинные преобразования сложившейся ранее системы профессиональных знаний, умений, навыков, установок, что требует снятия определенных стереотипов, выработки новых ценностно-смысловых ориентиров, переструктурирования имеющихся профессионально-личностных характеристик. Андрагогу, работающему в системе последипломного образования, важно знать, что различные направления образовательной деятельности требуют активизации различных видов мышления. Так, при встрече с принципиально новой информацией (например, в системе переподготовки по новой специальности) активизируется преимущественно образное и практическое мышление, поскольку первоначально человеку необходимо сформировать общее представление. Вербально-логические формы мышления в данном случае подключаются в незначительной степени. В процессе повышения квалификации, т.е. при работе на основе уже сформированного субъективно знакомого опыта, напротив, более продуктивными могут оказаться вербальные формы освоения учебной информации. Поэтому массовое увлечение так называемыми активными формами обучения в системе подготовки взрослых не всегда является оправданным. Повышение квалификации может осуществляться как в индивидуальных, так и в совместных формах. Сегодня в системе непрерывного профессионального образования все чаще встречается понятие «обучающаяся организация». Оно может быть отнесено к любой фирме, корпорации, учреждению, предприятию, выбравшему путь своего развития как целостности через постоянное обучение. При этом та или иная организация приобретает качество корпоративного (или коллективного — в зависимости от типа социально-психологических связей) субъекта обучения. С андрагогической точки зрения важнейшим вопросом становится создание образовательных программ для системы корпоративного обучения, действительно способных обеспечить процессы саморазвития для работников всех уровней (топ-менеджеров, менеджеров «средней линии», технических служб, обслуживающего персонала, волонтеров и др.).
В системе непрерывного образования в последипломный период значительную роль играет подготовка научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации. Она проходит на базе высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, или научных учреждений, организаций, обладающих лицензией на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, в форме аспирантуры и докторантуры. В рамках обучения в аспирантуре (докторантуре) специалист получает возможность подготовить и защитить диссертацию на соискание ученой степени кандидата (доктора) наук. Возможна также самостоятельная работа специалистов над кандидатскими и докторскими диссертациями в форме соискательства. Поступая в аспирантуру, докторантуру или становясь соискателем, человек попадает в научно-образовательную систему, безусловно, требующую от него субъектной позиции. Статус исследователя, отличающий данную форму продолжения образования, предполагает умение самостоятельно находить проблему, нуждающуюся в теоретическом изучении, определять необходимый круг источников литературы, работать в современных информационных потоках, публично излагать полученные результаты и многое другое. Умение ориентироваться во всем этом свидетельствует о достаточной степени интеллектуальной и социальной зрелости. Кроме того, большинство аспирантов и докторантов параллельно с написанием диссертационной работы готовятся к преподавательской деятельности в вузе (колледже), что требует от них андрагогической подготовки.
Безусловно, андрагогические функции по отношению к своим аспирантам и докторантам выполняет научный руководитель. Обычно это доктор наук, профессор, имеющий значительный опыт научно-профессиональной деятельности, свою научную школу. Понятие научной школы также во многом связано с андрагогической проблематикой. Сегодня много дискутируют по поводу феномена научных школ. В круг проблем, которые поднимаются, входит обсуждение механизмов преемственности в научных исследованиях, формирования в ходе научной подготовки специалиста определенного типа мышления, создания особой атмосферы научного сообщества, этических правил использования научного знания и др. Таким образом, речь уже идет о системе научно-профессионального воспитания, а значит, на первый план снова выходит андрагогическая проблематика. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Основываясь на материалах газет за текущий год, составьте перечень существующих сегодня форм поддержки Образовательной и исследовательской деятельности студентов, аспирантов, молодых ученых (система грантов, фонды, программы, проекты). Рекомендуемая литература Абдуллина О. А. Личность студентов в процессе профессиональной деятельности // Высшее образование в России. — 1993. — № 3. Батаршев А. В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе: Теоретико-методологический аспект / Под ред. А. П. Беляевой. — СПб., 1996. Беляева А. П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Метод, пособие. — М., 1991. Бодалев А. А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. — 1995. - № 1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. — М., 1993. Голуб С. Б. Профессиональное образование как социально-педагогическая проблема // Специалист. — 1999. — № 10. Кондратко И. И. Диверсификация профессионального образования // Специалист. - 1998. -№11. Концепция централизованного тестирования в системе непрерывного общего и профессионального образования // Бюллетень МО РФ. — 2000. - № 8. Мицкевич Н.И. Дидактические основы повышения квалификации: Теория и практика. — Минск, 1999. Новиков А. М. Интеграция базового профессионального образования / / Педагогика. - 1996. — № 3. Программа развития среднего профессионального образования в России на 2000 — 2005 годы // Специалист. — 2000. — № 8, 10-12; 2001. -№ 1, 2. Специалист в системе повышения квалификации и переподготовки кадров: Сб. науч. тр. / Под ред. С. Г. Вершловского. — СПб., 1993. Стрелков Е.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие. — М., 2001. Шмидт Г. Размышления о профессионально-техническом образовании на рубеже XXI века // Перспективы: Вопросы образования (ЮНЕСКО). — 1996. - № 2. Энциклопедия профессионального образования. В 3 т. / Под ред. С. Я. Батышева. - М., 1998. - Т. 1; 1999. - Т. 2; 1999. - Т. 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|