Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дидактические особенности ДО

Лекция 6.

ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ

 

Дистанционное обучение

Субъекты дистанционного обучения

Принципы и модели ДО

Дидактические особенности ДО

Средства дистанционного обучения

 

Дистанционное обучение

 

Широкое применение в системе образования информационных и телекоммуникационных технологий создало предпосылки для активного использования вучебном процессе дистанционного обучения (ДО). Этот термин, появившийся в отечественном педагогическом контексте сравнительно недавно, имеет англоязычные корни. До начала 90-х годов XX в. в литературе использовалась русская «калька» словосочетания «distant learning» — «дистантное обучение». Позднее стала употребляться более характерная для нашего языка форма «дистанционное обу­чение», т.е. обучение на расстоянии.

Дистанционное обучение можно определить как целенаправ­ленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариант­ный к их расположению в пространстве и времени, который реа­лизуется в специфической дидактической системе. ДО представ­ляет собой:

— обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно (Е.С. Полат);

— комплекс образовательных услуг, предоставляемых широ­ким слоям пользователей с помощью специализированной ин­формационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений дополнительного профессионального образования (Ю.А.Первин);

— новую ступень заочного обучения, на которой обеспечива­ется применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники (Л.П.Давыдов);

— синтетическую, интегральную, гуманистическую форму обу­чения, базирующуюся на использовании широкого спектра тра­диционных и новых информационных технологий, их техниче­ских средств, которые используются для доставки учебного мате­риала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во вре­мени, а также к конкретному образовательному учреждению (А. А. Андреев).

ДО сохраняет преимущества, присущие традиционным фор­мам обучения: контакты с преподавателями и слушателями, конт­роль за правильностью усвоения материала. Кроме того, оно обладает рядом достоинств: свободный график обучения; независи­мость от места расположения; экономия транспортных расходов; удобный вид представления материалов; индивидуальный темп обучения; отсутствие ограничений на возраст, коммуникабель­ность, здоровье.

Долговременная цель развития ДО в мире — дать возможность обучающемуся в любом месте пройти курс обучения любого кол­леджа или университета. В Украине наиболее широко дистанционное обучение применя­ется в учебных центрах при университетах.

Субъекты дистанционного обучения

 

Дистанционное обучение открывает новые перспективы про­фессионально-личностного развития для лиц, остро нуждающих­ся в образовательных услугах, но не имеющих возможность получить их традиционным дистанционного способом:

— абитуриентов, готовящихся к поступлению в вузы;

— молодежи, вынужденной совмещать учебу с работой в силу ограниченной пропускной способности вузовской системы или по семейным обстоятельствам;

— лиц, имеющих медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях;

— военнослужащих, офицеров, увольняющихся в запас, и чле­нов их семей; офицеров и солдат срочной службы МВД и погран­войск;

— высвобождающихся специалистов конверсионных предпри­ятий ВПК;

— лиц всех возрастов, проживающих в отдаленных регионах страны.

 

Принципы и модели ДО

 

Можно выделить следующие принципы организации дистан­ционного обучения:

гибкость, проявляющуюся в отсутствии регулярных занятий в виде лекций, семинаров и свободном выборе времени, необходимого для освоения курса;

модульность, выражающуюся в том, что каждая отдельная дис­циплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, созда­ют целостное представление об определенной предметной области;

параллельность, связанную с тем, что обучение может прово­диться при совмещении с основной профессиональной деятель­ностью;

дальнодействие, заключающееся в отсутствии препятствий в виде расстояния от места нахождения обучающегося до образователь­ного учреждения;

асинхронность, подразумевающую возможность реализации тех­нологий обучения и учения независимо во времени;

массовость, означающую некритичность параметра «количество обучающихся»;

рентабельность, предполагающую экономическую эффектив­ность ДО (средняя оценка зарубежных и отечественных образовательных систем ДО показывает, что они обходятся на 10—50% дешевле, в основном за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств ИТ, а также представления более концентрированного и унифициро­ванного содержания учебных материалов и ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся);

широкое применение новых информационных технологий.

Дидактические особенности ДО

 

Существует множество организационных моделей ДО: по прин­ципу экстерната, университетское, на основе автономных обуча­ющих систем, интегрированное обучение с использованием мультимедийных программ, не­формальное и др. Преподавателя в системе ди­станционного обучения называют тьютором, а процесс педагогической деятельности — тьюториалом. Появле­ние в современной практике электронных тьюторов (интеллекту­альных обучающих программ) позволяет говорить о возможности выполнения андрагогических функций не только человеком, но и компьютером.

В дистанционных формах обучения применяются такие мето­ды, как информационно-рецептивный, репродуктивный, про­блемный, эвристический, исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся: самостоятельную познавательную деятельность сту­дентов с различными источниками информации, учебными ма­териалами курса; оперативное и систематическое взаимодействие обучаемых с ведущим преподавателем и куратором курса; группо­вую работу с использованием различных методов работы над со­ответствующими модулями изучаемого курса; совместные проек­ты студентов с иногородними и зарубежными партнерами.

Интерес представляет организация компьютерных лаборатор­ных практикумов, где обучающемуся предлагается в интерактив­ном режиме «собрать» на экране монитора соответствующую лабо­раторную установку. Процесс правильности стыковки элементов контролируется автоматически. На созданной таким образом вир­туальной лабораторной установке выполняется эксперимент. При этом реальный физический процесс воспроизводится на экране монитора с помощью методов математического моделирования. Подобная визуализация реальных физических процессов особенно важна в ходе профессиональной подготовки. В системе ДО для со­вершенствования взрослым человеком профессиональных качеств используются также электронные тренажеры. Оттачивая на них свое мастерство, участник виртуального тренинга готовится к достижению максимальной эффективности в реальной деятельности, что сводит в минимуму возможность человеческих ошибок.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...