Средства дистанционного обучения
В системе дистанционного обучения широко используются разнообразные средства: печатные и электронные издания; компьютерные обучающие системы в обычных и мультимедийных вариантах исполнения; учебные аудио- и видеоматериалы; компьютерные сети. Печатные издания, представляющие собой традиционные учебники, учебно-методические пособия, широко используются в системах ДО, где технический уровень оснащения образовательного процесса высок. Как правило, печатные издания для системы дистанционного обучения имеют блочно-модульную структуру, снабжены инструкциями по изучению материала и организации самостоятельной работы; обязательными элементами в них являются контрольные задания, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания, толковые словари. Электронные издания представляют собой электронный вариант печатных учебных материалов, но обладают компактностью хранения в памяти компьютера или на внешнем магнитном носителе, возможностью оперативного внесения изменений и передачи на большие расстояния по электронной почте; при наличии принтера они легко превращаются в твердую копию. Компьютерные обучающие системы (программно-методические комплексы, программные средства учебного назначения, контролирующе-обучающие программы) заявили о себе как о средстве обучения в начале 70-х годов, когда появились персональные компьютеры. В этих системах сосредоточены средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Компьютерные обучающие системы позволяют:
— индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения; — осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью; — осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности; — высвобождать учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ; — визуализировать учебную информацию; — моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления; — проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента; — формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях; — развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического); — усиливать мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций); — формировать культуру познавательной деятельности и др. Компьютерные обучающие системы на современном этапе включают электронные (компьютеризированные) учебники; контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий. Разновидностью компьютерной обучающей системы можно считать электронный учебник, который является компьютерным приложением бумажного учебника. Электронный учебник аккумулирует в себе все основные дидактические, методические, научные и информационно-справочные материалы, необходимые преподавателям для подготовки и проведения всех видов и форм занятий, а также слушателям для самостоятельного изучения учебных тем или подготовки к занятиям, проводимым под руководством преподавателя, и получения дополнительных информационно-справочных сведений по учебной дисциплине. Кроме того, он предоставляет возможность слушателям качественно решать задачи самоконтроля усвоения материалов по учебной дисциплине, а преподавателям — объективно осуществлять текущий и итоговый контроль за успеваемостью слушателей и курсантов.
Электронный учебник позволяет решать следующие задачи: — получать сведения об учебной программе и тематическом плане учебной дисциплины, последовательности занятий и логике изучения тем; — индивидуально просматривать, изучать или повторять учебный, методический и информационно-справочный материал; — наглядно представлять на дисплее компьютера весь дидактический материал и наглядные пособия (схемы, рисунки, таблицы, графики, текст и т.д.); — осуществлять самоконтроль (с автоматизированным выставлением оценок) усвоения содержания учебных тем и всей дисциплины в целом, а также получать рекомендации по дополнительному изучению недостаточно усвоенных учебных тем; получать информацию о рекомендованной учебной, научной и методической литературе; — распечатывать образцы планов проведения занятий и методические разработки по всем темам; — размножать раздаточные материалы (планы, таблицы, задания и т.д.), необходимые для проведения занятий со слушателями и курсантами; — иметь доступ к базе данных по законодательным актам и руководящим документам, регламентирующим информационную деятельность в стране и в Вооруженных Силах, а также учебно-воспитательный процесс в вузах Министерства обороны Украины; — получать методические рекомендации по проведению тех или иных форм учебных занятий (частные методики); — узнавать сведения о некоторых технологиях, применяемых в информационной деятельности. Дидактические аудио и видео учебные материалы в настоящее время в основном записываются на магнитные носители, аудио- и видеокассеты и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона или видеомагнитофона. Учебные аудиоматериалы используются для записи лекций и инструкций к учебному курсу, не требующему графических иллюстраций, а также для записи уроков по обучению иностранным языкам, что наиболее распространено. В видеоформе могут быть представлены лекции, инструктивные занятия, иллюстративный материал к печатным изданиям, учебным ситуационным задачам.
Компьютерные сети — это специфическое средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи. Компьютерные сети используются в дистанционном обучении в режиме удаленных баз данных, в том числе Интернета, электронной почты и электронной конференции. Задание для самоконтроля Подготовьте реферат на одну из тем: 1. Опыт зарубежных корпораций в организации дистанционного обучения населения. 2. Дистанционное образование взрослых в различных регионах Украине: проблемы и перспективы. 3. Модели дистанционного обучения для педагогов. 4. Центры дистанционного обучения взрослых на современном этапе. 5. Дидактические особенности электронных учебных средств. Рекомендуемая литература Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение: Учеб.-метод. пособие. - М., 1997. Богданова А. И., Деренжи И. Д., Стефанова В. С. Информация и образование в XXI в. // Открытое образование.— 2001. — № 1. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2000. Кларин М. В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта // Педагогика. — 2000. — № 7. Концепция создания и развитие системы дистанционного образования в России. — М., 1995. Моисеева М. В. Координатор как ключевая фигура процесса дистанционного обучения // Открытое образование. — 2001. — № 1. Полат Е. С. Дистанционное обучение. — М., 1998. Рейман Л. Д. Формирование образовательного пространства на основе взаимоувязанной сети связей России // Открытое образование. — 2001. — № 1. Слуцкий Л. Э. Открытое образование в системе подготовки кадров для малого бизнеса // Открытое образование.— 2001. — № 1. Суворинов А. В., Осин А. В. Мультимедиа-среда образования в эпохе глобальных компьютерных технологий // Проблемы информатизации высшей школы. — 1998.-№ 1-2; (11—12). Турищева М. С., Курышев А. С. Использование дистанционных технологий для подготовки абитуриентов к вступительным испытаниям // Открытое образование. — 2001. — № 1. Фейгенберг И.М., Ровинский Р.Е. Информационная модель будущего как программа развития // Вопросы философии. — 2000. — № 5. Хуторской А. В. Дистанционные формы творчества // Информатика и образование. — 1998. — № 6. Хуторской А. В. Основы дистанционного обучения: Программа спецкурса для студентов педагогических учебных заведений. — М., 1999.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|