Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средства дистанционного обучения

 

В системе дистанционного обучения широко используются раз­нообразные средства: печатные и электронные издания; компью­терные обучающие системы в обычных и мультимедийных вариантах исполнения; учебные аудио- и видеоматериалы; компьютерные сети.

Печатные издания, представляющие собой традиционные учебники, учебно-методиче­ские пособия, широко используются в системах ДО, где техни­ческий уровень оснащения образовательного процесса высок. Как правило, печатные издания для системы дистанционного обуче­ния имеют блочно-модульную структуру, снабжены инструкция­ми по изучению материала и организации самостоятельной рабо­ты; обязательными элементами в них являются контрольные за­дания, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания, толковые словари.

Электронные издания представляют собой электронный вари­ант печатных учебных материалов, но обладают компактностью хранения в памяти компьютера или на внешнем магнитном носи­теле, возможностью оперативного внесения изменений и переда­чи на большие расстояния по электронной почте; при наличии принтера они легко превращаются в твердую копию.

Компьютерные обучающие системы (программно-методиче­ские комплексы, программные средства учебного назначения, контролирующе-обучающие программы) заявили о себе как о сред­стве обучения в начале 70-х годов, когда появились персональные компьютеры. В этих системах сосредоточены средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.

Компьютерные обучающие системы позволяют:

— индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

— осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обрат­ной связью;

— осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

— высвобождать учебное время за счет выполнения компьюте­ром трудоемких рутинных вычислительных работ;

— визуализировать учебную информацию;

— моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;

— проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;

— формировать умение принимать оптимальное решение в раз­личных ситуациях;

— развивать определенный вид мышления (например, нагляд­но-образного, теоретического);

— усиливать мотивацию обучения (например, за счет изобра­зительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

— формировать культуру познавательной деятельности и др.

Компьютерные обучающие системы на современном этапе включают электронные (компьютеризированные) учебники; кон­тролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы при­меров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; компью­терные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.

Разновидностью компьютерной обучающей системы можно считать электронный учебник, который является компьютерным приложением бумажного учебника. Электронный учебник ак­кумулирует в себе все основные дидактические, методические, научные и информационно-справочные материалы, необходи­мые преподавателям для подготовки и проведения всех видов и форм занятий, а также слушателям для самостоятельного изуче­ния учебных тем или подготовки к занятиям, проводимым под руководством преподавателя, и получения дополнительных ин­формационно-справочных сведений по учебной дисциплине. Кроме того, он предоставляет возможность слушателям качествен­но решать задачи самоконтроля усвоения материалов по учеб­ной дисциплине, а преподавателям — объективно осуществлять текущий и итоговый контроль за успеваемостью слушателей и курсантов.

Электронный учебник позволяет решать следующие задачи:

— получать сведения об учебной программе и тематическом плане учебной дисциплины, последовательности занятий и логи­ке изучения тем;

— индивидуально просматривать, изучать или повторять учеб­ный, методический и информационно-справочный материал;

— наглядно представлять на дисплее компьютера весь дидакти­ческий материал и наглядные пособия (схемы, рисунки, табли­цы, графики, текст и т.д.);

— осуществлять самоконтроль (с автоматизированным выстав­лением оценок) усвоения содержания учебных тем и всей дис­циплины в целом, а также получать рекомендации по дополни­тельному изучению недостаточно усвоенных учебных тем; полу­чать информацию о рекомендованной учебной, научной и мето­дической литературе;

— распечатывать образцы планов проведения занятий и мето­дические разработки по всем темам;

— размножать раздаточные материалы (планы, таблицы, зада­ния и т.д.), необходимые для проведения занятий со слушателя­ми и курсантами;

— иметь доступ к базе данных по законодательным актам и руководящим документам, регламентирующим информационную деятельность в стране и в Вооруженных Силах, а также учебно-воспитательный процесс в вузах Министерства обороны Украины;

— получать методические рекомендации по проведению тех или иных форм учебных занятий (частные методики);

— узнавать сведения о некоторых технологиях, применяемых в информационной деятельности.

Дидактические аудио и видео учебные материалы в настоящее время в основном записываются на магнитные носители, аудио- и видеокассеты и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона или видеомагнитофона. Учебные аудиоматериалы ис­пользуются для записи лекций и инструкций к учебному курсу, не требующему графических иллюстраций, а также для записи уроков по обучению иностранным языкам, что наиболее распро­странено. В видеоформе могут быть представлены лекции, инст­руктивные занятия, иллюстративный материал к печатным изда­ниям, учебным ситуационным задачам.

Компьютерные сети это специфическое средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи. Компьютерные сети используются в дистанционном обучении в режиме удаленных баз данных, в том числе Интернета, электронной почты и электрон­ной конференции.

Задание для самоконтроля

Подготовьте реферат на одну из тем:

1. Опыт зарубежных корпораций в организации дистанционного обу­чения населения.

2. Дистанционное образование взрослых в различных регионах Украине: проблемы и перспективы.

3. Модели дистанционного обучения для педагогов.

4. Центры дистанционного обучения взрослых на современном этапе.

5. Дидактические особенности электронных учебных средств.

Рекомендуемая литература

Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение: Учеб.-метод. посо­бие. - М., 1997.

Богданова А. И., Деренжи И. Д., Стефанова В. С. Информация и образо­вание в XXI в. // Открытое образование.— 2001. — № 1.

Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2000.

Кларин М. В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта // Педагогика. — 2000. — № 7.

Концепция создания и развитие системы дистанционного образова­ния в России. — М., 1995.

Моисеева М. В. Координатор как ключевая фигура процесса дистанци­онного обучения // Открытое образование. — 2001. — № 1.

Полат Е. С. Дистанционное обучение. — М., 1998.

Рейман Л. Д. Формирование образовательного пространства на основе взаимоувязанной сети связей России // Открытое образование. — 2001. — № 1.

Слуцкий Л. Э. Открытое образование в системе подготовки кадров для малого бизнеса // Открытое образование.— 2001. — № 1.

Суворинов А. В., Осин А. В. Мультимедиа-среда образования в эпохе гло­бальных компьютерных технологий // Проблемы информатизации выс­шей школы. — 1998.-№ 1-2; (11—12).

Турищева М. С., Курышев А. С. Использование дистанционных техноло­гий для подготовки абитуриентов к вступительным испытаниям // От­крытое образование. — 2001. — № 1.

Фейгенберг И.М., Ровинский Р.Е. Информационная модель будущего как программа развития // Вопросы философии. — 2000. — № 5.

Хуторской А. В. Дистанционные формы творчества // Информатика и образование. — 1998. — № 6.

Хуторской А. В. Основы дистанционного обучения: Программа спец­курса для студентов педагогических учебных заведений. — М., 1999.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...