Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Безработные как субъекты обучения

Лекция 8.

ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА БЕЗРАБОТНЫХ

 

1. Организация и содержание профессиональной переподготовки безработных

Безработные как субъекты обучения

Андрагогические подходы в обучении безработных

 

1. Организация и содержание

Профессиональной переподготовки безработных

 

Профессиональная переподготовка безработных относится к системе дополнительного профессионального образования. Это по­нятие более широкое, чем профессиональное переобучение, по­скольку данный процесс включает помимо обучения «другой» профессии профессиональную переориентацию человека, поте­рявшего работу, и его профессиональную адаптацию на новом рабочем месте после переобучения.

Организатором профессиональной переподготовки безработ­ных становится служба занятости населения, основной функци­ей которой является содействие безработным гражданам в трудоустройстве. Специалисты службы занятости оказывают профессионально ориентационные услуги безработному на этапе поиска нового профессионального старта, на этапе выбора нового профессио­нального пути и направления переподготов­ки. Безработный нуждается в такой помощи, поскольку не готов самостоятельно сделать выбор. Служба занятости направляет без­работного на профессиональное переобучение, оплачивая его пре­бывание в техническом образовательном учреждении, с кото­рым заключены договорные отношения. Образовательное учреж­дение зачастую не только обеспечивает профессиональное пере­обучение человека, но и содействует его последующей адапта­ции на рабочем месте.

На организацию и содержание профессиональной переподго­товки безработных влияют многие факторы, наибольшее значе­ние среди которых имеют социально-демографические и личност­ные особенности безработных как потенциальных обучающихся и как соискателей рабочего места; особенности потребностей рынка труда, который, как правило, имеет не только динамический, но и региональный характер.

Важной характеристикой современного рынка труда является и наличие в нем потока вторичных безработных. Вторично безра­ботным считается соискатель рабочего места, который получил профессиональное переобучение, но не трудоустроился или тру­доустроился, но не закрепился, не адаптировался на новом рабо­чем месте. Это происходит в силу рассогласования между личны­ми профессиональными интересами и потребностями соискателей рабочих мест, их профессиональной квалификацией и объек­тивной потребностью рынка труда в специалистах.

Возникает необходимость решения проблемы не только про­фессиональной реабилитации не востребованных на рынке труда людей, но и их социальной реабилитации, а также приведения профессионально-образовательных интересов и потребностей лич­ности, ее профессиональной квалификации в соответствие объек­тивным потребностям рынка труда. Одним словом, возникает не­обходимость соотнесения человеком трех оценочных категорий: «хочу», «могу» и «надо». Образование рассматривается как один из механизмов решения этой проблемы, как недостающее звено в процессе этого согласования. Причем сущность профессиональ­ной переподготовки безработных, определение ее целей и функ­ций не могут быть сведены ни к обновлению или дополнению, ни даже к формированию только профессиональных знаний и умений.

Безработные как субъекты обучения — это особая категория. Люди, потерявшие работу в результате экономических преобра­зований, спешат взять новый старт в трудовой деятельности, а поэтому вынуждены включиться в образовательный процесс. И самому человеку, и обществу важно, чтобы этот новый старт был успешным. Хотя каждый потерявший работу испытывает свои, индивидуальные затруднения, безработные как специфи­ческая социальная группа имеют общие психологические харак­теристики.

 

Безработные как субъекты обучения

 

У этой группы населения более, чем у других категорий, нару­шено взаимодействие с нестабильной производственной, эконо­мической, социокультурной средой. Результаты исследований свидетельствуют о том, что каждый четвертый безработный не может оценить свой профессиональный статус, его со­ответствие конъюнктуре рынка труда. Это объясняется недостаточным знанием требований, предъявляемых к работнику, его несформировавшейся или амбициозной само­оценкой. В то же время самооценка профессиональных качеств в значительной степени определяет характер поведения на рынке труда, успех или неудачу при трудоустройстве, а значит, и ско­рость протекания процесса социально-профессиональной реаби­литации.

Задача и результат профессиональной пере­подготовки безработных заключаются не столько в при­обретении ими новых знаний и умений, сколько в формировании у них мотивации овладения новой профессией, выявлении способно­сти определить и успешно пройти собственный путь нового про­фессионального становления, соответствующий индивидуальным потенциальным возможностям и потребностям, определении уровня квалификации, развития профессионально значимых качеств. Поэтому важной функцией профессиональной переподготовки без­работных является создание оптимальных социально-педагогиче­ских условий для развития способности личности к социальному взаимодействию, социализации и активной адаптации в новых социально-экономических условиях. Эту функцию можно обозна­чить как сопровождение социализации безработного.

Выделяют две группы целей переподготовки безработных.

Первая группа целей, непосредственно связанная с процессом обучения, носит андрагогический характер и преду­сматривает:

— формирование минимума профессиональных знаний и уме­ний, необходимых для того, чтобы работник приступил к выпол­нению своих профессиональных, производственных функций;

— формирование готовности к овладению и овладение обоб­щенными способами деятельности, что в условиях ускоренного профессионального обучения имеет более важное значение, чем формирование знаний и умений;

— обеспечение адекватности подготовки специалиста его но­вому рабочему месту.

Вторая группа целей связана с развитием способности личности активно действовать в изменяющихся социально-эко­номических условиях, умения мобилизовать потенциальные воз­можности и обеспечить себе гарантии в сфере занятости. Реализа­ция этих целей имеет отсроченный эффект и носит социально значимый характер. Суть обозначенных целей заключается в том, чтобы улучшить мотивацию безработных и их реальные возмож­ности применить свои знания и умения на рынке труда длитель­ное время, что предполагает:

— формирование уверенности в себе, способности пересмот­реть свои потенциальные возможности, умения принимать реше­ния и определять пути и способы их реализации, развитие позна­вательных способностей, развитие мотивации;

— обеспечение соискателю рабочего места, высокой степени вероятности трудоустроиться;

— развитие способности к активной адаптации на рабочем месте;

— формирование предпосылок к проявлению социальной и про­фессиональной мобильности.

Адаптацияэто приспособление индивида к условиям жизнедея­тельности. Способность адаптироваться к изменяющейся соци­альной среде определяется уровнем развития личности, в том числе содержанием его знаний, умением действовать сообразно ситуации.

В андрагогическом контексте активная адаптация не простое приспособление, а успешное выполнение уже иных профессиональных и должностных функций на основе вновь приобретенных знаний, умение интерпретировать имеющийся трудовой опыт и способность самостоятельно добывать недостающую информацию, с тем чтобы воспользоваться ею на практике.

Социальная и профессиональная мобильность — способность ра­ботника, специалиста правильно трактовать и реагировать на бес­прецедентный опыт, с которым он может сталкиваться в окружаю­щей среде, подверженной быстрым и глубоким изменениям.

Мобильность проявляется в эффективном использовании имею­щихся в распоряжении знаний и умений, в стремлении приобре­сти новые знания и умения, чтобы заполнить любой пробел в системе реагирования на изменения. Она может характеризовать­ся умением учиться, определять уровень своей профессиональной компетентности, умением повышать его с учетом возникающих ситуаций.

Анализ достижения целей профессиональной подготовки без­работных позволяет выделить критерии ее эффективности: факт трудоустройства; адаптация работника на новом рабочем месте; мобильность специалиста. Именно эти критерии характеризуют социально значимый результат профессиональной подготовки без­работных, включая и ее андрагогический аспект.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...