Андрагогические подходы в обучении безработных
Повышение эффективности обучения безработных невозможно без обращения к андрагогике, в центре внимания которой находится взрослый учащийся с его жизненным опытом, проблемами, потенциальными возможностями и интересами. Поэтому важно, чтобы преподаватели, работающие с безработными, имели специальную подготовку в области андрагогики. Их деятельность должна предусматривать: отзывчивость к требованиям и ожиданиям взрослых, потерявших работу, понимание их проблем; способность реально оценивать потенциал обучающихся и прогнозировать ожидающие их трудности; свободное владение современными технологиями обучения; умение проводить как групповую, так и индивидуальную работу. Ключевой вопрос в организации обучения безработных — разработка его содержания. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, смысловой основой переобучения трудоспособного человека любого возраста, потерявшего работу, является формирование внутренних предпосылок к изменению своего положения на рынке труда. В этих целях используют несколько базовых моделей обучения, выбор которых зависит от исходных целевых и психологических установок личности. Среди установок личности могут преобладать ориентации на разные виды деятельности: — любую работу, обеспечивающую достойный заработок; — смену рода деятельности при сохранении (или повышении) социального статуса, личностного престижа, который обеспечивался предыдущим местом работы; — открытие собственного дела (индивидуального, семейного, корпоративного); — работу в зарубежных фирмах (на совместных предприятиях); — получение работы, требующей повышения имеющегося образовательного уровня;
— «виртуальное место работы» в домашних условиях. С учетом этих ориентации продуктивно использование образовательных программ блочно-модульного типа. Анализ причин затруднений в трудоустройстве и, в частности, при поиске высокооплачиваемого места работы позволяет предложить в качестве инварианта следующие содержательные блоки. Диагностический блок. Определение основных причин, проблем, стереотипов индивидуальной позиции на рынке труда. Осознанный выбор модели обучения. Самодиагностика. Социально-психологический блок. Помощь в преодолении негативных установок в структуре профессиональной Я-концепции, блокирование механизмов деперсонализации (распада личности), изменение отношений с окружающим миром, социумом, людьми. Тренинговое обучение работе в разных режимах (индивидуальная, групповая, корпоративная деятельность), овладение эмоционально-волевой сферой. Технологический блок. Обновление и наращивание прикладных профессиональных умений и навыков в соответствии с требованиями времени: владение компьютером, оргтехникой, работа в Интернете, вождение автомобиля, бухгалтерский учет, аналитические умения, менеджмент, психолого-педагогические навыки работы с персоналом. Коммуникативно-языковой блок. Развитие речи, обучение технике самопрезентации, формирования имиджа, культурной коммуникации, деловой переписки. Лингвистический блок. Целевое приобретение навыков делового общения на иностранном (или русском как иностранном) языке (методом погружения), усовершенствование в области иностранного языка, подготовка к тестированию (для знающих язык). Информационно-поисковый блок. Формирование культуры информационного запроса. Обучение работе с базами данных, источниками информации, ориентирующей в структуре рынка труда. Овладение вариативными формами предъявления себя потенциальным работодателям. Знакомство с современной системой поддержки интеллектоемких областей деятельности (гранты, фонды, конкурсы).
Финансово-правовой блок. Знакомство с перечнем нормативно-правовых документов, регламентирующих трудовые отношения при устройстве на работу, основными моделями финансирования в сфере малого бизнеса, с рисками в сфере коммерческих отношений. Креативный блок. Развитие креативных способностей, поисковой активности, обучение приемам ТРИЗа, различным видам рефлексии. Валеологический блок. Освоение приемов поддержания и восстановления здоровья в условиях интенсивного труда, стрессовых ситуаций, смены рабочей обстановки. Последовательность освоения содержательных блоков и их объем могут быть различными. Следует отметить, что экономически невыгодно переучивание за бюджетные средства специалиста, получившего в государственном учебном заведении высшее или среднее специальное профессиональное образование, с тем чтобы он полностью сменил сферу деятельности или подготовил себя к выполнению менее статусной, но высокооплачиваемой работы. Целесообразнее использовать уже имеющийся уровень и опыт деятельности в качестве предпосылочных (стартовых) для дальнейшего профессионального продвижения на основе изменения отношения к нему, коррекции, наращивания, углубления знаний. В качественном отношении важна ориентация на требования международной практики. Например, в настоящее время разрабатывается Европейский стандарт компьютерного образования взрослого населения. Есть четко фиксированные международные требования к уровням освоения английского языка, правилам вождения транспорта в условиях той или иной страны, оформлению конкурсных заявок, составлению резюме и др. Важно подчеркнуть, что выбор содержания образования должен быть личностно ориентирован. Ведь безработный, как и всякий взрослый человек, приступающий к обучению, располагает неким запасом знаний и сложившимся набором личностных характеристик, которые неизбежно повлияют на успешность обучения и потребуют выбора в нем индивидуального пути. Вопросы для самоконтроля 1. Какие особенности безработных как социальной группы необходимо учитывать в организации их профессиональной переподготовки?
2. В чем сущность факторов, определяющих развитие системы профессиональной переподготовки безработных? 3. Чем отличается профессиональная переподготовка безработных от профессиональной переподготовки работающего специалиста? 4. В чем заключается специфика функций, целей и содержания профессиональной переподготовки безработных? Рекомендуемая литература Кязимов К. Г. Формирование системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных в России. — Саратов, 1998. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. — 1996. - № 2. Образование взрослых на рубеже веков: Вопросы методологии, теории и практики / Под ред. Н. А.Тоскиной. — СПб., 2000. — Т. IV. — Кн. 3. Цыганов И. И. Становление рынка профессионально-квалификационных услуг в условиях переходной экономики // Новые знания. — 1998. — №3. ЧернейкоД. С. Формирование рынка труда: Опыт, проблемы. — СПб., 1999.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|