Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи андрагога в системе обучения взрослых инвалидов

Лекция 9.

СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ ИНВАЛИДОВ

Значение и функции образования в жизни инвалидов

Задачи андрагога в системе обучения взрослых инвалидов

Формы организации образования взрослых инвалидов

Значение и функции образования в жизни инвалидов

 

В отечественной практике законом «О социаль­ной защите инвалидов в Украине» (1995), а также «Положением о признании лица инвалидом» (1996) законодательно закреплено понимание социальной модели инвалидности как социальной недостаточности, возникшей вследствие нарушения здоровья, сопряженной со стойким расстройством функций организма, обусловившим ограничение жизнедеятельно­сти и потребность в социальной защите. Таким образом, пони­мание специфики обучения социальной группы инвалидов в рам­ках непрерывного образования основывается на трактовке инва­лидности как ограничения жизнедеятельности человека. Высту­пая как целостная психобиологическая система, инвалидность представляет собой контекст, во многом определяющий харак­тер деятельности человека и систему его отношений с окружаю­щим миром и другими людьми (А. И. Вовк, Д. И. Вихорев, В. 3. Кан­тор, С. А. Расчетина, В.М.Финкелыптейн).

Модели обучения взрослых инвалидов столь же вариативны, сколь многообразны жизненные драмы этих людей и породив­шие их причины. Можно выдвинуть различные обоснования для выделения отдельных групп среди лиц с ограничениями жизне­деятельности. Инвалиды от рождения в течение детских и юно­шеских лет могли в какой-то мере адаптироваться к своему со­стоянию. У взрослых, ставших инвалидами в результате болезни, несчастного случая, участия в военных действиях, в памяти су­ществует опыт жизни без ограничений, связанных с инвалидно­стью. Этим обусловлены принципиальные отличия в стратегии обучения инвалидов.

Сам характер ограничений (нарушения зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, связанные с центральной нервной системой, и др.) и степень самостоятельности человека в органи­зации своей жизни порождают специфику образовательных по­требностей, целей и способов обучения той или иной группы инвалидов.

В международной практике учебной работы с инвалидами су­ществуют две основные линии. Первая предполагает их интегра­цию в обычную жизнь социума, где создаются благоприятные ус­ловия для полноценного взаимодействия и партнерства со здо­ровыми людьми. Вторая линия ориентирована на создание для обучения людей с ограничениями жизнедеятельности специаль­ных учреждений, групп, образовательных сообществ, информа­ционного пространства, приспособленного к состоянию инва­лидности.

Образование в жизни взрослых инвалидов может иметь разную целевую направленность: повышение существующего образова­тельного ценза; профессиональная подготовка; реализация твор­ческого потенциала, интеллектуальное развитие; адаптация к со­стоянию инвалидности; включение в социально-общественную деятельность и др.

Независимо от выбранной модели образование должно основываться на принципах:

гуманизма (признание самоценности человека, сострадание, со­чувствие, поддержка людей с ограничениями жизнедеятельности);

развития (индивидуальное обучение инвалида вопреки огра­ничениям, когда их преодоление заключает в себе развивающий смысл);

партнерства (взаимного интереса и сотрудничества всех участ­ников обучения);

ангажированности (активное включение в обучение как часть жизнедеятельности);

адаптивности (речь идет об информационно-коммуникатив­ной системе, с одной стороны, максимально адаптированной к особенностям ограничений человека, а с другой — адаптирую­щей инвалида к собственному состоянию как потенциально про­дуктивному в социальном плане).

В системе образования взрослых инвалидов привычные дидак­тические и андрагогические принципы приобретают новое смыс­ловое звучание. Так, реализация известных из школьной практи­ки доступности и посильности обучения по отношению к взрос­лым с ограничениями жизнедеятельности требует соответствую­щего оборудования (слуховые аппараты, приспособления для пе­редвижения, учебные брайлевские тексты и др.); точности выбо­ра физиологически и психологически целесообразного объема содержания, темпа и временного режима работы с ним; подачи материала в модальности, обеспечивающей его адекватное вос­приятие.

В соответствии с обозначенными целями и принципами в об­разовании взрослых инвалидов наряду с развитием и адаптацией на первый план выступают такие функции, как компенсаторная (восполняющая упущенные или нереализованные возможности развития, профессиональной подготовки, неудобства состояния ограниченности жизнедеятельности), коррекционная (позволяющая вносить поправки и изменения в содержание и условия обучения в ответ на образовательные потребности, информационные за­просы инвалидов в рамках их реальных возможностей) и поддер­живающая (направленная на оказание социально-психологиче­ской помощи средствами обучения и организацию сопровожде­ния инвалида на образовательном пути). В реальной практике все эти функции тесно переплетаются.

 

Задачи андрагога в системе обучения взрослых инвалидов

 

Андрагог, работающий со взрослым инвалидом, должен глу­боко понимать, что активное включение инвалида в образова­тельный процесс становится для него сродни подвигу, ибо предстоит пройти путь по преодолению ограничений. Поэтому первостепенная задача андрагога — оказать инвалиду необходимую помощь в преодолении комплекса трудностей:

физических (наличие физических недостат­ков и ограничений, затрудняющих включение в учебную работу);

психологических (отсутствие установки на получение или про­должение образования, недооценка себя как личности, интерес­ной для других, принятие позиции успешного учащегося и т.д.);

социальных (реализация своих прав на обучение и трудоустрой­ство, соответствующее уровню образования; непонимание реаль­ных перспектив использования полученных знаний, умений в со­циальной практике);

образовательных (наличие серьезных пробелов в знаниях, дли­тельный перерыв в обучении, отсутствие навыков учения и само­образования);

нравственно-волевых (необходимость проявить силу духа, при­ложить усилия воли для успешности обучения).

С учетом неординарности контекста жизнедеятельности инва­лида выстраивается модель его обучения. Независимо от избранной модели общей задачей для андрагога остается формирование у ин­валида установки на преодоление разобщенности с социумом с помощью образования, понимание компенсаторной роли успеш­ного обучения, позволяющего внести свой вклад в жизнь социума.

В позиции андрагога при обучении инвалидов часто оказыва­ются люди с очень разным уровнем подготовки и предшествую­щим опытом. Помимо специалистов, имеющих профильное (педагогическое, психологическое, медицинское и др.) образование, в эту деятельность могут быть включены социальные работники, волонтеры, сами инвалиды, пережившие аналогичные трудности и желающие оказать помощь своим собратьям по ситуации, их родственники.

Образование призвано помочь инвалиду пересмотреть свое от­ношение к ценности и социальной значимости собственной жиз­ни, сформировать позитивный взгляд на себя как уникальную лич­ность, находящуюся в контексте жизни человечества. Обращение с помощью андрагога в ходе обучения к смыслам и ценностям, носящим всечеловеческий характер, позволяет людям с ограни­ченными в физическом плане возможностями выстроить новый контекст своего бытия, увидеть горизонты своих возможных до­стижений, не ограничиваться сугубо утилитарными, прикладны­ми задачами. Андрагог может использовать в качестве уникальных примеров творческие достижения инвалидов, сумевших получить не только вузовское, но и научное образование, освоивших впо­следствии творческие профессии (например, писательница Ольга Скороходова, сценарист и режиссер Александр Суворов).

Оказавшись в образовательной ситуации, инвалидам бывает трудно идентифицировать себя с ролью человека, успешно обу­чающегося и имеющего перспективу дальнейшего применения по­лученного образовательного потенциала в разных сферах деятель­ности и общения. В этом случае необходима внешняя поддержка, позволяющая сформировать соответствующую образовательную мо­тивацию, потребность в новых знаниях, начиная с наиболее ак­туальных для конкретной личности. Требуется также обеспечить расширение образовательного поля инвалида за счет новых кон­тактов, вовлечения в информационный поиск с использованием современных технологий, благодаря чему становятся очевидными конкретные образовательные результаты. Все это формирует опыт и мотивацию достижения успеха в познании, вызывает удовлет­ворение процессом деятельности, который возможно осуществить самостоятельно от замысла до завершения.

Часто инвалиды недооценивают себя в качестве полноценных участников и потенциальных инициаторов коммуникативных свя­зей в среде обучающихся, не имеющих ограничения жизнедея­тельности или имеющих их в меньшей степени. Переломить ситуа­цию позволяет организация групповых форм учебной работы, пред­полагающих наращивание позитивного опыта общения и взаимо­действия. Задача андрагога — создать условия, способствующие раскрепощению личности, путем использования диалога, интер­претации и анализа различных точек зрения. Эффективно вклю­чение слушателей в групповые формы деятельности, имитацион­ное моделирование, групповую рефлексию, совместное создание творческого продукта. В такой образовательной ситуации инвалиду легче преодолеть замкнутость и определенный психологиче­ский барьер, что делает более плодотворным процесс социализа­ции. Образовательный процесс призван способствовать расшире­нию сферы социального окружения инвалидов, созданию усло­вий для их включения в систему социального партнерства.

Степень индивидуальной активности в образовательной ситуа­ции напрямую связана с выходом на новый уровень понимания возможностей обучения для последующей самореализации. Об этом свидетельствуют многочисленные факты выступлений инвалидов с инициативами образовательного, профессионального и общекультурного характера (разработка и реализация индивидуальных образовательных программ, компьютерных программ, программ переобучения с целью получения новых специальностей и после­дующего трудоустройства и т.д.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...