Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы организации образования взрослых инвалидов

 

Социальной группе инвалидов предоставлено право получать профессиональное образование в различных формах. В зависимо­сти от имеющихся деприваций определенные группы инвалидов (в основном с сенсорными нарушениями) проходят обучение в тех или иных реабилитационно-образовательных учреждениях профессионального образования. В настоящее время спектр учебных заведений, имеющих структуры для обучения инвалидов в рамках начального, среднего, высшего профессионального об­разования, расширяется. Прием и обучение в них ведутся на осно­вании трудовых рекомендаций медико-социальной экспертизы (МСЭ).

В связи с ростом числа инвалидов с комплексными нарушени­ями жизнедеятельности актуализируются проблемы, связанные с разработкой индивидуальных образовательных программ формаль­ного и неформального видов. Их успешность во многом определя­ется эффективностью деятельности службы сопровождения. Эта служба в рамках МСЭ, выполняя общие функции, отличается объектами внимания (отдельные группы инвалидов, сообщество внутри социальной группы, отдельные личности и т.д.), объемом и способами деятельности, характером предоставляемых реаби­литационных услуг.

На базе инновационных профессионально-образовательных учреждений для инвалидов проводится профориентационная ра­бота, функционирует отдел профессионального отбора и профес­сиональной учебы, сотрудники которого определяют профессио­нальную пригодность слушателя и обосновывают возможные сро­ки обучения по каждой из специальностей, специфику индиви­дуального сопровождения, возможный прогноз обучения.

Для успешного обучения инвалидов необходимо, чтобы со­держание, методы обучения и его организационно-педагогические условия были максимально приближены к конкретному человеку с учетом всего комплекса его психофизиологических возможностей и социального опыта. Сегодня ситуацию обучения облегчают:

— использование возможностей телекоммуникаций и баз дан­ных для информационной поддержки образовательного процесса;

— обеспечение доступа к массивам научной, учебно-методи­ческой информации на базе Интернет-класса, оборудованного рабочими местами;

— развитие дистанционного образования, особенно актуаль­ного для учащихся с проблемами опорно-двигательного аппара­та, живущих вдали от современных учебных центров;

— оборудование учебных и рабочих мест с учетом характера депривации (использование брайлевской строки, магнитофонов для слабослышащих; специальных технических средств реабилитации для лиц с проблемами опорно-двигательного аппарата и др.).

В качестве примера можно привести интересный опыт, накоплен­ный в обучении слепых и слабовидящих. Использование информацион­ных технологий людьми со значительной потерей зрения предоставля­ет им практически равные возможности со зрячими пользователями. Для этого применяются компьютеры, оснащенные специальными про­граммными средствами, с помощью которых можно обеспечить чтение плоского текста. Современные планшетные сканеры в сочетании с про­граммами распознавания текста позволяют прочесть его вслух с по­мощью синтезатора речи. Инвалиды, имеющие остаточное зрение, ис­пользуют в своей работе программы по увеличению изображения на обычном видеодисплее.

В последние годы в работе с инвалидами повышается роль ак­тивного обучения. Все шире используются:

кейс-технологии, в рамках которых слушатель получает полный комплект учебных материалов по каждой дисциплине (обычные учебные пособия, их электронные версии на дискетах, видеокас­сетах, или в виде мультимедийных программ), а также возмож­ность познакомиться с типовыми проблемами и вариантами их решений;

сетевые технологии (Интернет, региональные, локальные те­лекоммуникационные сети);

телевизионные технологии, реализуемые с помощью системы спутникового телевидения;

учебные фирмы.

Значительное число инвалидов по заключению МСЭ не могут участвовать в профессиональной деятельности. Международная концепция «независимой жизни» ориентирует на использование в работе с ними широкой палитры оздоровительных, социальных, культурно-образовательных программ, позволяющих удовлетворять самые разные познавательные интересы. В последние годы на региональном и муниципальном уровнях активно действуют сооб­щества инвалидов, формирующие своими силами культурно-об­разовательные и оздоровительные программы. В рамках реализа­ции образовательных инициатив развиваются международные связи и формы участия инвалидов в совместных гуманитарных програм­мах с другими регионами и государствами. Они затрагивают ши­рокий круг жизненно важных проблем: организация быта, осно­ванная на принципе независимости от окружающих; содержатель­ный досуг; создание семьи; построение взаимоотношений с род­ственниками и друзьями; организация собственного дела; арттерапия; инвалидный спорт и многое другое.

Спектр проблем, интересующих инвалидов, предполагает на­личие высокого профессионального уровня андрагога, работаю­щего в сфере обучения и поддержки инвалидов, и особых духов­но-нравственных качеств, позволяющих выходить за рамки долж­ностных обязанностей и рассматривать проблемы образования лиц с ограничениями жизнедеятельности в широком гуманитарном плане. Андрагог, работающий с инвалидами, должен быть внут­ренне готов к встрече с непростыми с психологической точки зрения ситуациями. Постоянное общение с людьми, ограничен­ными в жизнедеятельности, требует большого мужества, состра­дания, милосердия, умения проникнуть в содержание их жизнен­ных и образовательных проблем, понять причины не всегда адек­ватных поведенческих реакций и проявлений. Вместе с тем андрагогическая позиция в системе обучающего взаимодействия с ин­валидами должна строиться на отношениях ценностно-смыслово­го равенства, проявлении безусловного уважения к подопечным, веры в их жизненный и творческий потенциал.

Помимо обучения инвалидов андрагог иногда вынужден вы­полнять просветительскую миссию по отношению к их родствен­никам, без помощи которых организовать образовательный про­цесс бывает просто невозможно.

Задания и вопросы для самоконтроля

1. Назовите причины, по которым инвалиды с различными видами ограничений жизнедеятельности могут испыты­вать трудности в обучении Обоснуйте, каким образом эти трудности могут быть преодолены в системе образования.

2. Какими профессионально-личностными качествами, на ваш взгляд, должны обладать андрагоги, работающие с инвалидами различных групп.

3. Раскройте смысл функций образования инвалидов. Обоснуйте, ка­кую роль играет служба сопровождения в развитии адаптационной, ком­пенсаторной, развивающей и коррекционной функций. Воспользуйтесь материалами, приведенными в приложениях (модели организации и управления системой образования инвалидов).

Рекомендуемая литература

Баумгартен Л. О профессиональной ориентации студентов-инвали­дов // Человек и труд.-1999.-№ 3.

Гарсия-Исер М., Бабушкина Т. Трудоустройство инвалидов: Региональ­ные программы квотирования рабочих мест // Человек и труд. — 2000. — №6.

Евсеева А. О судьбе инвалида // Alma Mater. — 2000. — № 12.

Иванов Г. Профессиональная реабилитация инвалидов // Новые зна­ния. — 1999. — № 1.

Корвякова Л. П. Действенная помощь инвалидам // Открытая школа. — 2000. - № 4.

Кротов А., Старовина Е. Системный подход к профессиональному образованию инвалидов // Человек и труд. — 1999. — № 10.

Новожилова О. В. Инвалид на рынке труда // Социологические ис­следования. — 2001. — № 2.

Саркисян Л. А. Проблемы высшего образования инвалидов // Высшее образование в России. — 1992. — № 1.

Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. — 1999. — № 4.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...