Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кабинет информатики и вычислительной техники (функциональное назначение и оборудование)





Назначение кабинета информатики и вычислительной техники

Кабинет информатики и вычислительной техники (КИВТ) организуется как учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной и профессиональной школы, учебно-производственного комбината, оснащенное комплектом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных, внеклассных занятий по курсу "Основы информатики и вычислительной техники" (ОИВТ) как базовому, так и профильным. Кроме того, КИВТ может использоваться в преподавании различных учебных предметов, трудового обучения, в организации общественно-полезного и производительного труда учащихся, для эффективного управления учебно-воспитательным процессом.

КИВТ должен быть выполнен как психологически, гигиенически и эргономически комфортная среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и формированию информационной культуры учащихся, приобретению ими прочных знаний, умений и навыков по ОИВТ и основам наук при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся.

В КИВТ должно быть обеспечено информационное взаимодействие между учащимися и программно-аппаратными средствами хранения и обработки информации, между учащимися и учителем, необходимое для осуществления учебно-воспитательного процесса. Занятия в КИВТ должны способствовать:

- формированию у учащихся знаний об устройстве и функционировании современной вычислительной техники; умений и навыков решения задач с помощью ЭВМ, по использованию программного обеспечения современных ЭВМ и работы информационных ресурсов;

- ознакомлению учащихся с применениями вычислительной техники на производстве, в проектно-конструкторских организациях, научных учреждениях, учебном процессе и управлении;



- совершенствованию методов обучения и организации учебно-воспитательного процесса в школе. В КИВТ может проводиться следующая работа:

- занятия по информатике и вычислительной технике и отдельным темам учебных предметов с использованием средств новых информационных технологий (СНИТ), учебно-наглядных пособий;

- составление учащимися прикладных программ по заданиям учителей и руководства школы для удовлетворения потребностей школы и базовых предприятий;

- внеклассные занятия с использованием СНИТ. Число рабочих мест для учащихся может быть 9, 12, 15 в зависимости от наполняемости классов.

Для проведения практических занятий на ПЭВМ рекомендуется организовывать индивидуальную, групповую и коллективную работу. В зависимости от методических задач на одном рабочем месте может быть организована работа одного-двух учащихся.

КИВТ может быть школьным (обслуживать одну школу) или межшкольным (обслуживать учащихся нескольких школ, училищ).

 

Оборудование кабинета информатики и вычислительной техники

Для реализации задач и содержания работ, отмеченных выше, КИВТ оснащается материальными средствами, согласно "Перечням средств вычислительной техники и учебного оборудования для всех типов учебных заведений с базовым изучением информатики и вычислительной техники" Кроме того, КИВТ оснащается:

- программными средствами учебного назначения по курсу "Основы информатики и вычислительной техники" как базового, так и профильных;

- заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений учащихся на компьютерах;

- комплектом научно-популярной, справочной и методической литературы;

- журналом вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности;

- журналом использования комплекта учебной вычислительной техники на каждом рабочем месте;

- журналом отказа машин и их ремонта; - держателями для демонстрации таблиц и стендами для экспонирования работ учащихся;

- инвентарной книгой для учета имеющегося в кабинете учебного оборудования, годовыми планами дооборудования КИВТ, утвержденными директором школы;

- аптечкой первой помощи;

- средствами пожаротушения.

Рабочие места учащихся, оснащенные персональными ЭВМ (ПЭВМ), должны состоять из одноместного (или двухместного) стола и одного (или двух) стульев. На столе учащегося устанавливается ПЭВМ со всеми необходимыми периферийными устройствами. К столам подводится электропитание и кабель локальной сети.

Столы оборудуются в соответствии с требованиями безопасности и крепятся к полу. Рекомендуется подставка под монитор на ученический стол.

Общая электрическая схема питания для КИВТ включается в сопроводительную документацию, поставляемую с комплектом электрооборудования для КУВТ.

Рабочее место учителя оборудуется столом, оснащенным аппаратурой в соответствии с "Перечнями средств вычислительной техники и учебного оборудования для всех типов учебных заведений с базовым изучением информатики и вычислительной техники"и двумя тумбами для принтера и графопроектора.

В процессе проведения занятия подключение электропитания к рабочим местам учащихся и выключение его производит преподаватель и отмечает это в журнале использования КУВТ.

Расстановка рабочих мест учащихся в КИВТ должна обеспечить свободный доступ учащихся и учителя во время урока к рабочему месту. Оптимальным вариантом, с точки зрения безопасности труда учащихся и учителя, электробезопасности и создания постоянных уровней освещенности при работе, является периметральная расстановка рабочих столов с ПЭВМ.

При наличии периметральной расстановки столов с ПЭВМ КИВТ должен быть оборудован дополнительно двухместными столами (ГОСТ 11015-86.) из расчета количества занимающихся. Эти учебные столы необходимы для теоретических занятий, опроса учащихся, выполнения контрольных работ, составления или модификации программ, решения задач в тетрадях. Расставляются эти столы в один или два ряда.

Передняя стена КИВТ оборудуется классной доской для фломастеров, экраном, шкафом для хранения учебно-наглядных пособий и носителей информации и демонстрационным монитором (телевизором). Демонстрационный телевизор устанавливается на высоте 2 м от пола на кронштейне слева от классной доски. Под доской устанавливают ящики для таблиц. На верхней кромке доски крепятся держатели (или планка с держателями) для подвешивания таблиц.

Учебные пособия и оборудование размещаются и хранятся в кабинете по разделам программы. Демонстрационные пособия и оборудование для самостоятельных работ хранятся раздельно. Для хранения учебно-наглядных пособий и оборудования КИВТ оснащается шкафом, устанавливаемым справа от классной доски. Демонстрационные пособия хранятся в КИВТ следующим образом:

- диски с программными средствами – в специальных небольших ящичках, защищенных от пыли и света, по классам и разделам программы; ящички размещаются в шкафу, а места для хранения в нем дисков отмечаются надписями;

- таблицы – в ящиках под доской или в специальных отделениях по разделам программ и классам с учетом габаритов;

- аудиовизуальные пособия хранятся на полках шкафов, диафильмы и диапозитивы – в укладках с выемками для коробок;

- справочная, учебно-методическая и научно-популярная литература – на полках шкафа (поставляется школьной библиотекой).

В КИВТ создается картотека имеющегося учебного оборудования с указанием мест хранения и методическая картотека, oблегчающая учителю и лаборанту подготовку оборудования к занятиям.

На стене, противоположной окнам, размещаются щиты с постоянно находящимися в кабинете справочными таблицами, знакомящими учащихся с правилами по технике безопасности, основными узлами ЭВМ и их функциями, видами алгоритмов и т.д. Пособия, необходимые для изучения отдельных тем и разделов курса, рекомендуется экспонировать на стене кабинета, противоположной классной доске. Для экспозиции пособий, книг и материалов КИВТ оснащается съемными стендами. Экспозиции устраиваются по наиболее важным или трудным темам курса, а также по темам, по которым учащиеся провели большую самостоятельную работу. При переходе к изучению другой темы материалы экспозиции предыдущей темы заменяются новыми.

Следует предупреждать перегрузку кабинета стендами с указанными материалами. Часть материалов может быть вынесена на стенды перед входом в КИВТ. В КИВТ используется комплект технических средств обучения (ТСО), имеющийся в школе.

Организация работы в кабинете информатики и вычислительной техники

Организационную работу КИВТ должен возглавлять заведующий из преподавателей ОИВТ, который является организатором оборудования кабинета, работы учителей и учащихся по применению вычислительной техники в процессе изучения курса информатики и вычислительной техники и отдельных тем других общеобразовательных предметов.

Заведующий кабинетом ответствен за сохранность оборудования, ведение журнала инвентаризационной записи, содержание оборудования в постоянной готовности к применению, своевременность и тщательность профилактического технического обслуживания вычислительной техники, правильное ее использование, регистрацию отказов машин и организацию их наладки или ремонта, за исправность противопожарных средств и средств первой помощи при несчастных случаях, за своевременное проведение вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности, за соблюдение преподавателем и учащимися правил техники безопасности, регистрацию в журнале времени начала и окончания каждого занятия, включение и выключение электропитания.

При знакомстве учащихся с КИВТ преподаватель ОИВТ должен:

- распределить учащихся и закрепить их по рабочим местам КИВТ с учетом роста, состояния зрения и слуха;

- ознакомить с правилами по технике безопасности и работе в КИВТ.

Учащиеся, в свою очередь, должны сдать зачет по технике безопасности и правилам работы в кабинете, что отмечается в "Журнале регистрации вводного и периодического инструктажей по технике безопасности", в котором указывается дата инструктажей и зачетов, фамилии и инициалы преподавателей, проводивших инструктаж и принявших зачет, фамилии и инициалы учеников, сдавших зачет, содержание инструктажа. Эти данные скрепляются подписью учителя. Ученики должны нести ответственность за состояние рабочего места и размещенного на нем оборудования.

Преподаватели, работающие в КИВТ, должны строго следить за выполнением учащимися требований по технике безопасности и правил работы в КИВТ и отмечать на каждом занятии в журналах использования ПЭВМ время начала и окончания работы, состояние рабочего места, отказы машин.

При организации работы в КИВТ следует исходить из необходимости интенсивного и одновременно эффективного использования ПЭВМ. Время, свободное от обязательных занятий по программе курса ОИВТ, следует использовать для проведения профильного обучения и кружковой работы с учащимися. При этом возможно привлечение к подобной работе учащихся младших классов. Можно рекомендовать заведующему КИВТ создание из наиболее творчески активных учащихся некоторой инициативной группы, которая наряду с участием в кружковой работе выполняла бы одновременно и отдельные работы, связанные с оборудованием КИВТ, разработкой и изготовлением различного рода учебных пособий. Необходимо также постараться подключить к внеклассной работе с учащимися их родителей.

Важнейшей формой внеклассной работы, осуществляемой заведующим КИВТ или преподавателями, должен стать учебно-методический семинар, к участию в котором необходимо привлечь не только преподавателей информатики, но и преподавателей других общеобразовательных дисциплин. Этот семинар мог бы взять на себя прежде всего решение таких задач, как распространение опыта, знакомство с новыми программными средствами учебного назначения, обучение преподавателей основам работы на ПЭВМ, разработка основных направлений кружковой работы с учащимися и т. п. Очевидно, что организационные формы семинара могут быть весьма разнообразными и, вероятно, будут меняться по мере роста информационной культуры преподавателей.

Деятельность заведующего кабинетом охватывает широкий круг обязанностей, очень многогранна и ответственна. Помощь в его работе должен оказывать лаборант кабинета информатики и вычислительной техники. Лаборант находится в непосредственном подчинении заведующего КИВТ и отчитывается перед ним за сохранность, правильное хранение и использование учебного оборудования. Лаборант обязан знать всю систему КИВТ, правила ухода за ним, условия сохранности средств вычислительной техники, программных средств и наглядных пособий. По плану преподавателя и под его руководством лаборант готовит оборудование к уроку, ведет отчетность, инвентаризационные записи. Лаборант помогает обеспечивать соблюдение правил по технике безопасности учащимися, обеспечивает постоянную готовность противопожарных средств и средств первой помощи. Лаборант может осуществлять регистрацию в журнале времени начала и окончания каждого занятия, регистрирует отказы техники во время занятий. Под руководством заведующего кабинетом лаборант проводит мелкий ремонт вышедших из строя ТСО.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.