Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Демографические, биологические и др. (экономические, географические, экологические) основы общественной жизни. (по: ян щепаньский)




ДЕМОГРАФИЯ КАК НАУКА – ИСТОРИЯ И СООТНОШЕНИЕ С СОЦИОЛОГИЕЙ

Демография наука, изуч. специфическими методами численность населения, территориальное размещение и состав.

История: Конфуций осущ. попытку определения идеальной пропорции м/у кол-ом обрабатываемой земли и численностью заселения. Платон в учении об идеальном гос-ве выдвигал в качестве обяз-го условия ограниченное число граждан 5040 чел свободного населения, мужчины могут иметь детей только в возрасте 30-55лет. Аристотель - идеальным считал гос-во с малочисленным свободным населением. Предлагал узаконить умерщвление больных детей и части «излишних» новорождённых. В эпоху феодализма в странах Европы гос.власть всеми мерами способствовала увеличению населения. Осн. идея - богатство общ-ва и сила гос-ва определяется численностью населения. Появление Демогр.как науки: основатель - Граунт, появление термина: 1855г. (Гийяр). В конце 18 — начале 19в. в США заложены основы современной переписи населения (первая перепись! - 1790), был налажен текущий учет населения.

Возникновение демографической науки - 19 в. Вопрос о роли и месте демограф в соц-эк развитии. Описательный хар-р, рассматриваются состав и движение населения.

Развитие науки в России: в середине 18в Ломоносов 1й обратил внимание на проблемы «сохранения и умножения российского народа». 1926 г. – всеобщая перепись населения. 1930 – многие демографы репрессированы, исследования прекратились. 1950-60 – возрождение.

Демография (Д) и социология (С): их области пересекаются. С: комплексн. научный анализ + деятельностный подход (соц. явления характеризуются как общезначимые результаты поведения множ-ва индивидов) => это позволяет перейти от описания процессов к объяснению. Область взаимодействия Д (как науки о воспроизводстве населения) и С (как науки об об-ве) образует предмет исследования, с одной стороны, социологической демографии ( исследует влияние социальных, социокультурных и социально-психологических факторов на демографическое поведение), а с другой – демографической социологии. + Социологу необходимо владеть демогр.знаниями, т.к. демогр.процессы – это факторы соц.изменений. Д может помочь социологу на этапе разработки программы и инструментария соц.иссл. и на стадии обработки, анализа и интерпретации.

ПРЕДМЕТ ДЕМОГРАФИИ, ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: УЗКОЕ И ШИРОКОЕ ПОНИМАНИЕ

Предмет (в общем смысле) – численность населения и вопросы ее формирования, а также факторы, влияющ. на изменение численности ИЛИвоспроизводство населения, т. е. процесс непрерывного возобновления его численности и структур через смену поколений, через процессы рождаемости и смертности.УЗКОЕ ПОНИМАНИЕ: 4 фактора (смертность/рождаемость, брачность/разводимость), ШИРОКОЕ ПОНИМАНИЕ: + 5 фактор - миграция, влияет на численность.

ПОЧЕМУ ИЗУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ (ДЕМОГРАФИЯ) ОТНОСИТСЯ К СОЦИОЛОГИИ? (ПО: ГИДДЕНС, С. 546)

Изучение проблем народонаселения - демография. (термину 1,5 века) Гос-ва проводят офиц. статистич. учет стр-ры населения и его размещения. Задачи демографии: определить размеры населения, объяснить его рост/сокращение. Демографию считают 1й из ветвей социологии, т.к. факторы, влияющие на уровень рождаемости, смертности и на миграцию населения, в значительной мере – социал-е и культурн-е. Демографическая работа в основном - статистич-я (стат-е данные о страны). Но, данные не вполне истинны, т.к. не можем получить точн картину населения; Для детального изучения стр-ры и тенденций изменения населения требуется инф-я, кт можно получить, используя спец. коэффициенты. На уровень рождаемости и коэф.фертильности влияют соц. и культур. ф-ры: есть семьи, где женщины рождают по 20 детей и >, но в реальности коэффициент фактич плодовитости всегда ниже биолог-й, т.к. эти факторы ограничивают размножение. При изучении продолжительности жизни учитывают др. факторы: заболевания, плохое питание и стихийные бедствия.

НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ И ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ (ОБЩЕСТВЕННОЕ) РАЗВИТИЕ: ИСТОРИЯ ВЗГЛЯДОВ И ИДЕЙ

Мальтус: процветание страны связано с численностью населения. Рост численности приводит к тяжести и Земля может сойти с орбиты. Также рост населения мешает росту благосостояния.

Античность: установили, что есть взаимосвязь м/у благосостоянием гос-ва и численностью.

Конфуций – должен быть какой-то оптимум населения. Китайские мыслители – рост населения это плохо, невозможно всех прокормить.

Индия – рост населения это хорошо, нужно больше рабочей силы.

Платон и Аристотель были заняты проблемой перенаселения Греции => считали, что рост населения это плохо, на каком-то моменте людей сложно прокормить. Считали, что допустимо детоубийство, регламентация брачности. Зарождается традиция рождения в браке. Платон в учении об идеальном гос-ве выдвигал в качестве обяз-го условия ограниченное число граждан 5040 чел свободного населения, мужчины могут иметь детей только в возрасте 30-55лет. Аристотель - идеальным считал гос-во с малочисленным свободным населением. Предлагал узаконить умерщвление больных детей и части «излишних» новорождённых.

Феодальное общество – в росте населения заинтересованы богатые люди, для них рост численности влечет рост налоговых сборов. Руссо – населения должно быть столько, сколько государство в состоянии прокормить. Кандарсье – должно быть разумное ограничение рождаемости. (17 век) Появляется идея планирования семьи.

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ, БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ДР. (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ) ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. (ПО: ЯН ЩЕПАНЬСКИЙ)

Биологич.основы: Особ-ти чел-го организма, происходящие в нем физиологич-е процессы, механизм наследования свойств, импульсы, склонности и потребности, возникающие из особенностей организма и физиолог-х процессов. Особенности, влияющ.на общественную жизнь: а)прямохождение: лучше видит окружающ.обстановку, освобождет передн конечности; б)руки: цепкие+большой палец в) взгляд вперед, а не в стороны => зрение в 3х измерениях; г)большой мозг+сложн нервн система => возможность высокого развития психич.жизни; д)речь; е)длительная зависим. детей от родителей => долгий период обучения и социализации; ж)пластичность импульсов и потребностей,приспособление => развитие сложных образцов поведения и приспособление к различным условиям среды; з)устойчивость сексуального влечения=>формы семьи и др.

Географич.основы: влияют на размещение населения на поверхности, рождаемость, состояние здоровья, распростр-е болезней, появление паразитов и т. п. => явления и процессы общественной жизни. 1)запасы средств удовлетворения потребностей и предметы непоср-го окружения, кт находятся в ближайшем окружении: пища, одежда, жилье, оружие и орудия труда. 2)Непосредств-е окружение, определяющее занятия проживающих здесь людей (охота, скотоводство, земледелие, промышл-сть, ест.пути сообщения).3)Климат, влияющ. на активность человека (жаркий парализует энергию; холодный отвлекает часть энергии на борьбу за поддержание существования; умеренный климат => активность). 4)давление, влажность воздуха, ветры, => состояние здоровья. ВАЖНО! Геогр. среда создает 1 из естественных основ обществ.жизни, но не определяет однозначно ее ход.

Демографич.основы: Рождаемость, естественный прирост, возрастающая плотность населения, процент людей определенного возраста в составе населения влияют на эконом. и соц.процессы и явленият (производство, ур.жизни, предложение раб. силы и структуру занятости, вызывает миграции и пр). Плотность населения: 1) определяет формы использования земли и природных богатств, 2) вызывает конкуренцию, способствует более частым контактам м/у индивидами, группами, быстрому распространению идей, повышает интенсивность изобретательства => является, фактором культурн.развития. Чрезмерный прирост населения - причина отсталости, голода, источник волнений; затрудняет рост уровня жизни.

Экономич основы: Пр-во мат-х благ и связанные с ним явления и процессы в большей мере, чем явления биологич-е, определяют основные процессы общ. жизни. Воздействуя на внешн природу и изменяя ее, чел-к в то же время изменяет свою собств-ю природу. Маркс: Производительные силы характеризуют уровень использования возможностей общ-ва в производстве благ. + Производя, люди воздействуют и на природу, и др. на друга, => возникают производственные отношения м/у людьми =>разделение труда, отношения м/у работающими людьми, организация труда и распределение произведенных благ. ВАЖНО! Этот эк.базис формируется созданной над ним культурной надстройкой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...