Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Производство. Производственная функция.




Микроэкономика – опорный конспект (продолжение)

 

Раздел III. Теория фирмы.

Раздел III. Тема 1 Производство.

План.

1. Фирма и её основные организационные формы.

2. Производство. Производственная функция.

3. Основные показатели производства: общий, средний и предельный продукт.

4. Производство в коротком периоде. Закон убывающей производительности факторов производства.

5. Производство в длительном периоде.

I.Фирма и её основные формы.

· Фирма – это организация (институция), в рамках которой рыночная координация заменяется внутрифирменной координацией. Сопоставление рынка и фирмы представлено в следующей таблице (таблица № 1):

 

Таблица 1

 

Основные организационные формы фирмы в мировой практике:

· Индивидуальная частная фирма.

· Партнерство (товарищество).

· Корпорация (акционерное общество)

Организационные формы предпринимательства в РФ определены законодательно Гражданским кодексом Российской Федерации (часть I гл. 3, ст. 23 – 25; гл. 4), Федеральными законами, конкретизирующими особенности различных организационно-правовых форм предпринимательства. Гражданский кодекс РФ дает право гражданину заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя (статья 23). Юридическими лицами признаются организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают этим имуществом по своим обязательствам, имеют имущественные и личные права и обязанности; юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (ст. 48). Новая версия Гражданского кодекса, представленная в Государственную Думу РФ, предусматривает вместо ОАО, ЗАО и ООО лишь две организационные формы: публичные и непубличные компании. При этом предусматривается усиление защиты их прав, вводятся новые нормы по регулированию договорных отношений. Новый ГК должен вступить в действие с сентября 2012 года.

В экономической теории термином «фирма» обозначаются экономические организации различных масштабов и организационно-правовых форм. Однако подходы к анализу поведения фирм, причин их возникновения, границ их деятельности различны у разных экономических школ. Современная новая институциональная экономическая теория (НИЭТ) связывает само появление фирмы с существованием трансакционных издержек, открытие которых впервые было сделано Р. Коузом в статье «Природа фирмы» в 1937 году. Трансакционные издержки – это издержки использования ценового механизма при рыночных сделках: издержки получения информации о ценах, издержки проведения переговоров и заключения контракта, контроля за его выполнением. В рамках фирмы такого рода издержки существенно ниже. Микроаналитический подход НИЭТ к изучению фирмы как экономической организации проявляется в том, что за базисную единицу анализа принимается не фирма в целом, а отдельная трансакция, оформленная соответствующим контрактом. Поэтому предметом анализа являются структуры управления трансакциями (сделками) и особенности поведения людей в этих сделках. НИЭТ рассматривает фирму как сеть контрактов, характер и эффективность реализации которых зависит от характера отношений собственности, внутрифирменной организации управления, характера институциональной среды, в которой действует фирма. НИЭТ существенно дополняет неоклассическую теорию фирмы, которая рассматривает фирму как технологическую единицу, возникновение которой связано с углублением общественного разделения труда и усложнением его структуры. Поведение фирмы рассматривается как частный случай поведения индивида на стороне предложения, стремящегося максимизировать прибыль. Поэтому фирма – это коммерческая организация, осуществляющая затраты факторов производства для выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг) и их продажи с целью получения прибыли. Таким образом, модель фирмы может быть представлена как блок, на входе которого – факторы производства, а на выходе – готовая продукция (работы, услуги).

II. Производство. Производственная функция.

В рамках фирмы осуществляется процесс производства. Производство – это любая деятельность по использованию ресурсов для получения как материальных, так и нематериальных благ (услуг). Это процесс превращения факторов производства в конкретные блага. Зависимость между производственными затратами и конечным результатом выражается производственной функцией. Производственная функция – функция, которая характеризует зависимость между максимально возможным объёмом выпуска и количеством применяемых факторов производства. Она выражает технологию, т.е. способ производства блага,и имеет вид: Q=f (F1, F2, F3…Fn), где Q - максимально возможный объём производства; F1, F2…Fn – затраты факторов производства в физическом выражении. Эта формула однозначно утверждает возможность использования различных технологий для производства данного вида продукции, возможность взаимозаменяемости факторов производства. Такой подход принципиально отличается от марксистского подхода, который исходил из неизменности применяемой технологии, из особой роли рабочей силы, как единственного фактора, способного создавать и увеличивать новую стоимость, тогда как материальные факторы производства лишь воспроизводили свою стоимость в новом товаре благодаря участию живого труда.

В неоклассической теории различные технологии оцениваются с точки зрения их технической и экономической эффективности.

Понятие технической эффективности. Способ производства А считается технически более эффективным по сравнению со способом производства В, если он предполагает использование хотя бы одного ресурса в меньшем, а всех остальных не в большем количестве, чем способ В.

Понятие экономической эффективности: Способ производства считается экономически эффективным, если он позволяет минимизировать издержки используемых ресурсов при выпуске заданного объёма продукта (или максимизировать объём продукта при заданных ресурсах).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...