Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопр 49(50) Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии дошкольника




Игра – это самостоятельная творческая деятельность ребенка, нацеленная на действие, а не на результат.

Сюжетно-ролевая игра – самостоятельный и творческий вид деятельности, в которой дети берут на себя роль взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника, поскольку в ней складываются главные психи­ческие новообразования этого возраста. В традициях культур­но-исторического подхода, который наиболее успешно разра­батывался Д. Б. Элькониным, игра рассматривается как специфический способ освоения социальной действительно­сти, в котором выражает себя связь ребенка с обществом.

Ролевая игра имеет социальный характер - как по своему происхождению, так и по содержанию

.Компоненты игры:

1. роль –

2. игровые действия одно из основных средств реализации сюжета.

3. сюжет это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).

4. содержание меняется с возрастом детей. Для младших дошкольников основным содержанием игры являются предметные действия людей, в среднем дошколь­ном возрасте на первый план выступают отношения между людьми, в старшем - выполнение правил, регулирующих поведение и отношения людей.

 

В сюжетно-ролевой игре формируются все психические качества личности.

1. Формирует произвольное поведение и произвольность всех психических процессов (лучше запоминают, больше сосредоточены)

2. Влияет на умственное развитие (развитие внутреннего плана т.е. переход к мышлению в плане образов и представлений

3. Развитие воображения (приобретают способность к творческому воображению)

4. Совершенствуется умение общаться со сверстниками (учатся учитывать желания другого и отстаивать свои)

5. Развиваются продуктивные виды деятельности (лепка, рисование

 

 

Вопр 52 Преодоление эгоцентризма и развитие децентрации

 

Отличительной особенностью познавательной позиции ребенка-дошкольника является эгоцентризм.

Эгоцентризм (в психологии развития) [лат. ego — я centrum — центр] — характеристика индивидуальной позиции, свойство мышления и поведения человека, заключающееся в неспособности понять и учитывать другие точки зрения и позиции.

Децентрация (в психологии развития) [лат. de — от centrum — центр] — преодоление центрации (эгоцентризма), т.е. видения мира только со своей точки зрения и невозможности учитывать точку зрения других лиц на те же явления и предметы.

Этот термин, как и само это понятие, были введены в психологию Ж. Пиаже. В основе эгоцентрической позиции лежит невыделенность самого себя и, следовательно, принятие своей позиции как единственной и абсолютной. Эгоцентризм дошкольника вы­ражается в невозможности встать на другую точку зрения, учитывать разные параметры объекта, в отсутствии представ­ления о сохранении количества и других феноменах Пиаже.

Характерным для дошкольного возраста является фено­мен эгоцентрической речи, т. е. речи для себя, не обращенной к собеседнику. Пиаже рассматривал этап эгоцентрической речи как промежуточный между аутическим (индивидуальным) и социализированным мышлением ребенка. Л. С. Выгот­ский показал, что эгоцентрическая речь есть этап становле­ния внутренней речи, которая является главным средством мышления человека.

Мышление совершается в плане внутренней речи, кото­рая по своей функции и структуре существенно отличается от внешней: она не направлена на собеседника, предельно со­кращена и не повторяет того, что находится перед глазами, предикативна (т. е. в ней преобладают сказуемые и предикаты) и понятна только самому себе. Эгоцентрическая речь дошколь­ника имеет много общего с внутренней речью взрослого чело­века. Факт исчезновения эгоцентрической речи в школьном возрасте позволяет говорить о том, что после 7 лет она не отмирает, а превращается во внутреннюю речь. Выготский отмечал, что эгоцентрическая речь есть этап становления внутренней речи, которая является главным средством мыш­ления человека.

Развитие мышления в дошкольном возрасте идет по линии преодоления эгоцентризма и развития децентрации. Особен­ности восприятия и мышления ребенка-дошкольника и, в част­ности, феномены Пиаже объясняются не индивидуализмом ребенка, а отсутствием общественных средств и способов решения задачи (интеллектуальной или перцептивной), т. е. непосредственностью восприятия и суждения. Преодоление центрации, соответственно, заключается в присвоении средств {эталонов, мер, ориентировочных действий и пр.), которые

позволяют встать на объективно-общественную точку зрения. Переход с непосредственной позиции на новую, объективно-общественную, которая всегда имеет опосредствованный ха­рактер, и составляет суть децентрации. Этот переход всегда происходит во взаимодействии ребенка со взрослым - сти­хийном или специально организованном. Формирование ус­ловно-динамической позиции и обучение ребенка пользова­нию мер и меток, разрушающих глобальность восприятия, способствует развитию децентрации.

 

Вопр 53 Особенности воображения в дошкольном возрасте

 

Воображение – это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.

Воображение можно определить как способность к пере­комбинированию и созданию новых образов.

Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Так как такого материала у ребенка значительно меньше, чем у взрослого, его воображение не богаче, а беднее. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого, - оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. Специфика вооб­ражения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональ­ности: ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные.

Первой формой проявления детского воображения явля­ются игры со взрослым, включенные в воображаемую ситуа­цию. Наиболее ярко воображение проявляется в игре дош­кольника (где дети наделяют предметы воображаемыми функциями, берут на себя роли воображаемых персонажей) и в творческих видах деятельности (рисовании и словесном творчестве). В младшем дошкольном возрасте воображение всегда опирается на реальные предметы или действия; к стар­шему дошкольному возрасту становится возможным вообра­жение во внутреннем плане, в плане представлений.

Выделяются две главные функции воображения - по­знавательная (воспроизведение и варьирование реальных событий) и аффективная («защитная»).

Познавательное воображение дошкольника связано с бур­ным развитием ролевой игры, рисования; конструирования. Однако оно нередко носит воспроизводящий характер, когда ребенок действует по образцам: воспроизводит одни и те же сюжеты, склонен к рисованию шаблонных графических схем и пр. Аффективное воображение на этом этапе, как и на предыдущем, направлено на преодоление полученных пси­хотравматических воздействий путем их многократного ва­рьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. Однако в случае устойчивого конфликта с ре­альностью дети нередко обращаются к замещающему вооб­ражению. Обе функции имеют свою линию развития в дош­кольном возрасте.

Специальные педагогические воздействия могут способ­ствовать развитию, творческого воображения ребенка. Для этого хорошо использовать разные варианты задач на вооб­ражение (сочинение сказок, дорисовывание фигур, конструи­рование по замыслу, придумывание сюжетов и пр.).

 

 

Вопр 56(57,58) Развитие личности в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте начинают формироваться личност­ные механизмы поведения:

обнаруживается устойчивое соотношение мотивов (одни из них выходят на первый план и подчиняют себе другие);

складывается первичное соподчи­нение мотивов (ребенок может стремиться к достижению цели, которая не слишком привлекательна для него, ради чего-нибудь другого),

поведение ребенка превращается из полевого в волевое (определяется собственным решением и замыслом)

Иерархия мотивов является той основой, на кот складывается воля и произвольность.

Воля и произвольность являются важнейшими личностны­ми новообразованиями дошкольного возраста. 2 точки зрения на природу воли: 1. В контексте сознания (главные характеристики – осознанность и сознательность) 2. Связ с мотивационно-потребностной сферой (определение воли как причины активности человека). Поэтому нужно различать волю и произвольность

Воля – наличие устойчивых и осознанных желаний или мотивов поведения, которые подчиняют себе остальные.

Произвольность – способность владеть собой, своей внешней и внутренней деятельностью.

Эти процессы связаны с преодолением побудительной силы ситуативных воздействий и стереотипных реакций, в становлении способности самостоятельно определять свои действия и управлять ими. Превращение культурных образцов действия в соб­ственные средства ребенка происходит в процессе приобще­ния, в котором взрослый передает смысл (мотив) и способ новой деятельности в их единстве. (важно создать эмоциональную вовлеченность).

В дошкольном возрасте развитие воли и произвольности наиболее эффективно происходит в ролевой игре и в играх с правилом (тк обладает повышенной мотивацией и осознанностью поведения). Развивающий эффект игр с правилом обусловлен особой позицией взрослого, который одновременно является и участником, и организатором игры.

В дошкольном возрасте возникают первичные этические инстанции: формируются моральное сознание и моральные оценки, складывается моральная регуляция поведения, ин­тенсивно развиваются социальные и нравственные чувства. Межличностные отношения детей имеют определенную воз­растную динамику и проходят через три этапа. К старшему дошкольному возрасту сравнение себя со сверстником и про­тивопоставление ему перерастает во внутреннюю общность, которая делает возможными как сопереживание, так и содей­ствие другому.

Самосознание – способность человека выделять самого себя из окружающего мира, осознать себя найти место в окр действительности.

Самосознание ребенка и его отношение к другим разви­ваются в неразрывном единстве и основаны на двух началах: субъектном(соотв целостному ощущению себя как человека) и объектном(представление обо всем «моем»: мои качества, умения и т.д.). На базе объектного начала формируется самооценка (как отношение к своим конуретным качествам) и образ себя (как представление о своих способностях). Узнавая себя в своем ровеснике, малыши осуществляют активный процесс самопознания)

Соотношение объектного и субъек­тного начала с возрастом меняется и определяет характер отношения к себе и другому. Преобладание объектного нача­ла самосознания является источником некоторых проблемных форм поведения и отношения к сверстникам.

 

 

Вопр 59 (60) Кризис 7лет. Психологическая готовность.

Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом семи лет. Внешними проявлениями этого кризиса являются ма­нерничанье, кривляние, демонстративные формы поведе­ния. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает вы­полнять привычные нормы поведения. За этими симптомами, согласно Выготскому, стоит потеря непосредственности: меж­ду переживаниями и действиями ребенка вклинивается ин­теллектуальный момент. Внешняя и внутренняя жизнь ребен­ка дифференцируется.

Позитивными новообразованиями кризиса семи лет явля­ются произвольность и опосредованность своей психической жизни. Возникает обобщение собственных переживаний; рас­ширяется круг интересов и социальных контактов ребенка; общение со взрослыми и сверстниками становится произ­вольным, опосредованным определенными правилами. Рас­ширяется временная перспектива ребенка, возникает стрем­ление включиться в общественную жизнь, занять определенную социальную позицию. Это стремление реализуется при поступ­лении ребенка в школу.

Психологическая готовность к школе включает личностную (мотивационную), волевую и интеллектуальную готовность. Лич­ностная готовность, помимо социальной позиции школьника, предполагает ориентацию на учебное содержание. Волевая готовность связана с развитием произвольности и со способ­ностью действовать по правилу, заданному учителем. Умствен­ная готовность включает овладение средствами познаватель­ной деятельности, децентрацию и интеллектуальную активность ребенка.

В последние годы в нашей стране широко обсуждается вопрос о сроках начала обучения в школе. Эти сроки варьиру­ются в зависимости от общей образовательной политики го­сударства и социально-экономических условий жизни обще­ства. В 50-е годы дети начинали учиться в школе с 8 лет, затем долгое время возраст начала обучения в школе был 7 лет. В настоящее время осуществляется переход к обучению детей в массовой школе с 6 лет. Но эта проблема нуждается в особом обсуждении.

Шестилетний возраст является переходным этапом, одна­ко многие шестилетки сохраняют дошкольный тип мышления и общения со взрослыми. Вместе с тем хорошо известно, что дети этого возраста часто проявляют высокую познаватель­ную активность, которая может быть основой для успешного обучения. В то же время обучение детей седьмого года жизни имеет положительный эффект лишь при соответствующей организации учебного процесса. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что обучение детей с 6 лет должно быть жестко связано с соблюдением ряда опреде­ленных условий. Во-первых, необходимы квалифицирован­ные педагоги, знающие возможности и особенности этих детей и умеющие правильно общаться с ними. Во-вторых, содержание, методы и формы обучения должны быть адекват­ны возрасту. Образовательный процесс должен быть ориенти­рован не на предметное содержание, а на развитие интересов и склонностей самого ребенка. Обучение должно проходить преимущественно в игровых формах, вне рамок привычной для школы дисциплины. В-третьих, детям необходимы осо­бые условия жизни: пространство для игр, игрушки, место для прогулок с игровым оборудованием и пр.

Практика показывает, что современная начальная школа в своей массе не может обеспечить такие условия детям 6 лет. Применение традиционных методов и форм работы с шести­летками, рассчитанных на 7-8-летних детей, несет целый ряд негативных последствий: дети испытывают острые отрица­тельные эмоции, переживают из-за неудач, не понимают школьных требований, начинают бояться учителя, не выдер­живают минимальной учебной нагрузки в классе, пытаются играть под партой, втайне от учителя и пр. В результате возникает отрицательное отношение - сначала к себе как ученику, а потом вообще к школе, да и ко всему процессу обучения.

Привлечение 6-летних детей в школу основано на мнении, что целенаправленное обучение детей возможно только в шко­ле. Между тем в России сложились уникальные формы образо­вания маленьких детей, высокое качество которых признано во всем мире. Это система дошкольного образования. В течение многих десятилетий она обеспечивает тот уровень образования, который соответствует (а часто намного опережает) уровень начальной школы в странах Европы и в США. Все те условия, которые чрезвычайно трудно обеспечить в массовой россий­ской школе, уже давно и естественно сложились во многих дошкольных учреждениях. Поэтому эффективным, оправдан­ным и, главное, отвечающим возрастным особенностям ре­бенка является обучение 6-летних детей в условиях детского сада. Переход к обучению в школе может быть своевремен­ным лишь тогда, когда он соответствует психологической зре­лости и готовности ребенка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...