Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общий механизм действия наркотических веществ на организм




Наркомания - это тяжёлое заболевание, вызываемое злоупотреблением и приобретённой патологической зависимостью организма от успокаивающих, одурманивающих, погружающих в видения веществ (наркотиков).

Токсикомания – заболевание, характеризующееся патологическим пристрастием к веществам, не рассматриваемым в качестве наркотиков.

Наркомания и токсикомания развиваются очень быстро, вырастая из кратковременной привычки употреблять вещества, изменяющие сознание.

Все наркотические вещества имеют общий механизм влияния на организм, так как являются ядами. При систематическом употреблении (для развлечения) они вызывают следующие фазы изменений в организме.

Первая фаза — защитная реакция. При первом употреблении наркотические вещества оказывают на организм токсическое (отравляющее) действие, и это вызывает защитную реакцию — тошноту, рвоту, головокружение, головную боль и т.д. Никаких приятных ощущений при этом, как правило, не бывает.

Вторая фаза — эйфория. При повторных приемах защитная реакция ослабевает, и возникает эйфория — преувеличенное ощущение хорошего самочувствия. Она достигается возбуждением наркотиками рецепторов (чувствительных структур) мозга, родственных эндорфинам (естественным внутренним стимуляторам, вызывающим чувство удовольствия). Наркотик на этой стадии действует как эндорфин.

Третья фаза — психическая зависимость от наркотиков. Наркотик, вызывающий эйфорию, нарушает синтез (выработку) эндорфинов в организме. Это приводит к ухудшению настроения человека, и он начинает стремиться получить удовольствие от приема наркотических веществ (алкоголь, наркотики и т.д.). Это еще более ухудшает синтез естественных «гормонов удовольствия» и усиливает желание принимать наркотические вещества. Постепенно развивается навязчивое влечение человека к наркотику (это уже болезнь), которое заключается в том, что он постоянно думает о приеме наркотических средств, о вызываемом им эффекте, и уже при мысли о предстоящем приеме наркотического вещества у него повышается настроение.

Представление о наркотике и его эффекте становится постоянным элементом сознания и содержания мыслей человека: о чем бы ни думал, чем бы ни занимался, он не забывает о наркотике. Как благоприятные он расценивает ситуации, способствующие добыванию наркотиков, а как неблагоприятные — препятствующие этому. Однако на этой стадии заболевания окружающие, как правило, ничего особенного в его поведении еще не замечают.

Четвертая фаза — физическая зависимость от наркотиков. Систематическое употребление наркотиков приводит к полному нарушению системы, синтезирующей эндорфины, и организм перестает их продуцировать. Поскольку эндорфины обладают болеутоляющим действием, то прекращение их синтеза организмом, принимающим наркотические вещества, вызывает физическую и эмоциональную боль.

Чтобы избавиться от этой боли, человек вынужден принимать большую дозу наркотического вещества. Так развивается физическая (химическая) зависимость от наркотических веществ. Решившись отказаться от приема наркотиков, человек привыкший к ним, должен пережить период приспособления, занимающий несколько дней, прежде чем мозг возобновит производство эндорфинов. Этот неприятный период называется периодом абстиненции («ломки»). Она проявляется в общем недомогании, снижении работоспособности, дрожании конечностей, ознобе, болях в различных частях тела. Многие болезненные симптомы хорошо заметны окружающим. Наиболее известное и хорошо изученное состояние абстиненции, например, после приема алкоголя — похмелье.

Постепенно влечение больного к наркотику становится неудержимым, у него появляется стремление немедленно, как можно скорее, во что бы то ни стало, вопреки любым преградам достать и принять наркотическое вещество. Это стремление подавляет все потребности и полностью подчиняет себе поведение человека. Он готов снять с себя и продать одежду, унести все из дома и т.д. Именно в таком состоянии больные идут на любые антисоциальные действия, в том числе преступления.

На этой стадии развития болезни человеку требуются значительно более высокие дозы наркотического вещества, чем в начале заболевания, потому что при систематическом употреблении его наступает устойчивость организма к яду (развивается толерантность).

Пятая фаза — психосоциальная деградация личности. Она наступает при систематическом и длительном приеме наркотических веществ и включает эмоциональную, волевую и интеллектуальную деградацию.

Эмоциональная деградация заключается в ослаблении, а затем полном исчезновении наиболее сложных и тонких эмоций, в эмоциональной неустойчивости, проявляющейся в резких и беспричинных колебаниях настроения, а одновременно с этим и в нарастании дисфории — устойчивых нарушений настроения. К ним относятся постоянная озлобленность, подавленность, угнетенность. Волевая деградация проявляется в неспособности сделать над собой усилие, довести до конца начатое дело, в быстрой истощаемости намерений и побуждений. У этих больных все мимолетно, и верить их обещаниям и клятвам нельзя (обязательно подведут). Они способны проявить настойчивость только в стремлении раздобыть наркотическое вещество. Это состояние у них носит навязчивый характер. Интеллектуальная деградация проявляется в снижении сообразительности, неспособности сосредоточиться, выделить главное и существенное в разговоре, в забывчивости, в повторении одних и тех же банальных или глупых мыслей, стремлении рассказывать пошлые анекдоты и т.д.

· Пути профилактики и лечения наркотической зависимости

Ни в коем случае нельзя пробовать лечиться самим. Лечиться надо в стационаре, там, где имеются врачи: реаниматолог, психиатр и нарколог, а также специалист – психолог.

Наркомания неизлечима, но поддаётся лечению и её можно приостановить. Неизлечимость наркомании заключается в том, что больной человек обречён всю жизнь возвращаться к употреблению, а в том, что, когда бы он ни употребил вещество, изменяющее сознание, у него будут неблагоприятные последствия.

Эта болезнь отражает индивидуальную реакцию человека на то или иное вещество – если она появилась, то нельзя на то, что она когда-либо изменится.

Процесс лечения химической зависимости должен быть био-психо-социо-духовным и не может проходить без участия самого человека.

Лечение можно разделить на два этапа:

I. Этап медицинской помощи, помогающий человеку пережить болезненный период, связанный с прекращением употребления вещества (Абстинентный синдром: похмелье, ломка).

II. Этап лечения химической зависимости (реабилитация), подходы к которому делятся на активный и пассивный. В первом больной активно участвует в процессе и сам отвечает за то, что происходит в его жизни, во втором он соглашается на какие-то действия специалиста, при этом больной может снять с себя ответственность за результат и объяснять свою жизнь неправильными или неумелыми действиями специалиста.

Профилактика вредных привычек включает в себя такие мероприятия:

— Воспитание и формирование здоровых жизненных потребностей, создание социально значимых мотиваций поведения;

— Предоставление объективной информации о вредных привычках, их воздействии на человека и последствиях применения;

— Информирование необходимо осуществлять с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

— Способствовать формированию устойчивого негативного личностного отношения к психоактивным веществам и навыков межличностного общения со сверстниками и взрослыми, умения справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;

— Привитие навыков здорового образа жизни.

— Воспитание и формирование здоровых жизненных потребностей, создание социально значимых мотиваций поведения;

— Предоставление объективной информации о вредных привычках, их воздействии на человека и последствиях применения;

— Информирование необходимо осуществлять с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

— Способствовать формированию устойчивого негативного личностного отношения к психоактивным веществам и навыков межличностного общения со сверстниками и взрослыми, умения справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;

— Привитие навыков здорового образа жизни.

__________________________________________________________________

Все сказанное делает понятным важнейшее значение работы по первичной профилактике вредных привычек у детей и подростков. Она оказывается эффективной при соблюдении следующих условий:

  • следует воспитывать и формировать здоровые жизненные потребности, создавать социально значимые мотивации поведения;
  • детям и родителям следует предоставлять объективную информацию о вредных привычках, их воздействии на человека и последствиях применения;
  • соответствующее информирование необходимо осуществлять с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • понимание детьми сущности вредных привычек должно идти параллельно с формированием устойчиво негативного личностного отношения к психоактивным веществам и навыков межличностного общения со сверстниками и взрослыми, умения справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
  • учащиеся должны приобрести опыт решения своих проблем без помощи психоактивных веществ, научиться бороться с этими увлечениями близких и друзей;
  • прививать учащимся навыки здорового образа жизни, влиять на уровень притязаний и самооценку детей;
  • в борьбе с вредными привычками ребенок, родители, педагоги должны быть едины: надо помочь ребенку отказаться (или захотеть отказаться) от вредных привычках самому.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...