II. Права и запреты при осуществлении общественного контроля
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Для граждан (в том числе для представителей субъектов общественного контроля), направленные на повышение правовой грамотности по вопросам соблюдения хозяйствующими субъектами особых требований к розничной продаже алкогольной продукции
I. Общие положения
Данные Методические рекомендации предназначены для тех, кто планирует непосредственно контролировать соблюдение установленных законом правил продажи алкогольной продукции. Особые требования к продаже алкогольной продукции закреплены в Федеральном законе от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и Законе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16.06.2016 № 46-оз «О регулировании отдельных вопросов в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Ханты-Мансийском автономном округе» (далее – Закон автономного округа № 46-оз) (Приложение № 1). II. Права и запреты при осуществлении общественного контроля При осуществлении общественного контроля допускается: - заходить в магазин в качестве потребителя; - смотреть алкогольную продукцию, изучать этикетку, ценники; - просить предоставить товарно-сопроводительные документы на алкогольную продукцию; - сканировать федеральные специальные и акцизные марки через мобильное приложение «АНТИКОНТРАФАКТ АЛКО»; - требовать чек на алкогольную продукцию (включая пиво, пивные напитки), в том числе чек, содержащий QR-код (за исключением пива, пивных напитков), при покупке алкогольной продукции;
- требовать показать лицензию на розничную продажу алкогольной продукции в торговом объекте в случае реализации алкогольной продукции (кроме пива и пивных напитков).
При осуществлении общественного контроля запрещено: - проходить в помещения, не являющиеся торговым залом, т.е. не предназначенные для выкладки товаров (складские, бытовые помещения); - требовать у работников магазина какие-либо документы, кроме лицензии на осуществляемый вид деятельности и товарно-сопроводительных документов на алкогольную продукцию; - изымать алкогольную продукцию даже с признаками подделки федеральных специальных и акцизных марок (за исключением приобретённой продукции).
III. Основные нарушения, которые могут быть выявлены при проведении проверки:
1. Осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).
Информация о регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) в налоговом органе, о наличии у юридического лица разрешения на продажу алкогольной продукции размещается в торговом зале на стенде (уголок потребителя) в виде документов: свидетельство ОГРН, свидетельство ИНН, лицензия на розничную продажу алкогольной продукции. Информацию о регистрации можно проверить на сайте налогового органа, путем обращения к электронному сервису «Проверь себя и контрагента», о наличии лицензии – на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование), в Реестре лицензий.
2. Розничная продажа алкогольной продукции без маркировки федеральными специальными марками и акцизными марками, либо с поддельными марками.
Алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:
- алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации маркируется федеральными специальными марками; - алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками. Для визуального распознавания подлинности таких марок можно воспользоваться следующими рекомендациями: 1. Они печатаются на самоклеющейся бумаге, которая имеет особое излучение под воздействием ультрафиолета; 2. На бумагу для печати акцизных марок впрессована медная голографическая фольга с узором и повторяющимся изображениями Герба Российской Федерации и аббревиатуры «РФ»; 3. В бумагу введена защитная нить с нерегулярным окном. В окне просматривается нанесенное на нить изображение в виде полосок розового цвета. Под воздействием ультрафиолета изображение визуализируется в виде аббревиатуры «РФ» розового, голубого и желто-оранжевого цветов в овальном кольце; 4. На обратной стороне марок набита аббревиатура «РФ»; 5. Элемент, отпечатанный цветопеременной краской меняет цвет от фиолетового к коричневому в зависимости от угла зрения; 6. Номер марки отпечатан струйным способом печати и состоит из трех цифр, обозначающих разряд, и девяти цифр самого номера марки; 7. Информация на марке и этикетке бутылки должны совпадать. Здесь имеются название алкогольной продукции, вид алкогольной продукции, емкость тары, крепость, наименование предприятия-изготовителя и его местонахождение. Для того чтобы проверить легальность покупаемой алкогольной продукции в магазине, кафе, ресторане, либо любой другой точке, с помощью мобильного приложения «АнтиКонтрафакт Алко», можно скачать программу из магазинов Google Play, App Store, Windows Phone. После установки приложения на смартфон нужно его запустить. В стартовом окне появится карта с легальными точками продажи алкоголя. Карту можно трансформировать в список с указанием конкретных мест и географической привязкой к вашему местоположению. В нижней части экрана располагается вкладка «Сканировать». При переходе на эту вкладку активируется камера мобильного устройства. Программа предложит навести камеру на штрих-код марки, либо QR-код чека, который был передан покупателю продавцом. При наведении камеры на штрих-код или QR-код на экране смартфона появляется информация о продукте и его пути от производителя до торговой точки. Если информация отсутствует, это означает, что товар является контрафактным.
Также, осуществить проверку марки можно на Едином социальном портале алкогольного рынка в разделе «Проверка марок».
3. Розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота.
Товарно-сопроводительные документы: 1. товарно-транспортная накладная; 2. справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированной алкогольной продукции); 3. справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для алкогольной продукции). Номер марки на бутылке должен входить в диапазон номеров, указанный в Разделе «А» справки к товарно-транспортной накладной. Товарно-сопроводительные документы должны находиться в месте розничной продажи алкогольной продукции и должны быть представлены по требованию покупателя. 4. Розничная продажа алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 11.05.2016 № 58н.
Минимальная стоимость на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 % установлена приказом Министерства финансов РФ от 11.05.2016 г. № 58н. Например: цена на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию, крепостью 40 % должна составлять не менее 205 руб. за 0,5 л.; на бренди и другую алкогольную продукцию, произведенную из винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового дистиллятов, за исключением коньяка(за исключением вина и винных напитков) – 293 руб. за 0,5 л.; на коньяк – 371 руб. за 0,5 л.
5. Розничная продажа алкогольной продукции после 20 часов и до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи при оказании услуг общественного питания.
6. Розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним.
7. Розничная продажа в местах, где это запрещено (приложение №1): – п. 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ: – ст. 5 Закона автономного округа № 46-оз. При проверке следует учитывать следующее: Стационарный торговый объект – это торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, имеющий фундамент (прочно связан с землей). Нестационарный торговый объект – это временное сооружение или временная конструкция, у которой отсутствует фундамент, возможно, имеются приспособления для транспортировки объекта. Границы прилегающих территорий к местам в которых запрещается продажа алкогольной продукции определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Нормативные правовые акты, определяющие границы прилегающих территорий размещены на сайте Депэкономики Югры.
IV. При осуществлении общественного контроля следует придерживаться следующего алгоритма:
1. формирование группы общественного контроля (из числа не менее двух человек); 2. сбор информации о проверяемой торговой точке через Интернет-ресурсы (Приложение № 4 к настоящим Методическим рекомендациям). 3. заполнение контрольного листа посещения торговых точек согласно Приложению № 2 к настоящим Методическим рекомендациям; 4. наличие у общественного наблюдателя при себе документа, удостоверяющего личность, удостоверения; 5. наличие средств наблюдения и фиксации результатов (фото, видео камеры, диктофона); 6. проведение общественного контроля по методике, приведенной в разделе V настоящих Методических рекомендаций; 7. составление по итогам общественного контроля заявления по форме согласно Приложению № 3 к настоящим Методическим рекомендациям. 8. обработка и получение информации: систематизация и архивация контрольных листов, фото и видеоматериалов; обобщение собранной информации в сводные единые таблицы или другие обобщающие формы, удобные для последующего анализа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|