Проблемы международной безопасности и сохранения мира в современный период
Главной и неизменной проблемой современности остается сохранение мира и международной безопасности. Понятие "безопасность" является многозначным термином. В целом, однако, под ним понимают положения и условия, при которых не существует угрозы внешнего нападения или достаточно способов отражения такого нападения. Угроза может иметь военный, экономический и политический характер, причем она не всегда может быть ликвидирована военными способами. Фундаментальное значение для безопасности имеют два элемента: территориальная неприкосновенность и политическая независимость. На них опираются другие атрибуты независимого государства, главным из которых является суверенность и способность оберегать основные идеалы и ценности, то есть основу общественно-политического устройства. Государства, стремясь сохранить и укрепить свою безопасность, используют разные средства, способы и методы. Политологи считают, что государства имеют возможность выбрать один из вариантов: Сохраняют вооруженные силы, не связывая себя союзами с другими государствами. Принимают участие в союзах, направленных против общего врага, и стремятся к системе равновесия сил. Создают систему коллективной безопасности. Обеспечивают безопасность в рамках расширяющейся империи, опирающейся на решающий перевес над другими государствами. После окончания Второй мировой войны предпринимались серьезные усилия для создания системы коллективной безопасности в мире. За этот период были приняты четыре миротворческих проекта. Организация Объединенных Наций с момента своего создания (1944 г) заявила о себе как о системе коллективной безопасности, которая под руководством государств-союзников по антигитлеровской коалиции приняла на себя обязательства покарать потенциального агрессора и обеспечить мир во всем мире. Провозглашение Декларации прав человека ООН (1948 г) должно было стать основой мирного обустройства планеты. Однако с ростом противоречий и силового противостояния Востока и Запада ООН часто оказывалась не способной выполнять свою миротворческую миссию. Ей приходилось выступать на стороне одного из блоков, как это произошло во время агрессии КНДР против Южной Кореи в 1950-1953 гг., когда войска ООН остановили агрессию против Восточного блока.
В условиях "холодной войны" возникла и получила развитие система запугивания, которая опиралась на ядерное оружие. Политика "равновесия страха" удерживала от использования ядерного оружия обе соперничавшие сверхдержавы (СССР и США) и не давала возникнуть ядерному конфликту. Берлинский кризис (1948 г), который возник вследствие политики СССР, направленной на блокирование путей снабжения и коммуникаций Западного Берлина со странами Западной Европы и США, и Кубинский кризис 1962 г., который разразился в связи с доставкой советских ракет на Кубу и требованием США вывести их из этой страны, выразительно свидетельствовали, что политика "балансирования на грани войны" может привести мир к самому краю пропасти - всемирной атомной катастрофе. Понимание опасности политики конфронтации, а также растущее осознание преимуществ тесного сотрудничества (в первую очередь в хозяйственной сфере) привело к созданию и реализации иной политической концепции "Восток - Запад". Эта политика хоть и не вела к радикальному разрешению конфликта между Востоком и Западом, но все ж делала акцент на аспектах сотрудничества в отношениях между двумя противоположными блоками. Такая политика получила название политики разрядки международной напряженности. Ее методом стали переговоры по обеспечению международной безопасности, ограничение вооружений, а также разработка системы контроля над вооружением. Результатом ее стало подписание договоров - о приостановке испытаний ядерного оружия на земле, в небе и под водой, о нераспространении ядерного оружия и другие. Большой вклад в этот процесс внесли: четырехсторонний договор (СССР, США, Великобритания, Франция) по Западному Берлину (1971 г), договоры СССР и Польши с ФРГ о признании нерушимости границ, установленных в результате Второй мировой войны, и другие, а также Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки (1975 г), который подписали 35 государств Европы, а также Канада и США. Серьезное значение имел также договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), подписанный СССР и США в 1972 г.
Однако советская интервенция в Афганистан (декабрь 1979 г) и введение военного положения в Польше (декабрь 1981 г), а также усиление консервативных настроений в США в начале 80-х годов привели к новому росту международной напряженности между странами Востока и Запада. В ряде стран, особенно в США, возобладало мнение, что из политики разрядки СССР извлекает одностороннюю выгоду: имея доступ к западной технологии, он усиливает гонку вооружений. США провозгласили тогда, что они готовы вести дальнейшие переговоры между Западом и Востоком только с позиций силы. На сессии НАТО США и их союзники высказались за политику "довооружений" и одновременно за переговоры по вопросам ограничения вооружений. Вместо концепции политики разрядки была принята политика равновесия, управления кризисной ситуацией и предотвращения войны. С началом перестройки (1985 г) руководитель СССР М. Горбачев выступил с тезисом о "новом мышлении" в международной политике. Были подписаны важные соглашения между СССР и США об уничтожении двух классов ракет с ядерными боеголовками. После них были подписаны другие соглашения, в том числе и по сокращению обычных вооружений. Несмотря на упрямое противодействие верхушки военно-промышленного комплекса и высшей номенклатуры КПСС, советская армия была выведена из Афганистана в 1989 г. Усилия М.С. Горбачева в деле разоружения и укрепления мира были отмечены высокой наградой мировой общественности - присуждением ему почетного звания лауреата Нобелевской премии за укрепление мира между народами.
Обретение Украиной независимости и распад СССР открыли новую эру в развитии международных отношений. С момента своего рождения Украинское государство заявило о своем безъядерном статусе, о добровольной готовности ликвидировать со своей территории все ядерное оружие - как стратегическое, так и тактическое. Эта инициатива высоко оценена во всем мире и сыграла свою - значительную роль в "цепной реакции" разоружения, в снижении уровня вооруженного противостояния не только в Европе, но и во всем мире. Украина заявила о своем неучастии в любых военных и военно-политических блоках. С целью укрепления своей независимости и укрепления европейской безопасности Украина, как и ряд других стран Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария), вступила в созданную под эгидой НАТО программу "Партнерство ради мира", а в сентябре 1994 г. украинские военные подразделения приняли участие совместно с другими европейскими государствами в учениях по отработке миротворческих операций. Вместе с тем руководство НАТО с середины 1990-х годов взяло курс на расширение этой организации, приглашая к вступлению в нее и одновременно в члены Европейского союза новые страны. К числу таких стран относятся государства - бывшие участники созданного в 1955 году Советским Союзом Варшавского пакта, а также бывшие республики СССР, в первую очередь страны Балтии. НАТО при этом проявляет избирательный подход, разделив их на государства, которые полностью соответствуют натовским "стандартам" или приближаются к ним, и на те, которые им не соответствуют и еще долгое время соответствовать не будут. К первым отнесены Чехия, Польша, Венгрия, ко вторым Украина и другие. И в самом деле, наша страна значительно отстает от западных соседей в проведении демократических преобразований как в экономической, так и в политико-гуманитарной сфере.
Вместе с тем закрытость и избирательность в расширении Европейского союза будут иметь, несомненно, отрицательные последствия для Украины. Если на начальном этапе этот процесс носил схожее содержание и для стран Центральной и Юго-Восточной Европы, и для Украины, то в будущем большинство этих стран (Венгрия, Польша, Чехия, Словакия и другие) могут очутиться во "внутреннем кольце" европейской и евроатлантической интеграции, а Украина окажется отгороженной от них высокими таможенными и иными барьерами. Дело в том, что по Шенгенскому соглашению (1994 г) все страны, входящие в ЕС, ввели порядок свободного перемещения людей и товаров между этими странами, и теперь обязаны ужесточить приграничный и таможенный режим в отношении стран, не входящих в ЕС. Внеблоковый статус Украинского государства предполагает развитие дружеских отношений как со странами НАТО, так и с Россией. Следует отметить, что Украина не считает шаги в направлении сближения с Европейским союзом как недружественные меры по отношению к России. Важность вхождения в европейское экономическое и политическое пространство является для Украины не вопросом политических амбиций, а составляет проблему выживания как развитого и демократического государства. Ведь наша страна в силу исторических традиций была и будет составной частью европейской цивилизации и христианской культуры. Поэтому постановлением Верховной Рады (2000 г) европейский выбор провозглашен основным стратегическим направлением внутри - и внешнеэкономического развития Украины на предстоящие десятилетия. Реализация этого курса в исторической перспективе открывает перед нашей страной возможность попасть в число государств, способных обеспечить для своих граждан достойную жизнь в условиях мира, свободы, демократии и правопорядка. В феврале 2003 года Президент нашей страны еще раз указал на неизменность провозглашенного курса на экономическую и политическую интеграцию с Евросоюзом. Но перспективы интеграции Украины в систему европейской безопасности находятся в прямой зависимости от соотношения внешних, международных и внутренних факторов. Европейцы хотят видеть Украину независимым, демократическим, процветающим государством, и это вполне отвечает стремлениям и чаяниям наших граждан.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|