Бюджетная линия, или в чем суть экономического ограничения выбора потребителя?
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Представим обратное. Предположим, что две кривые безразличия пересекаются в точке A (рис.48). Hаборы A и B находятся на одной кривой i1. Значит, они эквивалентны. То же самое можно сказать о наборах A и C, которые расположены на одной кривой i2. Если B ~ A ~ C, то B ~ C. Hо набор C соответствует большему количеству X и Y. Отсюда следует, что C > B. Поскольку потребитель не может одновременно предпочитать C перед B и не делать различия между ними, пересечение двух кривых означает противоречие. Бюджетная линия, или в чем суть экономического ограничения выбора потребителя? Выбор потребителя зависит не только от предпочтений, но и от экономических факторов. Потребитель старается максимизировать полезность, но он ограничен бюджетом. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть не больше дохода. Если весь свой фиксированный доход (I) потребитель тратит на покупку товаров x и y в количествах Q x и Q y и по ценам Px и Py, то бюджетное ограничение может быть записано так: I = Px · Qx + Py · Qy. Решив это уравнение относительно Q y, мы получим уравнение бюджетной линии: Q y = -Px/Py · Q x +I/Py Бюджетная линия - это геометрическое место точек, представляющих наборы благ, покупка которых требует одинаковых затрат. Соотношение цен товаровPx/Py определяет наклон бюджетной линии, а отношениеI/Py указывает на точку пересечения бюджетной линией оси y. Предположим, что на покупку фруктов еженедельно выделяется 5 рублей. Одно яблоко стоит 50 копеек, а банан - 1 рубль. Какие же комбинации яблок и бананов могут быть куплены при бюджете 5 руб. в неделю (рис.54)? Если бы потребитель все деньги истратил на бананы, то он приобрел бы их в количестве 5 штук (5:1). Если бы весь доход был истрачен на яблоки, то их было бы куплено 10 штук (5:0,5). Отложим количество бананов на оси абсцисс, количество яблок - на оси ординат, соединим эти точки между собой и тем самым получим графическое изображение бюджетной прямой (прямой цен или прямой расходов).
37. Производство в краткосрочном и долгосрочном периодах, равновесие производителя. Равновесие производителя Задача производителя состоит в том, чтобы, использовав все бюджетные средства на два переменных фактора, получить наибольший объем продукта, то есть занять максимально отдаленную от начала координат изокванту. Действуя таким же методом, как при определении равновесия потребителя, совместим карту изоквант с изокостой. Та изокванта, по отношению к которой изокоста займет положение касательной, определит наибольший объем производства, при заданных бюджетных возможностях. Точка касания изокванты изокостой будет точкой наиболее рационального поведения производителя (рис.75).
При анализе изокванты мы выяснили, что ее наклон в какой-либо точке определяется углом наклона касательной, или нормой технологического замещения: MRTSx,y = - y/ x. Изокоста в точке E совпадает с касательной. Hаклон изокосты, как мы определили ранее, равен угловому коэффициенту -Px/Py. Исходя из этого, можно определить точку равновесия потребителя как равенство соотношений между ценами на факторы производства и изменением этих факторов. При исследовании данного вопроса необходимо ввести понятие предельного продукта переменного фактора производства, в данном случае это MPx и MPy. Если предположить, что фактор y уменьшается, то для того, чтобы объем производства (Q) остался на прежнем уровне, необходимо увеличить использование фактора x на некую величину. Вспомним, что значение предельного продукта MP = Q/ x. Обозначим колебания объема производства в результате изменения фактора y - через Qy, а фактора x - через Qx. Тогда значения предельных продуктов выразятся формулами: MPx = Qx/ x; MPy = Qy/ y. Если обе части этих равенств умножить соотвественно на x и y, то получим Qx = MPx· x; Qy = MPy· y. Для того, чтобы производитель при уменьшении использования одного из факторов (в нашем случае фактора y) остался бы на прежней изокванте, то есть сохранил объем производства, должно выполняться равенство: Qy = Qx. Следовательно, можно записать, что MPy· y = MPx· x. Преобразовав это выражение получим, что при постоянном объеме производства отношения предельных продуктов равны обратному отношению изменений факторов производства:
MPx/MPy = - y/ x. В таком случае, предельную норму технологического замещения MRTSxy можно выразить следующим образом: MRTSxy = - y/ x =MPx/MPy. В точке равновесия производителя, когда MRTSxy = - y/ x =Px/Py можно сказать, что отношение предельного продукта фактора x к предельному продукту фактора y будет равно отношению цены фактора x к цене фактора y: MPx/MPy =Px/Py, или MPx/Px =MPy/Py Следовательно, равновесие производителя достигается тогда, когда образуется равенство отношений предельных продуктов фаторов к ценам на эти факторы производства. y/ x =Px/Py
38. Издержки производства в краткосрочном периоде. Затраты фирмы в краткосрочном периоде В краткосрочном периоде выделяют общие, постоянные, переменные, средние и предельные затраты. Общие (валовые) затраты (ТС) * - это сумма всех затрат для производства данного товара. Постоянные или фиксированные затраты (FC) * - это затраты, которые не зависят от объема выпуска продукции. К ним, как правило, относятся арендная плата, расходы на рекламу, обслуживание банковских займов, в некоторых случаях - оплата труда директора и управленческого персонала. Если, например, определенные производственные площади сданы в аренду, то какое бы количество продукции фирма ни производила в течение оговоренного в договоре периода, арендная плата останется постоянной (Рис.77). Переменные затраты (VC) * - это затраты, величина которых зависит от объема выпускаемой продукции. К ним относятся затраты на сырье, топливо и электроэнергию, оплата рабочей силы и т.д. Кривая переменных затрат (Рис.78) сначала возрастает достаточно быстро (от 0 до точки A). Затем, при определенных объемах производимой продукции (от точки A до точки B), темпы роста переменных затрат замедляются, так как происходит определенная экономия на масштабах производства. После точки B кривая VC становится более крутой в результате действия закона убывающей отдачи.
Величину общих затрат можно представить как сумму постоянных и переменных затрат: ТС = FC + VC. График общих затрат (ТС) повторяет конфигурацию переменных затрат (VC), поднятую над началом координат на величину постоянных затрат (Рис.79).
39. Издержки производства в долгосрочном периоде. Затраты фирмы в длительном периоде Как уже отмечалось, основное отличие затрат фирмы в длительном промежутке времени от краткосрочного периода заключается в том, что все затраты на долгосрочных временных интервалах становятся переменными величинами. Это объясняется большими возможностями фирм относительно капитальных вложений, расширения производственных площадей, привлечения дополнительных заемных средств. Обычно, при изменении фиксированных затрат, фирма может перейти к более прогрессивным методам производства и экономить при этом на переменных затратах. На крупных предприятиях в длительном периоде возможно применение поточных и конвейерных линий, применение технологий, основанных на автоматизировании производства. Это приводит к повышению капитальных затрат, но одновременно уменьшает применение живого труда в производственных процессах. Кривая средних общих затрат в длительном периоде (LATC) имеет такую же U-образную форму, как и кривая АТС в коротком периоде, но причины их одинакового поведения разные. В коротком периоде форма АТС зависит от действия закона убывающей отдачи, а в длительном периоде сначала на форму АТС действует возрастающий эффект масштаба и величина средних общих затрат убывает. Но по мере роста объемов производства этот эффект исчезает, и общие средние затраты начинают увеличиваться (Рис.82). Между кривыми средних краткосрочных и долгосрочных затрат существует прочная взаимосвязь. Формирование LATC происходит под влиянием краткосрочных затрат для разных объемов производства. Предположим, что фирма постепенно увеличивает выпуск продукции, переходя последовательно от меньшего объема Q 1 к большим Q 2 и Q 3. Каждому из этих объемов производства соответствует своя краткосрочная кривая АТС, (Обозначим их соответственно АТС1, АТС2, АТС3 - Рис.83).
Если фирма выпускает количество продукции от Q 1 до Q 1', то минимальные средние затраты для данного объема производства будут находиться на кривой АТС1, от начала кривой до точки C. Переход на кривую АТС2 - преждевременен, т.к.даст только увеличение средних затрат. Выпуск объема продукции, начиная с точки C до точки C1, наиболее экономично производить с затратами, соответствующими кривой АТС2, а с точки C1 и далее перейти на кривую АТС3. Таким образом, кривая, соответствующая долгосрочным средним общим затратам, огибает все три краткосрочные кривые АТС, показывая минимальные затраты производства при увеличивающемся выпуске продукции. При исследовании затрат фирмы в длительном периоде, особое значение имеет то, какой характер имеет эффект масштаба производства. Как мы выяснили при изучении в теме производственной функции, эффект масштаба может быть возрастающим, постоянным и убывающим.
Следует отметить, что убывающая отдача от масштаба наблюдается, когда предприятие становится чрезмерно большим. «Разбухает» его управленческий аппарат, теряется связь между руководящим звеном и непосредственными исполнителями. Растут затраты на содержание административного аппарата. Рост управленческих расходов приводит к увеличению средних общих затрат и перекрывает ту экономию, которую получает фирма от возрастания масштаба производства. В таком случае имеет смысл выделение нескольких, самостоятельно действующих небольших предприятии. Концепция затрат и анализ функции затрат имеют первостепенное значение для определения стратегии поведения фирмы на рынке, которая будет рассмотрена в последующих главах.
40. Совокупный, средний и предельный доход. Прибыль предпринимателя и безубыточность. Общий, средний, предельный доход и прибыль фирмы Любая фирма, работающая в условиях рынка, должна определять свою стратегию, реализуя которую она сможет получить максимальную прибыль. При каких условиях это возможно, какой объем выпуска продукции даст желаемый результат? В соответствии с ответом на заданные вопросы руководство фирмы выбирает свою модель поведения на рынке. Прежде чем перейти к анализу поведения фирмы в постоянно меняющихся рыночных условиях, необходимо выяснить, что представляет собой общий доход, или выручка фирмы (TR), предельный доход (MR) и средний доход (AR).
Под общей выручкой (или валовым доходом TR)* фирмы понимается полученная сумма средств от реализации всех произведенных единиц товара по рыночной цене: TR = P · Q, где Q - количество произведенной и реализованной продукции, P - цена проданных единиц продукции. Средний доход (AR)* - это доход, получаемый от реализации одной единицы продукции в среднем. Он вычисляется путем деления общего дохода TR на количество единиц проданного товара: AR =TR/Q.
Предельный доход (MR)* представляет собой приращение общего дохода при выпуске дополнительной единицы продукции. Его можно определить путем деления увеличения общего дохода ( TR) на изменения выпуска продукции ( Q): MR = TR/ Q.
Чтобы завершить знакомство с общими экономическими категориями, необходимо выяснить, когда фирма будет иметь прибыль, а когда убытки. Прибыль любой фирмы образуется как разница между полученным общим доходом (TR) и общими затратами (TC): TPr = TR - TC, где TPr - прибыль фирмы*.
Если общий доход фирмы (TR) больше общих затрат (TC), то фирма получает прибыль. В том случае, когда общие затраты превышают общий доход, то фирма имеет отрицательную прибыль, или убытки.
41. Рынок совершенной конкуренции. Выбор объема производства и условие максимизации прибыли. Структура рынка. Совершенная и несовершенная конкуренция Конкуренция - основная отличительная черта рыночных отношений. В зависимости от способов ее осуществления различают совершенную и несовершенную конкуренцию. Рыночная структура определяется условиями, в которых образующие ее фирмы конкурируют между собой. К числу этих условий относятся: количество и размеры фирм, характер продукции, контроль над ценой и другие параметры Совершенная конкуренция Рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией если ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенного влияния на цену *. Конкуренция является совершенной при наличии следующих условий: 1. Большое число фирм, производящих однородную продукцию o размеры по сравнению с общим объемом рынка ничтожно малы - менее 1%; o езначительное влияние со стороны фирмы на цены; o исключается соглашение между фирмами. 2. Однородность продукции разных предприятий в составе данного сектора. Это простое условие сложно реализовать на практике, так как совершенно одинаковые товары могут быть неоднородными для покупателя в силу географического места продажи, условий обслуживания, рекламы, упаковки и других признаков. 3. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него. 4. Равный доступ ко всем видам информации. Это значит, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства. 5. Свободный перелив капиталов из отрасли в отрасль (мобильность факторов производства). 6. Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.
На совершенно конкурентном рынке покупателям стандартных продуктов или услуг безразлично, продукцию какой фирмы выбрать. Например, рынок картофеля, весьма вероятно, конкурентный. Много фермеров продает картофель каждый день. Ни один из них не имеет более 1% объема продаж на рынке за день. Если доля одного из них, за счет дополнительно проданного картофеля, возрастает до 2% это никак не повлияет на рыночную цену. Фирма, продающая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой,* так как эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену.
Это значит, что конкурентная фирма может продать любое количество товара по цене P0 или ниже ее. Возникает вопрос, как горизонтально расположенная линия спроса фирмы сочетается с отрицательным наклоном кривой спроса, которая рассматривалась во второй главе данной книги? Кривая спроса на рынке действительно имеет отрицательный наклон, когда рассматриваются все возможные комбинации выбора покупателя на рынке. Фирма, со своей стороны, может продать по цене равновесия любое количество единиц товара. Именно это и показывает горизонтально расположенная линия спроса фирмы (Рис.88).
Совершенно конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Но при любой цене, превышающей P0 даже на небольшую величину, объем спроса равен 0. Фирма потеряет своих клиентов, если попытается поднять цену выше P0. Поэтому при выборе объема выпуска, обеспечивающего максимальную прибыль фирма будет рассматривать свой выпуск, как величину постоянную. Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения. Чисто конкурентные рынки решают две задачи: · участвующие в производстве фирмы выпускают такой набор продуктов, который наиболее предпочтителен и полезен для потребителей; · производство осуществляется с минимальными для общества издержками.
Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли - совершенные конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых обладает информацией о ценах, действует независимо и объем его спроса относительно мал. Группы покупателей, действующие сообща, могут воздействовать на цену, и рынок из совершенно конкурентного превращается в несовершенно конкурентный.
Максимизация прибыли конкурентной фирмой При последующем анализе предполагается, что основной задачей фирмы является максимизация прибыли. Известно, что при совершенной конкуренции цена всех единиц реализованной продукции одинакова, она не меняется с увеличением количества проданного товара. Зададим данные о работе конкурентной фирмы (табл. 11), и попробуем выразить графически соотношение между общим доходом и затратами (Рис. 90).
Поскольку цена продукции при совершенной конкуренции не меняется, очевидно, что величина общего дохода фирмы будет формироваться в зависимости от количества реализованной продукции, и представлять прямую линию с положительным наклоном исходящую из начала координат. Угол наклона TR к оси абсцисс равен отношению изменения дохода к изменению объема выпуска, то есть предельному доходу. При совершенной конкуренции каждая последующая единица реализованной продукции продается по такой же цене, как и предыдущая. Поэтому средний доход, получаемый от каждой единицы продукции будет постоянным и будет равен цене единицы продукции: AR =TR/Q =P · Q/Q = P. Кроме того, поскольку все выпускаемые единицы продукции реализуется по одной цене, то выручка от реализации дополнительной единицы товара MR будет равна среднему доходу и цене продукта на рынке: MR = AR = P.
На рисунке 91 видно, что график предельного и среднего доходов совпадает с линией цены, а следовательно и с линией спроса фирмы. Данные таблицы также показывают, что AR = MR = P.
Из таблицы видно, что до определенного объема производства (до Q = 5) общие затраты превышают общий доход. В таком случае прибыль имеет отрицательное значение. На графике это соответствует I сектору. С ростом объема выпуска увеличивается и общий доход и общие затраты, но вторые отстают по темпам роста. При определенном объеме выпуска (Q = 5) TR становится равным TC, после чего фирма начинает получать прибыль (На рис. 90 это соответствует точке A). Далее величина прибыли увеличивается. Фирма получает максимальную прибыль при объеме производства равном девяти единицам. При данном объеме величина предельных затрат приближается к предельному доходу (MC = 210; MR = 200). Если обратиться к рис. 90, и в точке максимизиции прибыли к кривой общих затрат провести касательную, то она будет параллельна линии общего дохода. Это объясняется тем, что угловой коэффициент, характеризующий наклон касательной к оси абцисс, отражает изменение объема выпуска продукции, то есть предельные затраты. На основе данных таблицы 11, а также приведенных доказательств следует, что фирма* максимизирует прибыль при условии, что MC = MR. Это является основным условием максимизации прибыли фирмой, в каких бы условиях она ни работала.
42. Модель чистой монополии. Определение цены и объема производства. Полной противоположностью совершенной конкуренции является монополия. «Чистая монополия» - крайний случай несовершенной конкуренции. Фирму принято считать чистым монополистом, если она выступает в качестве единственного производителя данного товара. Выпускаемая ею продукция не имеет близких заменителей, а доступ новых производителей в данную отрасль почти невозможен. Чистой монополии свойственны следующие черты: Единственный продавец. В условиях чистой монополии одна фирма производит данный товар или оказывает услугу, то есть понятие фирма и отрасль совпадают. Наиболее наглядный пример чистой монополии - монополия отраслевого министерства в СССР. По данным Госкомстата СССР в 1989 г. из 340 групп промышленной продукции 209 производилось на одном предприятии, а 109 - на предприятиях монополизировавших 90% союзного рынка и более* Аналогичная ситуация в масштабах страны встречается редко, но в пределах маленького города явление вполне реальное. В маленьком городе существует один телеграф, один банк, одна гостиница и т.д. Нет близких заменителей. Фирма производит такой уникальный продукт, который не имеет близких заменителей. Это означает, что у покупателя нет альтернативного выбора, а у производителя нет необходимости рекламировать свой товар. Если чистые монополии производящие продукт общественного пользования рекламируют его, то это скорее для престижа, так как конкурентов нет. Установление цены. Если в условиях совершенной конкуренции фирма выступает как «принимающая цену», то чистый монополист диктует цены. При нисходящей кривой спроса на свой продукт фирма повышает или понижает цены, изменяя объем производимого продукта (Рис.89).
Барьеры для вступления в отрасль. Вступление в отрасль новых производителей заблокировано юридически или экономически. Монопольное положение фирмы может быть «естественным», но может быть создано искусственно. Это зависит от причин ее порождающих. Существует три причины: · экономия от масштаба; · контроль над редкими и очень важными ресурсами; · государственное ограничение притока новых производителей. Типичный пример естественной монополии - муниципальные коммунальные службы. Фирмы становятся естественными монополиями благодаря экономии от масштаба.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|