Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Продавец обладает монопольной властью над рынком, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения собственного объема выпуска.




В некоторых случаях правительство оставляет за собой монопольное право на производство и реализацию продукта, например, табака или спиртных напитков. Примером является история водочной монополии в России.

На монополистическом рынке возможна ситуация, называемая двусторонней монополией или билатеральная монополия.

Двусторонняя монополия (билатеральная монополия) - тип рыночной структуры, при которой возникает противоборство единого продавца и единого (объединенного) потребителя. Такой рынок возникает при использовании электроэнергии, водоснабжения, газоснабжения и т.д.

Совершенная конкуренция и чистая монополия - крайние варианты рыночных структур. Промежуточное положение между ними занимают монополистическая конкуренция и олигополия.

Монополистическая конкуренция - это тип рыночной структуры близкий к совершенной конкуренции, а олигополия - ближе к монополии.

 

43. Формы несовершенной конкуренции.

Ограниченность совершенной конкуренции преодолевается в условиях различных типов рыночных структур. Несовершенная конкуренция* - это конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной. Рынки, на которых продавцы или покупатели способны воздействовать на рыночную цену, называются несовершенно конкурентными. Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Кроме основных типов рыночных структур, существует множество других: монопсония, олигопсония, дуополия, билатеральная монополия (Табл. 10).

 

Таблица 10

покупательпродавец много несколько один
много полиполия (совершенная конкуренция) олигополия монополия
несколько олигопсония (олигопсония спроса) билатеральная олигополия ограниченная монополия
один монопсония (монопсония спроса) ограниченная монопсония билатеральная монополия

 

 


44. Монополистическая конкуренция.

Еще одной разновидностью рыночных структур является монополистическая конкуренция, связывающая воедино две модели - свободную конкуренцию и чистую монополию. Известно, что на рынке монополистической конкуренции действует много фирм, обладающих значительной свободой входа и выхода из отрасли и производящих определенную группу взаимозаменяемых товаров, которые могут отличаться друг от друга дизайном, упаковкой, местом продажи и другими параметрами.

Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции характеризуется следующими важными чертами.

Во-первых, линия спроса на продукцию производителя будет иметь отрицательный наклон, поскольку на рынке продаются товары-заменители, что дает возможность получать монопольную прибыль в краткосрочном периоде. Так как своего равновесия фирма достигает при условии MC = MR, то максимальную прибыль она будет получать при объеме выпуска Q1 и цене P1 в сумме, соответствующей площади прямоугольника P1KLM (рис. 114а).

Во-вторых, при монополистической конкуренции отсутствуют какие- либо ограничения на вход в отрасль других производителей и выход из нее, в результате чего в долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю.

Процесс уравнения прибыли показан на рис. 114б. Появление новых фирм в отрасли, привлеченных сверхприбылями, приведет к сокращению рыночного спроса на продукцию отдельной фирмы, потому что совокупный спрос покупателей станет теперь распределяться на все большее количество производителей. Данное обстоятельство сместит влево кривую спроса этой фирмы (кривая d), и соответствующий сдвиг претерпит линия предельного дохода MR. Новое положение равновесия фирмы возникает в точке касания кривой спроса и кривой средних общих затрат ATC (в точке K). В этих условиях экономическая прибыль фирмы снижается до нуля (при объеме выпуска Q2 и цене P2), и тогда вход в отрасль новых фирм прекращается.

В-третьих, каждая фирма, находясь в ситуации монополистической конкуренции, проводит собственную ценовую политику, не учитывая ответную реакцию конкурентов. Отсюда следует, что в рамках данной рыночной структуры выпускается меньший объем производства, чем при совершенной конкуренции, но с более высокими затратами на единицу продукции. На рис. 114б видно, что точка К находится левее минимума средних общих затрат ATC, где бы фирма получала максимальную прибыль. То есть действуй фирма в условиях свободной конкуренции, она обязательно увеличила бы свой выпуск до объема Q3 по более низкой цене.

Таким образом, снижение объема продаж и повышение затрат на единицу продукции - все это своеобразная плата за большее разнообразие производимых товаров.

 

 


45. Олигополия и картель.

Олигополия - Олигополией называют рыночною ситуацию, при которой несколько крупных фирм доминируют в отрасли. Каждая из них способна оказать влияние на рыночную цену, а вхождение новых производителей в отрасль ограничено.

Первая характерная черта олигополии - немногочисленность. Чем выше уровень концентрации, тем большая доля производства приходится на небольшое число фирм-лидеров. Рынок в этом случае приближается к монополии. Самый распространенный способ измерения степени концентрации производства состоит в определении доли четырех ведущих фирм в общем объеме производства или продаж продукции данной отрасли.

Типично олигополистическим является автомобильный рынок. В России 4 автомобильных завода производят подавляющую часть автомобилей; в США - 3 фирмы.

Олигополистическая ситуация может возникнуть в отраслях производящих как стандартизированный (сталь, алюминий), так и дифференцированный (автомобили, сигареты) продукты.

Вторая черта - высокие барьеры для вхождения в отрасль.

Они связаны с эффектом масштаба, наличием патентов на технические открытия, монопольным контролем над редкими источниками сырья, высокими расходами на рекламу и т.д.

Третья черта - всеобщая взаимозависимость.

Небольшое число фирм в составе олигополии вынуждает их при формировании экономической политики учитывать реакцию со стороны конкурентов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...