Анализ учебной литературы по основам формирования у младших школьников умения писать в соответствии с историческим принципом русской орфографии
В настоящее время утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 22 декабря 2009 г. № 17785) [48, с.4]. Введение нового стандарта требует и появления принципиально новых учебников и учебных пособий. Безусловно, работа в этом направлении начата. Современный школьник должен получить в руки не столько «носителя» информации, сколько навигатора, помогающего ориентироваться в огромном потоке информации. Поэтому новые учебники должны измениться не только в содержательном плане, но и структурно. Учебник должен быть технологичен, удобен, информативен, современен. Если ранее учебник должен был соответствовать основному содержательному минимуму стандарта, то сейчас этого содержания в стандарте нет. Новый стандарт представляет собой систему требований к результатам освоения основной образовательной программы (ООП), к структуре ООП, к условиям, в которых эти результаты должны быть достигнуты. Поскольку так радикально изменился ФГОС, должны быть значительно обновлены и учебники в соответствии с системой требований, прописанной в стандарте. На книжном рынке в последние годы появилось большое количество книг по обучению правописанию, причем “быстрому” обучению. Предлагаются тесты, сборники диктантов и изложений, а также созданы вариативные учебники по русскому языку. Словом, недостатка в учебно-методической литературе нет. Для исследования были взяты обновленные традиционные программы: «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, учебно-методический комплект «Гармония», развивающая система Л.В. Занкова, образовательная система «Школа 2100».
В некоторых авторских программ изменился подход в преподавании русского языка. Традиционная система обучения не предполагала целенаправленной работы по формированию соответствующего умения. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить: какое орфографическое упражнение раньше было самым распространенным в школьных учебниках. Конечно же, упражнение на вставку пропущенных букв. Что оно тренировало? Применение того или иного орфографического правила. А часть слова всегда была уже показана. Таким образом, становится понятно, что необходимо достроить существующую систему обучения орфографии недостающим звеном - формированием у младших школьников умения писать в соответствии с историческим принципом русской орфографии. До сравнительно недавнего времени все школьные программы опирались на морфологический принцип русской орфографии, который гласит, что морфема должна сохранять единое написание независимо от произношения, иначе говоря, в корне - вод- гласный звук должен быть обозначен буквой о, независимо от того, как он произносится. Правильное утверждение? Конечно, да. Но, оказывается, морфема вносила большие ограничения в методику обучения. И ученые пришли к выводу разработать фонемный подход [31, с.4]. С разработкой другой теории связано появление новых методических решений. В частности, стала понятной возможность введения орфографической работы с опорой на понятие звук, на фонетические умения детей, а они формируются уже в первом классе. Так появились предпосылки для раннего начала работы над формированием у младших школьников умения писать в соответствии с историческим принципом русской орфографии учащихся на фонетической основе, то есть обучение умению «видеть» в слове звуки, стоящие в слабых позициях, то есть орфограмму.
Но развивающая система Л.В. Занкова придерживается старых традиций решения проблемы формирования у младших школьников умения писать, т.е. в ее основе лежит морфологический подход. Авторы же обновленных традиционных программ: “Начальная школа XXI века” под редакцией Н. Ф. Виноградовой и учебно-методического комплекта “Гармония” считают, что в основе формирования у младших школьников умения писать должна лежать фонемная теория обучения. В программе под редакцией Н. Ф. Виноградовой цель формирования умений и навыков грамотного и безошибочного письма реализуется через осознанный подход со стороны учащихся к правилам русской орфографии, навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге); разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика. В учебно - методическом комплекте “Гармония” цель формирования умений и навыков грамотного и безошибочного письма реализуется через осознанный подход со стороны учащихся к правилам русской орфографии, через умение обнаруживать “ошибкоопасные” места в слове, то есть орфограммы; авторы учебника убеждены, что только это умение может помочь преодолеть “орфографическую слепоту” наших учащихся и повысить практическую значимость изучения правил, а также через систематическую тренировку в обнаружении орфограмм с помощью специальных упражнений, выполняемых на слух (учитель произносит слова, а учащиеся называют, сколько орфограмм в слове и какие они обнаружили) и выполняемых при зрительном восприятии материала (сюда входит нахождение орфограмм в любом записанном слове, предложении, тексте), затем через списывание по четко обозначенному алгоритму с обязательным выделением орфограмм, дальше через умение проверять написанное самим учащимся, то есть осуществлять самоконтроль. В развивающей системе Л. В. Занкова цель формирования умений и навыков грамотного и безошибочного письма реализуется через упражнения, активизирующие мыслительную деятельность и создающие условия для раскрытия их творческих способностей; сведения по орфографии в учебниках предполагают большой объем теоретического материала; обучение правописанию строится строго на грамматической основе, т. е. через осмысление языковых соотношений и их обобщение, а не путем заучивания правописания определенных слов и нагромождения тренировочных упражнений: все орфографические упражнения строятся на основе большого объема словарного материала [15, с.541].
Учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой превосходит по содержанию упражнений, развивающих умение писать. Практически в каждом упражнении мы можем увидеть задание на формированиеу младших школьников умения писать в соответствии с историческим принципом русской орфографии. К тому же на каждом уроке используется «Дидактический материал по русскому языку», где происходит закрепление необходимого минимума знаний. Мысль ученика направлена на поиск, «добывание» знаний путем систематических наблюдений за языковыми фактами, их сравнения и обобщения полученных выводов. Для методического аппарата учебника характерны: проблемность, вариантность, индивидуализация учебных заданий; показ коллизий в изучаемом материале; наличие репродуктивных и творческих заданий; соединение в учебном материале рационального и эмоционального; предоставление учащимся максимума инициативы и самостоятельности в «добывании» знаний; направленность на самостоятельное установление связей между фактами и явлениями языка; применение учебных заданий разной степени сложности с организацией дозированной помощи для оптимального продвижения детей с различными потенциальными возможностями в учении и развитии. Упражнения строятся на следующих принципах: .Большой объем словарного материала. . Преобладание упражнений с грамматическими заданиями. Например, упр. 203. Тема. Разделительный мягкий знак. Задание. Прочитай слова. В каких словах ты слышишь звук [й]? На какие группы можно разделить эти слова? . Большое количество вопросов, подготавливающих учеников к восприятию нового материала. Например, упр.211. перед темой «Безударные гласные в корне слова». Назови нарисованные предметы. Произнеси эти слова по слогам, послушай. Сколько слогов в каждом слове? Почему?
Упр.212. Прочитай каждое слово с ударением сначала на первом, потом на втором, потом на третьем слоге. Какое ударение правильное? Сколько гласных в каждом слове? Назови ударные гласные, ударные слоги, безударные слоги в этих словах. . При изложении материала широко применяется индукция. Например, упр.219 перед правилом об однокоренных словах. Спиши слова. Что общего в этих словах? Как их можно назвать? Почему? . Присутствие достаточного числа упражнений на подбор собственных примеров. Например, упр.186. Подбери и запиши слова, в которых мягкость согласных обозначена гласными буквами. . Учебники строятся с учетом единообразия требований к содержанию, структуре, подбору дидактического (языкового) материала, методам, приемам, формам его анализа и обобщения, системе учебных заданий, которые определяются дидактическими принципами и типическими свойствами методической системы обучения, направленного на общее развитие младших школьников [11, с.25]. Главная функция учебника - это руководство всеми видами познавательной деятельности учащихся, развитие наблюдательности, мышления, практических действий, что отвечает основной цели развивающего обучения. При этом значительная роль отведена проблемному методу изложения знаний, проблемным заданиям. Знания не даются в готовом виде. Способы и методические приемы обучения русскому языку, соответствующие принципам развивающего обучения, во многом определяются учебником. Подчеркнем еще раз исключительное значение приема сравнения, который способствует развитию учащихся, осмысленному усвоению ими знаний и формированию навыков. В процессе изучения программного материала необходимо неуклонно добиваться осмысленного усвоения детьми грамматических знаний, так как это имеет большое значение для развития учащихся. Задания учебника во многом рассчитаны на самостоятельное выполнение. Важно, чтобы каждый ученик обдумывал задание, пытался его выполнить, осознавал процесс выполнения и причины своих затруднений, ошибок. При выполнении заданий повышенной трудности учащимся предлагаются варианты помощи, что связано с реализацией одного из свойств методической системы развивающего обучения - свойства вариантности, учитывающего, прежде всего, индивидуальные особенности школьников. Упражнения, подводящие к выводу, лучше выполнять коллективно. Например, упр.219 перед правилом об однокоренных словах. Спиши слова Что общего в этих словах? Как их можно назвать? Почему?
Для коллективной классной работы следует использовать и такие упражнения, в которых от детей требуется придумать слова или предложения в соответствии с грамматическим заданием. Например, упр.205. Прочитай. Вставь слова с разделительным ь, которые подходят по смыслу. Большое внимание уделяется повторению изученного материала, хотя в учебниках нет разделов, специально посвященных повторению. Оно органически связывается с изучением нового материала. Поэтому работу над упражнениями следует организовывать так, чтобы шло сопоставление новых знаний с ранее изученными. Учебник содержит большое количество отрывков из художественных произведений. Очень важно использовать этот материал не только для грамматического анализа, но и для выявления выразительных средств языка и его эстетического воздействия на читателя. В результате после года обучения русскому языку по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой учащиеся должны знать/понимать: 1. правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги; 2. делить слова на части для переноса; . производить звуко- буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах; . правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом; . писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают; . видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы. В целом вся работа по орфографии построена на основе развития всех видов познавательной деятельности учащихся, развития наблюдательности, мышления, практических действий. Особое внимание во всех программах для формирования у младших школьников умения писать в соответствии с историческим принципом русской орфографии уделяется работе над ошибками. Изучив состояние разрабатываемой проблемы в традиционных и развивающих программах по русскому языку, мы пришли к выводу, что методика работы по формированию у младших школьников умения писать в соответствии с историческим принципом русской орфографии несовершенна, но за последние десятилетия многое изменилось в положительную сторону: 1) в учебниках введено понятие орфограммы и ее опознавательных признаков; ) в работе по формированию у младших школьников умения писать в соответствии с историческим принципом русской орфографии используются алгоритмы орфографических действий при применении правил; ) частично вводится моделирование правил (в учебнике Марии Сергеевны Соловейчик, программа «Гармония»); ) организуется работа в парах («обоснуйте, объясните написание, обсудите порядок действий»); ) обучение связывается с развитием речи (комментированное письмо), орфограммы дети в основном находят не в отдельных словах, а в текстах [12, с.42]. Также проанализировав учебники, мы увидели много общего для положительного формирования у младших школьников умения писать в соответствии с историческим принципом русской орфографии. 1. Осознанное отношение к слову. 2. Развитие фонематического слуха. . Формирование представлений об орфограмме и ее опознавательных признаках. . Упражнения для выработки умения писать. . Использование дидактических средств для организации работы по формированию у младших школьников умения писать в соответствии с историческим принципом русской орфографии. . Специально организованное списывание. . Использование памяток для проведения работы над ошибками. . Графические и цифровые обозначения орфограмм. . Диагностика умения писать. 10. Систематическое включение в процесс формирования у младших школьников умения писать. Это, безусловно, создает благоприятные условия для дальнейшего формирования у младших школьников умения писать в следующих классах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|