Исследование передового педагогического опыта формирования у младших школьников умения писать в соответствии с историческим принципом русской орфографии
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Добиться точной и выразительной речи учащихся можно при одном условии, если говорящий владеет разнообразными средствами языка, разными способами передачи одного и того же смысла, если речь его достаточно богата, поэтому следует развивать <http://www.pandia.ru/28753/> речь учащихся, работая над образными средствами языка. Важно научить детей понимать художественное слово, то есть понимать не только то конкретное его значение, которое известно или неизвестно из повседневной жизни, но и тот его смысл, который вложил в него писатель в данном произведении. Такой подход к художественному слову как “орудию” искусства имеет особое значение для развития речи учащихся, и учителю важно хорошо ориентироваться <http://www.pandia.ru/42278/> в особенностях организации учебного процесса, способствующего осуществлению данного подхода. Проведение анализа методической периодики («Начальная школа», «Начальная школа Плюс: До и после», «Русская словесность», «Русский язык в школе и дома») показало, что работа над формирования у младших школьников умения писать в той или иной степени представлена в каждом издании. Неоценимым достоинством всех рассматриваемых изданий являются тексты, взятые из лучших произведений классической, художественной, научно-популярной литературы, произведений устного народного творчества. Следует отметить, что тексты не только доступны и близки жизненному опыту учащихся, но и оказывают определенное воздействие на душу ребенка, заставляют его улыбнуться <http://www.pandia.ru/75455/>, погрустить, задуматься, восхититься <http://www.pandia.ru/65656/>. Это создает положительный <http://www.pandia.ru/45340/> эмоциональный настрой учащихся, приобщает к литературному языку, обогащает память языковыми и синтаксическими конструкциями образцовых текстов.
Поскольку младшие школьники не могут самостоятельно включиться в творческий <http://www.pandia.ru/70269/> процесс, их воображение еще не действует по законам художественного мышления, не ведет учащихся к попытке создания новых образов, “домысливания” писательских образов, их самостоятельному “творению”, использованию тропов и стилистических фигур, то формирование данных умений требует специальной и кропотливой работы педагога и ученика. Без проведения такой работы не может быть и речи о современном содержании образования, обеспечивающем успешное развитие личности ребенка. Известные педагоги прошлого, которые изучали разные проблемы воспитания подрастающего поколения обязательно затрагивали вопросы формирования у младших школьников умения писать (Ян Амос Коменский, Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци, В.Ф. Одоевский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой) [18, с. 57] В отечественной педагогике особенно тщательно методика обучения родному языку разрабатывалась К.Д. Ушинским. Именно он дал глубокую характеристику каждой стороне речевого развития и навел методы обучения, которые интересны ребенку и подводят его к свободному владению родным языком. Большинство положений К.Д. Ушинского (о подборе тем для описательных и повествовательных рассказов, важности их структурного оформления, о логике формирования грамматического строя речи и развития представлений детей о значении слова) легло в основу педагогических исследований, изучавших разные стороны речевого воспитания детей дошкольного возраста [50, с. 81]. Последователи К.Д. Ушинского развивали идею приобщения ребенка к культуре речевого общения через систематическое обучение рассказыванию (Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, А.П. Усова, Е.И. Радина, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, О.И. Соловьева) [50, с.4].
Дальнейшее исследование проблемы обучения рассказыванию проводилось по следующим направлениям: разрабатывалась методика пересказывания литературных произведений (Е.Ф. Лукина, Р.И. Габова), система работы по обучению рассказыванию (А.И. Дементьева, Н.А. Орланова, Э.П. Короткова), рассматривались разнообразные аспекты развития связной речи (Н.Ф. Виноградова, Н.И. Кузина, Т.Н. Гризик) [7, с. 72]. В работах Ф.А. Сохина проблема речевого воспитания в дошкольном детстве получила новое направление. В исследованиях, выполненных под его руководством, рассматривались пути совершенствования процесса обучения старших дошкольников творческому рассказыванию, методика развития связной описательной речи в средней группе детского сада, изучение зависимости пересказа текста от условий его восприятия. В других исследованиях, направленных на изучение разных сторон речевого развития, в той или иной степени анализируется их влияние на развитие связной речи. [20, с. 465]. Большую роль в становлении словесного творчества дошкольников исследователи отводят методам организации восприятия детьми литературных произведений; изучению приемов анализа связей и отношений между героями произведений, его композиции; изучению эмоциональных аспектов восприятия художественной литературы; способам анализа содержания произведений и составлению плана собственного сочинения с помощью пространственного моделирования [5, с. 248]. Задачи развития речи дошкольников нашли отражение во всех программных документах по дошкольному воспитанию, а также во многих методических рекомендациях и статьях практических работников дошкольных учреждений. Особо следует подчеркнуть ценность грамматического аспекта обучения родному языку, усиление внимания к работе над смысловой стороной слова (антонимические и синонимические сопоставления), а также включение задачи развития связной речи, начиная со 2-й младшей группы детского сада. В 1994 году была подготовлена новая программа, специально посвященная развитию речи дошкольников, разработанная автором на основе результатов исследований, проведенных в лаборатории развития речи под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. В программе рассматриваются теоретические основы развития речи дошкольников: дается анализ результатов исследований психологов, педагогов, лингвистов, рассматриваются их взгляды на природу языковых способностей и возможности обучения языку не только в лингвистической, но и в коммуникативной сфере. Основные направления работы раскрываются по задачам (развитие связной речи, обогащение словаря, формирование грамматического строя и воспитание звуковой культуры речи) [11, с. 74].
Проблема развития речи является одной из важнейших и в школьной методике. Известные отечественные педагоги разрабатывали интересные методы и приемы развития устной и письменной речи [3, с. 87]. Огромный вклад в изучение проблемы развития связной речи школьников внесли исследования Н.С. Рождественского, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Г.А. Фомичевой, З.А. Доморацкой, А.А. Решетарова, М.Е. Львовой, Н.А. Пленкина и другие [4, с. 287]. Признавая всю важность речевой работы в начальной и средней школе, подчеркнем огромную роль преемственности между детским садом и школой в реализации путей развития всех сторон речи в дошкольном и школьном возрасте. Некоторые направления работы у нас совпадают, например, характер требований к уровню развития речи младших школьников и дошкольников. Прежде всего речь должна быть содержательной, грамматически правильной, точной, связной, образной. Изложение речи требует логической последовательности и четкого звукового оформления (плавности, интонационной выразительности, умеренного темпа).
Заключение
Значение русского языка как учебного предмета определяется социальной функцией языка в жизни общества: он является важнейшим средством человеческого общения. В нашем обществе при широком письменном общении между людьми знание правил русской орфографии и умение их применять приобретает огромное значение. Поэтому становится понятным, почему одним из центральных вопросов школьного преподавания русского языка считается вопрос об орфографической грамотности учащихся. В связи с этим возникает необходимость совершенствовать нашу методическую науку, усиливать поиск новых, более эффективных средств и направлений для решения задач в области обучения орфографии.
В процессе работы мы познакомились с рядом новых источников методической и научной литературы, систематизировали и углубили знания о лингвистических основах орфографических навыков. Этот материал можно рекомендовать для ознакомления как начинающим педагогам, так и опытным учителям. При работе над второй главой мы уяснили, что такое навык, и как он может формироваться. Навыки, заложенные в начальной школе, являются базисом грамотности ребят. Эта основа поможет школьникам в среднем и старшем звене совершенствовать свои знания, развивать интеллект. На основе анализа и обобщения опыта учителей, успешно работающих над формированием орфографических навыков у младших школьников и изучения лингвистических и психолого-педагогических основ изучения орфографии в школе, можно сделать следующие выводы: . В работе над формированием орфографических навыков у младших школьников необходимо опираться на знание основных принципов орфографии в школе, а так же учитывать возрастные и психологические особенности детей, особенности изучаемой темы и т.д. . Приёмы, методы, формы, используемые в ходе этой работы, самые разнообразные: это выработка фонематического слуха в результате проведения звуко-буквенного анализа, решение орфографических задач методом запоминания и другие; систематическая и целенаправленная работа над орфографическими ошибками. . Как показывает практика, учебный материал по орфографии усваивается лучше, прочнее детьми тогда, когда он подается не в «сухой» форме правила из учебника, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, наглядности. Такие приёмы имеют успех и достигают своей цели - сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий.
Список литературы
1.Архипова, Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников: Автореферат докторской диссертации. / Е.В. Архипова. - М., 2011. - С. 147 .Баранов, М.Т. Анализ содержания и лексики сочинений учащихся V-VII классов: Исследования по методике русского языка / Под ред. М. Т. Баранова // Известия АПН РСФСР. - Вып. 132. - М., 2010. - С. 47-123. .Баранов, М.Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьника в процессе изучения русского языка. - Док. дисс. / М.Т. Баранов. -М., 2011; .Бобровская, Г.В. Активизация словаря младших школьников / Г.В. Бобровская // Начальная школа - 2009- № 4- С.47- 52.
.Бобровская, Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В. Бобровская// Начальная школа - 2009-№:6.- С.76- 80 .Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С.Выготский. - 2011.- 585 с. .Гинзбург, Л.Я. О лирике. / Л.Я. Гинзбург. - М., 2011.-408с. .Гужва, Ф.К. Основы развития речи / Ф.К. Гужва // Пособие для учителя. - Киев: Рад. шк., 2011. - 156с. .Долматовский, Е.А. Из жизни поэзии. / Е.А. Долматовский. - М.: "Сов. Россия", 2012. -255с. .Дьяченко, М.И., Психология. Словарь-справочник. / М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович.- Минск, 2011. .Зунделович, Я. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.: Изд-во Л. Д. Френкель, 2010 . Казарева, Т.А. Развитие речи младших школьников / Т. А. Казарева // Начальная школа. - 2007. - №.-6. - с.76-79. .Канакина, В.П. Особенности лексики младших школьников. / В.П. Канакина. // Начальная школа.- № 6- 2010; .Карпова, С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. / С.Н. Карпова, Э.И. Труве. - Ростов- на-Дону, 2011. .Кожинов, В.В. Книга о русской лирической поэзии 19 века. / В.В. Кожинов. -М., 2009.-304с. .Колесникова, И. Филологические основы работы над стихотворным произведением на уроках лирического чтения / И. Колесникова. // Начальная школа. - 2009. - №11. - С.6 - 13. .Корепина, Л.Ф. Развитие речи учащихся / Л.Ф. Корепина. // Начальная школа. - 2011. - №1. - С. 27 - 31. .Корман, Б.О. Изучение текста художественного произведения. / Б.О. Корман. -М., 2012.-110с. .Кочерга, У.В. О проблеме обогащения лексического запаса младших школьников / У.В. Кочерга, Е.В. Ушакова // Образование и культура в развитии современного общества: Материалы международной научно-практической конференции. Часть 1. -Новосибирск: Изд. ООО «БАК», 2009. - 680с. .Крючкова, Л.Ю. Речь - канал развития интеллекта / Л.Ю. Крючкова. // Начальная школа. - 2007. - №7. - С. 68 -70. .Кузнецова, Е.Г. Урок поэзии в III классе / Е.Г. Кузнецова. // Нач.шк. - 2011. - №3. - с.81-130 .Кустарева, В.А, Методика русского языка. / В.А. Кустарева, Л.К. Назарова, Н.С. Рождественский и др. - М., 2011. - С. 139. .Кутявина, С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. / С.В. Кутявина. - М.: ВАКО, 2006. - 240 с. .Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А. Ладыженская, Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова. // Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2010 - 240с. .Лексические минимумы русского языка / Под ред. П. Н. Денисова. -М., 2012.- 36с. .Лисовский, А.М. Изучение лирики в школе: Пособие для учителя. / А.М. Лисовский. - Киев: Рад. шк.,2012. - 190с.- 41 .Львова, М.Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям / М. Е. Львова. // Начальная школа. - 2011. - №3. - С. 32 - 35. .Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 2011. - 176с. .Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 2010. - 170с. .Львов, М.Р. Основы развития младших школьников / М.Р. Львов. // Начальная школа. - 2010. - №7. - С. 8 - 13. .Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 464с. .Меркулова, А.Ю. Некоторые виды работ по развитию речи на уроках русского языка / А. Ю. Меркулова. // Начальная школа. - 2013. - №1. - С. 30 -33. .Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская.- М., 2011. - 368с. .Новоторцева, Н. В. Развитие речи детей / Н.В. Новотворцева // Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2007 - 240с. .Обучаем по системе Л.В. Занкова. 3-й класс: Кн. для учителя. / И.И. Аргинская и др. М., 2011. - 200с. .Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка, 2 издание / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 2011. .Организация педагогической практики в начальных классах: Пособие для преподават. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. П.Е. Решетникова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 320с. .Политова, Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов / Н.И. Политова. - М.: Просвещение, 2011. -191с. .Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 1. М., 2009. - С.78. .Родная речь. Учеб. Для 4 класса начальной школы. В 2 ч. Ч.1 / сост. Л.Ф. Климанова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 223с. .Рождественский, Н.С. Методика начального обучения русскому языку. / Н.С. Рождественский, В.А. Кустарева. - М.: "Просвещение", 2010. -348с. .Розенталь, Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. / Д.Э.Розенталь, М.А. Теленкова. - М.: "Просвещение", 2010. -399с. .Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская.- М.: Просвещение, 2011.- 383с. .Рыбникова, М.А. Очерки о методике литературного чтения: Пособие для учителя. / М.А. Рыбникова. - 4-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2011. - 288с. .Соловейчик, М. С. Работа по культуре речи на уроках русского языка / М. С. Соловейчик. // Начальная школа. - 2010. - №7. - С. 21 - 25. .Соловейчик, М. С. Работа по культуре речи на уроках русского языка / М. С. Соловейчик. // Начальная школа. - 2011. - №9. - С. 30 - 34. .Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. - М.: 2012, т.2. .Текучев, А.В. Методика преподавания русского языка в средней школе / А.В. Текучев. - М., 2011. .Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева.- М., 2012. .Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский. - М.: 2012, т.2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|