Собеседование, как основной метод оценки кандидатов
Отборочное собеседование в кадровой работе - метод отбора кандидатов со способностями и целеустановками, необходимыми для занятия той или иной должности. Отборочное собеседование заключается в очной встрече работодателя с кандидатом и представляет собой контактное общение соискателя с непосредственным представителем фирмы. В ходе собеседования выясняется степень заинтересованности кандидата в конкретной работе и его потенциал для работы в вакантной должности. В мировой практике кадровой работы существуют следующие методы отборочных собеседований[7]: · британский метод, основанный на личной беседе с кандидатом членов кадровой комиссии; · немецкий метод, основанный на предварительной подготовке кандидатами значительного числа документов с обязательными письменными рекомендациями; · американский метод, основанный на проверке интеллектуальных способностей, психологическом тестировании и наблюдении за кандидатами в неформальной обстановке; · китайский метод, основанный на письменных экзаменах. Подготовка к проведению отборочного собеседования - организационное мероприятие в рамках процесса найма на работу. При подготовке к отборочному собеседованию различают три области потребностей: 1. что требуется интервьюеру? 2. что требуется кандидатам? 3. что требуется для проведения самого отборочного собеседования? Основные принципы построения интервью: 1. Критериальность интервью. 2. Оценка Зоны ближайшего развития. 3. Упор на оценку мотивации. 4. Этические моменты - недопущение в интервью фрустрации, демонстрации негативного отношения к сотруднику. 5. Принцип обратной связи. Умение составлять суждение о кандидате - в кадровой работе - необходимое качество интервьюера для успешного проведения отборочного собеседования, включающее умение остановить свой выбор на одном из кандидатов на основе собранной информации.
Трудность отбора кандидата на основе оценки в ходе собеседования состоит в том, что этот отбор делается среди работников, которые нередко с формальной точки зрения являются в равной мере квалифицированными. Сложность задачи - в поиске таких признаков, по которым можно судить не только о результатах, которых работник добивался в прошлом, но и о том, как он поведет себя на новой работе, каких результатов можно ожидать от него в будущем. Большинство фирм используют в роли интервьюеров высококвалифицированных специалистов-психологов. Однако и сами руководители посещают специальные краткосрочные курсы, рассчитанные на развитие навыков проведения собеседований. Вопросы собеседования программируются таким образом, чтобы они достаточно полно выявили заранее обозначенный круг проблем. Так, в некоторых «центрах оценки» на основании ряда вопросов стараются выявить глубинные характеристики, по которым с достаточной обоснованностью может быть составлена схема будущего трудового поведения претендента. Окончательная оценка претендента является итогом специальных подробных обсуждений внутри групп оценщиков с разбором продемонстрированных им знаний, навыков, способностей. Заключительная оценка работника включает: подробное перечисление деловых и личных качеств оцениваемого, продемонстрированных способностей, степени готовности к занятию конкретной должности, перспективности для последующего продвижения и т. д. Оцениваются также инициативность работника (по опыту прежней работы), заинтересованность в работе именно данной компании, соответствие практического опыта теоретической подготовке работника, характеру предлагаемой работы, знание функциональной сферы деятельности и т д. Иными словами, фирмы требуют от специалистов четкой систематизации своих заключений о пригодности претендента.
Психологический портрет может быть построен по следующей схеме: · профессионально важные качества сотрудника, выделяющиеся в лучшую сторону; · профессионально важные качества сотрудника, выделяющиеся в худшую сторону; · сильные стороны сотрудника, невостребованные в его актуальной деятельности; · недостатки сотрудника, не проявляющиеся в его актуальной деятельности. В зависимости от должности отдельные блоки заключения могут иметь разный удельный вес. Так, например, в заключении по сотруднику, занимающему, руководящую должность, должны быть тщательно отражены такие параметры как лидерский потенциал, организаторские способности, стиль взаимодействия с людьми. Процедура принятия решения о приеме (выдвижении) работника предусматривает, как правило, следующее[8]: 1. наличие нескольких кандидатов на данную должность; 2. оценку профессионально-необходимых качеств кандидатов и соответствие их требованиям, предъявляемым должностью; 3. сравнительный анализ оценок качеств претендентов для выбора наиболее достойного; 4. изучение и учет мнения трудового коллектива (по возможности) о каждом кандидате на выдвижение (прием); 5. назначение на должность наиболее достойного кандидата. Общие вопросы к собеседованию с кандидатом на вакантную должность: · В чем выражаются Ваши сильные стороны в работе? · Готовы ли Вы периодически сдавать экзамены на знание действующих Правил? · Готовы ли Вы поехать в служебную командировку? · Есть ли у Вас знакомые или друзья на нашем предприятии? · Имеете ли представление о технике безопасности в энергетике? · Как Вы думаете, почему мы должны взять на работу именно Вас? · Какие вопросы есть у Вас? · Каков Ваш рабочий опыт? · Какова Ваша профессиональная подготовка? · Каковы Ваши основные достоинства? · Каковы Ваши основные недостатки? И т. д. Приведем основные моменты подготовки собеседования по найму[9]: 1. Руководитель должен заранее ознакомиться с заявлением, анкетой и другими документами, подумать о вопросах к претенденту;
2. Во время собеседования полезно использовать подготовленный план-схему участия руководителя в собеседовании целесообразно сводить к минимуму: больше слушать, меньше говорить; 3. Возникшие сомнения во время собеседования нужно разрешать в ходе беседы, а не держать их при себе; 4. Полезно использовать открытые, прямые вопросы, которые бы стимулировали партнера к ответной реакции; 5. Имея под рукой формуляр, необходимо делать письменные пометки, Собеседование при найме на работу сводится к восьми основным вопросам и соответствующим ответам на них. Первый вопроссводится к уяснению «что вы за человек». Ставя этот вопрос, руководитель-интервьюер хочет знать о кандидате как можно больше и просит рассказать о себе. При этом руководитель собеседования подмечает для себя, не опоздал ли кандидат, должным ли образом одет и т.д. Ответы кандидата следует слушать внимательно и, главное, критически, так как он будет стремиться к тому, чтобы с первых слов произвести благоприятное впечатление на интервьюера. Не нужно искать неточностей в ответах претендента, так как основное правило поступающего на серьезную работу - не искажать факты. Претендент знает, что неточная информация может косвенным образом выяснена из ответов на другие вопросы или же позднее из официальных документов[10]. Второй вопрос касается причины «почему вы ищете работу?» Слушая ответы на этот вопрос, руководитель должен быть начеку. Важно отмечать прямоту ответа и скорость обдумывания поставленных вопросов, а также логичность обоснования причин поиска новой работы. Никогда не следует торопить кандидата с ответом, так как он знает: пауза больше минуты не «работает» на его имидж. Желательно, чтобы новый работник объяснил суть своих претензий к прежнему руководству и, главное, к характеру работы. Вопрос к кандидату:«чем вы можете быть полезным?» - это вопрос о том, насколько поступающий в курсе дела организации, в которой он хочет работать. Важно знать, какую дополнительную информацию собеседник получил и как он ее использует при ответе.
О чем говорит отсутствие осведомленности о предприятии у претендента? В этом случае можно предположить, что он случайный человек, и ничего, кроме самонадеянности не демонстрирует своим отрицательным ответом. Отрицательный ответ - серьезная причина для отказа при найме на вакантное место, ибо нежелание подготовиться к собеседованию свидетельствует о не дисциплинированности и не заинтересованности. Нетрудно не заметить, что примерный круг вопросов практически не затрагивает содержания будущей работы. В этом и кроется определенный секрет. Желательно, чтобы перед окончанием собеседования, когда ваш партнер находится в определенном недоумении по поводу отсутствия вопросов о его видении будущего рабочего места, интервьюер спросил что-то вроде: «Не хотите ли вы обсудить что-нибудь, о чем мы с вами не упомянули в разговоре?» Короткий ответ типа: «Да, кажется, все» или «Нет, мы все обсудили» сигнализирует о том, что будущего работника практически не интересует специфика его деятельности, что его ждет в будущем и чего от него ожидает начальство. Серьезный кандидат не может не поинтересоваться о содержании своей работы, о том, чего от него ждут именно на данном участке работы и чего ожидают вообще от кандидата на эту должность. В этой связи необходимо иметь под рукой характеристику рабочего места, должностную инструкцию, своего рода документ, который вправе попросить для ознакомления претендент. В нем должны быть подробно расписаны краткие требования к данному рабочему месту, например, разъездной характер работы, ночной режим деятельности, частая смена рабочего места и т.д. Описание работы снимает неопределенность, позволяет избежать путаницы и, главное, излишней потери времени[11]. Собеседование может включать в себя несколько этапов и продолжаться с определенными перерывами. Поэтому различают предварительные и основные типы бесед. Предварительные беседы проводятся с целью знакомства с претендентами, чтобы отделить неподходящих кандидатов от подходящих. Основная задача предварительного интервью-собеседования сводится к выявлению соответствия или несоответствия кандидата основным должностным условиям и требованиям. На этом этапе необходимо заготовить ряд «закрытых» вопросов, ответы на которые известны заранее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|