Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов




Внебюджетные фонды как звено финансовой системы страны, их особенности

Государственные внебюджетные фонды – форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемые на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Причина создания внебюджетных фондов– наличие бюджетного дефицита, который был обнародован в 1989г. Целью создания внебюджетных фондовявляется обеспечение самостоятельными источникам доходов наиболее важных для общества расходов на определённом этапе его развития.

Внебюджетные фонды являясь составной частью финансовой системы имеют ряд особенностей:

1. образуются и используются органами власти и управления, имеют строго целевую направленность;

2. средства внебюджетных фондов используются на финансирование расходов, не включённых в бюджет;

3. внебюджетные фонды формируются в основном за счёт обязательных отчислений юридических и физических лиц;

4. денежные средства внебюджетных фондов находятся в государственной собственности и изъятию не подлежат;

5. расходование средств внебюджетных фондов осуществляется по решению правительственных или специально уполномоченных органов.

Создание первых внебюджетных фондов РФ относится к 1990-м гг. Через систему внебюджетных фондов РФ реализуется политика государства по осуществлению обязательного социального страхования.

С помощью внебюджетных фондов можно:

· влиять на процесс производства путём субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

· обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счёт специальных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

· оказывать социальные услуги населению путём выплат пособий, пенсий, стипендий и др.;

· предоставлять займы, в том числе зарубежным партнёрам.

Основная экономическая роль фондов социального страхования состоит в сборе и аккумуляции тех средств, которые государство обязывает граждан, хозяйствующих субъектов и органы исполнительной власти направлять на страховую социальную защиту. Фонды социального страхования могут находиться в собственности государства, обществ взаимного страхования или страховых компаний. В первых двух случаях фонды социального страхования принимают свою первоначальную форму – фондов денежных и материальных средств и функционируют на основании бюджетов или смет, утверждаемых органами государственной власти. В третьем случае фонды формируются в виде страховых резервов и определяются в соответствии с устанавливаемыми государством правилами.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические, экологические и социальные. С 1995г. экономические и экологические внебюджетные фонды консолидированы отдельными статьями в федеральном бюджете.

В зависимости от уровня формирования внебюджетные фонды делятся на централизованные и децентрализованные. Централизованные внебюджетные фонды – имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонды обязательного медицинского страхования). Децентрализованные внебюджетные фонды – формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач.

Отношение государственных социальных внебюджетных фондов строятся по типу страховых. Социально-экономическое содержание страхования заключается в создании целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов участников этих фондов. По сути своей фонды социального страхования имеют ту же природу, однако всеобщий обязательный и государственно регулируемый характер этих фондов вносит определённые особенности в их организации, функции и условия формирования.

 

Общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов

Обычно под фондами социального страхования принято понимать обособленные фонды денежных средств, образованные из обязательных страховых взносов граждан, хозяйствующих субъектов и государства, предназначенные для целевого использования на оказание материальной помощи застрахованному контингенту населения.

Специфика фондов социального страхования заключается:

· в трёхсторонних отношениях по их формированию и использованию между работниками, работодателями и государством;

· в действии принципа ограниченной эквивалентности между взносами и выплатами в соответствии с общеустановленными гарантиями;

· в строгом соответствии взносов и выплат нормам законодательства;

· в определении меры покрытия социальных рисков путём государственного регулирования уровня компенсации ущерба;

· в обязательной подотчётности и подконтрольности органам государственной власти.

Источники формирования внебюджетных фондов:

· обязательные платежи, установленные законодательством РФ;

· добровольные взносы от юридических и физических лиц;

· доходы от коммерческой деятельности;

· заёмные средства;

· перераспределение национального дохода;

· другие доходы.

Страховые взносы являются основным источником финансирования внебюджетных фондов. Их характеристиками выступают:

· обязательность уплаты всеми законодательно установленными участниками системы социального страхования;

· разделение ответственности по уплате между работниками и работодателями;

· законодательное утверждение размеров страховых тарифов и базы начисления;

· соответствие размеров взносов уровню последствий социальных рисков и законодательно регулируемым нормативом компенсации ущерба.

Взносы на социальное страхование – это периодические платежи, производимые в законодательно установленном обязательном порядке, группами населения и хозяйствующими субъектами, в специальные фонды на цели социальной защиты.

Взносы на социальное страхование часто отождествляют с налогами. Их объединяет только характер и порядок уплаты, при этом налоги выступают как безэквивалентные платежи, тогда как взносы заранее предполагают возврат средств в виде пособий, пенсий или других социальных выплат.

Отношения государственного социального страхования отличаются от других видов страховых отношений тем, что здесь нет прямой жёсткой зависимости между размером страховых взносов и размером полученных пенсий, льгот и пособий.

Выплаты из государственных внебюджетных фондов назначаются в соответствии с законодательством в меру потребностей и нуждаемости каждого отдельного гражданина. Отношения государственного социального страхования не заключаются имущественно с каждым гражданином, а оформляются нормативными актами.

Правовое поле внебюджетных фондов несовершенно, т.к. ни в одном законе нет полной трактовки понятия ВФ. Вопросы бюджетов государственных внебюджетных фондов регулируются главой 17 Бюджетного Кодекса РФ.

Средства государственных и территориальных внебюджетных фондов находятся соответственно в федеральной, региональной, муниципальной собственности.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов. Отчёты об исполнении бюджетов внебюджетных фондов составляются органами управления фондов и представляются Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федеральных законов. Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ.

Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение представительных органов субъектов РФ одновременно с проектами законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год.

Бюджеты муниципальных внебюджетных фондов составляются и исполняются муниципальными органами исполнительной власти в соответствии с принимаемыми ими решениями, касающимися формирования и использования средств этих фондов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...