Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмбриогенез. Гамето-, бласто-, эмбрио-, фетопатии.




Лекция 4. УД «Генетика человека с основами медицинской генетики» по теме «Наследственность и среда»

Цель лекции:

Изучение закономерностей оплодотворения и эмбриогенеза

Изучение понятия «врожденный порок развития»

Изучение значения факторов ВПР

Изучение принципов периконцепционной профилактики

Изучение алгоритма пренатального мониторинга

Формирование ОК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

План лекции:

Механизм оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом.

Оплодотворение – это сложный механизм последовательных процессов, только при строгом соблюдении условий которого можно получить желанную беременность. Так, женщина должна иметь созревшую яйцеклетку, проходимые маточные трубы, достаточную толщину слизистой оболочки матки, которая должна быть готова к прикреплению оплодотворенной яйцеклетки. После имплантации женский организм должен обеспечить гормональную поддержку беременности.

У мужчины должно быть достаточное количество морфологически нормальных подвижных зрелых сперматозоидов, способных через шейку матки проникнуть в полость матки, маточную трубу и оплодотворить яйцеклетку.

У женщин половые клетки называются яйцеклетки, а у мужчин — сперматозоиды.

Яйцеклетка напоминает обычную клетку, имеет округлую форму, включает ядро, имеющем в своем составе ДНК (материнский генетический материал), цитоплазму и оболочку. Клетка окружена так называемым «лучистым венцом», состоящим из защитных клеток.

Сперматозоид имеет принципиально иное строение. Это обусловлено выполняемой им функцией: ему необходимо преодолеть расстояние от шейки матки до яичникового отдела маточной трубы. Сперматозоид имеет головку (в которой содержится ДНК: отцовский генетический материал), шейку и хвостик. На головке у сперматозоида имеется специальная структура – акросома, содержащая ферменты, способствующие проникновению сперматозоида в яйцеклетку.

Принципиальное отличие женского и мужского организмов заключается в том, что запас яйцеклеток в женском организме строго ограничен и закладывается во время внутриутробного развития девочки. Когда врожденный запас фолликулов истощается, женщина утрачивает репродуктивную функцию (менопауза). В мужском организме процесс образования сперматозоидов не зависит от возраста и носит постоянный характер.

Физиологический процесс оплодотворения

Процесс оплодотворения полностью зависит от гормональной регуляции, психоэмоционального состояния женского организма, факторов окружающей среды и др. Менструальный цикл условно начинается с первого дня менструации, когда происходит «обнуление» гормонального фона. Именно тогда начинается рост когорты фолликулов, из которых к 5-7 дню менструального цикла происходит отбор одного фолликула. По достижении фолликулом размеров 18-25 мм (обычно на 12-14 день менструального цикла) происходит овуляция.

В результате происходит выход яйцеклетки в брюшную полость, откуда при помощи фимбрий (особых выростов маточной трубы) попадает в яичниковый отдел маточной трубы, где происходит ее встреча со сперматозоидами, которые, в свою очередь, после эякуляции проделали долгий путь в течении нескольких часов по женским половым путям. В результате этой встречи, при наличии благоприятных условий среды, происходит оплодотворение.

В дальнейшем, уже делящийся эмбрион (зигота — содержащий материнский и отцовский генетический материал) совершает путь по маточным трубам к матке за счет перистальтических сокращений стенок маточных труб, движения ворсинок и капиллярного тока жидкости. В дальнейшем, попадая в полость матки, эмбрион прикрепляется к одной и стенок матки, происходит имплантация и дальнейшее развитие эмбриона.

Условия, необходимые для успешного процесса оплодотворения:

созревание фолликула в яичнике, готовая к оплодотворению яйцеклетка;

овуляция, достаточная функция желтого тела;

нормальная концентрация качественных активных сперматозоидов;

проникновение сперматозоидов в маточные трубы, их продвижение по женским половым путям, способность к оплодотворению;

достижение яйцеклеткой яичникового отдела маточной трубы, ее встреча со сперматозоидом и оплодотворение;

функциональная полноценность маточных труб, обеспечивающая дальнейшее движение эмбриона в матку;

слизистая оболочка матки, готовая к имплантации эмбриона.

Таким образом, беременность возможна при соблюдении всех вышеизложенных условий. При нарушении одного или нескольких этапов процесса оплодотворения, для преодоления, так называемых, факторов бесплодия показано вспомогательные репродуктивные технологии.

Эмбриогенез. Гамето-, бласто-, эмбрио-, фетопатии.

Критические периоды эмбриогенеза это временные промежутки, характеризующиеся повышенной чувствительностью плода к влиянию повреждающих факторов.

Критические, потому что вероятность возникновения какой-либо патологии в эти периоды очень высока.

Бластогенез

В периоде бластогенеза, на первых двух неделях беременности, патологические факторы влияют на плод, приводя или к гибели, или к дальнейшему развитию зародыша.

Морфологические нарушения, которые возникают на этом сроке, называются бластопатиями. Поврежденный или сформированный из несовершенной половой клетки зародыш, подвергается элиминации путем спонтанного аборта.

Эмбриональный период

Во втором критическом периоде внутриутробного развития, продолжающемся до 70-го дня с момента зачатия, происходит формирование органов. С делением каждой клетки зародыш приобретает очертания человека. В это время, действие неблагоприятных факторов вызывает появление эмбриопатий, в народе их называют пороками.

Фетальный период

Этот промежуток времени длится с 12 недели и продолжается к моменту рождения. В фетальном периоде происходит дифференциация органов, тканей, а также быстрый рост плода. Вредности, оказывающие влияние на плод в фетальном периоде, приводят к развитию фетопатий. Пороки возникают лишь в тех органах, формирование которых еще не завершено, то есть в тканях головного мозга, зубах, гениталиях, легких.

В этом периоде формируются, так называемые вторичные пороки искажения в развитии уже сформированных органов. Причиной является наличие воспалительного процесса, вызванного, к примеру, токсоплазмой или иной вирусной инфекцией, или сбой в созревании, приводящий к неправильному формированию органов и тканей.

Причины возникновения патологий плода

Существует много неблагоприятных факторов, вызывающих вышеперечисленные нарушения у плода. Это, например, интоксикация материнского организма, диабетическая и алкогольная фетопатии, заболевания эндокринной системы, воздействие физических (температура, ионизация), химических (медикаменты, алкоголь) и биологических (инфекционные болезни) факторов. Плод способен реагировать на инфекционные повреждения уже на шестом месяце развития, посредством появления воспалительных реакций.

Наиболее уязвимым эмбрион становится в первом и втором критических периодах онтогенеза, то есть в конце первой, начале второй недели после зачатия и до третьей-шестой недели беременности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...