Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В борьбе за новые педагогические кадры: проблемы, ошибки, достижения




По мере того, как советская педагогическая наука набиралась опыта, левацкие и другие перегибы и заблуждения уходили в прошлое. Шел активный процесс строительства новой высшей школы. На 1 января 1924 г. в стране насчитывалось уже 25 высших педагогических учебных заведений, из них 12 педагогических институтов и 11 факультетов университетов, а так же 2 специальных учебных заведения, готовивших педагогов для профессиональной школы. Общее количество обучавшихся на них студентов было уже 14.342 человека, и еще 22,342 человека обучалось в педагогических техникумах, которых к этому времени действовало уже 209.

Достойную роль в этом процессе создания новой системы высшего образования занимал и коллектив 2-ой МГУ, во главе которого с осени 1924 г. становится Альберт Петрович Пинкевич. А.П. Пинкевич придерживался концепции трудовой школы. В этом направлении он и развивал свою научную деятельность: отдав дань модной в те годы педологии, он в больше мере был привержен прикладной педагогике, считал сам себя педагогом. Широкую известность Пинкевич имел и как активный политический деятель. В ранние годы пережив поверхностное увлечение большевизмом, он со временем сделал ставку на более умеренное и западническое крыло российской социал-демократией — меньшевиков. Позже Пинкевич примыкал к меньшевикам-интернационалистам, жестко критиковал большевиков за максимализм, вступив в РКП(б) только в 1923 г (18).

В 1920-е гг. во 2-ом МГУ работали видные представители отечественной науки и педагогической общественности. Многое для формирования нового отношения к педагогике сделали работники психолого-педагогического цикла крупнейший в 20-е гг. дефектолог В.П. Кащенко, А.П. Пинкевич, а так же возглавивший осенью 1924 г. педфак видный советский ученый О.Л. Бем. Среди работавших в университете следует назвать Е.Н. Медынского, который одним из первых в советское время обращается к изучению вопросов истории педагогики. Именно ему принадлежит авторство первого советского учебника по этому предмету. Автором нескольких работ по истории педагогики, а так же методике преподавания русского языка являлся работавший в тот период на педфаке Н.В. Чехов. На факультете работал и видный педагог-подвижник Станислав Теофилович Шацкий. Он приобрел известность тем, что еще в 1905 г. одним из первых начал организовывать клубы для детей рабочих на одной из окраин Москвы, а в 1911 г. стал организатором детской трудовой колонии "Бодрая жизнь" в Калужской губернии. После революции — он в числе создателей в 1919 г. Первой опытной станции по народному образованию, автор трудов по формированию детских коллективов, связям школы с жизнью и другим актуальным проблемам педагогики.

Всемирную известность имели работавшие на физико-техническом отделении педфака покоритель Арктики, один из первых Героев Советского Союза, автор трудов по высшей алгебре (теории групп), разработчик гипотезы образования тел Солнечной системы в результате конденсации осколочного газово-пылевого облака, один из основателей и редакторов Большой Советской Энциклопедии Отто Юльевич Шмидт; автор многочисленных трудов по физике звезд В.С. Фесенков; автор фундаментальных трудов и основатель научной школы по спектроскопии и спектральному анализу, первооткрыватель селективного рассеянья света Г.С. Ландсберг; один из основателей советской школы теории чисел и теории вероятности А.Я. Хинчин; будущий лауреат Нобелевской премии, автор трудов по ядерной физике, теории излучения, теории твердого тела, по проблемам управляемости термоядерного синтеза И.Е. Тамм; математик, основатель научной школы по топологии, автор трудов по теории множеств и теории функций П.С. Александров, Б.Ф. Добрынин, В.Ф. Каган и другие. Мало какой другой педагогический, да и не только педагогический вуз в стране и мире мог похвастаться таким соцветием работавших в нем выдающихся физиков.

Важные достижения в области наук о природе принадлежат профессорам и преподавателям естественного отделения. Среди них можно выделить разработчика технологий применения поверхностно-активных веществ, автора работ по физико-химической механике, дисперсным системам П.А. Ребиндера; крупного педагога, автора классических трудов по неорганической (1903) и органической (1904) химии А. Н. Реформатского; выдающегося советского зоолога, основателя московской научной школы териологов, автор трудов по систематике млекопитающих, географии животных, автора классической сводки "Звери СССР", одного из родоначальников отечественного экологического движения и экологической науки С.И. Огнева. И, конечно, в этом же ряду следует назвать Сергея Семеновича Наметкина — организатор и подвижник отечественной школы, видный администратор, химик-органик, один из разработчиков методов каталитической переработки нефти, автор трудов по теоретической химии углеводов.

Значительный вклад в развитие советской географической науки внесли профессора и преподаватели географического отделения. Так, Николай Николаевич Баранский стал основоположником в Советском Союзе экономической географии — одной из наук о человеке и его взаимодействии со средой, дающей объективное представление о взаимодействии человека и географической среды в противовес начинавшей тогда свое становление за рубежом и модной сегодня у нас квазинаучной концепции геополитики. На отделении работали также и другие талантливые преподаватели: А.А. Рыбников, А.С. Барков, Л.Д. Синицкий.

Одним из наиболее значимых в стране центров подготовки квалифицированных педагогов-филологов становится литературно-лингвистическое отделение педагогического факультета 2-го МГУ. Здесь занятия вели такие выдающиеся деятели отечественной высшей школы, как Н.К. Пиксанов, А.М. Пешковский, Н.М. Каринский, П.О. Афанасьев, А.М. Селищев, М.Н. Розанов. К примеру, П.Н. Сакулин автор, классического труда "Социологический метод в литературоведении", в своей деятельности стремился сблизить литературоведение с теми процессами, которые определяли лицо русского общества в период бурных потрясений начала века. Петр Онисимович Афанасьев был автором не только многочисленных пособий по русскому языку для начальной школы, но и автором букварей для тех, кто только учился читать свои первые книги. Многие поколения филологов в нашей стране обучались по трудам по истории русской литературы и общественной мысли Н. К. Пиксанова.

А.М. Пешковский известен как исследователь грамматики и стилистики русского языка. М.Н. Розанов являлся одним из первых советских академиков, автором исследований по теории западной литературы, а так же о связях А.С. Пушкина с мировой литературой. До сих пор имеют свое научное значение труды крупнейших отечественных диалектологов А.М. Селищева и Н.М. Каринского, посвященные не только различным русским говорам и диалектам, но и балканским языкам, а так же старославянскому языку, сравнительно-исторической грамматике и ономастике.

Об атмосфере, которая царила в то время на литературно-лингвистическом отделении и о той научной и преподавательской деятельности, которая велась на нем, писал в университетской газете Н.А. Трифонов: "У нас преподавали известные литературоведы, — вспоминал он, — П.Н. Сакулин, Н.К. Пиксанов, Н.К. Гудзинский (специалист по древнерусской литературе, но у нас он читал XIX век, так как в то время древняя литература считалась чем-то необязательным даже для филологов). П.С. Коган, и другие. Из лингвистов следует назвать М.Н. Петерсона, А.М. Пешковского, Н.М. Каринского. Приезжал из Ленинграда и будущий академик, молодой тогда В.В. Виноградов (признаться, что его лекции бывали порой трудноваты для уровня наших слушателей...).

Наиболее усердно я занимался в семинарах (или как тогда их называли — "семинариях"), которыми руководил большой знаток этого дела профессор Н. К. Пиксанов (на 3-м курсе по Пушкину, на 4-м — по русскому символизму)... Нас привлекала серьезная организация пиксановских семинаров. Доклад на избранную тему полагалось представить в письменном виде за неделю до занятий. Нужно было точно сформулировать тезисы доклада и довести их до сведения участников семинара. По каждому докладу выделялся официальный оппонент. Вообще проведение занятий напоминало по своей форме научные заседания. Велась протокольная запись обсуждения. Все это повышало у студентов чувство ответственности" (19).

Важную и далеко не последнюю роль в жизни педфака и всего университета играло общественно-экономическое отделение. На нем в разные годы работали не только представители нового государственного и партийного руководства, но крупнейшие, заслуженные обществоведы, представители гуманитарных наук. Часто их деятельность была связана с немалым личным мужеством. Несмотря на постепенно сгущавшуюся к концу нэповского периода атмосферу в общественных науках профессора и преподаватели отделения опубликовали большое количество научных трудов, значение которых сохраняется и поныне. Так, Ц. Фридлянд выпустил два тома классического исследования "История западной Европы", С.А. Пионтковский — "Очерки истории России в XIX—XX веках" и свой знаменитый труд "Октябрьская революция в России. Ее предпосылки и ход", Б. Граве — "К истории классовой борьбы в России в годы империалистической войны", М.В. Нечкина — "Общество соединенных славян", А. Шестаков "Октябрьская стачка в 1905 г.", "Советы крестьянских депутатов в 1917—1918 гг.", П. Горин — "Пролетариат в 1917 г.", М. Кубанин — "Махновщина" и др. В эти же годы выходит первый большевистский учебник по истории древней и новой России, написанный М. Н. Покровским "Русская история с древнейших времен", другие работы этого ученого.

В конце 1922 г., в виду развертывания второго курса, число профессоров и преподавателей педфака достигло более ста человек. Это заставило руководство факультета начать реорганизацию внутренней структуры педфака. Как сообщалось в письме в отдел Педагогического образования Главпрофобра, направленного 26 декабря 1922 г. деканом педфака, "Президиум педагогического факультета нашел вполне своевременным перейти к системе конструирования Отделений факультета с избранием президиумов таковых". В справке сообщалось так же, что на факультете действовало уже 5 отделений: Словесно-историческое — председатель А.С. Васюткин, секретарь Н.Н. Ватов; Биолого-географическое — председатель В.Ф. Патали, секретарь В.Ф. Добрынин; физико-математическое —председатель В.С. Питов, секретарь Семенов (студент); Неофилологическое — председатель К.А. Ганшина, секретарь Р.К. Розенберг; Педологическое — председатель Н.В. Чехов, секретарь Н.Н. Иорданский.

Проводились подобные мероприятия, направленные на улучшение профессионально-педагогической подготовки студентов и позже. Связано это было прежде всего с тем, что неразвитость материальной базы, безденежье начали сказываться на нормальной работе факультета. То, что в годы гражданской войны воспринималось более или менее как неизбежное, теперь стало сдерживать дальнейшее развитие педфака. Обо всех этих старых и новых проблемах подробно говорилось в Отчете о деятельности Педагогического факультета за осенний триместр 1923 г.

В нем, в частности, отмечалось, что количество студентов педфака вдвое превысило расчетное. Эта перегруженность сразу же сказалась на организации учебного процесса. Пришлось занятия организовывать в две смены, но и это не спасло положение, и часть курсов с осеннего триместра оказалось необходимо переносить на весну. Нахлынувшие на факультет трудности усугублялись и причинами субъективного характера, среди которых не последнее место занимали трения между руководством факультета и университета, недооценка университетским руководством значимости педагогического факультета. В результате, это отражалась на студентах. Как отмечалось в отчете педфака, "все попытки использовать химический корпус 2-го МГУ для занятий химией студентами педфака окончились неудачей, несмотря на то, что там работают студенты других учебных заведений, например Института детской дефективности. Студентам педфака приходится пользоваться (лабораториями) на стороне: химической лабораторией Ветеринарного института на Тверской улице, лабораторией по физиологии растений в Менделеевском институте на Миусской площади. Помимо крайней удаленности этих районов от 2-го МГУ, занятия в этих лабораториях стоят больших материальных затрат". Недостаток материальных средств возникал еще и по той причине, что в состав студентов педфака было влито большое количество студентов из закрытых педагогических учебных заведений, тогда как денежные средства этих учебных заведений "не были хотя бы частично переданы педфаку, и потому несмотря на открывшийся 3-й курс факультета отпускаемые средства остались те же самые".

Большую тревогу у руководства факультета продолжало вызывать и материальное положение преподавателей. Здесь к старым тревогам, добавлялись и новые, вызванные непродуманными решениями вышестоящих педагогических организаций, и в особенности действиями университетского начальства, упорно не шедшего на встречу педфаку. Вот что говорилось по этому вопросу в отчете деканата факультета:

"Опущенные Главпрофобром 80 дополнительных (служебных) единиц 2-му МГУ пошли целиком на содержание Медицинского и Химико-фармацевтического факультетов, и педфак остался при своих 124 платежных единицах... Предпринятое Правлением Университета уравнение вознаграждения преподавателям всех факультетов, особенно болезненно отразилось на вознаграждении преподавателей Педфака, в виду того, что на гуманитарных отделениях Педфака преподаватели имеют в большинстве 2—4 часа занятий в неделю, тогда как на других факультетах, где занятия носят естественнонаучный характер, преподаватели ведя групповые занятия имеют обычно полную или даже двойную нагрузку часов, и поэтому их вознаграждение не может быть слишком низким.

Насколько ничтожным стало вознаграждение преподавательского персонала на Педфаке, видно из следующих данных, извлеченных из требовательной ведомости:

от 3 — 5 рублей получает 10 человек

от 5 — 10 рублей получает 28 человек.

10 — 20 — получает 52 человека

20 — 30 — получает 33 человека

30 — 40 — получает 14 человек

40 — 50 — получает 5 человек

Свыше 50 рублей — 4 человека

Таким образом, заработок большинства равен от одного до двух червонцев в месяц. Следствием этого являются отказы преподавателей работать, если не будут приняты меры к увеличению заработной платы преподавателей".

Постоянная забота деканата об улучшении материального положения преподавателей и технической базы факультета давала свои плоды. В целом был положительно решен вопрос со справедливым вознаграждением профессорско-преподавательского состава. Увеличивался численный состав работающих на факультете. Если в 1923 г. на нем трудилось 134 человека, из которых профессорами являлось только 35 человек, то в 1928/29 учебном году — на факультете работало уже 323 преподавателя из которых были 72 в профессорском звании. Удавалось улаживать и другие стоявшие перед факультетом проблемы. Так, в 1924 г. в структуре педфака был организован ряд методических кафедр. Среди них: кафедра по методике преподавания математики, по методике русского языка, по методике обществоведения, по методике естествознания. В январе 1924 г. были образованы две новые языковые кафедры — еврейского и латышского языка. В мае 1926 г. начали свою работу методические кафедры по иностранным языкам и физике. Укрепление материальной базы факультета позволяло открывать новые отделения и специальности. В 1927/28 учебном году на факультете работало уже 12 отделений. К уже существовавшим добавлялись общественно-экономическое, еврейско-лингвистическое, западных языков и литературы, а так же некоторые другие. К 1927 г. на факультете действовало около 50 кафедр (в 1924 г. их было всего 18) (20).

В 1926 г. на педфаке значительно расширилась сеть учебных кабинетов и лабораторий. Среди них дошкольный, исторического материализма, истории, русского языка, кабинет трудовых процессов, механики, геодезический, общепедагогический, а так же кабинеты общей химии, сельскохозяйственной химии (технологии), почвоведения, геоботаники, растениеводства, животноводства, лаборатории физики, зоологии, психологическая, другие вспомогательные учебные подразделения (21).

Когда в 1925 г. приступила к деятельности учебно-плановая комиссия при Правлении 2-го МГУ, одним из первых обсуждался вопрос о результатах деятельности педагогического факультета. Было признано, что "Президиумом Агропедфака была произведена большая организационная работа, — особенно если принять во внимание исключительно неблагоприятную обстановку, в которой должна была производиться эта работа и которая обуславливалась крайней недостаточностью средств, ассигнуемых на его содержание, и полным отсутствием средств на его оборудование, несмотря на то, что в 1921 г. факультет был открыт без достаточной материальной базы для своего нормального развития. Тем не менее, в результате означенной работы Президиума, положение Агропедфака в данный момент должно быть признано удовлетворительным".

К 1926 г. педфак становится самым большим и быстроразвивающимся факультетом университета. Если общее число студентов педфака за 1921/22 гг. было 363 человека, то всего четыре года спустя на нем обучалось уже более 3 тыс. студентов (на химическом факультете — 896; на медицинском — 2108).

В 1925 г. состоялся первый выпуск студентов педфака 2-го МГУ. Многие выпускники стали в дальнейшим видными представителями отечественной науки и высшей школы. Значительная часть их долгие годы проработала в стенах своего родного университета, обучая уже новые поколения студентам основам нелегкого учительского ремесла. Среди первых выпускников литературного отделения был Александр Иванович Ревякин, позже возглавлявший кафедру русской литературы в МГПИ им. В.И. Ленина. На кафедре советской литературы проходил трудовой путь Прохора Демьяновича Краевского. Возглавил кафедру психопатологии и логопедии Сергей Семенович Ляпидевский — выпускник дефектологического факультета. Среди первых выпускников дошкольного отделения педагогики были Дебора Владимировна Менджерицкая и Фаина Соломоновна Левин-Щирина, впоследствии видные представители дошкольной педагогики, авторы первого учебника по дошкольной педагогике для педагогических училищ. Среди первых выпускников была и известная советская писательница Мария Павловна Прилежаева. Кроме книг об основателях советского государства ("Начало", Удивительный город", Зеленая ветка мая", "Всего несколько дней"), она известна произведениями, посвященными школе, учителям, детям.

Данные о количестве студентов, окончивших отделения педагогического факультета в 1925/26 учебном году позволяют судить о структуре и масштабах деятельности отдельных подразделения педфака и всего факультета в целом. Среди них школьное отделение окончило 12 человек; дошкольное — 28; физико-техническое — 14; общественно-экономическое — 31; педологическое — 25; биологическое — 47; и литературно-лингвистическое по секциям: русская секция — 22 человека, западная секция, французский язык — 22 человека, западная секция, английский язык — 17 человек, западная секция, немецкий язык — 9 человек. Среди выпускников этого года можно назвать К. Алпатова, Е. Гиндлевскую, С. Шифрину, А. Богоявленского, Г. Вольского, Н. Дрезеземейер, Б. Фишер, А. Рафаилович и др. По разному сложилась их судьба, но все они получили на факультете первую проверку своих знаний, способностей и твердости жизненной позиции.

Вместе с ростом численного состава студенчества, в нем происходили и серьезные социальные перемены. Об этом красноречиво свидетельствуют следующие данные. На 1 января 1923 г. среди обучавшихся на педфаке выходцев из рабочих семей было только 117 человек, а представителей сельской молодежи 212, что составляло не многим более четверти, а вместе с коммунистами и комсомольцами примерно треть студентов. Но уже в середине 1920-х гг. из 3 тыс. студентов педфака было 289 коммунистов (9%), 611 комсомольцев (20 %), более половины, были командированы на учебу различного рода общественными организациями (прежде всего комсомолом и профсоюзами), еще 248 человек до поступления на педфак 2-го МГУ окончили рабфак. Только 154 человека, как тогда говорили, были выходцами из "нетрудовых элементов".

Такие разительные перемены, правда, не были следствием реального соотношения между количеством желающих поступить в высшие учебные заведения и количеством поступающих в различных социальных прослойках тогдашнего российского общества. "Классовая" политика в области высшего образования приводила к тому, что наиболее подготовленные в обучению в вузах абитуриенты, но не принадлежащие к "трудящимся классам" почти автоматически лишались возможности получить высшее образование. К примеру, на самом педфаке, сразу после его образования возникает и комиссия, состоявшая из представителей партии, комсомола, профсоюзов, а так же представителей администрации. Ее задачей было изучение социального происхождения поступающих, их материального положения. При этом предпочтение отдавалось не наиболее подготовленным, а наиболее материально ущемленным, что безусловно правильным в любых ситуациях признано быть не может. Кроме того, многие из поступавших на факультет принимались по разверстке губернских органов народного образования, а то и просто по рекомендациям партийных, профсоюзных и комсомольских организаций. Существенные льготы имели и окончившие рабфаки — они не сдавали вступительные экзамены. Меры, оправданные в условиях гражданской войны, в условиях НЭПа теряли свой смысл.

Результатом такой "селекции" на вступительных экзаменах порой становилось общее снижение образовательного уровня и дисциплины в студенческой среде. Например, такой важный показатель, как посещаемость, на педфаке никогда даже не приближался к 90—100 %. В лучшем случае по отдельным предметам он колебался в районе 60—80 процентов. Были предметы, которые посещало всего около 10—30% студентов. Невысокая посещаемость вела к снижению уровня знаний. Имеющиеся данные по остальным факультетам, позволяют говорить, что снижение успеваемости — общая тенденция. К примеру, руководство медицинским факультетом в 1924/25 учебном году подвело итоги положению дел с успеваемостью на факультете. Как отмечалось в специально составленном отчете, "академическая успеваемость по медфаку все же недостаточно удовлетворительная. По сравнению с прошлым имеется даже некоторое снижение...".

Борьба за дисциплину и повышение успеваемости становится одной из главных забор руководства университета. Наибольшего положительного результата удавалось достичь тогда, когда предпринимаемые меры шли в русле повышения ответственности и углубления творческого характера труда студентов. С этой целью, например, в 1926 г. была введена норма подготовки студентами последних курсов квалификационных (дипломных) работ. Только на педфаке университета в 1926—1927 гг. было заслушано 162 работы, из которых — 115 работ по специальным дисциплинам, 25 — по вопросам педагогики и методики обучения, 22 — по вопросам организации народного образования на местах, причем лишь одна из работ не получила положительной оценки. В 1928/29 учебном году было защищено 126 дипломов, на этот раз не было уже ни одной отрицательной оценки. Однако первая попытка введение квалификационных дипломных работ не прижилась и в декабре 1929 г. постановлением СНК РСФСР они были отменены (22).

Существенно повышало ответственность студентов, а следовательно, и успеваемость, вовлечение их в научную работу на факультете, а так же в деятельность по налаживанию внутривузовского самоуправления. После окончания гражданской войны положительные сдвиги наметились и в этой важной сфере. Результатом становится решение общего собрания студентов 2-го МГУ 12 октября 1922 г. об уставе Вузов и вовлечении студенчества в управление высшей школой. В своем решении, принятом подавляющим большинством голосов при 59 голосах против, студенты университета поддержали участие своих представителей в органах университетского самоуправления, а также в предметных комиссиях. В целом по -2-му МГУ в 1922 г. 155 студентов были членами предметных комиссий. В 1923/24 учебном году только на педфака в предметных комиссиях работало около 80 студентов. Все студенты — члены предметных комиссий факультета объединялись в академическую секцию во главе с президиумом.

Положительных результатов в деле повышения дисциплины и успеваемости помогали достичь и созданные в 1928 г. студенческие отряды "легкой кавалерии". Посты "легкой кавалерии" проверяли посещаемость и дисциплину на лекциях, в лабораториях и клиниках 2-го МГУ. В ходе одной из дневных проверок, когда удалось проконтролировать 64% всех учебных занятий, удалось выявить, что на педфаке только 21% начались вовремя, остальные же с опозданием от 5 до 30 минут, на лекциях присутствовало менее 50% потока, на семинарах — лишь 70% студентов. Материалы этого рейда были освещены не только в стенной печати, но и в университетской газете. На факультетах были вывешены списки лодырей и прогульщиков. В 1929 г. начался следующий "академический поход" сотни студентов-комсомольцев под девизом "организовать самоконтроль над собственной работой". В том же году по инициативе комсомольцев общественно-экономического факультета развертывается, как тогда называли, социалистическое соревнование групп, курсов и факультетов 2-го МГУ. В своем обращении, появившемся на страницах многотиражки, они писали о том, что приняли решение "Выступить в поход против прогулов на нашем "производстве", против безалаберности, недобросовестности в работе. В 1929 г. начинается соревнование между студентами педфака 2-го МГУ и студентами Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. В октябре 1929 г. группа студентов общественно-экономического факультета в рамках развернувшегося почина решила досрочно закончить университет. В январе 1930 г. взятые на себя обязательства были ими выполнены, а к маю 1930 г. досрочно выполнили учебные планы все студенты ряда гуманитарных отделений. К июлю того же года о выполнении учебных планов и досрочном окончании университета заявили студенты III курса общественно-экономического отделения. Все студенты, окончившие вуз досрочно, выехали на работу в те края и области страны, в которых ощущалась наибольшая нехватка высоко квалифицированных кадров.

Важно отметить, что досрочное выполнение учебных планов не сказалось отрицательно на уровне подготовки выпускников педфака. Среди досрочников, окончивших педфак, было не мало тех, кто в будущем сделался крупными учеными, организаторами высшей школы, государственными деятелями высокого ранга: член Академии педагогических наук СССР, редактор журнала "Вопросы философии" Д. И. Чесноков, ректор ВПШ при ЦК КПСС Н.Р. Митронов, сотрудники АОН П.А. Ляпин и М.Ф. Макарова, заведующая сектором истории средних веков института истории Академии Наук Н.А. Сидорова, завкафедрой истории СССР Саратовского университета В.К. Медведев, директор индустриально-педагогического института им. К. Либкнехта М.О. Пильщиков, завкафедрой философии Смоленского педагогического института И.Е. Зуев, профессор кафедры истории СССР, руководитель авторского коллектива по написанию первой книги по истории МГПИ, посвященной его 100-летию, Н.Д. Кузнецов, профессор кафедры политэкономии Московского института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова И.Г. Малый, доцент Таджикского педагогического института К.Н. Гаврилкин. Кроме того, в это же время университет окончили членкор АН СССР Н.Ф. Филин, доктор филологических наук К.С. Протасова, завкафедрой английского языка МГПИ В.Д. Аракин, историк А.Г. Егорова, профессор Московского авиационного института Б.А. Рябов и др. В целом же за 20-е гг. в стенах 2-го МГУ было подготовлено 6062 врача, 827 химиков и 2132 педагога.

В 1925 г. Наркомпросом было принято "Положение о порядке подготовки научных работников", вводившее в высших учебных заведениях страны практику подготовки научных работников через аспирантуру. Поступившие в аспирантуру выполняли и защищали научные работы, проходили педагогическую практику, срок обучения в аспирантуре устанавливался в три года. С целью улучшить отбор кандидатов на поступление в аспирантуру на следующий год Наркомпрос утверждает еще одно постановление — о введении института студентов-выдвиженцев. Эти меры так же могли серьезно улучшить заинтересованность студентов в результатах своей учебы и повысить ее качество. Однако положение 1926 г. о студентах-выдвиженцах в корне порывало с устоявшейся практикой, когда претендентов на поступление студентов в аспирантуру подбирали ведущие профессора. Теперь это право фактически переходило к действовавшим в вузах общественным организациям.

Первый список аспирантов 2-го МГУ, в том числе с педагогического факультета, был утвержден Государственным ученым советом 12 сентября 1925 года. А уже в 1927/28 учебном году только педфак рекомендовал в аспирантуру 23 кандидата, а в 1928/29 учебном году — 38 кандидатов. Из этого числа 9 человек было принято в РАНИОН, в Институт научной педагогики — 7 человек, В Институт Красной профессуры — 1, в МГУ — 1. Сам педфак становился крупным центром подготовки специалистов в области образования, здесь к концу 1928 г. обучалось 64 из 102 аспирантов, работающих по разделу педагогических наук при педфаках, педвузах и научно-исследовательских учреждениях всей страны. Среди рекомендованных в аспирантуру в 1929 г. были А.Б. Астахов, литературовед, позже работавший в Институте мировой литературы им. А.М. Горького; А.Г. Басова, ставшая одним из преподавателей дефектологического факультета МГПИ им. В.И. Ленина; будущие профессора Академии общественных наук Б.М. Лейбзон и П.С. Черемных. Одним из первых выдвиженцев был студент общественно-экономического отделения Г.Д. Обичкин, крупный ученый, длительное время проработавший заместителем директора, а затем директором ИМЛ при ЦК КПСС. Помимо многочисленных работ, авторами которых он был, Геннадий Дмитриевич проявил свои незаурядные научные и организаторские способности при подготовке 2-го и 3-го изданий Большой Советской Энциклопедии, а так же 4-го и 5-го Собраний сочинений В.И. Ленина. Наконец, среди выдвинутых в те году выпускников педфака был один из крупнейших отечественных историков, автор трудов по истории международных отношений, США, России Николай Николаевич Яковлев.

Кроме работы со студентами и аспирантов, педфак уже на первом этапе своего существования стал крупным педагогическим центром Москвы. При нем действовало значительное количество курсов, лабораторий, других подшефных учебных заведений. Как сообщалось в справке, подготовленной деканатом факультета в отдел педагогического образования Главпрофобра, при педфаке действовали следующие вспомогательные учреждения: Физический институт; Химическая лаборатория; Психологическая лаборатория; Ботаническая лаборатория; Зоологическая лаборатория; Географическая лаборатория; Кабинет по историческому материализму.

В этот период педагогический факультет становится инициатором поиска новых форм взаимодействия между вузом и школой, повышения общего уровня педагогической деятельности и подготовки кадров для новой школы. Так, например, в письме деканата факультета в Хамовнический отдел народного образования отмечалось: "Педагогический факультет при 2-ом МГУ, имеющий своей задачей подготовку высококвалифицированных педагогов как дошкольного, так и школьного типа, приступает к созданию целого ряда вспомогательных детских учреждений при Педфаке. Находя невозможным и не желательным создание таких учреждений в пределе Хамовнического района без контакта в работе с отделом народного образования, Педфак считает наиболее рациональной форму взаимного обслуживания Педфаком нужд отдела народного образования и обратно. Педфак, имеющий в составе своих преподавателей до 120 профессоров и преподавателей, многие из которых являются выдающимися специалистами в области школьного и дошкольного дела, причем число это еще более увеличится с развертыванием 3-го и 4-го курса". Далее в письме говорилось, что Педфак хотел бы стать тем Педагогическим центром, "который не только бы выполнял задачу подготовки высококвалифицированных работников дошкольного и школьного дела, но и всеми силами способствовал поднятию квалификации лиц, уже работающих в детских учреждениях".

Воплощением этой линии педфака в жизнь стало создание в 1923 году комиссии по связям с учительством. В рамках этой комиссии работала две секции: по педагогическим и методическим вопросам. Целью ее деятельности было оказание помощи учительству и воспитателям по вопросам педагогической, профессиональной и общественной работы, изучение практики школьного образования и дошкольного воспитания, налаживание взаимосвязи школы с академической и вузовской наукой. К середине 1920-х гг. комиссии удалось наладить взаимодействие с 17 дошкольными учреждениями, 53 школами I ступени, 12 школами-семилетками и школами II ступени, 2 школами крестьянской молодежи, 6 учреждениями Профобра, 6 методбюро, школами умственно отсталых детей и другими учебными заведениями общим количеством около ста. В 1928 г. комиссия имела уже не две, а семь секций, в работе которых участвовало около ста пятидесяти человек, в основном студентов. "Опыт этой работы, — писал журнал "Советское студенчество", оценивая опыт комиссии по связям с учительством педфака, — должен быть всемерно использован всеми студентами-общественниками педвузов, жалующимися на отрыв педвузов от практики" (23).

Позиции педагогического факультета в системе Наркомпроса серьезно усилились после присоединения к нему ряда учебных заведений, так же работавших в сфере народного просвещения. Так, еще в 1922 г. на основании постановления Главпрофобра от 20 мая "О реорганизации высших педагогических учебных заведений" в состав педагогического факультета 2-го МГУ вошли высшие педагогические курсы иностранных языков. Следующая волна расширения педфака приходится на 1924 — 1925 годы. Именно в этот период, как уже говорилось, в состав факультета вливается расформированный Московский институт педологии и дефектологии. В решении коллегии Наркомпроса по этому вопросу, в частности, было указано: "студентов (расформированного института) перевести частью в Ленинградский объединенный педагогический вуз и частью на педфак 2-го МГУ". Несколько раньше, по декрету СНК РСФСР от 8 августа 1924 г. "Об изменениях сети высших учебных заведений" в состав 2-го МГУ было включено естественно-педагогическое отделение 1-го МГУ. В 1930 г. филиалом педагогического института становится "Пречистинский рабфак". Он был образован при содействии 2-го МГУ на базе Пречистенских рабочих курсов уже в 1919 г., но на протяжении всех 1920-х гг. фактически оставался самостоятельным учебным заведением и готовил поступающих в технические вузы. Вместе с тем и тогда между рабфаком и 2-ым МГУ существовало тесное сотрудничество: многие преподаватели рабфака или работали во 2-ом МГУ или были его студентами, или входили в состав правления клуба 2-го МГУ.

В середине 1920-х гг. к педфаку 2-го МГУ были присоединены Высшие научно-педагогические курсы. К тому моменту ВНПК уже успели зарекомендовать себя как одно из наиболее сильных и престижных педагогических учреждений страны. Постановление об открытии Московских Высших научно-педагогических курсов было принято Наркомпросом в мае 1920 года. В основном они занимались переподготовкой специалистов, уже имевших высшее образование (техническое, медицинское), для занятий педагогической деятельностью в средних профессиональных учебных заведениях. В документах, регламентирующих деятельность ВНПК основной задачей провозглашалось привить воспитанникам курсов любовь к творческой научно-педагогической работе через вовлечение всех преподавателей и слушателей курсов в деятельность по руководству курса

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...