Вопрос №83 Конституционная хартия 1814 и 1830 гг. Вторая республика во Франции. Конституция 1848.
После ниспровержения Наполеона и восстановления прежней монархической власти вместе с прежней династией Бурбонов новый король Людовик XVIII, возвращаясь во Францию, даровал своему народу так называемую Хартию. Эта Хартия 1814 г. вводила совершенно новый конституционный принцип и заключала в себе такие элементы, которые заставляли дать новое определение понятию конституции. Она была первой октроированной конституцией, так как являлась не результатом народной воли и учредительных прав нации, а следствием уступок со стороны традиционной монархической власти. Источником ее была монархия; монарх, являвшийся главою государства с незапамятных времен, учреждал ее по своей доброй воле, он дарил ее народу. Таким образом, разница между прежним понятием конституции и новым была громадна. Но эта разница в конце концов сводилась все-таки к вопросу о происхождении конституции, а не к самому важному вопросу о ее существе. По своему существу и октроированная конституция вводила новый принцип государственного устройства. Хотя она была выражением воли абсолютного монарха, но это была последняя его воля как абсолютного монарха. Она была последним актом абсолютной монархии, ею абсолютная монархия упразднялась и устанавливалась монархия конституционная. Следовательно, октроированная конституция подлежала дальнейшим изменениям не иначе, как с согласия народных представителей, выражающих волю народа; только если народные представители принимали решение о поправке или изменении конституции, только в таком случае она подлежала изменению. Однако этот несомненный смысл всякой октроированной конституции был выяснен не сразу, а только после целого ряда исторических событий и главным образом после июльской революции 1830 г. Старшая линия Бурбонов поплатилась даже престолом во Франции из-за того, что короли из этой линии и их правительства стремились придать другой смысл октроированной конституции, сохранявший за королевской властью некоторую долю самостоятельных учредительных прав
Конституционная Хартия 1814 г. также имела большое влияние на развитие конституционных учреждений в европейских государствах; она послужила образцом для целого ряда аналогичных монархических конституций. Особенно в государствах южной Германии было издано много конституций этого типа. До сих пор еще действуют аналогичные конституции, изданные в Баварии в 1818 г., в Бадене и Вюртемберге в 1819 г., в Гессене в 1820 г. и в Саксонии в 1830 г. Впрочем, эти конституции, в отличие от октроированных, или дарованных конституций, обыкновенно называются актированными, т.е. договорными. Действительно, формально они были не следствием единоличной воли короля, а результатом соглашения короля с земскими чинами или прежним сословным представительством, которое специально для этого созывалось. В некоторых государствах, как, например, в Вюртемберге, земские чины созывались вплоть до начала XIX столетия, в других государствах, хотя и был значительный промежуток, когда они не созывались, память о них была еще жива. В том и другом случае было естественно при выработке конституции обратиться к ним, так как введение конституции означало и реорганизацию самих земских чинов в народное представительство. По содержанию эти конституции чрезвычайно приближались к французской Хартии 1814 г.; что же касается их формы как договорного акта, то она указывала на их происхождение, а не на их существо. Все видные немецкие теоретики государственного права первой половины XIX столетия, как Клюбер, оба Захариэ, Цэпфль, Р. фон Моль и др., согласны в том, что название этих конституций пактированными указывает на их происхождения, а не на их правовой характер. Впрочем, Р. фон Моль еще в сороковых годах XIX столетия во втором издании своего «Государственного права Вюртембергского королевства» утверждал, что договорной характер этих конституций не вполне уничтожался с изданием их и что известные черты договорности остались им присущи. Это мнение было, несомненно, результатом невыработанности основных понятий государственного права. В современной теории государственного права является общепризнанным положение, что договор может только предшествовать изданию конституции так же, как и созданию нового государства. Но сама конституция никогда не бывает договором, а всегда есть закон, и следовательно, государственное устройство, организация и функции высших органов государственной власти всегда основаны на законе, а не на договоре.
Следующий этап в развитии конституционной идеи был создан движением 1830—1831 гг. В 1830г. июльская революция во Франции привела к падению старшей линии Бурбонов. Хартия Людовика XVIII была пересмотрена и опубликована как пересмотренная хартия представителем новой династии Людовиком Филиппом. Но гораздо большее значение имела конституция Бельгии. Бельгия, объединенная на Венском конгрессе с Голландией в одно королевство, была недовольна своим государственно-правовым положением; она стремилась к самобытности и независимости. В 1830 г. вспыхнуло восстание, которое увенчалось успехом и привело к образованию особого Бельгийского государства. Был созван конгресс для выработки конституции, закончивший свои работы в 1831 г. Выработанная им конституция 1831 г. по своим принципам представляет компромисс между первой французской конституцией 1791 г. и дарованной хартией Людовика XVIII 1814 г. С одной стороны, в этой конституции провозглашается, что суверенитет принадлежит нации и что все власти исходят от народа; с другой, эта конституция установила наследственную монархию и, таким образом, передала часть власти на все времена наследственным монархам. В феврале 1848 г. в Париже была расстреляна мирная демонстрация горожан, требовавших демократизации политического строя, всеобщего избирательного права на бесцензовой основ и улучшения экономического положения народа. Это послужил толчком к вооруженному восстанию. Восставшие овладели Парижем. Король Франции Луи-Филипп отрекся от престола.
Революционеры публично сожгли королевский трон, и в марте 1848 г. во Франции была провозглашена. Вторая республика. Вскоре состоялись выборы в Учредительное собрание, подавляющее большинство мест в котором получили умеренные республиканцы с учетом того, что в Собрании было много и монархистов, они оказывали на сторонников республики существенное влияние именно консервативное большинство Учредительного собрания) санкционировало расстрел июньского восстания рабочих 1848 г, после чего, наконец, утвердило текст буржуазной Конституции. Положив в основу текста новой (пятой по счету) Конституции Второй республики 1848 г. доктрину народного суверенитета депутаты, прежде всего, закрепили республиканскую форму правления. Сохранялось прежнее административно-территориальное деление страны на департаменты, дистрикты и коммуны. Провозглашалось разделение властей (ст. 19), а представительное правление в стране основывалось на принципах всеобщего (для мужчин) избирательного права (ст. 24). Однопалатное Национальное собрание в составе 750 депутатов, избиравшееся на три года (ст. 31), объявлялось высшим органом законодательной власти. В компетенцию Национального] собрания входило: исключительное право принятия законов; решение вопросов войны и мира, утверждение торговых договоров и другие вопросы. Так, Государственный совет Франции назначался Национальным собранием на шесть лет и являлся своеобразным противовесом парламенту. Президент (гл. V Конституции), избиравшийся на четыре года, | становился впервые во французской истории главой исполнительной власти. Он обладал весьма существенными полномочиями: руководил армией, полицией, административным аппаратом. Президент избирался Собранием, а не избирателями от департаментов, что делало его во многом независимым от народа.
Как уже отмечалось, по Конституции вводилось всеобщее, прямое избирательное право. Избирательные права получили все! французы-мужчины в возрасте 21 года и старше, а избранными тайным голосованием могли быть лица, достигшие 25 лет. В целом Конституция Второй республики была удачным юридическим актом как по структуре, так и по содержанию. Однако в ней не было предусмотрено действенных правовых средств по стабилизации положения в обществе. Не предлагалось также реальных правовых «противовесов» в случае конфликта конституционных властей. Поэтому первый президент Франции, племянник Наполеона I, Луи Бонапарт, занял пост президента, получив значительную поддержку со стороны крестьян, поверивших его обещаниям уменьшить налоговое бремя и предоставить им дешевые кредиты. Буржуазия также поддержала Луи Бонапарта, поскольку нуждалась в сильной власти для предотвращения новых революционных выступлений. В декабре 1851 г. Луи Бонапарт разогнал Национальное собрание, провозгласив себя императором Наполеоном III. Конституция 1848г. была упразднена.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|