Образец оформления протокола
Приложение № 1.
Список отчетной документации
1. Отчет о проделанной работе.
2. Дневник студента-практиканта.
3. Развёрнутые фотозаписи всех наблюдаемых уроков.
4. Содержательные анализы трех уроков по математике, обучению чтению, письму (на выбор).
5. Протоколы и результаты исследований УУД первоклассника. Психолого-педагогическая характеристика школьной готовности первоклассника и рекомендации.
6. Социально-психологический портрет класса.
7. Проект сценария проведения 1 сентября в классе.
Приложение № 2.
Схема отчета студента-практиканта
1. ФИО студента, группа.
2. Место прохождения педагогической практики (класс, фамилия, имя, отчество учителя, школа).
3. Условия для проведения учебно-воспитательной работы с классом.
4. Перечень проведенных мероприятий и их анализ (достоинства и недостатки).
5. Умения, приобретенные практикантом во время прохождения практики.
6. Успехи и трудности в проведении педагогической практики, предложения по улучшению ее организации.
Приложение № 3.
Требования к ведению и оформлению дневника студента-практиканта
В дневнике должно быть отражение деятельности студента-практиканта в школе.
Дневник содержит:
- задачи практики и формируемые в ходе практики компетенции;
- список учащихся по форме последней страницы классного журнала;
- список учащихся по интересам;
- расписание звонков в школе;
- расписание уроков;
- график внеклассных мероприятий;
- план работы на каждый день практики;
- фотозаписи всех наблюдаемых уроков;
- анализ трех уроков: математика, обучение чтению, письму;
- анализ по дням практики;
- сравнительный итоговый анализ;
- протоколы и результаты исследований УУД первоклассника;
- психолого-педагогическую характеристику школьной готовности первоклассника и рекомендации;
- социально-психологический портрет класса;
- проект сценария проведения 1 сентября в классе.
Дневник педагогической практики имеет следующую форму:
Образец оформления дневника
студента-практиканта __________________________________________________________________
группы______________________________
специальности______________________________________________________
Практика проводится в школе № _______ в классе ______________________________
с ___________ по ____________
учитель __________________________________________________________________
методист
__________________________________________________________________
Директор школы____________________________________________________________
Зам. директора по УПР (УВР)
_________________________________________________________________
Адрес школы____________________________________________________________
№ телефона__________________________________________________________
Примерная схема дневника учета работы студента во время педагогической практики
Дата
| Время
проведения
| Мероприятие
| Краткое содержание
мероприятия (урок, внеклассное мероприятие, динамическая пауза, диагностика и пр.)
| Организатор мероприятия (учитель, студент-практикант, родитель и пр.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение №4
Алгоритм анализа урока
3аписать исходные данные: школа, класс, ФИО учителя, тема урока.
Составить общую характеристику урока.
2.1. Назвать цель урока, определить его тип:
если тип урока (тип урока может быть определен в течение урока)
| то цель
|
изучение новых знаний;
урок постановки учебной (или частной) задачи;
| формировать новое знание (способ действия),
|
закрепление;
урок решения частных задач;
| формировать умение и навык,
|
обобщения и систематизации знаний (способов действий), умений учащихся;
| обобщить и систематизировать знания (способы действий), умения, повысить теоретический уровень знаний учащихся,
|
урок контроля;
| проверить сформированность знаний (способов действий), умений, навыков учащихся,
|
комбинированный;
| несколько равноценных дидактических целей,
|
2.2. Определить, соответствуют ли компоненты урока его типу:
Тип урока
| Компоненты урока
|
Урок изучения новых знаний (способов действий).
| 1. Подготовительный этап.
2. Этап изучения новых знаний.
3. Этап закрепления знаний.
|
Урок постановки учебной (или частной) задачи.
| 1. Ситуация успеха.
2. Ситуация разрыва.
3. Формулировка задачи.
|
Урок закрепления знаний (способов действий).
| 1. Этап актуализации знаний.
2. Этап формирования знаний, умений, навыков.
|
Урок решения частных задач.
| 1. Этап актуализации знаний.
2. Этап решения частых задач.
|
Урок обобщения и систематизации знаний (способов действий), умений учащихся.
| 1. Этап актуализации знаний.
2. Этап обобщения и систематизации знаний.
|
Урок контроля.
| 1. Этап актуализации знаний.
2. Этап выполнения заданий самостоятельно.
|
Комбинированный урок.
| Сочетает в себе разные равноценные структурные компоненты.
|
2.3. Указать, рационально ли было распределено время между этапами урока.
Выполнить анализ каждого этапа урока, которые имели место при его реализации:
- перечислить виды деятельности, которые имели место на каждом этапе;
- адекватны ли виды деятельности цели этапа:
если цель
| то вид деятельности
|
формировать новое предметное знание (способ действия),
| информационно-рецептивный или
эвристический или
исследовательский;
|
формировать предметное умение и навык,
| инструктивно-репродуктивный;
|
обобщить и систематизировать предметные знания (способы действий), умения, повысить теоретический уровень предметных знаний учащихся,
| инструктивно-репродуктивный;
|
проверить сформированность предметных знаний (способов действий), умений, навыков учащихся,
| инструктивно-репродуктивный;
|
несколько равноценных дидактических целей,
| информационно-рецептивный и (или, только) инструктивно-репродуктивный;
|
- эффективны ли выбраны методы обучения для реализации видов деятельности на каждом этапе урока:
если вид деятельности
| то метод обучения
|
информационно-рецептивный
| объяснение или
репродуктивная беседа;
|
эвристический
| эвристическая беседа;
|
исследовательский
| исследовательский метод;
самостоятельная работа;
метод постановки и решения учебной (частной) задачи;
|
инструктивно-репродуктивный
| практическая работа;
|
- эффективны ли выбраны организационные формы для реализации видов деятельности на каждом этапе урока:
если вид деятельности
| то форма обучения
|
информационно-рецептивный
| фронтальная;
|
эвристический
| фронтальная;
|
исследовательский
| групповая, индивидуальная, коллективно-распределительная, межгрупповое взаимодействие, разновозрастное сотрудничество;
|
инструктивно-репродуктивный
| фронтальная устная работа или
фронтальная самостоятельная работа;
|
- эффективны ли выбраны средства обучения для реализации видов деятельности на каждом этапе урока:
если вид деятельности
| то средство обучения
|
информационно-рецептивный
| демонстрационное;
|
эвристический
| демонстрационное;
|
исследовательский
| индивидуальное;
|
инструктивно-репродуктивный
| демонстрационное или индивидуальное;
|
Оценить, реализуется ли на уроке системно-деятельностный подход:
Деятельностный подход
| Репродуктивный подход
|
Для постановки учебной, учебно-практической, проектной задачи учителем используется специально созданная учебно-практическая ситуация.
Учителем разработан проект урока.
| Тема урока, начало новой темы учителем сообщается самостоятельно.
Учителем разработан план урока.
|
Организуется самостоятельный инициативный коллективный поиск решения поставленной задачи с использованием учебного действия моделирования.
| Новое знание сообщается классу в готовом виде через репродуктивные способы и формы организации образовательного процесса.
|
На уроке преобладают инициативные детские предметные действия с использованием разных форм коллективно-распределенной учебной деятельности (парные, групповые формы). Учитель – координатор действий учащихся.
| На уроке преобладают активные действия учителя, учащиеся в основном осуществляют исполнительские действия.
|
Используются диалоговые формы организации решения поставленных задач с использованием разных специально организованных «позиций».
| Используются фронтальные формы организации образовательного процесса, где учитель занимает главную роль при освоении нового учебного материала.
|
Современные информационные технологии используются для организации поисковой деятельности учащихся.
| Современные информационные технологии в основном используются как современные технические средства обучения для наглядности в учебном процессе.
|
На уроке особое место занимают рефлексивные действия учащихся, которые специальным образом организуются учителем.
| На уроке учитель сам подводит результаты урока.
|
Оценить, над какими личностными достижениями велась работа на уроке.
№ п/п
| Личностные достижения:
|
1.
| формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
|
2.
| формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
|
3.
| формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
|
4.
| овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
|
5.
| принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
|
6.
| развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
|
7.
| формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
|
8.
| развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
|
9.
| развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
|
10.
| формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
|
Оценить, над какими метапредметными достижениями велась работа на уроке.
№ п/п
| Метапредметные достижения:
|
регулятивные:
|
1.
| овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
|
2.
| освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
|
3.
| формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
|
4.
| формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
|
5.
| освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
|
6.
| использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
|
7.
| активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
|
8.
| использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
|
9.
| овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
|
познавательные:
|
10.
| овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
|
11.
| овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
|
12.
| овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
|
13.
| умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
|
коммуникативные:
|
14.
| готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
|
15.
| определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
|
16.
| готовность конструктивно разрешать конфликты по средством учета интересов сторон и сотрудничества;
|
Оценить эффективность урока в целом:
- достиг ли урок цели;
- активность учащихся на уроке (за счет чего).
Приложение №5
Образец оформления протокола
Протокол № 1,….
от _____(дата проведения)
- Название методики
- Автор
- Цель
- Материал
- Инструкция
- Ход проведения (протокол)
- Обработка результатов
- Выводы
Протокол может быть выполнен в форме таблицы
Вопросы
| Варианты ответов
| Ответы
|
1. Нравится ли тебе выполнять сложные задания по математике?
| а) да; б) иногда; в) нет.
| А
|
| | |
Приложение №6
Воспользуйтесь поиском по сайту: