Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема психолого-педагогической характеристики готовности ребенка

К обучению в школе

1. Данные о ребенке:

- Фамилия, имя ________________________________________________

- Родился в ________году, ___________числа, ______________месяца

- До поступления в 1 класс воспитывался ___________________________

- Сведения о семье (Ф.И.О. родителей, где работают, чем занимаются, домашний адрес, сколько в семье детей)

2. Особенности физического развития и состояния здоровья:

- общая характеристика физического развития (из медицинской карты: соответствует или не соответствует возрастной норме, выше или ниже нормы)

- отклонения в физическом развитии (отклонений нет; состоит на учете в диспансере; дефекты речи, слуха, зрения и др.)

- Интерпретация результатов диагностики

3. Степень сформированности личностных УУД:

- положительное отношение к школе, чувство необходимости учения;

- проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий;

- предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе;

4. Степень сформированности регулятивных УУД:

− умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

− умение сохранять заданную цель;

− умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

− умение контролировать свою деятельность по результату;

− умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

5. Степень сформированности познавательных УУД:

- умение выделять существенные признаки объектов;

- умение устанавливать аналогии на предметном материале;

- операция классификации и сериации;

6. Социальная готовность:

- Особенности поведения в школе (поведение на уроке, переменах, внеурочных мероприятиях; отличается ли его поведение в разных ситуациях школьной жизни)?

- Выполнение школьного режима (опаздывает ли на уроки, есть ли пропуски занятий без уважительных причин; другие нарушения правил поведения в школе, если они есть).

- Типичная реакция на неудачи (в чем или в ком видит чаще всего причину их; что делает для исправления; насколько сильно переживает неудачи, по сравнению с успехом, или равнодушен)

- Положение в классе (пользуется авторитетом или нет; пользуется симпатией большинства одноклассников, вызывает у них антипатию; одноклассники – эмоционально нейтральны по отношению к нему; получает большое внимание со стороны мальчиков или девочек)? (На основе наблюдения за его поведением и общением с одноклассниками).

- Отношение самого ученика к сверстникам (хочет дружить со своими одноклассниками, со сверстниками вне класса, вне школы; равнодушен к ним; имеет друзей преимущественно своего возраста, старше или младше себя; друзья только своего пола или нет)?

- Стиль отношения со сверстниками (спокойно-дружелюбный, агрессивный, заискивающий, неустойчивый, неопределенный, стиль отношений существенно меняется в разных ситуациях – каких?).

- Интерпретация результатов диагностики.

7. Общие выводы о готовности ребенка к обучению в школе.

Рекомендации к индивидуальному подходу к ребенку в обучении.

Приложение №7

Социально-психологический портрет класса

Показатели Характеристика
  Количество мальчиков и девочек  
  Возраст детей  
  Место жительства детей  
  Социальный статус семей  
  Состояние здоровья детей  
  Принцип комплектования класса  
  Наличие в классе второгодников  
  Общая готовность класса к обучению в школе (по результатам исследований)  
  Выводы об успешности обучения детей в школе  

 

Приложение №8

Вопросы к анализу первого дня

 

1. Как руководство школы спланировало этот день?

2. Каково было настроение и эмоциональное состояние учителя, детей и их родителей?

3. Приёмы общения учителя с учениками?

4. Как были организованы первые занятия, что особенного можно было выделить в оформление класса?

5. Как учитель обращался с родителями детей?

Приложение №9

Вопросы к анализу второго и последующих дней

1. С чего начался день?

2. Какие требования ставит учитель перед детьми? В чём заключается усложнение требований?

3. Каков стиль общения учителя с детьми?

4. Какие УУД формирует учитель и какими способами?

5.Какие психологические особенности детей учитывает учитель при знакомстве с первой книгой?

6. Какая наглядность используется на уроке и с какой целью?

7. Степень активности детей на уроках?

8. Какими методами учитель поддерживает внимание детей и их интерес?

9. Как организуются перемены?

10 Как учитель формирует общеучебные навыки?

Приложение №10

Вопросы к сравнительному анализу

(сравниваются первый и последний день)

1. Изменения в структуре урока. Какой части урока отводится большее количество времени в первый и последний дни?

2. Степень усвоения учебных навыков. Насколько продвинулись дети в их усвоении?

3. Активизация умственной деятельности. Постоянен или разнообразен учитель в применяемых методах и приёмах обучения?

4. Формирование УУД. Каким УУД уделялось особое внимание?

5. Уровень сформированности поведения в условиях урока, усвоение правил поведения на уроке и в перемену.Какие подходы использовал учитель?

6. Формирование навыков учебной деятельности. Какие приёмы использовал учитель, вырабатывая навыки работы с учебным материалом и школьными предметами?

7. Стиль общения учителя с детьми. Использование невербальных коммуникативных средств (интонационная выразительность, мимика, жесты и т.д.) Было ли взаимодействие двусторонним? Использовался ли учителем юмор? Соответствует ли общение возрасту детей (доступность речи, отсутствие заискивания, объективность, требовательность, богатство, построение фраз)?

8. Каким образом формировался детский коллектив?

9. Плавно, резко или затянуто осуществлялся переход от игровой к учебной деятельности?

10. Какие, по вашему мнению, стороны личности ребёнка развились на протяжении первой недель (2-х недель)?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...