Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)




Младший возраст – важнейший период в развитии ребенка. Именно в этот период происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Главные задачи этого этапа: обеспечение эмоционально-положительного самочувствия маленьких детей, поощрение и поддержка проявлений детской самостоятельности, накопление чувственного опыта предметно-познавательной в совместной со взрослым деятельности.

Предметы ближайшего окружения являются для маленького ребенка источником любопытства и первой ступенью познания мира, поэтому необходимо создание насыщенной предметной среды, в которой происходит активное накопление чувственного опыта ребенка. Игрушки и предметы в группе отражают богатство и многообразие свойств, стимулируют интерес и активность. Важно помнить, что ребенок многое видит впервые и воспринимает наблюдаемое как образец, своего рода эталон, с которым будет сравнивать все, увиденное позже. Именно поэтому необходимо педагогу обращать внимание на то, чтобы игрушки, предметы, изображения должны соответствовать реальным объектам мира, быть приближенными к ним по внешнему облику. Например, игрушечные животные должны соответствовать по цвету, строению, пропорциям реальным животным; не рекомендуется включать в обстановку объекты шаржеобразного, карикатурного характера, с искаженными пропорциями, неестественного цвета.

Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, крупные игрушки. Для них основной толчок к активному действию – внешний фактор. С учетом этого пространственная обстановка группы организуется для одновременной деятельности 2 – 3-х детей и взрослого. Целесообразно разделить площадь игрового помещения на две части: меньшую – для занятий и еды, большую – для игр и двигательной активности. Но большое пространство для маленьких детей обязательно должно быть «разбито» на небольшие, связанные между собой крупными предметами (модули, ящики с игрушками, большие машинки, кубы и пр. ) части. Размещать необходимо материалы на открытых полках, а сами материалы должны быть внешне привлекательными, яркими, броскими и самое главное, их не должно быть очень много. Не следует выкладывать сразу все материалы, в этом случае выбор игры для ребенка затрудняется, а наведение порядка на полках становится постоянной проблемой. Материал следует менять, тем самым, давая возможность детей заинтересоваться новым или «забытым старым». Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные и настольные), легкий модульный материал (поролон различного размера и формы, обтянутые клеенкой) – материал бесконечно привлекательный для ребенка, предоставляющий ему возможность изменять и выстраивать пространство по своему желанию. Этот материал привлекателен и для мальчиков и для девочек, и наличие в группе данного материала обязательно.

Игрушки для малышей должны быть, прежде всего, функциональными и носить обобщенный характер. Например, важно, чтобы автомобиль имел кузов, колеса, кабину, чтобы его можно было катать, все остальное (вид автомобиля, назначение) для ребенка пока незначимо. В группе для четырехлетних детей уже можно использовать игрушки, отражающие реальную жизнь (например, машина скорой помощи, грузовая, легковая машины, кукла-доктор и т. п. ). Ряд игровых атрибутов нужно заменить предметами-заместителями для развития воображения ребенка, расширения творческих возможностей игры. Для этого целесообразно иметь емкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров.

Самой выразительной особенностью детей начала четвертого года жизни является их стремление к самостоятельности. Оно проявляется в, так называемом, " кризисе трех лет", когда ребенок неожиданно для взрослого заявляет свои права на самостоятельность. Стремление к ней становится внутренним двигателем, направляющим интерес ребенка к практическим средствам и способам различных действий и побуждающим овладеть ими. Однако желание быть самостоятельным и возможность реализовать ее не всегда совпадают. Задача взрослого – помочь ребенку овладеть практическими средствами и способами достижения целей.

Маленький ребенок познает не только окружающий предметный и природный мир, но и мир людей, в том числе себя. Для того, чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей, воспитатель помогает ему научиться сопереживать самым близким людям — родителям, сверстникам, понимать их настроение. В группе с этой целью надо на уровне глаз детей прикреплять фотографии, картинки с изображением людей разного возраста (дети, взрослые), пола (мужчины, женщины), с разным выражением эмоционального состояния (грустные, веселые, смеющиеся, плачущие), с разными особенностями внешности, прически, одежды, обуви. Можно вывешивать фотографии членов семьи ребенка и его самого. Воспитатель обращает внимание ребенка на разные эмоциональные проявления человека, учит находить общее и отличное во внешнем виде людей.

Очень полезно в группе иметь много зеркал в разных местах, поскольку малыш сможет видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид. Кстати, психологами отмечено, что когда малыш видит себя в зеркале, он забывает про слезы. А уголок «ряженья» позволит ему изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавать себя, такого знакомого и незнакомого одновременно. Именно поэтому дети 3 – 4 лет так любят играть в «уголке ряженья». В нем как можно шире должны быть представлены атрибуты, помогающие обозначить внешний знак роли - фуражки, сумки, плащи, короны, шлемы и т. д. все это помогает детям в их возможностях быть такими же «большими и важными».

У детей младшего дошкольного возраста активно развиваются движения, они стремятся быстро ходить, бегать, лазать. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространственной организации среды оборудование целесообразно располагать по периметру группы, выделив игровую часть и место для хозяйственно-бытовых нужд, предусмотреть достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения для ребенка. Не рекомендуется включать в обстановку много оборудования, примерно две трети пространства должны быть свободными.

Материал и оборудование целесообразно расположить по следующим центрам:

Центры, их функциональное назначение Оснащение центров
Центр сюжетно-ролевой игры Социально-личностное развитие ребенка, расширение представлений об окружающем мире, обогащение игровых действий, ролевого взаимодействия, ролевого общения. 1. Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей, куклы разных размеров. 2. Уголок двигательных игрушек ( машины, самолеты, лодки и т. д. ). 3. Игрушки, изображающие предметы быта (посуда, бытовая техника, постельные принадлежности). 4. Стационарная кукольная мебель (кухня, комната, спальня), мебель для игры «Магазин», «Больница», «Парикмахерская». 6. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», строительные игры «Пароход», «Самолет», «Гараж» и пр. 7. Наборы образных игрушек небольшого размера для режиссерских игр (человечки, солдатики, герои мультфильмов).
Центр по развитию речи. Развитие речевой активности, приобщение к литературному слову. 1. Книжный уголок: · художественная литература соответственно возрасту и тематике; · книжки-малышки; · детские журналы; -серии сюжетных картинок; · тематические альбомы; · детские рисунки; 2. Речевое развитие: · дидактические игры по развитию речи «Расскажи сказку», «Подбери слово», «Большой и маленький» и др.; · наборы предметных картинок на классификацию лексических тем: «овощи», «фрукты», «Игрушки», «Мебель», «Посуда» и др.; разрезные предметные картинки: «Овощи», «Фрукты», «Животные», разрезанные на две, четыре части; · - кубики с предметными картинками (набор из 4 – 6 кубиков: «овощи», «фрукты», «игрушки», «животные»).

 

Центр строительно-конструктивных игр. Содействовать развитию разных видов конструирования. 1. Крупный напольный конструктор (деревянный, пластмассовый) 2. Разные виды среднего по размеру конструктора 3. Настольный мелкий деревянный конструктор. 4. Мелкие игрушки и транспорт для обыгрывания построек 5. Тематические конструкторы. 6. Модели готовых построек
Центр познавательной практической деятельностиСтимулировать активное отношение к окружающей действительности и способам ее изучения практическим путем. 1. Лаборатория: · емкости для игр с водой, песком · песок, формочки; · вспомогательное оборудование: воронки, лейки; · природный материал: шишки, камешки, вода, каштаны -элементарные измерительные приборы: 2 линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие; -разнообразные волчки, игрушки- забавы. 3. Дидактические игры на природоведческую тематику, иллюстрации с изображением зверей, птиц, рыб, овощей, фруктов, сезонных явлений. 4. Игры для интеллектуального развития: настольно-печатные, игры-головоломки, мозаики, наборы «Лего» и пр.
Экологический центрФормирование элементарных представлений о некоторых общих для человека, животных и растений, об их  признаках: движении, питании, росте. 1. Комнатные растения: бальзамин, колеус, аукуба, китайский розан. 2. (Календарь природы. 3. Аквариум с рыбами. 4. Лейки, деревянные лопатки, пластмассовые ведерки. 5.  Зимний огород: посадки луковиц. 6. Рисунки, в которых отражаются наблюдения детей за ходом распускания веток (прорастания луковиц). 7. Осенние листья, срезанные ветки деревьев (конец февраля): тополь, береза, сирень; 8. Альбомы «Времена года». 9. Шишки, желуди. 10. Наглядные пособия (альбомы, наборы картин, муляжи). 11. Дидактические игры.

 

Центр творчестваОвладение различными средствами и способами изобразительной деятельности 1. Изобразительные материалы: карандаши, восковые мелки, гуашь, акварель, пластилин. 2. Кисточки, палитры, баночки, доски для лепки, тряпочки, клеенки и пр.; 3. Крупные трафареты различных животных и овощей. 4. Цветная бумага, раскраски. 6. Материалы для нетрадиционных техник рисования. 7. Природный и бросовый материал для изготовления поделок совместно с воспитателем: катушки, каштаны, жёлуди и пр. 8. Поделки из природного и бросового материала.
Театрально-музыкальный центр Приобщение к театральному искусству. Развитие интереса к музыке. 1. Музыкальные игрушки (озвученные – музыкальная книжка, молоточек, волчок, погремушка, шкатулка); игрушка комбинированная с кнопками; не озвученные игрушкисамоделки; 2. Музыкальные инструменты: металлофон, бубны, барабан, колокольчики, дудочка, маракасы. 2. Театр игрушки, настольный театр, плоскостной, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «на палочках», «на перчатке», театр Петрушек, театр теней. 3. Ширмы, фланелеграф, 4. Элементы костюмов; полумаски

 

Центр развития движенийСоздание условий для занятия физическими упражнениями в группе, стимулирование желания детей заниматься двигательной деятельностью; воспитание осознанного отношения к своему здоровью 1. Физкультурное оборудование: скакалки, шнуры, разноцветные флажки, мячи большие и теннисные мячи, набивные мешочки с песком для метания, ленточки, кубики, кегли, обручи, гимнастические палки, кольцеброс; 2. Дорожка здоровья для профилактики плоскостопия. 3. Шапочки, медальки для подвижных игр.
Уголок безопасностиФормирование представлений о элементарных правилах безопасности. 1. Дидактический материал. 2. Дидактические игры. 3. Дорожные знаки. 4. Макет дороги. 5. Материал по ОБЖ и ПДД; 6. Атрибуты для сюжетно-ролевой игры. 7. Настольно-печатные игры.
Уголок уединения Обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка группы 1. Легкая воздушная беседка из прозрачной ткани 2. Подушки 3. Мягкие игрушки
Центр краеведения (этнографии)Формирование первоначальных представлений о национальных культурных традициях 1. Генеалогическое дерево (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок). 2. Альбомы о городе. 3. Иллюстрированные альбомы с произведениями белорусского фольклора ( стихи, сказки). 4. Иллюстрированные книги о белорусских городах. 5. Кукла в белорусском костюме.  Примечание: содержание уголка динамично и зависит от темы недели
Уголок дежурныхОвладение простейшими процессами хозяйственнобытового труда. 1. Фартуки. 2. Щетки- сметки. 3. Совки. 4. Карточки учета дежурств воспитанников по столовой, к занятиям.
Уголок труда Формирование представлений о необходимости поддерживать порядок в группе 1. Фартуки из материала и клеенки (для мытья игрушек вместе с воспитателем). 2. Уборочный инвентарь: таз, тряпки, щетки. 3. Альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда взрослых 4. Игрушки-орудия: лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы.

.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...